Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
Учение это- субъект. идеализм. Признается сущ. лишь челов. сознания, в кот. Б. различает идеи и души. Идеи - это воспринимаемые нами субъект качества. Души - воспринимающие, деятельные нематериальные субъекты дух. деятельности.
Идеи - пассивны; это лишь состояния. Души же активны. Б. пытается доказать, что вещи возникают благодаря восприятию и исчезают, когда прекращ. восприятие.
Б. пытается избежать солипсизма, т.е. вывода о том, что сущ. лишь один воспринимающий субъект. Он утверждает, что субъект сущ. в мире не один. Вещь, кот. перестал воспринимать один субъект может быть воспринята другими. Но даже если бы все субъекты исчезли, вещи не превратились бы в ничто. Они продолжили бы сущ. как сумма идей в уме Бога. Бог не может исчезнуть. Поэтому не мож исчезнуть и весь сотвор. им мир.Бог вкладывает в сознание отдельных субъектов содержание ощущений. - Это уже шаг по напр. к объект идеализму.
Давид Юм. (1711 - 1776) Сын небогатого Шотландского помещика. Юм - скептик, агностик. Окончил Эдинбургский университет. После поездки во Фр. издал “Трактат о чел. природе”, “Опыты нравственные и политические”. В 1963 Юм снова во Фр.. Он был знаком с Фр. просветителями (Деламбер, Гельвеций, Дидро...)
Задача знания быть руководством для практ ориентации. При этом единств. предметом достов знания считает объекты математики. Все др. объекты исследов. касаются только фактов, кот не могут быть доказаны логически, а выводятся исключ. из опыта.
Опыт однако понимается идеалистически. Действительность - поток впечатлений. Причины, поражд. эти впечатления - непознаваемы. Мы не можем даже знать сущ. ли вешний мир. Сущ впечатления наших чувств (ощущ) и впечатл. внутренних деятельностей души (рефлексии) От этих 2 видов первон. ощущ зависят идеи памяти и воображ. Ни одна идея не может быть образована без предшеств. ей впечатления.
Отношение между причиной и действием не может быть выведено ни интуитивно, ни путем док-ва. Возможно причинная связь и сущ. Возможно, что из 2 событий, след. одно за др. , предыд событие действительно причина, а послед. - следствие. Но так это или не так - установить невозможно. Прич. связь если и сущ - непознаваема. Однако люди склонны делать заключения от наблюд. в прошлом действий к подобным же действиям этих объектов в буд. (за весной следует лето) Они действуют исходя из уверенности, что та же посл будет и будущем.
Почему люди действ подобным образом? это р-т привычки. Однако действие привычки никогда не может превратить наше ожидание известного порядка в достоверность истинного знания. - скептицизм.
Поток наших впечтлений все же не хаотичен. Впечатления не равноценны и этого вполне достаточно для ориентации в мире.
В онтологии(уч о бытии) Юм отрицает сущ категории субстанции и сводит идею субст. к идее совокупности отдельных качеств.
В ф. религии он ограничивается единственным допущением, будто причины порядка во Вселенной имеют определенную аналогию с чел разумом. Отвергает всякое богословие. Религия не может быть основой морали.
Родился в 1596 г во Фр. в семье дворянина. Служил в армии. Много путешествовал. Долгие годы жил в Нидерландах, где занимался научной деятельностью. В 1649г. переселился в Стокгольм, где и умер в 1650г.
Декарт - выдающийся
ученый. Он творец аналит. геометри, ввел
метод координат, владел понятием о
функции. От Дек. ведет начало сист алгебраических
обозначений. В мех. Д. указал на относительность
движения и покоя, сформулировал з-н действия
и противодействия, а также з-н сохранения
полного кол-ва движ. при соударении двух
неупругих тел.
Субстанция – всякое сущее, к-рое не неждается для своего бытия ни в чем, кроме себя. Это м.б. предмет или идея.
Бог – высшая субстанция.
2 рода субстанций: духовные и материальные. Духовная неделима, материальная – делима до бесконечности. Атрибут дух. субстанции – мышление, атрибут материальной – протяжность. Ост. атрибуты производимы от этих и являются модусами.
Мировая материя
(=пространство) беспредельна, однородна,
не имеет пустот и бесконечно делима.
Сводит все качественное разнообразие
природных явлений к: 1. материи, тожд. с
пространством и 2. к ее движению. Движение
возникает в результате толчка. Первоначальный
толчок дал Бог.
В
ч-ке 2 субстанции. Они равноправны и
независимы др. от др. Ч-к - слабое существо,
но с помощью своего разума он способен
себя усилить и возвысить.
В силу этого
для док-ва реального сущ. мира необходимо
док-во существования бога. В числе прочих
идей в уме существует идея бога. Как понятие
о. всесовершенном, идея бога обладает
большей реальностью чем все др. идеи.
В причине должно быть по крайней мере
столько же реальности сколько в следствии.
Т.к. мы сущ-ем и т.к. мы суть следствия первопричины,
то существует и сама первопричина т.е.
бог. Но если всесоверш. бог существует,
то этим исключается возможность, чтобы
он нас обманывал. Этим обусловлена сама
возможность познания.
Гл. работа Д. «Рассуждение о методе»
Дедукция – способ достоверного знания.
Основа дедукции – врожденные идеи:
а) Понятия (бытие, Бог, число, длительность, телесность, воля, структурность
б) Суждения-аксиомы («у ничего не бывает св-в», «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть», «у всякой вещи есть причина», «целое больше своей части»
Из врожденных
идей следуют логические выводы. Без
обращения к опыту мы м. выводить
сложные суждения – это и есть дедукция.
