Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:28, курс лекций
Мировоззрение – это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, которые определяют отношение человека к миру и регулируют его поведение. В структуру мировоззрения входит 4 основных компонента.
Познавательный, включающий в себя обобщенные знания, которые формируют конкретно научную и универсальную картину мира. Ценностно-нормативный, состоящий из идеалов, убеждений, верований, правил и т.д. Все они характеризуют то или иное отношение человека к миру. Эмоционально-волевой, объединяющий эмоции, настроения, чувства, которые обеспечивают превращение знаний и ценностей в личные убеждения человека.
Практический, выражающийся в готовности человека к определенному типу действий в конкретных обстоятельствах.
ЛЕКЦИЯ 1 Круг проблем философии и ее роль в жизни общества
1.1. Мировоззрение: его сущность, структура и исторические типы
1.2. Философия как особый тип мировоззрения. Основной вопрос философии и две его стороны
1.3. Функции философии
ЛЕКЦИЯ 2 Философия Древнего мира
2.1. Специфика философской мысли Древнего Востока
2.2. Характерные особенности философии античности
ЛЕКЦИЯ 3 Философия средних веков
3.1. Характерные особенности философии Средневековья
3.2. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики
4 Философия эпохи Возрождения
4.1. Основные черты мировоззрения Возрождения
4.2. Натурфилософия эпохи Возрождения
4.3. Социально-политическая мысль эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 5 Философия Нового времени
5.1. Эмпиризм в философии Нового времени
5.2. Рационализм в философии Нового времени
5.3. Характерные особенности мировоззрения Просвещения
ЛЕКЦИЯ 6 Немецкая классическая философия
6.1. Субъективный идеализм И. Канта
6.2. Система объективного идеализма и диалектический метод Гегеля
6.3. Антропологический материализм Л. Фейербаха
ЛЕКЦИЯ 7 Возникновение и развитие философии марксизма
7.1. Предпосылки и теоретические источники философии марксизма
7.2. Основные идеи философии марксизма
7.3. Марксизм после Маркса
ЛЕКЦИЯ 8 Философия позитивизма
8.1. Классический позитивизм
8.2. Эмпириокритицизм (махизм)
8.3. Неопозитивизм
ЛЕКЦИЯ 9 Философский иррационализм
9.1. Иррационализм как философское направление
9.2. Основные темы экзистенциализма
9.3. Эволюция психоаналитической философии
9.4. Прагматизм
ЛЕКЦИЯ 10 Основные течения современной западной философии
10.1. Критический рационализм
10.2. Структурализм
10.3. Герменевтика
ЛЕКЦИЯ 11 Философия и национальное самосознание
11.1. Основные этапы развития и проблемы русской философии
11.2. Эволюция философской мысли в Беларуси
ЛЕКЦИЯ 12 Исходные категории философского анализа мира
12.1. Бытие и его структура
12.2. Формирование научно-философского понимания материи
12.3. Движение как способ существования материи. Формы движения материи и их взаимосвязь
12.4. Пространство и время как формы бытия материи
ЛЕКЦИЯ 13 Сознание как предмет философского анализа
13.1. Проблема сознания в истории философии
13.2. Происхождение сознания, его сущность и структура
ЛЕКЦИЯ 14 Диалектика и ее альтернативы
14.1. Проблема метода в философии. Принципы материалистической диалектики
14.2. Законы диалектики
14.3. Категории диалектики
ЛЕКЦИЯ 15 Проблема человека в философии
15.1. Природные и социальные факторы становления человечества. Человек как биосоциальное существо
15.2. Индивид. Индивидуальность. Личность
15.3. Проблема смысла жизни в философии
ЛЕКЦИЯ 16 Природа как предмет философского анализа
16.1. Понятие природы. Диалектика взаимодействия природы и общества
16.2. Экологические проблемы современности и перспективы их решения
ЛЕКЦИЯ 17 Деятельность и практика
17.1. Природа и сущность деятельности. Структура деятельности
17.2. Практика и ее виды
ЛЕКЦИЯ 18 Познание
18.1. Виды познания. Субъект и объект познания
18.2. Чувственное и рациональное познание
18.3. Проблема истины в философии
18.4. Методы научного познания
18.5. Формы научного познания
ЛЕКЦИЯ 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
ЛЕКЦИЯ 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
20.2. Общество как развивающаяся система
20.3. Общественный прогресс и его критерии
ЛЕКЦИЯ 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
21.2. Оценка, ее структура и функции
21.3. Проблема классификации ценностей
21.4. Социальная обусловленность ценностных ориентаций
ЛЕКЦИЯ 22 Философия и футурология. Научное прогнозирование будущего
22.1. Понятие футурологии. Основные футурологические концепции современности
22.2. Сущность прогнозирования. Методы научного прогнозирования
Список рекомендуемой литературы
Лекция 19 Философия науки
19.1. Понятие науки, ее структура и функции
Наука – это сфера познавательной деятельности людей, система объективного знания об окружающем мире и человеке, целью которой является достижение истины и открытие объективных законов развития мира. В узком смысле слова науку рассматривают, во-первых, как особую форму общественного сознания, отражающую мир в форме понятий и теорий. Во-вторых, как отрасль духовного производства, в котором заняты миллионы людей. В третьих, как общественный институт со сложной структурой и многими функциями. Современная наука включает в себя свыше 15 тысяч научных дисциплин, и в ней занято более 5 млн. ученых.
