Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
3. Абсолютный дух
Абс. идея познает себя в формах человеческой культуры: иск-во, религия, философия.
Говоря об эстетике, Г большое внимание уделяет анализу формы и содержания. Значимость и той, и другой.
3 этапа в развитии эстетики
1) Символическое иск-во (иск-во Др. Востока). Слабо участвует идея. Преобладает архитектурное начало, начало формирующее
2) Классич иск-во (Античность). Достигается гармония формы и содержания. Скульптурный этап.
3) Романическое
иск-во (ср. века и новое время). Растущий
перевес идеи над формой. Развитие живописи,
музыки и поэзии.
О религии. Тж 3 стадии в развитии религии.
1. Естественная религия (магический период). Язычество
2. Определенные религии. Те, к-рые оформлялись в систему культа, определили набор обрядов, но лишены благости, т.к. произрастают из страха перед богом.
3. Религия
откровения. Хр-во.
О
философии – вершина в самопознании
АИ. Вершина осмысления система Г.
«Философия Истории»
В ЭФН об истории говорится схематично. В ФИ анализируется роль ч-ка в развитии самопознания АИ. История – отголосок шествия АИ. Люди, участники истории – орудия и ин-ты АИ. В истории властвует историческая необходимость.
Г. критикует субъективистский взгляд на историю.
История предопределена, п.ч. это лишь выражение формы самопознания АИ. Форма инобытия АИ. Свободе ч-ка не остается места.
Говорит, что история – это прогресс. А критерий прогресса – осознание ч-вом свободы. Парадокс. В то время, как сама история фаталистична, реальной свободы выбора ч-к не имеет. Идея свободы заключена в АИ.
Г. реальную свободу отличает от «идеи свободы». Идея свободы заключена в мировом разуме. Освобождение – все большее вразумление, так ч-к становится ближе к АИ.
Ч-ку кажется, что он
достигает своих целей, а на самом
деле люди реализуют идеи абс. разума.
Даже желания людей детерминированы
АИ.
Противоречие метода и системы у Г.
Г. использует диалектический метод. Диалектика не допускает завершенности. Принцип вечной открытости нарушается системой Г.
Говоря о стадии объективного духа, говорит, что его высшим проявлением является прусская конституционная монархия. Большего достичь нельзя. Тупик. Конец диалектики.
Идеализм – стремление к завершенности
Диалектизм – нет финала
В этом и противоречие.
Последним великим представ класс нем фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Его выдающаяся заслуга в том, что он подверг критике ид. Канта и Гегеля и продолжил традиции матер. Ф. - воинствующий материалист.
Ф родился в семье юриста. Поступил в богословский фак. Гейдельбергского унив. Однако через год покидает его. Переезж в Берлин, где слушает лекции Гегеля в унив.
С 1828 г. преподает в унив. но его увольняют за отрицание личного бессмертия в работе “мысли о смерти и бессмертии”
С 1830 г Ф. ведет
уединенную жизнь в деревне и
публикует свои работы. К1839г. он уже
окончательно порывает с идеализмом В
1841г выходит гл. труд - ”Сущность христианства”
. Затем он публикует “Предвар тезисы
к реформе фил”, “Основные положения
фил. будущего”.
Осуждая идеалист
толкование мышления как внеприродной
и сверхчел сущности, Ф приходит к выводу,
что вопрос об отнош бытия к мышл есть
вопрос о сущности человека, ибо мыслит
лишь чел. Следов фил., поскольку она реш
вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть
антропологией, т.е. учением о чел, в существовании,
в деят которого этот вопрос находит свое
фактическое, реальное решение.
Науки вскрывают неразрывную связь мышления с мат процессами в чел организме, с чувств восприятиями итд. Чел неотделим от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог. деятельности. Ф.утверждает: “Нов фил превращает чел, включая и природу, как базис чел, в единственный, универс и высший предмет фил, превращая, следоват, антропологию, в том числе и физиологию, в универс науку.” Антропология Ф указыв на его стремление разработать матер сист взглядов. Ф возражал против характ своего учения как матер, в особенности из за вульгарных материалистов (мысль - это в-во , выделяемое мозгом).
Существенным
содержанием и назнач. антрополог.
принципа является по Ф. научное
истолкование общественного
сознания, в кот он видит отражение сущности
чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная
жизнь ума и сердца, многообразие пережив
индивида. Речь идет следов о том, чтобы
рассматривать разл формы общ сознания
(и религию) с точки зрения закл. в ней жизненного
содержания. Здесь он идет дальше предшеств
материалистов, кот утверждали, что религия
лишена реального содержания. Ф сводит
сверхестеств к естественному, нереальное
к реальному - в этом осн черта его антропол
метода.
Основой антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает себя, мыслит о себе.
Многообразие явл природы не может быть сведено к общей, однородной первоматерии. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.
“У прир нет ни начала не конца. все в ней находится во взаимодействии; все относительно. Все одновремено явл действием и причиной, все в ней всесторонне и взаимно...” Однако эта глубоко диалектичная догадка не находит дальнейшего развития у Ф.
Ф. отстаивает положение о неразрывной связи материи и движения. Однако не указывает на качественное многообразие форм движ. материи, на их взаимопереход. Ф говорит и о развитии, но понимает ее метафизично.
Пытается преодолеть механицизм. Он говорит о несводимости высших форм сущ материи к низшим. Псих акты существенно отличаются от их физиологич. основы. Единство субъект с объективным, псих с физическим не устраняет внутреннего различия между ними.
