Шпаргалка по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка

Описание работы

1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)

Работа содержит 1 файл

Философия для аспирантуры.doc

— 505.00 Кб (Скачать)
ign:justify">Вопрос о современном содержании понятия цивилизации является дискуссионным. Многие авторы трактуют «цивилиза­цию» как обозначение той эпохи, которая приходит на смену «варварству» (Маркс); другие рассматривают ее как синоним культуры (Тойнби); третьи - как стадию деградации, упадка культур (Шпенглер); четвертые рассматривают ее как выражение высших достиже­ний человека в различных сферах его деятельности; пятые употребляют это понятие для обозначения своеобразия той или иной страны» группы стран на определенном этапе развития.

33. Сущность культуры. Многообразие культур

Что же такое культура в ее философском понимании, то есть взятая в ее существенных связях, зависимостях? Начнем с того, что сам термин «культура» латинского происхождения и первоначально означал возделывание почвы, т.е. ее «культивирование». В дальнейшем слово «культура» получило более обобщенное значение и им стали обозначать все созданное человеком. Там, где есть человек; его деятельность, там есть и культура. Деятельность человека, на какие бы виды она ни подразделялась, в конечном счете, сводится к производству либо материальных, либо духовных ценностей. Эти сферы деятельности отличны друг от друга и по способу их осуществления, и по результатам, и по общественному назначению. Совокупность материальных и духовных, ценностей, а также способов их создания, умение использовать их для дальнейшего прогресса человечества, передавать от поколения к поколению я со­ставляют культуру. К культуре относится все то, что противостоит натуре, т.е. девственной природе Принято различать материальную и духовную культуру,

К материальной культуре относятся, прежде всего, средства производства и предметы труда, вовлеченные в водоворот обще­ственного бытия. Материальная культура, уровень и характер ее развития тесно связаны и определяются производственными отноше­ниями, господствующими в данном обществе. Материальная культура является показателем уровня практического овладения челове­ком природой.

К духовной культуре относятся наука и степень внедрения ее достижений в производство, уровень образования населения» состояние просвещения, медицинское обслуживание, искусство, нравственные нормы поведения людей в обществе, владение логикой мышления и богатством языка, уровень развития материальных и духовных потребностей и интересов людей. Существенной состав­ляющей духовной культуры является религия.

Таким образом, культура охватывает все достижения человечества в области как материального, так и духовного производ­ства. Однако понятие культуры трудно поддастся однозначному определению. Не случайно в философской литературе существует множество различных формулировок, каждая из которых раскрывает отдельные стороны этого многогранного явления. Поэтому целе­сообразно выделить четыре главных аспекта понятия культуры:

1. Культура есть сфера свободной самореализации личности, сфера творчества. Она предоставляет человеку возможность свободно развиваться в духовном плане, осуществлять свои идеи, проекты, творческие замыслы. Культура не является внешней по отношению к человеку. Ее смысл в том, чтобы человек жил жизнью культуры, воспринимал ее достижения как часть своей души. В культуре как особой сфере человек выявляет и реализует свои неограниченные возможности познания и творчества, он обнаруживает способность превосходить все заранее установленные масштабы, ощущает себя существом творческим. Однако во многих случаях человек вынужден быть не творцом, а исполнителем. Поэтому наряду со сферой свободы существует и сфера необходимости, которой подчиняйся человек. Таким образом, в обществе существуют две сферы - сфера свободы и сфера необходимости. Однако в человеке живет неистребимая тяга к тому, чтобы выйти за пределы необходимости свободно и самостоятельно создавать то, что ему нравится, реализовывать свои познавательные и творческие возможности. Именно поэтому в обществе существует сфера культуры - сфера сво­бодного творчества Культура как сфера свободного творчества дает возможность человеку реализовывать свою тягу к самореализации, проявлению своей индивидуальности.

2. Культура есть ценностное отношение к реальности. Она раскрывается как совокупность представлений о ценностях и идеалах. Идеал - это представление о должном, а, следовательно, образ совершенства. В большинстве случаев ценности и идеалы име­ют религиозное происхождение. Как идеалы, так и ценности во многом обусловлены особенностями той или иной национальной куль­туры, культурной эпохи. Однако можно выделить и универсальные (общечеловеческие) ценности. К ним в первую очередь относятся: уважение к жизни и достоинству личности, долг, честь, справедливость, совесть, уважение к предкам, а, следовательно, к истории сво­ей страны, милосердие и сострадание. В современном обществе универсальные ценности подвергаются мощному отрицательному давлению под действием многих факторов. Утрате ценностей способствует, в частности, массовый характер современного общества, а также усложнение условий человеческого бытия в целом.