В науке выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. Первый уровень предполагает познание объектов на уровне явления, а второй – предполагает проникновение в их сущность. Современная наука выполняет ряд важных функций в жизни общества:
19.2. Язык науки. Проблема классификации наук
Язык науки – это одна из моделей естественного языка, которая возникает в процессе научного познания. Язык науки объективирует, то есть делает видимыми результаты научной деятельности. Фундаментом формирования языка науки была и остается живая человеческая речь. Чем «моложе» наука, тем ближе ее язык к повседневному и тем больше в нем заимствований из других сфер жизни. В каждой науке существует своя терминология, которая включает в себя не только элементы естественного языка, но и различные знаковые средства, которые создаются по соглашению между учеными. Такая система знаков тяготеет к моносемантичности (однозначности), она исключает свободное словотворчество, синонимичные ряды, контекстуальные синонимы и т.д. Смысл терминов может меняться, но эти изменения обычно связаны с изменением всей научной парадигмы. Моносематичность обеспечивает точность, сжатость, ясность изложения и облегчает взаимопонимание между учеными разных стран.
Языку науки недоступна эмоциональная функция. Состояние языков науки в настоящее время показывает, что наиболее универсальным из них является язык математики, который используется практически во всех научных дисциплинах, но требует адаптации к каждому конкретному объекту научного исследования.
Вплоть до XIX в. ведущей тенденцией развития науки была дифференциация, то есть отделение наук друг от друга. В настоящее время преобладает интеграция наук, которая предполагает укрепление их взаимной связи. Многообразные и сложные науки не дают возможности создать их единую классификацию на основе какого-либо одного признака. В самом общем виде науки разделяются на естественные, технические, социальные, гуманитарные. Иногда выделяют сельскохозяйственные, медицинские и психолого-педагогические науки. К естественным наукам относятся науки о космосе (астрономия), о земле (география), о человеке как биологическом существе, о физических, химических, биологических явлениях и процессах.
Социальные науки – это науки об обществе и разных сферах общественной жизни (социология, комплекс правовых дисциплин).
Гуманитарные науки – это науки о человеке как о духовном существе (история, филология).
Между науками нет жестких границ, особенно подвижна грань между социальными и гуманитарными науками. Особое место в системе наук занимают философия, математика, механика, кибернетика и некоторые другие. Оно обусловлено общим характером этих дисциплин.
19.3. Научно-техническая революция: сущность и основные направления
Научно-техническая революция (НТР) – скачкообразный переход к качественно новым, научно-техническим принципам развития производства. Современная НТР началась в середине XX в. и имеет 2 специфические черты:
Содержание современной научно-технической революции характеризуют четыре ее важнейших направления:
Современный этап научно-технической революции часто называют компьютерной революцией. Это обусловлено тем, что сфера информационных услуг увеличивается в четыре раза быстрее, чем растет общественное производство. В современных развитых странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере сервиса и информации.
Лекция 20 Общество как объект философского познания
20.1. Основные концепции общественного развития
Раздел философского знания, исследующий общественные явления и процессы, называется социальной философией. Особенности социальной реальности интересовали философов еще в древности. Однако самостоятельный статус социальная философия приобрела лишь во второй половине XIX в.
К этому времени в социально-гуманитарном знании сложились три основные подхода в объяснении общественных отношений.
Эти подходы оказали большое влияние на развитие социальной философии, но в силу своего редукционизма (сведения к одному основанию) не смогли в полной мере отразить многообразие общественной жизни. В связи с этим в социальных науках XX в. возникли две традиции в исследовании общества: социологизм и историцизм.
