История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Образ пещеры 

Гос-во Платона

Сущ-ют формы правления, в к-рых действуют законы: монархия, аристократия и демократия. Формы, где нарушаются законы – тирания и олигархия.

П. создает своеобразную утопию о лучшем гос-венном устройстве.  

Все общ-во делится  на 3 замкнутых сословия

1. Мудрецы/философы. Их  гл. добродетель – мудрость. Правят. Обеспечивают связь общ-ва с миром идей.

2. Стражи/воины. Мужество. Гл. задача – обеспечение порядка и безопасности. Защита общ-ва.

3. Ремесленники/земледельцы.  Благоразумие, умеренность. Д. удовлетворять потребности общ-ва, обеспечивать все необходимое для сущ-ия.

Есть и рабы.  

Разделение труда  из соображений эффективности. Специализация: каменьщик, сапожник, скульптор и  т.д. 

Везде главенствует закон. Если кто нарушит – наказавают. Правитель имеет право донного  присудить к смертной казни, др к  побоям и тюрьме, третьего – к  лишению гражданства, прочих наказать отобранием имущества в пользу казны и изгнанием».

Религия и мораль вытекают скорее из закона, чем из веры в бога.  

Справедливость –  гл. принцип гос-ва. Каждый имеет  свое и исполняет свое. Каждый занимается своим делом.  

П. считал, что много бед, от желания владеть. Ч.с. только для 3го сословия. Стражам нельзя прикасаться к золоту. Питаются сообща. 1-2 сословия нельзя иметь семью, чб не знали дети своих родителей. Дети воспитываются коллективно. Никакой дискриминации по половому признаку. Обучение как в Спарте. Сохранять детей только от лучших родителй.

Лучшие в браке  с лучшими, худшие с худшими.

Для 1-2 сословий недопустим физич. труд.

Противник демократии.

 

14. Философская система Аристотеля.

1. Оспаривает учение  об идеях Платона. Идеи и субстанции.

П. считает, что идеи является тем, что действительно существует. А. утверждает, что существительными независимо явл-ся отдельные вещи, субстанции.

Субстанции обладают свойствами, и св-ва сущ-ют как свойства субстаний. Желтый сущ-ет только в желтых вещах.

С помощью различия м/у существенными и несущественными св-вами мы м. сформулировать понятие вида, вид лошадь.

Только с помощью  разума мы м. постичь универсальное, или формы. Абстрагируясь от того, что явл-ся уникальным для конкретной лошади, мы в состоянии принять общую форму «лошадь». Однако мы воспринимаем конкретную лошадь, а не форму «лошадь», к-рая действительно сущ-ет в конкретной лошади.

С помощью абстрагирования  мы распознаем общие формы в вещах. Форма – это одна или несколько свойств, как правило, существенных, а именно родо-видовых, к-рые создают качественную определенность вещи.

Форма для А. первична по отношению к материи, это движущий принцип материи. При этом формы  имеют самост. бытие, не тожд. материи. Но как правило форма не отделима от материи.

Форма форм – бог. Первоформа. // а у П. гл. Идея // Бог  имеет содержание самого себя. В  Боге материя = форма.

2. Концепция ч-ка

Душа ч-ка – это  форма, к-рую стремится принять  тело. Животная часть души гибнет, когда  ч-к умирает. Но смерти не подвержен чистый разум. Это собственно ч-ское в ч-ке.  

3. Гносеология.

Все существующие –  предметы либо чувственно постигаемые, либо умопостигаемые.

Знание начинается с ощущений. Мы испытываем воздействие  от предмета, т.к. он обладает определенными кач-вами (цветом, звуком), а не потому, что он представляет собой материальную вещь. На органы чувств и затем на душу действует не материя, а невещественная форма (св-ва предмета)

Утверждение идеальности  ощущения. Ощущение – это не сам  предмет, а его образ (форма без материи).

Ощущения сохраняются  в душе, и благодаря памяти, появляется опыт (эмперия). Опыт создает иск-во или науку. Но наука не возможна без  ума.

Ум, подобно ощущению, - способность души воспринимать предметы мысли (т.н. «страдательный ум»). Она реализуется благодаря мышлению, «деятельному уму». Ум у А. не связан с телом (для объективности?). Ум независимо от опыта содержит в себе научные аксиомы и законы логики, к-рые имеют хар-р интуиции и не нуждаются в обостновании.

Опыт имеет дело с единичным, а наука имеет один общий взгляд на сходные приедметы.

Созданные деятельным умом понятия, абстракции воспринимаются затем страдательным умом.  

ЛОГИКА. Силлогистика. После перехода (индукции) от познания отдельного к познанию общего и существенного происходит познание сущности в форми логически общезначимых выводов (дедукции), к-рые позволяют получать истинные суждения.

// Лошадь – млекопитающее,  Пепел – Лошадь = Пепел – млекопитающее. 

4. Онтология

Рассматривает фундаментальные св-ва всех вещей и фундаментальные причины, к-рые делают вещь, тем, что они есть.

1. Субстанция –  образована формой и материей (глина)

2. Форма/материя (глина  + форма = чашка)

3. Четыре «причины»

      1) Конечная причина. Целенаправленность созидательного процесса.

      2) Действующая причина. Процесс вызван некой механической силой

      3) Материальная причина. Соответствует материи.

      4) Формальная причина. Соответствуют формам.

Природные вещи в противоположность  созданным ч-ком обладают 4мя причинами  самои по себе.

4. Четыре типа изменений

      1) Субстанциональные изменения связаны с возникновением и исчезновением субстанций (вещей)

      2) Кач-ные изменения связаны с изменениями св-в субстанций (вещей)

      3) Кол-ные изменения связаны с тем, что субстанции начинают обладать св-вами в большей или меньшей степени.

      4) Пространственные изменения. Перемещение в пространстве.  

Аристотель различал актуальное и потенциальное. Семя актуально – несет потенциальные способности стать деревом. Изменение есть актуализация потенциальностей.

Иерархия мира.  

5. Этика

Учение о среднем  пути. Находить не идеальное, а оптимальное.

- сдержанность (м/у необузданностью – безчувственностью)

- храбрость (безрассудство  – трусость)

- щедрость (расточительность  – скупость) 

6. Гос-во

В работе «Политика» разбирает правильные и неправильные формы правления. Правильные: монархия, аристократия, демократия. Они неизбежно вырождаются в неправильные: тирания, олигархия, охлократия.

Нужно, как и в  этике, не искать идеал. Н. в данных условиях найти наилучший тип правления. Не считать его лучшим и универсальным.

Для своего времени  А. выбирает политию (демократия + аристократия). Благодаря этому гос-во обретает стабильность, устойчивость. Противостояние бедноты и богатства компенсируется наличием среднего класса.

Новгородцев: «Вместо  того, чб дать программу для будущего греч. политики, А. дал ее некролог и  подвел ее итоги».  

О ДИАЛЕКТИКЕ

 

15. Эллинистический период греческой философии.

Греч. эллинистич. эпоха. 3-1 вв. до н.э. Создается и гибнет империя  Македонского. На руинах создаются  несколько гос-в. Все связи и  традиции рвутся. Эпоха саморефлексии, самосознания.

Гл. проблема – этическая.

Этика напрямую не связывается  с проблемами общ-ва. Соц. проблематика уже не играет такой роли. Этика эллинизма индивидуалистична.

Философия в целом: ослабевает рационалистическая окраска, усиливается связь с религией и иск-вом. Тж. философы заняты раздмьями о благе, счастье, превратностях судьбы, смерти и т.д. Научное знание начинает отделяться от философии, происходит специализация.

Ф-фия стала выполнять  воспитательные ф-ции, обрела практич. направленность – быть руководителем ч-ка в жизни, помогать преодолению жизенных трудностей.  

Эпикур см. №11.

Школа Академиков (последователи  Платона)

Их взгляды отличаются от Пл. Много мистической тематики. Влияние пифагореизма.  

Учение  Перипатетиков (посл. Аристо)

У А. была шк. Ликей. Тайное знание для ф-фов – перипатетики. Знание общее – для всех – просто образование.

Перипатетики –  те, кто обладает тайным, изотерическим  знанием. В отличии от А., более  материалистический уклон. Выступают  с атеистич. позиций, что для А. было немыслимо. Обращаются больше к опыту. 

Учение  Мегариков.

от г. Мегари. Основатель уч. Сократа Эвклид. Э был одинок в своих взглядах, только в 3 в. до н.э. образовалось школа. В мире есть лишь единое первоначало, больше ничего нет. Это единое явление благом. Как только возникает попытка многообразия, дробления, в мире возникает Зло.

Сами мегарики –  отчаянные спорщики. Ф-фия д.б. игрой  ума. Нужно пытаться в обмене мнениями избавится от многообразия т.зр.

Чб найти основу бытия внимательно изучали историю, традиции. Считали, что там заложена устойчивость мира.

Шк. Мегариков –  выражение смутной эпохи, когда  теряется стабильность.  

Школа Киников

Основатель Антисфен. Учили, что жизнь заключается в том, чб быть добродетельным. Только у них добродетель в бегстве от общ-ва, отказе от признанных норм – культурных, юридических, моральный.

Отвергали ин-т брака  и семьи, предлагали ввести общность жен, мужей и детей.

Против учения Сократа  о всеобщем. Антисфен говорил, что  общее как такое не сущ-ет. Сущ-ют лишь единичные вещи, а общие понятия не что иное, как онтологически бессодержательные имена. «Стол вижу, а столовости не вижу» Платон на это «чб видеть стол достаточно глаз, чб. удиеть «столовость» н. иметь и разум».

Называли себя собаками – форма эпатажа

Диоген  Синопский – на практике осуществлял постулаты киников. Гл. постулат – максимальное ограничение потребностей, презрение к богатству. Привычка к голоду и холоду.

Киники с наслаждением презирали все наслаждения.

Культ необразованности, невоспитанности.

Презрение к людям.

Независимость, самодостаточность, свобода ч-ка.  

Школа стоиков

Выходец из Кипра Зенон (336 – 264) основал в Афинах ф-скую школу, получившую название «Стоя» по месту  пребывания в Расписном портике. Много учеников и последователей: Клеант, Аристон, Сфер. Хрисипп из Киликии (2й основатель стоицизма)

Каждый ч-к д. сделать  себя независимым от внешних обстоятельств. Если хотим обеспечить свое личное счастье, то н. учиться быть как более независимым от неконтролируемых внешних факторов и учиться жить внутри нашего внутреннего мира, к-рый мы м. контролировать.  

Единств. условие счастья  – добродетельная жизнь, основанная на зании. Добродетель заключается в то, чб жить в согласии с разумом, логосом. 

Когда встает вопрос о счастливой жизни, все остальное  не важно. Жизнь, здоровье, процветание или смерть, страдания, и нищета не м. помешать счастью мудрого и добродетельного ч-ка. Наше счастье не зависит от жизненных препятствий и удач. Важно лишь различие м/у теми, кто мудр и добродетелен, и тем, кто не обладает мудростью и добродетелью. Первые счастливы, вторые нет.  

Стоики проповедовали  аскетичеки-моральные отношения  к внешнему миру и воспитание внутренней силы хар-ра. Ч-к д. демонстрировать  стоическое спокойствие, т.е. апатию по отношению к внешним поворотам  судьбы.  

Элинистич. стоицизм – отлич. черта ср. класса. В кач-ве важных рассматривали долг и воспитание хар-ра, а не только аскетическое отрешение от мира.

Начали говорить о  естественном юрид. законе, к-рый имеет силу для всех людей.  

Информация о работе История философии. Ответы