Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 12:00, шпаргалка
1. Философия, ее предмет и место в культуре человечества
2. Сущность мировоззрения и его формы: мифология, религия, философия
3. Основные философские направления, их основания и различия
4. Рождение античной философии. От допонятийного мышления к понятийному (Милетская школа, Гераклит, пифагорейцы, Элеаты)
5. Материалистическая теория Демокрита
6. Открытие мира идей: Сократ и Платон
7. Философия Аристотеля
8. Основные проблемы и идеи средневековой философии
9. Возникновение науки Нового времени и проблема научного метода. Эмпиризм и рационализм (Бекон, Декарт)
10. Английская философия XVIIXVIII вв. (Гоббс, Локк, Беркли, Юм)
Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало - «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своем развитии 3 этапа:
• Развитие идеи в ей собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. Закономерное движение категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, представлено в Логике.
• Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Это означает порождение природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику.
• Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своб содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. С достижением этой стадии развитие прекращается.
Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. Тем самым были сформулированы три закона диалектики: 1) закон перехода количественных отношений в качественные; 2) закон направления развития; 3) закон единства и борьбы противоположностей.
Философской системе гегелевского идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, объективное божественное мышление строго логично. В-третьих, разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает свое содержание, а затем и материальный мир - природу и общество, тем самым, представив мир в развитии и раскрыв содержание основных законов диалектики.
В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель выразил, диалектику вещей. Однако он был непоследователен в проведении того или иного диалектического принципа, так как диалектика разрабатывалась в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя требованиям своей объективно-идеалистической системы, Гегель вынужден был изменять диалектическому методу. Его метод был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система его ограничивала. Противоречие между методом и системой Гегеля - это противоречие между конечным и бесконечным. Тем не менее, Гегель поднял на новый уровень разработку диалектического метода и осуществлял с его помощью анализ познания, исторического процесса, человеческой деятельности. Общим выводом философии Гегеля является признание разумности мира.
14. Философия марксизма и ее место в истории философской мысли
Традиции классической философии защищал и развивал марксизм. Следуя им, веря в науку и общественный прогресс, марксизм, однако, не абсолютизировал роль науки как всесильного инструмента.
Философия Карла Маркса (1818 - 1883) отражает переходный характер развития философии в XIX столетии. Она является составной частью единого социально-политического учения, включающего также политическую экономию и теорию «научного социализма». На становление К. Маркса как мыслителя большое влияние оказала немецкая классическая философия.
Марксистскую философию, часто делят на диалектический и исторический материализм. Диалектический материализм изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования мира в целом, отношения и взаимодействие человека с окружаюшей действительностью, и наиболее общие принципы ее познания. С точки зрения Маркса материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство общества, право, мораль, религиозные и другие явления.
В начале 1844 года Маркс пишет одну из наиболее интересных и дискуссионных работ - «Экономическо-философские рукописи 1844 года», в которой излагается концепция отчуждения. Отчуждение - процесс превращение деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную, довлеющую над человеком силу. В качестве главного вида отчуждения Маркс выделяет отчуждение труда. Формами отчуждения выступали: 1) опустошение и обеднение труженика в процессе труда; 2) противостояние условий труда - субъекту труда; 3) отчуждения результатов деятельности от субъекта; 4) отчуждения теории от практики; 5) бюрократическая машина. В условиях частной собственности, чем больше трудится рабочий, тем сильнее над ним власть капитала. Маркс выделяет различные аспекты отчуждения труда:
1. Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает нужные для жизни предметы - продукты труда. Ни исходные материалы, ни продукты труда ему не принадлежат. Природа для рабочего только средство труда, а предметы производства - средство жизни. Рабочий полностью от них зависит.
2. Процесс труда для рабочего принудителен. Труд - это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой, т.е. свободен.
3. Труд подневольный отнимает у человека его «родовую» жизнь. Труд для рабочего - это лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Рабочий относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е. отчужденно.
4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.
Почему же человек становится отчужденным? Отчуждение равнозначно существованию частной собственности. Частная собственность - основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что экономическая история - ключ к пониманию человеческой жизни как таковой.
Устранение отчуждения процесс, обратный отчуждению. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, т.е. с революционным устранением отчуждения и частной собственности как его основы, создания коммунистического общества как общества подлинно человеческих отношений, где каждый сможет свободно трудиться и развивать свои способности, присвоить себе свою человеческую сущность и стать универсальным существом.
Выделим основные тезисы Маркса: 1) в основу мировоззрения кладутся не религиозно-мистические или идеалистические, а выводы современного естествознания; 2) Маркс открыто признал свою связь с интересами определенного класса - пролетариата; 3) как следствие ставится принципиально новая задача - не ограничиваться объяснением мира, а выбрать методологию его преобразования, в первую очередь - преобразования общества на основе сознательной революционной деятельности; 4) отсюда центр философских исследований переносится из области чистого познания и отвлеченных человеческих отношений, а также из области абстрактных рассуждений об общем устройстве мира на область практики; 5) это приводит к тому, что материализм впервые распространяется на понимание общественной жизни; 6) наконец само мышление было понято по иному - оно рассматриваться не как продукт развития природы, но как результат сложной исторической общественно-трудовой деятельности, т.е. практики.
