Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
Центр
понятие теории Л. - понятие о “малых
перцепциях”, т.е о бесконечно малых разностях
между ступенями развивающегося представления.
Отсюда Л. выводит, что всякое настоящее
состояние монады всегда: 1. чревато будущим
2. обременено всем ее прошлым. Буд. мон.
заключено только в ней самой, и развитие
может состоять только в последов. развертывании
ее нального. состояния.
Теория познания
Мало отличается от рационалистов. Ищет компромисс м/у разумом и чув-в, предпочтение разуму.
«Перцепция» - бессознательное
состояние монады. «Апперцепция» - сознание
собственного внутреннего состояния,
рефлексия. Это св-но лишь душам, а не всем
монадам
Согласен, что в нашем уме нет ничего, чего бы не было раньше в ощущениях. Опыт и ощущения не м. объяснить в знании главное: необходимость и всеобщность нек-рых истин.
Всеобщность и необходимость - достояние ума, а не ощущений. В уме нет ничего, чего бы не было ранее в ощущениях, кроме ума.
Признает наличие в уме врожденных идей. Врожденные идеи в отличие от Д. не готовые понятия, а только задатки, предрасположения ума, к-рые еще не реализованы.
Мир не просто структура, а система.
Ч-ку доступны
- истины вечные, метафизические. Отыскиваются с помощью разума. Нуждаются в подтверждении опытом.
- истина факта. Открываются
только посредством опыта. Они не м.б. доказаны
посредством одних лишь логических высказываний.
З-н достаточного основания. Для каждого факта д. существовать достаточное основание того, почему он существует, и это основание всегда коренится в другом факте
(конец 16 нач 17 вв)
Политическая карьера полна
2 группы робот:
о науке и методах познания,
сборник этических и
Исследования внутренне
присущих материи форм составляет,
по Б., осн. задачу. Форма есть материальная
сущность принадлежащего предмету св-ва.
Форма теплоты – определенный вид движения.
Материалистическое понятие формы в полемике с понятием формы у Аристотеля и Платоно. В физическом аспекте форма – род движения материальных частиц, из к-рых состоит тело. Материальны св-ва и кач-ва предмета.
Б. нельзя назвать
последовательным материалистом. Не отказывается
от идеи творения мира Богом, но не говорит,
что создано из ничего. Бог творил
из материи.
«Новый Органон» 1620
Органон – название
работы Аристотеля. Полемизирует с ним.
Обвиняет, что вся европейская мысль пошла
из-за него тупиковым путем. Из-за дедуктивного
метода мышелния. Создает неразбериху,
мешает «расшифровать» тайный язык природы.
Фундамент всякого познания – опыт, к-рый организован и подчинен определенной цели. Наша мысль движется от знаний единичных фактов к знаниям целого класса предметов или процессов. ИНДУКЦИЯ.
Аристотель тж описывал
индукцию, но Б. придал ей универсальное
значение.
Индукция является
неполной. Нельзя изучить ВЕСЬ класс
явлений. Она вероятностна. Метод нуждается
в проверке. Собирать факты, не только
подтверждающие, но и опровергающие индуктивный
метод.
Составил перечень вещей
1) те, к-рые имеют данное кач-во
2) к-рые не имеют данного качества
3) обладают данным качеством в разной степен.
Анализируя вещи м.б.
понять суть самого кач-ва //изучил теплоту.
Что мешает познать мир полно. Существуют предрассудки, идолы
А. Врожденные предрассудки
1. Идолы рода.
Люди наделяют познаваемые вещи своими кач-вами. Романтики ожидают от природы большего порядка, чем есть
2. Идолы пещеры
Личные слабости каждого отдельного ч-ка. У каждого своя пещера, призма, искажающая мир. Это особенности психики, восприятия.