3. Культура есть искусственный, созданный мыслью, духом и руками человека мир, отличный от природы. Будучи концен­трированным выражением ценностного отношения, к реальности, культура в большинстве случаев связана с утонченностью и изящест­вом. В этом смысле культура противоположна грубости и примитивности. Утонченность культуры — это наличие в ней не только тонов, но и полутонов, тончайших изгибов мысли, оттенков настроений и чувств. Подлинная культура берет не громадностью форм, а их выразительностью, соразмерностью, гармоничностью, т.е. изяществом.

4. Философский анализ культуры не может обойтись без еще одного аспекта культуры, а точнее вопроса о многообразии культур. Источник различия надо искать в исторических условиях формирования тех или иных культур. Культурные различия - один из источников многообразия исторического процесса, придающий ему многокрасочность, многомерность. Каждая культура как некая целостность неповторима, уникальна, и эта неповторимость, незаменимость каждой культуры означает, что в определенном отноше­нии разные культуры равны между собой. Конечно, нельзя отрицать развития в сфере культуры, а, следовательно, и того факта, что есть более развитые, более мощные и менее развитые, менее распространенные и сильные культуры. Так что же такое многообразие культур? Многообразие культур - объективная реальность, и к ней можно подходить двояко: руководствоваться либо идеей единства мировой культуры, либо утверждением несовместимости культур, считая, что каждая из них стимулируется своими принципами и не способна вступать во взаимодействие с другими культурами.

34. Философские основы теоретических учений о государстве (Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, Гегель, Маркс)

В системе политической организации общества особо важное место принадлежит государству. Государство существовало не всегда. Оно - результат исторического развития общества, его закономерной дифференциации на различные социальные группы, ре­зультат прогрессирующего развития производительных сил, сопровождавшегося выделением различных видов труда и образованием института собственности. Понятие государства так же менялось в процессе развития общества. Ниже выделим его основные моменты.

Платон. Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывает тем, что отдельный человек не спо­собен удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде и т.д. В рассмотрении проблемы общества и государства он опи­рался на излюбленную им теорию идей и идеала. «Идеальное государство» является сообществом земледельцев, ремесленников, про­изводящих все необходимое для поддержания жизни граждан, воинов, охраняющих безопасность, и философов-правителей, которые осуществляют мудрое и справедливое управление государством. Такое «идеальное государство» Платон противопоставил античной демократии, допускавшей народ к участию в политической жизни, к государственному управлению. «Идеальное государство», по Пла­тону, должно всемерно покровительствовать религии, воспитывать в гражданах благочестие, бороться против всякого рода нечестивых. Эти же цели должна преследовать и вся система воспитания и образования.

Аристотель. Он считал естественным стремление людей к совместной жизни и к политическому общению. По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству». Следу­ет заметить, что Аристотель не отделял идею общества от идеи государства. Первым результатом социальной жизни он считал образо­вание семьи - муж и жена, родители и дети... Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Аристотель выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам. Государство возникает только тогда, когда создается общение ради благой жизни между семействами и родами, ради совершенной жизни. По мысли Аристотеля, бедные и богатые оказы­ваются в государстве элементами, диаметрально противоположными друг другу, так что в зависимости от перевеса того или иного из элементов устанавливается и соответствующая форма государственного строя. Он выделял следующие формы государственного прав­ления: монархию, аристократию и политию. Отклонение от монархии дает тиранию, отклонение от аристократии - олигархию, от по­литии - демократию. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. Наилучшее государство - это такое общество, в котором средний элемент представлен в большем числе, где он имеет большее значение сравнительно с обоими крайними элементами. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

Гоббс. Он определял государство как «искусственное тело», рассматривал его как человеческое, а не божественное установ­ление. По мысли Гоббса, государство возникло как на основе общественного договора из естественного догосударственного существо­вания, когда люди жили, разобщено и находились в состоянии «война всех против всех». Государство было учреждено в целях обеспе­чения всеобщего мира и ограждения безопасности. В результате общественного договора на государя (или государственные органы) были перенесены права отдельных граждан, добровольно подчинивших свою свободу. На государя была возложена функция охраны мира и благоденствия. Благо народа, полагал Гоббс, - высший закон государства. В вопросе о формах государства симпатии Гоббса были на стороне монархии.