Маркс придает понятию практики характер категории философии, формулирует принцип единства теории и практики. «Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело состоит в том, чтобы изменить его». В то же время Маркс, работавший большую часть жизни над экономической теорией, не написал специальной систематической работы по философии. Однако в «Капитале» находят решение гносеологические проблемы. Так он вскрывает противоречивые отношения между абстрактным мышлением и чувственным отражением действительности, делает вывод о важнейшей роли абстрактного мышления как качественно новой высшей ступени познания, указывает на сложность и трудность познания общественных явлений.
Заслугой Маркса является разработка новой формы материализма. Вскрывая специфические законы развития капитализма, мыслитель развивает и обогащает научное понимание наиболее общих законов всякого развития - законов диалектики. На основе исследования «анатомии» капиталистического общества были сформулированы основные принципы материалистического понимания истории, даны формулировки наиболее общих законов общественного развития. Создание материалистического понимания истории открыло уникальную возможность для практического применения философской теории, философского обоснования творческой деятельности по воплощению гуманистических принципов в жизнь.
Значительный вклад в разработку теории марксизма внес Ф.Энгельс (1820-1895), друг Маркса, написавший вместе с ним работы «Святое семейство», «Нищета философии» и другие, издавший 2 и 3 тома «Капитала». В работах «Анти-Дюринг», «Диалектика природы» Энгельс систематизировал диалектико-материалистические идеи, сформировал тезис о материальном единстве мира, разработал учение о формах движения материи и их взаимосвязи. Все это позволило ему разработать единую систематическую картину природы, соответствующую научным представлениям XIX века.
15. Западная философия науки: от позитивизма к постпозитивизму
Позитивизм - философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного) знания могут быть лишь отдельные конкретные (эмпирические) науки и их синтетические объединения, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Представители позитивизма ограничивали роль философии методологической функцией и стремились заменить ее системой наук, основанной на опыте. Позитивизм: 1) утверждает первенство науки: наше знание - это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом - одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мировоззренческих вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: 1. собственно позитивизм (40 - 70гг XIX в) - Огюст Конт, Джон Стюарт Милль, Герберт Спенсер; 2. эмпириокритицизм (конец XIX в - начало XX в) – Эрнст Мах, Рихард Авенариус; 3. неопозитивизм (20 - 50-е годы XX в) - Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел.
Позитивизм. Основателем позитивизма считается Огюст Конт (1798 - 18S7) , изложивший в «Курсе позитивной философии» (1830 - 1842) основные положения нового подхода. Центральная идея философии Конта - «закон трех стадий». Как отдельный индивид, так и человечество в целом в своем развитии проходят три стадии: I) теологическую, или фиктивную; 2) метафизическую, или абстрактную; 3) научную, или позитивную. Объяснение явлений сверхъестественными и абстрактными сущностями на первых двух стадиях сменяется на позитивной стадии отказом от теологии и метафизики, господством позитивных наук, научным объяснением всех явлений. Главное средство познания - наука. Конт уделяет большое внимание классификации наук. В свою классификацию он включает и созданную им новую науку - социологию, выявляющую законы функционирования общества Философии отводится роль методологии наук. Конт создает проект общества, в котором значительную роль играет религия любви к Человечеству.
Джон Стюарт Милль разрабатывает проблему опытного познания: разрабатывает намеченную еще Ф. Бэконом теорию индукции. Он дал окончательную формулировку методов научной индукции: сходства, различия, сопутствующих изменений и остатков, основанных на причинном единообразии природы. Герберт Спенсер рассматривал философию как конечный продукт обобщения данных наук. Основываясь на теории Дарвина, Спенсер разработал теорию эволюции, понимаемую упрощенно, как единство дифференциации и интеграции. У Спенсера прослеживается стремление биологизировать понимание мира и процесса познания.
Эмпириокритицизм. В последней трети XIX века формируется новая форма позитивизма - эмпириокритицизм, или философия критического опыта. Крупнейшие его представители стремились критически переосмыслить понятие опыта, давая ему, по сути, субъективно-идеалистическую интерпретацию. С точки зрения эмпириокритиков, все есть лишь опыт. В опыте нет различий физического и психического, при их разделении, согласно Рихарду Авенариусу, опыт разрушается. Эрнст Мах, как и Авенариус, рассматривал познание, в том числе науку, как форму адаптации к среде. Адаптация требует соблюдения принципа «экономии мышления», то есть отказа от метафизических (внеопытных) утверждений. Мир образуется из элементов опыта, группируемых в события. Элементы опыта понимаются как ощущения, то есть мир сводиться к совокупности ощущений. Ощущение - важнейшая форма приспособления организма к среде. Мах, с одной стороны, биологизирует понимание познания, с другой - субъективирует его как процесс комбинации ощущений.
Неопозитивизм, Неопозитивизм - третий этап в развитии позитивизма в 20-х годах XX века. В его основе лежит убеждение в возможности решения философско-методологических вопросов науки, абстрагируясь от философии как метафизики (здесь имеется в виду философско-идеалистическое учение о сверхчувственных принципах бытия) и опираясь лишь на положительные знания. Особую популярность он приобрел в среде научной интеллигенции в 30 - 40 годы. Неопозитивизм наследовал принципиальную позицию позитивизма, которая состояла в отрицании метафизической проблематики вообще и в изучении познания в частности.