История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Все атомисты сторонники демократии. И общ-во имеет атомарную  структуру. Каждый ч-к атом общ-ва.

Законы ч-ка дурные изобретения. Мудрец д. жить свободно, а не повиноваться законам. Политикой не занимались.

 

11. Эпикур: философские и этические взгляды.

Эпикур (341 – 270 до н.э). Остров Самос. В 306 обосновался в Афинах, где сложилась его философская школа. Собирались в саду при доме. «Сад Эпикура». Сочинения почти не дошли. Есть свидетельства древних о его философии.

Гл. задача эпик. ф-фии  – наставить людей в том, какую  жизнь считать счастливой, с чем  видеть благо ч-ка. Благо – наслаждение. «Гедонизм». Положение, что удовольствие – цель нашей жизни так же верно, что огонь жжет или что снег бел.

Различал наслаждения  движения и наслаждения покоя. Последнее  ценнее – это душевное спокойствие  и отсутствие страданий. Атараксия – состояние покоя.

Для достижения атараксии  – безмятежного существования –  необходимо избавить, освободить ч-ка от множества самых разных страстей, влечений и неприятных переживаний, лишающих его равновесия, спокойствия.

Мешают ч-ку:

- страх перед властью  богов и пугающими небесными  явлениями

- мысли о роке  и смерти

- неумеренные желания  и т..

Преодолеть неразумные представления и мышления м. с помощью размышления, науки, философии. В этом интеллектуальное счастье. В философствовании заключена счастливая жизнь.  

Этическая теория Эпикура.

Нельзя жить приятно, если не жить разумно. В «Письме к  Менойкею» приводит классификацию желаний. Естественные (необходимые и просто естественные) и пустые. Ест. желания предпочтительнее.

Духовные наслаждения  выше, чем телесные. А мимолетные наслаждения легко оживляются память.  

Пути  преодоления телесных и душевных страданий:

- воспоминания о чувственных удовольствиях

- терпение, если их  м. снести

- уход из жизни,  если они невыносимы

- дружба – возможность  поделится печалями и найти  опору в случае опасности. 

Страх смерти. Э. говорит, что смерть, это распадение частиц души и прекращение чувственных восприятий. «Пока мы существуем – нет смерти; когда есть смерть – нас более нет. Нет, стало быть, смерти ни для живых, ни мертвых».  

Отбросил представления о богах как творцах и правителях мира. Не страшны. Поместил богов в «междумирях» и лишил способности действовать.  

Атомизм. Отказ от необходимости, о к-рой говорил Демокрит. Вместо судьбы- необходимости: одно зависит от случая, другое от нас самх.

Сущ-ние свободной  ч-ской воли Э. доказывает, выдвинув новый  для атомистики принцип – положение от отклонении атомов от исходной прямолинейной траектории движения. Отклонения приводят к сталкиваниям. В общефилос. плане принцип отклонения атома способствовал развитею представлений о внутренне обусловленном самодвижении материи, а тж о связи необходимости и случайности.

Отклонение атома  – это физический аналог и природное  основание свободы воли ч-ка. Ведь свободный поступок по Э – это  то, что зависит от нас самих.  

Психогносеология.

Чувственное наслаждение  не м. возникнуть без ощущений. Ощущения – основа как наслаждения, так и познания. Чб. рассказать ч-ку о благе, надо рассказать об ощущениях, коль скоре приятные переживания и заключены в ощущениях.

Орган познания – душа. Поскольку ничего нельзя мыслить бестелесным, за исключением пустоты, душа тж есть тело, состоящее из тонких частиц и рассеянное по всему организму, очень похожее на ветер с примесью теплоты. Чувства являются св-вами души, но она реализует и только благодаря телу, к-рому передает способность ощущения. Восприятия возникают в результате проникновения в органы чув-в и душу истечений атомов с поверхности тел. 

Истинно только то, что  мы наблюдаем чув-вами. Под истиной  понимается реальное сущ-ние того, что воспринимают чув-ва. Доверие ощущениям ведет Э. к признанию объективности чувственно воспринимаемых кач-в вещей.

