Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
Гераклит из Эфеса (ионийский город). конец 6 – нач. 5 вв. до н.э. Что-то даже сохранилось из трудов.
Как и ионийцы, пытается обнаружить основную субстанцию. Огонь. Мир – череда воспламенений и угасаний. Огонь – вечно живой.
Идея вечного движения, изменения. Вместе с огнем живет и все в мире. Солнце ежедневно новое. Все течет, все изменяется, как река, в к-рую невозможно войти дважды. В процессе изменения вещи сохраняют свое существование и свою идентичность, т.е. в известных пределах покоятся.
Мир единство. Единство противоположностей. Противоположности способны сменять др. др. или переходить одна в др. Влажное становится сухим, сухое влажным.
Из этого вытекает Гераклидова диалектика.
Г. много говорит о текучести, но не говорит о векторе, тенденции изменений. В диалектике важно развитие, т.е. определенное направление изменений.
1) все находится
в состоянии непрерывного
2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и
3) этот закон включает
взаимодействие
4) причем это взаимодействие
противоположностей как целое
порождает гармонию.
Соц-этич. взгляды – сторонник аристократии.
Рассматривая общ.
жизнь, указывал на большую роль насилия
в формировании ее структур. Считает войну
справедливой. «Война отец вего, царь.
Одних сделала рабами, других – свободными».
Распределяет каждому свое.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – Ксеофан, Парменид, Зенон
Выходцы их Ионии способствовали распространению научно-филос. заний в др. областях, прежде всего в южно-италийских колониях.
Ксеофан
6 – нач. 5 в. до
н.э. «О природе» Натурфилософия. Начала
земля и вода. Сначала земля была смешена
с морем, но со временем освободилась от
влаги. Люди тж родились из земли и воды.
О Боге. Отвергает антропоморфное представление о богах. Не стоит им приписывать физические хар-ки людей. К. говорит о некоем высшем «едином Боге». «Бог сросся со всем» - пантеизм. Бог есть тело, повсюду однороден, имеет форму шара. Он вечен, нерожден и неуничтожим. Это неизменяемость, тождественность в себе, стабильность, неподвижность. Бог «видит, мысли и слышит» «всем своим существом».
Гносеология. Ощущения ложны. Только мнение – удел всех.
Бессмысленно отдавать предпочтение телесной силе перед полезной мудростью. Необходимость мудрости и ораторского иск-ва для управления полисом.
Парменид, уроженец Элеи. (конец 6 ср. 5 в. до н.э.)
Сохранились фрагменты поэмы «О природе».
Природные начала огонь (тепло) и земля (холод) или свет и ночь. Из их смешения состоит все вплоть до человеческой души.
Подобно учителю Ксеофану не доверял ощущениям. Они дают не истину, а лишь мнение, к-рое м.б. ложным. Мнение – это высказывание о том, что только кажется, а в действительности не существует. П. назвал это «небытием».
Истинное знание дает мышление. Говорил о тождестве мышления и бытия. То, что существует, мыслимо, и то, что можно помыслить, существует. А таково – бытие, значит, только бытие существует. Небытие нельзя помыслить, оно не существует. «есть бытие, а небытия вовсе нету».
Истинный мир. С внешней стороны по форме «прекруглый шар», поверхность к-рого образует пределы, границы. С внутренней 0 нечто единое, однородное, «подобное глыбе». По сути шаровидное «единое все» то же, что и бог Ксеофана.
Отвергал действительность
множества, движения и пустоты. Отрывал
бытие от конкретно-чувственной
реальности и превращал его в
абстракцию, понятие бытия.
Зенон Элейский (1я половина 5 в. до н.э.)
Разработал доказательства идеям Парменида. «изобретатель диалектики», т.е иск-ва рассуждения, логики.
Исходил из установки, что нельзя доверять органам чувств о действительном существовании мира, в к-ром наличествуют пустота, множество вещей и движение.
О зернышке и меры
зерна.
Источник надежного знания разум. Негативная
диалектика, доказывает методом от противного.