Локк. Его Социально-политическая концепция содержится в «Двух трактатах о государственном правлении». Первый трак­тат посвящен опровержению божественного права монарха на абсолютную власть, второй - содержит теорию конституционно парла­ментской монархии, по существу являясь оправданием социально-политического строя Англии того времени. Неизбежность государст­венной власти Локк рисует с позиции теорий естественного права и «общественного договора». В отличие от абсолютистской теории государства Гоббса, правительства, согласно Локку, передается только некоторая часть «естественных прав» ради эффективной зажиты всех остальных - свободы слова, веры и, прежде всего собственности. Законодательная власть в государстве должна быть отделена от исполнительной (включая судебную), причем само правительство должно подчинятся законам. Народ имеет право не поддерживать и даже ниспровергать безответственное правительство.

Гегель. Различает гражданское общество и политическое государство. Гр общ - сфера реализации частных целей. Три момента 1) система потребностей; 2) отправление правосудия; 3) полиция и кооперация. Для гр общ необходима не только частная собственность, но и защита ее со стороны закона, суда и полиции. Важна также гласность и публичность. Гр общ и государство соотносятся как рассудок и разум. Гр общ - внешнее государство, а подлинное гос - разумно и есть основание гр общ Государство есть разделение властей как его членов.

Он уподоблял государство живому организму с присущими ему «государственными» органами: они — члены единого целого, которым нельзя отколоться или изолироваться, не повергая государство в болезнь. Государство - это общественный организм с определенной структурой. При этом государство немыслимо без определенной сращенности жизни людей в государственном составе целого. А такая жизнь предполагает, чтобы личная добродетель стала в той или иной степени всеобщим мерилом собственно человече­ского бытия. Основная сущность государства, в понимании Гегеля, может быть определена так: это конкретное единство эмпирически дискретного множества людей. Так, первое условие наличности государства есть существование человеческих индивидуумов. Все вместе они образуют как бы одно тело народа, слагающее действующее государство. Однако это не простое множество разрозненных людей, т.е. это не толпа, лишенная связи и единства. Народ не может жить без государства: это было бы чревато хаосом и гибелью. Таким образом, частные интересы людей должны подчиняться условиям, необходимым для существования целого. Но и само целое должно заботиться о благе частного, т.е. о благе своих граждан. Обосновывает наследственную конституционную монархию.

Маркс. Рассматривая учение Маркса о государстве можно выделить две его главные особенности: государство не могло бы ни возникнуть, ни держаться, если бы возможно было примирение классов; государство есть орган классового господства, орган угне­тения одного класса другим, есть создание «порядка», который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновение классов. Для Маркса было совершенно очевидно, что освобождение угнетенного класса невозможно не только без насильственной революции, но и без уничтожения того аппарата государственной власти, который господствующим классом создан и в котором это «отчуждение» воплощено.

В заключении отметим следующую мысль Маркса. Политические философы заявляют, что не преследуют никакого интере­са, а лишь ищут вечную истину, когда пишут свои трактаты, однако в любую эпоху самые интеллектуальные и одаренные философы по чистой случайности совершенно точно доказывали, что наилучшая политика и законодательство — те, которые наиболее пригодны для служения правящему классу. Аристотель провозгласил, что человек является разумным животным, и затем пришел к заключению, что поскольку некоторые люди разумнее других, то природа, очевидно, создала «естественных рабов» и «естественных хозяев». То, что греческое общество в это время было рабовладельческим, видимо, не имело к делу никакого отношения. Джон Локк рассмотрел закон природы и вывел из него оправдание договорной свободы и законного равенства, необходимые для развития появляющегося капитали­стического класса Англии. Такой же анализ можно провести и по отношению к философии самого Маркса, так как его теория истори­ческого материализма была оправданием революции рабочего класса.

35. Направленность общественного развития и проблема прогресса. Смысл истории

На протяжении почти всей истории развития философской мысли в ряду с другими фундаментальными идеями существен­ное место занимала идея прогресса. Большая часть человечества, прежде всего мыслители, верует в прогресс, т.е. не только в эволю­цию, а в поступательное движение человечества к одной высшей разумной цели, к идеалу блага, достойного всеобщего желания, иску­пающего все жертвы, все страдания.

Общественный прогресс представляет собой очень сложное, противоречивое движение социума. Существует определенный критерий этого процесса. Определение этого критерия расходится. Марксизм исходит из того, что таким критерием является объектив­ный, т.е. рост производительности труда, рост производительных сил общества. По этому критерию можно считать, например, что феодальное общество более прогрессивно, чем рабовладельческое. Но существуют и иные трактовки. Критерием прогресса является рост социальной свободы. Поэтому может быть высокий уровень технологии, но если неразвита свобода человека, его права, то о про­грессе не может быть и речи. Раньше прогресс понимался как прямолинейное движение от низшего к высшему, но есть регресс. Стали говорить о капиталистическом прогрессе и социалистическом. Прогресс трактуют как объективную социальную синергию.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"