Исходя из этого  надлежит признать истинным (сущ-щим) любой  феномен сознания, к-рый сопровождается переживанием. Поэтому Э. считает  истинными не только ощущения нормальных и бодрствующих людей, но и видения  спящих, душевнобольных. людей, а тж разного рода фантастические представления вроде химеры, кентавра. Задача в том, чб объяснить откуда берутся фант. образы.

Ложь возникает  тогда, когда мы высказываем какое-либо мнение и предположение. Ложь – неверный вывод, делаемый умом из данных ощущений.

Не полностью отвергал размышления. Условие правильного  мышления – знание смысла слов, т.е  их значения. Сами же понятия имеют  опытное происхождение, возникаю при  повторении и запоминании ощущений, являются эмпирическими общими понятиями.

 

12. «Философия объективного понятия» Сократа.

Сократ (470-399 гг. до н.э). Философ-афинянин. Современник софистов. Отец – каменотес, мать – повивальная  бабка. Незнатного происхождения и  небогат, не стремился улучшить материальное положение. Ничего не писал, излагал свои взгляды устно. Знаем о нем в основном из диалогов Платона.  

Современник натурофилософских  изысканий. Сам от них отказался.

1) религиозность. Познание  небесных явлений не доставит  богам удовольствия, т.к. они не захотели открыть это людям

2) утилитаризм Сократа.  От знаний требовал практического  результата. Нужно знать геометрию  настолько, чб измерить участок  земли.

3) скептицизм. Физики  не понимают, что космос постигнуть  невозможно.

4) Установка на  то, что интересы ф-фии д.б. сконцентрированы на человеке, и поэтому приступать к изучению космоса следует тогда, когда ужу достаточно знают, что нужно человеку.  

Майевтика – повивальное иск-во. Как повитуха помогает рождению ребенка, так и я помогаю рождению истины в споре. Полемика с софистами, к-рые в споре навязывают свою т.зр., а не пытаются найти истину.  

Ф-фию С. называют ф-фией объективного понятия.

С. считает, что истоки и знания, и нравственности восходят к богам. Ч-к тем более нравственен, чем более он приобщен к божественному  знанию. Процесс познания – это нравственное действие. Чем больше ч-к узнает о мире, тем более он добродетелен и нравственен.  

Этика рационалистична. Добродетель эквивалент знания.

3 вида знания: 1) фактуальное  знание о том, что есть 2) нормативного  знания того, какими вещи д. быть и 3) знание, к-рого действительно придерживается человек

Чтобы делать добро, н. знать ч.т. добро. Добро является всеобщим понятием. Концептуальный анализ всеобщих понятий добра, счастья, блага и т.д. важно для добродетельной жизни. Любое отдельное действие оценивается путем его соотнесения с универсальными этическими понятиями. Всеобщность этих понятий гарантирует как истинное знание, так и объективную мораль.  

Полное знание доступно только философам, но и они обладают только частью божественной мудрости. Философы д. учить других. Философ стоит м/у богом и людьми, добром и злом, знанием и невежеством. 

Умаляет роль ч-ка в  познании. «Я знаю, что ничего не знаю».

С. лишь стремится  к мудрости, в отличие от софистов, к-рые называли себя мудрецами.

Познай себя, а потом  вбирай весь мир.  

3 добродетели 

1) умеренность –  умеренный ч-к знает, как справляться  со страстями

2) храбрость – знает,  как преодолевать опасности

3) справедливость  – знает, как соблюдать ч-ские  и божественные законы.  

О гос. устройстве

Описал типы гос. устройства. Наилучший для Гр – совершенная  автаркия (самодостаточность). Полис 20 тыс ч-к. Производить все необходимое, не зависет от импорта. Нет хождению чужой валюты. Изоляционизм. Никакой  внешней политики.

А Афины в это время проводили агрессивную политику. Демократический империализм.

Казнили за эти взгляды.

 

13. Платон. Учение об идеях, теория познания, диалектика, социально-политический идеал.