Многообразие чел ощущ. Соотв многообр качеств природы., оно обусловлено им и принципиально невозможно без него. Поэтому нельзя противопоставлять содерж чел ощущ качественной определенности чувст-воспринимаемых явлений. Тем не менее Ф понимание субъекта и объекта носит антрополог. хар-тер.
Целесообразность в жив и раст мире представляет собой не р-т реализации внутренне присущей явл цели, а следствие единства мат мира. Т.о он не отрицает объект целесообразности в жив природе, он прав указывает на ее относительность.
Т.о ф. учение о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Это сказывается, например, в Ф. определ природы: “Я понимаю под прир совокупность всех чувств сил, вещей и существ, кот человек отличает от себя, как нечеловеческое... Или , беря слово практически, прир есть все то, что для чел - независимо от сверхъест внушений теистической веры - представляется непосредственно, чувственно, как основа и предмет его жизни. Прир есть всет, электричество, магнетизм, воздух, вода, огонь, земля, животное, растение, человек, поскольку он явл существом, непроизвольно и бессознательно действующим, - под словом прир я не разумею ничего более, ничего мистического, ничего туманного, ничего теологического”.
Теор познания - сенсуализм. Реальный мир есь чувственно восприним. действительность, следовательно, лишь благодаря чувств восприятиям возможно его познание. Чувств восприятие, непоср по своей природе м.б. также и опосредованным, т.е. давать косвенные свидетельства относительно того,что мы не видим, не слышим, не осязаем... Органов чувств, кот обладает чел вполне достаточно для познания любых явлений. Чувств восприятия в силу своей непосредств связи с вещами никогда нас не обманывают.
Однако он не включает в свое рассмотрение практическую деятельность.
Ф признает важную познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого познания действительности. Зад мышления - собирать, сравнивать различать, классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое, непосредственно не являющееся содержание. “Чувствами мы читаем книгу природы, но понимаем ее не чувствами”. Мышление носит опосредованный хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств восприятия. Как же устанавл истинность наших понятий, их соотв реальной действительности? Путем сопоставл. понятий, теор выводов с чувственными данными.
Т.о чувственное созерцание - есть критерий истинности мышления. В общем Ф не понимает сложн диалект связи между чувств отраж мира и мышлением, его не интересует пробл категорий и логики. Глуб идея Гегеля о движ теор мышления от абстр к конкретному, о возможности, следовательно, конкр. мышления осталась чуждой для Ф.
Концепция разработана на основе классич.нем.фил-ии. Повторял путь Фейербаха, но считал, что человек не только природное сущ-во, а есть природное сущностно-родовое существо и поэтому к себе относится как к универсальному и свободному существу. Природа сущ-ет как продолжение человека и способ жизнедеятельности. Растения, камни - человеческого сознания, как объект природоведения и частично как объект искусства. В этом специфика и оригинальность гуманистического материализма Маркса. Универсальность человека - в его общественной природе. Общественный человек по Марксу видит перспективу в возможности активного преобразования природы в интересах человека. Диалектика - единство противоположно направленных процессов. Гуманизм природы и натурализации человека приводит к световой гармонии.
Мир – мир ч-ка. Пространство, время, причны суть формы нашего представления.
Первообснова, объясняющая структурное единство мира – воля. Это универсальный принцип бытия.
Низшая ступень проявления воли – общие силы природы – тяжесть, непроницаемость и спецефич. кач-ва материи: твердость, упругость, текучесть, электричество, магнетизм и .д.
Гл. сво-во воли – борьба. «Воля к жизни» в органич. природе, у животных. У ч-ка то же. Природу он понимает как продукт своего потребления, а др. ч-ка как своего соперника.
Воля к жизни как таковой – бесцельна. Это злое, саморазрушительное стремлении, голая и голодная агрессивность. Поэтому мир явлений, порождаемых волей, не развивается.
Повседневная жизнь
– бессмысленная суета без
какой-либо перспективы. Пессимизм. С
т.зр. ч-ской свободы этот мир безнадежен,
безысходен.
Как ч-к д. сущ-ть? Нужно подавлять, подчинять себе волю к жизни. 2 способа.
1) Эстетическое созерцание. Иск-во всегда бескорыстно и объективно. Нет в нем тайной заинтересованности ч-к. Общаясь с иск-вом, ч-к перестает осознавать как единственный во вселенной. Иск-во путь освобождения от своего «Я», от эгоизма, от бессмысленной и слепой воли к жизни.
2) Нравственный опыт ч-ка.
Здесь м. возникнуть опасная ловушка. Освободиться от эгоизма ч-к м., растворившись в обществе, стать как все. Это путь порочный, т.е. ч-к теряет свою индивидуальность.
Гл. задача – остаться собой и в то же время не быть эгоистом.
Гл. понятие этики Ш. – сострадание. Испытывая сострадание к др. людям, ч-к перевоплощается в др. «Я». Но при этом не теряет внутренней индивидуальности.
Ш. резко выступает против индивидуализма. Это непривычно для западного общ-ва 19в.
Воля пронизывает все сферы жизни. Ч-к одержим волей к жизни. Она порождает страдания. Даже радость – это только временное отсутствие страдания (начитался Упанишад). За ними вновь следуют страдание или скука. Примирится с этим нельзя. Нравственный долг человека – отказ от желаний, упразднение воли к жизни в себе.
Поведение ч-ка д. базироваться на:
1) аскетизм в отношении к себе
2) альтруизм в отношении к другим.