Конечная
цель познания в овладении силами природы,
открытии и изобретении технических ср-в,
усовершенствовании самой природы.
Начало процесса
познания – сомнение в истинности
общепризнанного «Cogito ergo sum». Важен
метод.
Основные правила дедуктивного метода.
Под дедукцией понимал рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее их цепи тж достоверных логических выводов.
Последователи – картезианцы. Решали вопрос о двойственности бытия. Преодолеть дуализм Д.
Слабое место в
учении Декарта – неопределенный
хар-р субстанции. С одной стороны
подлинным бытием обладает только бесконечная
субстанция – Бог. Остальные находятся
в зависимости от первой.
Учение Сп. о единой субстанции. Кроме Бога нет другой субстанции. Бог не является Творцом природы. Бог = природа.
Субстанция обладает рядом существенных св-вв
1) существует, это
доказывается ясностью и
2) самостоятельная,
независима от какого-либо
3) имеет причину в себе самой
4) бесконечность в пространстве и времени
5) вечность.
Налицо пантеизм. Субстанция
Сп – это не бытие вообще, а
бытие объективное, т.е. природа.
Атрибуты и модусы субстанции.
Кроме фундаментальных св-в субстанции, у нее есть и атрибуты. Каждая субстанция м. иметь бесконечное число атрибутов.
Модус –
набор нек-рых св-в
первосубстанций.
Противоречия м/у субстанцией и модусами. Как объяснить возникновение единичных вещей.
Вводит понятия: Природа творящая и Природа сотворенная
- Природа творящая - субстанция
- Природа сотворенная – единичные вещи
Т.о. преодолевает на
первой стадии Дуализм Декарта. Но потом
делит мир на творящий и сотворенный и
снова приходит к дуализму.
Теория познания
Рационалист. 3 ступени познания
1) Интуитивное познание (рациональная интуиция, а не наитие)
С ее помощью м. познавать саму Субстанцию. Интуиция в нашем разуме порождает универсалии, порождает понятия
2) Демонстративная ступень.
Разум выводт из понятия субстанции представления о ее атрибутах и др. ее св-вах)
ТО речь идет об умении делать вывод из существующих моделей, терминов, идей. Дедукция типа.
3) Чувственное познание.
С его помощью м. познать только единичиные вещи. Оно неполное и поверхностное. Недоказуемо и недостоверно.
Движение к истине. Происходит соединение ума с вещами. Как происходит такая синхроницая не сказал.
Готфрид
Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) Закончил
Лейпцигский университет как юрист. Работал
придворным историографом и дипломатом. Старался
соединить теоию с практикой. Открыл независимо
от Ньютона диффер и интегр. исчичление,
изобрел счетную машину (могла даже корни
вычислять). Изобретал и строил мельницы
Насосы. Вопросы техники и технологии
он ставил в связь с принцип вопросами
науки.
Так, он был
не согласен с концепцией картезианского
дуализма, отвергал определенные элементы
картезианской теории познания, в
частности тезис о врожденных
идеях, возражал и против спинозовской
единой субстанции (бога), которая является
и всем, и субстанцией.
Противопоставил
учению Спинозы о единой субстанции
– учение о множественности субстанций,
к-рые он назвал монадами.
Монада не духовна и не материальна. Она не делим, абсолютно проста, не имеет протяженности (не занимает места), постоянно меняет свои состояния.
Сущность монады составляет деятельность, к-рая выражается в постоянной смене состояний.
Монады наделены
восприятием, представлением,
стремлением и влечением.
Каждая монада
одновременно - форма и материя, ибо любое
мат тело обладает определенной формой.
Форма - нематериальна и представляет
целесообразно действующую силу, а тело
- это механ. сила. Поэтому прир. нельзя
объяснять только з-нами механики, необходимо
ввести понятие о цели. Монада есть сразу
и основание всех своих действий и их цель.
Как субстанции монады независимы друг от друга. Между ними нет физ взаимодействия. Однако, будучи независимы, мон. не изолированы: в каждой монаде отражается весь мировой строй, вся совок. монад. Поэтому Л. назыв м. “живым зеркалом” вселенной.
Т.к. способность представлений присуща всем монадам, Л. делает вывод о том, что природа одушевлена. Мон.Л. не только подобие атома, но и подобие микроорганизма - это “сжатая вселенная”.
Монады подразделяются на 3 класса
1) Неорганич природа. Голые монады, п.ч. лишены активой деятельности, абсолютно пассивны
2) Мир живых сущ-в. Монады обладают ощущениями, способны к созерцанию, но у нет активного сознания.
3) Составляющие души людей. Есть самосознание, память, активное отношение к миру.
Бог
– высшая монада. Монада моднад.
М/у субстанциями сущ-ет некая взаимосвязь, благодаря чему становится возможным развитие.
Понятие развития
у Л. очень широко. В природе все находится
в развитии. Развитие есть лишь изменение
первонач. форм путем бесконечно малых
изменений (нет ни происхождения ни уничтожения).
Отрицает возможность скачков или разрывов
непрерывности в развитии.
Движущая
сила развития. В мон. происходит непрерывное,
изменение, вытекающее из ее внутр. принципа.
Бесконечное разнообразие моментов, раскрывающихся
в развитии монады, таится в ней не материально,
а лишь идеально, т.е. как представление.
Т.о. сила, леж. в основе развития всех монад
есть сила представления - перцепции.
Представление не отождествляется с сознанием.
Сознание присуще лишь существу, наделенному
спос. самосознания - апперцепции - человеку.