Платон (427-347) в Афинах. Аристократ по происхождению. Аристокл. Готовили к полит. карьере. Увлекался иск-вом, писал пьесы, что-то даже поставили. Увлекался философией. Познакомился с Сократом. Получил от него прозвище Платон (широкоплечий). Был красив, атлетически сложен.

Было 20 лет, когда встретились. Полностью посвящает себя ф-фии. 12 лет ездил по восточным странам. Остановился на о. Сицилия. Конфиликт с местным тираном. Участвовал в оппозиц. движении. За это продан в рабство. Выкупили друзья. Вернулся в Афины. Купил сад. Назвал Академия. 2е путешествие на Сицилию. Стал свидетелем переворота. У власти близкий правитель. Стал его советником. 3е путешествие на Сицилию. Тот правитель оказался тираном. Помощь и идеи идеального гос-ва невостребованы. У П. кризис. Отошел от гос. деятельности. В конце жизни увлекся идеями Пифагора.

1. Сократический период (ученич. период). До 1го путешествия  на Сицилию. «Протагор», «Диалог  гос-во 1». Следование рационализму  Сократа.

2. Период формирования  собственных ф-ских взглядов. Переходный  период. Возникает теория идей. Связан  с 1м пребыванием на Сицилии.

3. Зрелый период. Связан  с основанием Академии. 2-3 путешествия  на Сицилию. «Пир», «Федр», «Парменид», «Гос-во ч.2»

4. Период разочарования  в ч-ке. Увлекся пифогореизмом.  «Законы», где переоценивает диалог  «Гос-во» 

Учение  П. об идеях. Теория познания. Диалектика.

Есть нечто вечное, что определяет мат. явления. Это  причины, к-рые нельзя воспринять чувствами, но м. постичь умом. Эти причины  есть формы вещей. Их П. называет идеями. Идеи трансцендентны.

// пример с классом коней. Понятие лошади и конкретный конь Пепел. Идея лошади – нек-рая сущность, к-рая сущ-ет, даже если мы не можем воспринимать ее в процессе и времени. Лошади рождаются, живут и умирают, но «идея» остается одной и той же.

идеи ¹ чувственно воспринимаемые вещи

мир идей ¹ бытие

Мир т.о. расколот. Но эта расколотость компенсируется. Идеи оправдывают, обосновывают сущ-ие единичных  вещей. Идеи – сущности, вещи – проявление сущностей.

Учение об идеях  – обоснование абсолютного и  общезначимого фундамента этико-политических норм и ценностей.

Идеи  образуют связанное  целое. Рассуждает о справедливом поступке в «Гос-ве». Идея справедливости указывает не только на себя. С одной стороны, она предполагает добродетели мудрости, мужества и умеренности – при условии, что справедливость заключается в правильной их гармонии. С др. стороны, справедливость предполагает идею добра (блага) 

Не м.б. истинного  познания отдельной идеи.  

Процесс познания реализуется  в форме непрекращающегося взаимодействия (диалектики) между созерцанием идей (теорией) и жизненным опытом в чувственном мире (практикой).

Ф-фия является одновременно и познанием, и образованием. Образование – непрекращающееся странствие между верхом и низом. Отчасти истина постигается в ходе движения м/у пониманием идей и пониманием конкретных ситуаций, переживаемых здесь и теперь.

Процесс познания при помощи разума – припоминание. Души прежде обретали в мире идей. Любое обучение – ни что иное, как акт припоминания. Это припоминание зачастую бывает трудным. Многие блуждают во мраке. Не постигнув истинного знания, они живут с необоснованными мнениями и поверхностными чувственными восприятиями. Истина доступна только немногим избранным – философам. Ф-фы не д. пассивно созерцать идеи, подобно отшельникам. Напротив, они д. использовать для управления общ-вом. 

Высшая  идея – Благо. Под этим подразумевается Бог.

- что-то бесформенное

- бескрасочное

- неосязаемое

- подлинно сущая  сущность, зримая одному лишь  царственному уму.

Образ солнца. Солнце м. сравнить и идеей блага. С. является властелином своего мира. Как С. излучает свет, так и идя блага порождает истину. Так же, как глаз видит при дневном свете, так и разум понимает в свете истины

Информация о работе История философии. Ответы