Лекции по "Философии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций

Описание работы

Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.

Содержание

ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы

Работа содержит 1 файл

konspekt_lektsy_po_filosofii.doc

— 681.00 Кб (Скачать)

Первой стороной оценка тяготеет к знанию, а второй – к норме. Норма – это общепризнанное правило, которое направляет и контролирует поведение человека в соответствии с интересами общества или отдельных групп. Обычно норма выступает как требование, предписывающее или запрещающее какое-либо действие. Сложившиеся в обществе нормы имеют относительную устойчивость и, в свою очередь, воздействуют на оценочную деятельность. Основные функции оценки:

  1. гносеологическая состоит в том, что оценка является специфическим моментом познания;
  2. активизирующая выражает способность оценки формировать активную установку и ориентацию на практическую деятельность;
  3. вариативная заключается в том, что оценка предполагает выбор, предпочтение субъектом каких-либо объектов;
  4. мировоззренческая проявляется в том, что оценка – необходимое условие формирования и развития самосознания человека.

 

 

21.3. Проблема классификации ценностей

 

При классификации ценностей  в философии используются два подхода. В первом случае основанием для классификации выступают особенности объекта, а во втором – субъект ценностного отношения.

По первому основанию  выделяют ценности материальные и духовные. Такое разделение является чрезвычайно общим и условным. Поэтому оно уточняется путем выделения отдельных типов ценностей в зависимости от видов деятельности. Исходным моментом общественной жизни является практика, а необходимым условием ее осуществления – природные объекты. Они образуют природные ценности – воздух, вода, почва, леса. В условиях нарастания экологических проблем выделяются экологические ценности (чистый воздух и вода, девственный лес и т.п.).

К материальным ценностям относятся ценности экономического характера. Они включают в себя не только материальные блага, но и сам процесс труда, в результате которого они создаются. С экономическими ценностями связаны социальные: жизнь, здоровье, свобода, достоинство и другие. К ним примыкают ценности политические: избирательное право, свобода слова, совести, собраний и т.д. К собственно духовным ценностям относятся этические и эстетические. Особенность этических ценностей заключается в том, что они не имеют материального воплощения, а проявляются в нравах, обычаях, идеалах и т.д. Эстетические ценности содержат в себе два слоя:

  1. первый слой образует чувственная реальность, природные качества предметов;
  2. второй слой представляет собой результат преломления  этих свойств через призму человеческого опыта.

Особенностью духовных ценностей является то, что они  существуют не только в предметной форме, но и как процесс деятельности, неотделимый от его результатов. Они, как правило, не имеют стоимостной формы выражения и в процессе потребления не присваиваются в личную собственность. Духовные ценности не подвержены моральному старению в такой степени, как материальные. Их потребление не носит пассивного характера, потребляя их, человек духовно обогащается и совершенствуется.

По субъекту ценностного  отношения выделяют ценности индивидуальные, групповые и общечеловеческие.

Индивидуальные  ценности порождены потребностями и интересами индивида и выступают как личностное преломление общих интересов.

Групповые ценности не сводятся к простой сумме ценностей индивидов, входящих в группу, они связаны с групповым интересом. Коренной интерес группы обычно заключается либо в сохранении своего положения, либо в его изменении. Из этого следует, что групповыми ценностями будут те, которые удовлетворяют этот интерес. Если ценности индивида противоречат ценностям группы, то они приносятся в жертву групповым.

Общечеловеческие  ценности вырастают из индивидуальных и групповых и выражают коренные интересы всех людей независимо от их расовой принадлежности и социального статуса: жизнь, здоровье, благополучие, взаимопонимание и т.п.

 

 

21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций

 

Ценностные ориентации формируются в результате сознательного выбора субъектом жизненно важных для него объектов. Отдавая предпочтение каким-либо ценностям, человек определяет направление своей жизни. Тип ценностной ориентации индивида может определяться способом его деятельности. Если человек отдает предпочтения индивидуальным ценностям, то это говорит об эгоистической направленности ценностных ориентаций. Если в качестве цели он выбирает ценности коллектива, то это коллективистская ценностная ориентация. Предпочтение тех или иных ценностей отражаются в различных социальных теориях. В религиозной этике особое значение придается аскетизму, который отрицает радости земной жизни, а высшей ценностью провозглашает вечную небесную жизнь.

Противоположностью аскетизма  является гедонизм, который рассматривает наслаждение и отсутствие страданий как главную ценность. Близок к нему эвдемонизм: он называет высшей ценностью счастье, но понимает его не как просто чувственное наслаждение, а как достижение внутренней свободы.

В XVIII в. на волне критики феодализма сформировался утилитаризм. Он называет руководящим принципом поведения полезность. Индивидуальные интересы утилитаризм рассматривает как единственно реальные, а общественные сводит к сумме индивидуальных.

Таким образом, система  ценностных ориентаций личности формируется  под воздействием многочисленных факторов как общесоциальных, так и особенностей микросреды, которая окружает личность.

 

 

 

ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего

 

22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности

 

Футурология – обобщенное название концепций о будущем человечества. Этот термин был предложен немецким социологом О. Флетхеймом, который пытался создать философию, альтернативную всем предшествующим социальным учениям, в 1943 г.

С начала 60-х гг. XX в. под футурологией понимали научную дисциплину, задачей которой является определение перспектив всех явлений и, прежде всего, социальных. В этот период возникло множество научных центров, разрабатывавших научно-технические и социально-экономические прогнозы. В скором времени пришло понимание, что футурология не имеет собственного предмета исследования. В конце 60-х гг. XX в. этот термин вообще вышел из научного оборота.