Социологизм рассматривает общество как объективную реальность, находящуюся вне индивидуального сознания. Его примером может служить марксистская модель социальной реальности.
Историцизм предполагает включение субъекта познания в социальную реальность. Основатель этой традиции В. Дильтей предложил разделять науки о природе и науки о духе. При этом исследование общественных явлений должно предполагать не только объяснение, но и понимание.
В настоящее время
возникло множество синтетических,
социально-философских
20.2. Общество как развивающаяся система
В широком смысле слова общество – это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющего совокупность отношений между людьми, которые складываются в процессе их жизнедеятельности. В узком смысле слова обществом называют отдельный этап человеческой истории или конкретное социальное образование.
Общество – это сложнообразованная саморазвивающаяся открытая система, которая включает в себя отдельных индивидов и социальные группы. Этой системе присущи следующие специфические черты:
20.3. Общественный прогресс и его критерии
Проблема направленности исторического процесса была поставлена еще в древности. Платон и Аристотель утверждали, что история общества – это циклический круговорот, который повторяет одни и те же стадии. Гесиод и Сенека утверждали, что общество регрессирует. Мыслители Древнего Китая утверждали, что «золотой век» человечества находится в прошлом.
В христианстве возникла идея, что развитие общества – это осуществление плана Бога, направленного на спасение человека. В Новое время преобладали оптимистические оценки общественного развития. Человеческий разум признавался всесильным, а возможности науки и техники беспредельными. Трагические события XX в. и возникновение глобальных проблем современности потребовали новых критериев социального прогресса в современных условиях.
Основу общественной жизни составляет материальное производство, однако его количественный рост не ведет автоматически к прогрессу. Большое значение здесь имеют такие моменты, как и на что направлено производство, за счет чего достигается экономический рост. Кроме того, в настоящее время понятие прогресса связывается с возможностями духовного и физического совершенствования человека, осознанием им ценности своего существования. Следовательно, критериями прогресса выступают такие интегративные показатели, как средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, степень распространения различных заболеваний, состояние здравоохранения, количество врачей на душу населения и т.д. В контексте духовного развития личности значимы такие показатели, как уровень грамотности, количество студентов и учащихся, качество образования и его доступность, развитие различных сфер культуры и искусства, интерес к духовным ценностям. Ежегодно ООН составляет специальный доклад, в котором содержится рейтинг стран по индексу человеческого развития. Первые места в нем традиционно занимают скандинавские страны.
Таким образом, в начале XXI в. критерии общественного прогресса приобрели гуманистическую направленность, то есть они связаны с человеческим существованием и обеспечением благоприятных условий для развития человека.
Лекция 21 Ценности и их роль в жизни общества
21.1. Сущность и природа ценностей
Важнейшим разделом философии является аксиология, которая представляет собой теорию ценностей.
Ценность – это объективная значимость разнообразных явлений действительности, содержание которых определяется потребностями общественных групп. Ценность – это всегда социальная значимость, то есть затрагивающая интересы многих людей или всего человечества. Ценность всегда выражает позитивную значимость: каждая вещь может приносить человеку и пользу, и вред, но ценностью она выступает лишь с позитивной стороны. Из этого следует, что понятие ценности имеет функциональный характер.
Источником ценностей выступает практическая деятельность людей. В процессе преобразования мира, люди знакомятся с различными свойствами вещей, выделяют наиболее значимые из них. Ценности имеют исторический характер. В каждую историческую эпоху существуют свои ценности, которые могут сохраняться, вытесняться новыми, возможен также возврат к прежним ценностям.
Таким образом, различные вещи, явления действительности определяются как ценности в зависимости от того, насколько они способствуют общественному прогрессу и насколько велика их роль в совершенствовании личности.
21.2. Оценка, ее структура и функции
Наличие ценностей в жизни общества предполагает оценочную деятельность. Оценка, с одной стороны, зависит от субъекта, а с другой – от объективных условий. Оценочная деятельность осуществляется как разумом человека, так и его чувствами, при этом в разных видах деятельности эти моменты сочетаются по-разному: в науке преобладает рациональная оценка, в искусстве – идейно-эмоциональная. Оценка зависит не только от объективной реальности, но и от особенностей оценивающего субъекта, от общества, в котором живет человек. Существует проблема истинных и ложных оценок. Оценка может формироваться на основе научных знаний, повседневного опыта, суеверий и предрассудков. При этом простая принадлежность оценки к науке не делает ее обязательно истинной.
В структуре оценки условно выделяют две стороны: