Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
Образ пещеры
Гос-во Платона
Сущ-ют формы правления, в к-рых действуют законы: монархия, аристократия и демократия. Формы, где нарушаются законы – тирания и олигархия.
П.
создает своеобразную
утопию о лучшем гос-венном
устройстве.
Все общ-во делится на 3 замкнутых сословия
1. Мудрецы/философы. Их гл. добродетель – мудрость. Правят. Обеспечивают связь общ-ва с миром идей.
2. Стражи/воины. Мужество. Гл. задача – обеспечение порядка и безопасности. Защита общ-ва.
3. Ремесленники/земледельцы. Благоразумие, умеренность. Д. удовлетворять потребности общ-ва, обеспечивать все необходимое для сущ-ия.
Есть и рабы.
Разделение труда
из соображений эффективности. Специализация:
каменьщик, сапожник, скульптор и
т.д.
Везде главенствует закон. Если кто нарушит – наказавают. Правитель имеет право донного присудить к смертной казни, др к побоям и тюрьме, третьего – к лишению гражданства, прочих наказать отобранием имущества в пользу казны и изгнанием».
Религия и мораль вытекают
скорее из закона, чем из веры в бога.
Справедливость –
гл. принцип гос-ва. Каждый имеет
свое и исполняет свое. Каждый занимается
своим делом.
П. считал, что много бед, от желания владеть. Ч.с. только для 3го сословия. Стражам нельзя прикасаться к золоту. Питаются сообща. 1-2 сословия нельзя иметь семью, чб не знали дети своих родителей. Дети воспитываются коллективно. Никакой дискриминации по половому признаку. Обучение как в Спарте. Сохранять детей только от лучших родителй.
Лучшие в браке с лучшими, худшие с худшими.
Для 1-2 сословий недопустим физич. труд.
Противник демократии.
1. Оспаривает учение об идеях Платона. Идеи и субстанции.
П. считает, что идеи является тем, что действительно существует. А. утверждает, что существительными независимо явл-ся отдельные вещи, субстанции.
Субстанции обладают свойствами, и св-ва сущ-ют как свойства субстаний. Желтый сущ-ет только в желтых вещах.
С помощью различия м/у существенными и несущественными св-вами мы м. сформулировать понятие вида, вид лошадь.
Только с помощью разума мы м. постичь универсальное, или формы. Абстрагируясь от того, что явл-ся уникальным для конкретной лошади, мы в состоянии принять общую форму «лошадь». Однако мы воспринимаем конкретную лошадь, а не форму «лошадь», к-рая действительно сущ-ет в конкретной лошади.
С помощью абстрагирования мы распознаем общие формы в вещах. Форма – это одна или несколько свойств, как правило, существенных, а именно родо-видовых, к-рые создают качественную определенность вещи.
Форма для А. первична по отношению к материи, это движущий принцип материи. При этом формы имеют самост. бытие, не тожд. материи. Но как правило форма не отделима от материи.
Форма форм – бог. Первоформа. // а у П. гл. Идея // Бог имеет содержание самого себя. В Боге материя = форма.
2. Концепция ч-ка
Душа ч-ка – это
форма, к-рую стремится принять
тело. Животная часть души гибнет, когда
ч-к умирает. Но смерти не подвержен чистый
разум. Это собственно ч-ское в ч-ке.
3. Гносеология.
Все существующие – предметы либо чувственно постигаемые, либо умопостигаемые.
Знание начинается с ощущений. Мы испытываем воздействие от предмета, т.к. он обладает определенными кач-вами (цветом, звуком), а не потому, что он представляет собой материальную вещь. На органы чувств и затем на душу действует не материя, а невещественная форма (св-ва предмета)
Утверждение идеальности ощущения. Ощущение – это не сам предмет, а его образ (форма без материи).
Ощущения сохраняются в душе, и благодаря памяти, появляется опыт (эмперия). Опыт создает иск-во или науку. Но наука не возможна без ума.
Ум, подобно ощущению, - способность души воспринимать предметы мысли (т.н. «страдательный ум»). Она реализуется благодаря мышлению, «деятельному уму». Ум у А. не связан с телом (для объективности?). Ум независимо от опыта содержит в себе научные аксиомы и законы логики, к-рые имеют хар-р интуиции и не нуждаются в обостновании.
Опыт имеет дело с единичным, а наука имеет один общий взгляд на сходные приедметы.
Созданные деятельным
умом понятия, абстракции воспринимаются
затем страдательным умом.
ЛОГИКА. Силлогистика. После перехода (индукции) от познания отдельного к познанию общего и существенного происходит познание сущности в форми логически общезначимых выводов (дедукции), к-рые позволяют получать истинные суждения.
// Лошадь – млекопитающее, Пепел – Лошадь = Пепел – млекопитающее.
4. Онтология
Рассматривает фундаментальные св-ва всех вещей и фундаментальные причины, к-рые делают вещь, тем, что они есть.
1. Субстанция – образована формой и материей (глина)
2. Форма/материя (глина + форма = чашка)
3. Четыре «причины»
1) Конечная причина. Целенаправленность созидательного процесса.
2) Действующая причина. Процесс вызван некой механической силой
3) Материальная причина. Соответствует материи.
4) Формальная причина. Соответствуют формам.
Природные вещи в противоположность созданным ч-ком обладают 4мя причинами самои по себе.
4. Четыре типа изменений
1) Субстанциональные изменения связаны с возникновением и исчезновением субстанций (вещей)
2) Кач-ные изменения связаны с изменениями св-в субстанций (вещей)
3) Кол-ные изменения связаны с тем, что субстанции начинают обладать св-вами в большей или меньшей степени.
4)
Пространственные изменения. Перемещение
в пространстве.
Аристотель различал актуальное и потенциальное. Семя актуально – несет потенциальные способности стать деревом. Изменение есть актуализация потенциальностей.
Иерархия мира.
5. Этика
Учение о среднем пути. Находить не идеальное, а оптимальное.
- сдержанность (м/у необузданностью – безчувственностью)
- храбрость (безрассудство – трусость)
- щедрость (расточительность
– скупость)
6. Гос-во
В работе «Политика» разбирает правильные и неправильные формы правления. Правильные: монархия, аристократия, демократия. Они неизбежно вырождаются в неправильные: тирания, олигархия, охлократия.
Нужно, как и в этике, не искать идеал. Н. в данных условиях найти наилучший тип правления. Не считать его лучшим и универсальным.
Для своего времени А. выбирает политию (демократия + аристократия). Благодаря этому гос-во обретает стабильность, устойчивость. Противостояние бедноты и богатства компенсируется наличием среднего класса.
Новгородцев: «Вместо
того, чб дать программу для будущего
греч. политики, А. дал ее некролог и
подвел ее итоги».
О ДИАЛЕКТИКЕ
Греч. эллинистич. эпоха. 3-1 вв. до н.э. Создается и гибнет империя Македонского. На руинах создаются несколько гос-в. Все связи и традиции рвутся. Эпоха саморефлексии, самосознания.
Гл. проблема – этическая.
Этика напрямую не связывается с проблемами общ-ва. Соц. проблематика уже не играет такой роли. Этика эллинизма индивидуалистична.
Философия в целом: ослабевает рационалистическая окраска, усиливается связь с религией и иск-вом. Тж. философы заняты раздмьями о благе, счастье, превратностях судьбы, смерти и т.д. Научное знание начинает отделяться от философии, происходит специализация.
Ф-фия стала выполнять
воспитательные ф-ции, обрела практич.
направленность – быть руководителем
ч-ка в жизни, помогать преодолению жизенных
трудностей.
Эпикур см. №11.
Школа Академиков (последователи Платона)
Их взгляды отличаются
от Пл. Много мистической тематики.
Влияние пифагореизма.
Учение Перипатетиков (посл. Аристо)
У А. была шк. Ликей. Тайное знание для ф-фов – перипатетики. Знание общее – для всех – просто образование.
Перипатетики –
те, кто обладает тайным, изотерическим
знанием. В отличии от А., более
материалистический уклон. Выступают
с атеистич. позиций, что для А.
было немыслимо. Обращаются больше к опыту.
Учение Мегариков.
от г. Мегари. Основатель уч. Сократа Эвклид. Э был одинок в своих взглядах, только в 3 в. до н.э. образовалось школа. В мире есть лишь единое первоначало, больше ничего нет. Это единое явление благом. Как только возникает попытка многообразия, дробления, в мире возникает Зло.
Сами мегарики – отчаянные спорщики. Ф-фия д.б. игрой ума. Нужно пытаться в обмене мнениями избавится от многообразия т.зр.
Чб найти основу
бытия внимательно изучали
Шк. Мегариков –
выражение смутной эпохи, когда
теряется стабильность.
Школа Киников
Основатель Антисфен. Учили, что жизнь заключается в том, чб быть добродетельным. Только у них добродетель в бегстве от общ-ва, отказе от признанных норм – культурных, юридических, моральный.
Отвергали ин-т брака и семьи, предлагали ввести общность жен, мужей и детей.
Против учения Сократа о всеобщем. Антисфен говорил, что общее как такое не сущ-ет. Сущ-ют лишь единичные вещи, а общие понятия не что иное, как онтологически бессодержательные имена. «Стол вижу, а столовости не вижу» Платон на это «чб видеть стол достаточно глаз, чб. удиеть «столовость» н. иметь и разум».
Называли себя собаками – форма эпатажа
Диоген Синопский – на практике осуществлял постулаты киников. Гл. постулат – максимальное ограничение потребностей, презрение к богатству. Привычка к голоду и холоду.
Киники с наслаждением презирали все наслаждения.
Культ необразованности, невоспитанности.
Презрение к людям.
Независимость, самодостаточность,
свобода ч-ка.
Школа стоиков
Выходец из Кипра Зенон (336 – 264) основал в Афинах ф-скую школу, получившую название «Стоя» по месту пребывания в Расписном портике. Много учеников и последователей: Клеант, Аристон, Сфер. Хрисипп из Киликии (2й основатель стоицизма)
Каждый ч-к д. сделать
себя независимым от внешних обстоятельств.
Если хотим обеспечить свое личное счастье,
то н. учиться быть как более независимым
от неконтролируемых внешних факторов
и учиться жить внутри нашего внутреннего
мира, к-рый мы м. контролировать.
Единств. условие счастья
– добродетельная жизнь, основанная на
зании. Добродетель заключается в то, чб
жить в согласии с разумом, логосом.
Когда встает вопрос
о счастливой жизни, все остальное
не важно. Жизнь, здоровье, процветание
или смерть, страдания, и нищета не м. помешать
счастью мудрого и добродетельного ч-ка.
Наше счастье не зависит от жизненных
препятствий и удач. Важно лишь различие
м/у теми, кто мудр и добродетелен, и тем,
кто не обладает мудростью и добродетелью.
Первые счастливы, вторые нет.
Стоики проповедовали
аскетичеки-моральные
Элинистич. стоицизм – отлич. черта ср. класса. В кач-ве важных рассматривали долг и воспитание хар-ра, а не только аскетическое отрешение от мира.
Начали говорить о
естественном юрид.
законе, к-рый имеет силу для всех людей.