Б. Приобретенные предрассудки
3. Идолы рынка
Склонность ума ослепляться словами. Неправильное словоупотребление ведет к искажению смысла. Слова затуманивают разум. Б. подчеркивает самостоятельность языка по отношению к мысли
4. Идолы театра
Слепое доверие
авторитетам в философии, науке.
Тут и религиозные
Ср-во
преодоления предрассудков. Обращение
к опыту и обработка опытных данных
научным путем.
Какой метод познания м. считать научным?
1. Путь паука. Выведение истины из чистого сознания (аксеологии Декарта). Это путь догматиков. Ткут, как пауки, паутину мысли из своего ума без обращения к опыту.
2. Путь муравья. Сбор фактов. Путь эмпирика, не претендующего на обобщение. Суммирует, но не анализирует. Пестрая мозаика не ведет к познанию сущности
3. Путь пчелы. Сочетает достоинства первых 2х. Единство чувственного и рационального в познании. Движение от эмипирии к теории.
Онтология – «физическая монадология» и космогоническая гипотеза
"Всеобщая естественная история и теория неба". Спорит с Лейбницем. Развивает ньютоновские представления о вселенной. Выступает как деист, признает роль Бога, но только в кач-ве перводвигателя.
Силы приближение и отталкивания. Обоснование возникновения вселенной из туманности.
В солнечной системе нет сил, к-рые объясняют первоначальный толчок, эта сила существовала раньше, до образования солнечной системы. Она заключалась в столкновении молекул в первоначальной туманности. Big bang потом это назовут.
Сила притяжения зависит
от плотности вещества. Чем дальше от
материи, тем больше духа. Для жителей
Меркурия, каждый житель Земли Платон,
для жителей Юпитера, Платон – обыватель.
Если в докритический период говорил, что в сущность бытия разум никогда проникнуть не сможет. Разум имеет дело только с нашим опытным знанием. То в «Критике чистого разума» уточняет.
Мир делится на
М\у 2мя этими мирами
непроходимая пропасть. Ч-к способен
приобщаться к миру сущностей, познать
этот мир никогда не сможет. Не сможет
достигнуть линии горизонта.
Приобщение происходит
в области практического
Ч-к в целом принадлежит
к миро феноменальному, но у него
есть способность действовать
Априорные предположения. Группировки от Аристотеля
Эти категории принадлежат нашему сознанию. Априорные предположения не выходят за границы опыта.
Априорны синтетические суждения. Логический предикат не содержится в логичском субхекте.
Разделяет идеи
Как только разум пытается проникнуть в область (2), он неизбежно попадает в ловушку противоречий. Ловушка антиномий.
Задача разума – достижение абсолютной целостности. Три трнасцедентальные идеи, к-рые не соприкасаются с опытом.
- о душе как о безусловном единстве всех психических процессов
- о мире как о безусловном единстве всех условных, причинных явлений
- о Боге как безусловной причине всего сущего.
Антиномии не
разрешимы в области «чистого
разума», разрешимы в плоскости
практического и морального разума.
Основа и практического, и теоретического разума – апперцепция. Это самосознание. Способность ч-ка сознавать себя как «Я». Осознает благодаря ПАМЯТИ. Если выпадает из традиций, теряет возможность идентифицировать себя. Робинзон Крузо. Тогда легко манипулировать, подчиняется во всем.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выражены в форме суждения, в кот мыслится связь между двумя понятиями - субъектами и предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения (предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на опыте.Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него - априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К. придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности, рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени. Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время - внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак. принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх знания строится самим сознанием.
Кант выводит человеческую способность автономно определить свою волю из того, что человек - это существо, которое преобразовало свои естественные стремления.
К характерным чертам моральной теории Канта относится то, что он рассматривает этическую проблему независимо от теологических предпосылок. "Мораль коренится в понятии человека как... существа, которое своим разумом связано с необус-ловленнымн законами. Человек поэтому не нуждается ни в коем случае... в религии, но он полностью самодостаточен благодаря чистому