С 70-х гг. XX в. термин «футурология» используется как образный синоним понятия «исследование будущего». В 60-е гг. XX в. в футурологических исследованиях преобладало технократическое направление, сторонники которого видели в развитии науки и техники главное средство решения всех социальных проблем. Они выдвинули концепцию постиндустриального общества. Ее главным разработчиком был американский социолог Д. Белл (р. 1919 г.). Он утверждал, что история человечества – это последовательный процесс смены трех фаз цивилизационной организации общества.

  1. Традиционное общество основано на сельском хозяйстве, характеризуется консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры.
  2. Индустриальное общество, основанное на машинной индустрии, характеризуются урбанизацией, либерально-демократическими институтами власти и плюрализмом в культуре.
  3. Постиндустриальное общество, для которого характерны следующие направления социальной трансформации:
  • переориентация экономики от товаропроизводства к сервису;
  • преобладание интеллектуальных технологий;
  • замена классовой дифференциации общества дифференциацией профессионалов;
  • замена конфликта между трудом и капиталом конфликтом между профессионализмом и некомпетентностью;
  • выдвижение на первый план феномена знаний;
  • реорганизация культурной среды, формальной стороной которой является компьютеризация, а внутренней – содержательная ориентация на интеллектуальные приоритеты.

На основе концепции Д. Белла сформировались две основные модели исследований постиндустриального общества: европейская и американская. Первая отличается высоким теоретическим уровнем и повышенным вниманием к социокультурной проблематике. Вторая концентрирует внимание на прикладных исследованиях и создании сценариев развития власти, семьи, войны и т.д. Сферой пересечения интересов этих моделей является экологическая проблематика, которая признается главным приоритетом социальной стратегии.

В конце 60-х – начале 70-х гг. XX в. экологические проблемы стали главными в футурологии. Ведущей организацией, которая занимается их разработкой, является «Римский клуб» – влиятельное, неправительственное, международное объединение наиболее авторитетных ученых и общественных деятелей. «Римский клуб» видит свою задачу в выработке рекомендаций, призванных гармонизировать социальные отношения в мире. В 1972 г. им была выдвинута концепция «нулевого роста». Она предлагала отказаться от дальнейшего развития науки и техники и сосредоточиться на совершенствовании уже существующих технологий. Ее утопичность сразу стала предметом общей критики. В связи с этим была предложена концепция «органического роста», в соответствии с которой развитым странам предлагалось заморозить свои научно-технические разработки и обеспечить «подтягивание» развивающихся стран до уровня экономических лидеров. Однако и эта концепция была признана несостоятельной. На рубеже 70-80-х гг. XX в. возникла концепция «неограниченного роста». Ее суть состоит в том, что научно-технический прогресс способен решить  проблему человечества, а его издержки временны и преходящи.

Таким образом, при оценке перспектив развития человечества происходит острая борьба «оптимистического» и «пессимистического» направлений. Будущее человечества зависит от того, насколько удастся наполнить научно-техническую революцию гуманистическим содержанием и преодолеть ее негативные последствия.

 

 

22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования

 

Прогнозирование – это научное исследование перспектив развития какого-либо явления.

По объекту выделяют естествоведческое и обществоведческое  прогнозирование. Объекты первого  характеризуются неуправляемостью или малой управляемостью. Рекомендации в рамках этого прогнозирования являются безусловными и ориентированными на приспособительные действия к ожидаемому состоянию объекта. В рамках обществоведческого прогнозирования возможно самоосуществление или саморазрушение прогноза как результат его учета. Источником информации о будущем, которое лежит в основе прогнозирования, являются основанные на опыте и аналогии оценки перспектив вероятного и желаемого состояния объектов.

В социальном прогнозировании  широко используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, аналогии и специальные методы отдельных наук: экономики, статистки, социологии. Одним из методов прогнозирования выступает экспертная оценка, которая представляет собой аргументированное заключение авторитетных специалистов (экспертов) о перспективах развития какого-либо процесса. Типовая методика прогнозирования включает в себя следующие этапы:

  1. предпрогнозная ориентация: определение объекта и предмета прогноза, проблем, целей, задач, выдвижение рабочих гипотез и т.д.;
  2. сбор данных прогнозного фона, то есть учет всех факторов, влияющих на развитие объекта;
  3. построение базовой модели объекта, которая представляет собой систему показателей, параметров, отражающих его структуру;
  4. проекция в будущее базовой модели с учетом факторов прогнозного фона; оценка степени достоверности полученных результатов;
  5. выработка рекомендаций исследовательских учреждений для всех заинтересованных структур с целью оптимизации принимаемых управленческих решений.

В качестве исследовательских учреждений, которые занимаются прогнозированием, выступают общегосударственные научные центры и различные отраслевые министерства и ведомства.

Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии какого-либо объекта в будущем, основанное на специальном научном исследовании.

Социальные прогнозы рассматривают в широком и узком смысле слова. В широком смысле они представляют собой:

  • комплексное предвидение преобразований социальной среды под влиянием объективных и целенаправленных субъективных факторов;
  • определение перспектив развития социальной сферы жизни общества, то есть всей совокупности общественных отношений;
  • определение последствий научных открытий и внедрение научно-технических разработок.

В узком смысле слова  социальные прогнозы – это определение перспектив развития отдельных социальных объектов: производственных коллективов, учебных заведений, института брака и семьи и т.д.

По пространственному  критерию различают прогнозы планетарные, межгосударственные, государственные, региональные и местные.

По преимущественной ориентации выделяют поисковые и  нормативные прогнозы. Поисковые  отвечают на вопрос, в каком направлении пойдет развитие объекта прогнозирования. Нормативные отвечают на вопрос, что нужно сделать, чтобы достичь желаемых результатов.

Информация о работе Лекции по "Философии"