Рассуждения З. о пустоте,
множестве и движении получили название
апор’ий – затруднения, недоумения.
// О месте места – против мыслимости пустоты.
Если всякое сущее в месте, то и место будет
в месте и т.д.
// О движении – Ахилесс, Стрела. Тело проходит
какое-либо расстояние, если дошло до половины.
Затем это применяется к прохождению оставшейся
половины пути и т.д. Но раз число половин
пути беспредельно, то следует вывод, что
путь пройти нельзя и доказать движение
невозможно.
Неудача осмыслить
движение связана с представлением
о бесконечной делимости
ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА (2я половина 6 в. до н.э.)
Пифагор.
Греч. колонии на юге Италии.
Природа м.б. раскрыта с помощью математики. Считали, что математические структуры и отошения лежат в основе всех вещей, т.е. являются субстанцией.
Т.к. вещи исчезают, тогда как математические понятия константы. Следовательно, по своей сути математика является неизменной. Матем. знание – точно определенное знание, т.к. его объекты не меняются. Определенное еще и потому, что матем. теоремы доказываются логически.
Мистика чисел. «Все вещи – это числа» (Пифагор». Числа обладают опред. формой. //треугольник числа, квадрат чиста, куб числа и т.д.
Каждая цифра – свое значение. «1» - бог, первоначало, «2» - принцип противоположностей, «3» - гармония, снятие противоречий.
П-зм – религ-мистич. учение.
Учение о переселении душ.
Душа бессмертна. Переселяется в др. виды живых существ. Если душа кочует из одного в др., то нет ничего нового, просто повторение по плану. Все живые существа родственны др. др.
П. часто упоминает понятие «Бога», но определенного содержания нет.
Причудливое сочетание мистицизма и рационализма. Обыденные суеверия (не касайтесь белого петуха) сочетались с возвышенными теориями.
Изменение философии. От натурофилософии. Обращение к человеку, к этико-политическим вопросам.. Сомнение.
К концу антропоцентрического
периода (4 в. до н.э) стало обычным
утверждать, что мораль и право
относительны в том смысле, что при решении
связанных с ними вопросов не существует
иного критерия, чем личное мнение отдельного
человека (человека – мера всех вещей
по Протогору)
Софисты (мудрецы). 2я половина 5 в. до н.э. Софист – мастер своего дела, так м. звать и гончара и морехода.
Платные учителя мудрости.
Учили побеждать в спорах. Слабые
аргументы делать сильными. Иск-во красноречия.
В споре д.б. достигнута не истина,
а победа. Доказать, что черное –
белое, а белое - черное. Предмет спора
не важен.
Внимание к слову. От того, как произнести слово зависит, что под этим словом подразумеем.
Нарушение законов мысли. «Общие места»
Частное выдавали за общее. Случайное за необходимое. Внешнее за внутреннее. Делали парадоксальные выводы.
// Говорить ложь – говорить то, чего нет. То чего нет, говорить невозможно. Значит я не лгу, да и никто не м. лгать.
Релятивизм – гл. черта софистич. мудрости. У каждого своя правда, каждый прав по-своему. У каждого своя логика. Нет общего представления о добре и зле.
Плюсы софизма - критика догматизма, слепого поклонения традиции, авторитету. Это происходит ценой абсолютизации относительного.
Эта логика взрывала
традиционные условия полиса. В результате
возникла полемика и много течений.
Софисты стояли у истоков социальной философии. Стали говорить об общ-ве как отдельном от природного окружения. Гиппий первым разделил фюсис (законы природы) и номос (законы, к-рые создает человек). Природа все же источник подлинного закона, а ч-к часто искажает з-ны природы. Отсюда беды и проблемы, к-рые переживает ч-ское общ-во.
Ч-ские законы изменчивы, временны, субъективны. А фюсис имеет неприходящее значения. Призыв к законодателям ориентироваться на естественный закон. Потом отсюда пойдет идея естественного права.
Было и др. мнение.
Горгий. Считал, что писанные
законы – стражи справедливости, мудрые
изобретения ч-ской культуры. П.ч. эти законы
создаются в соответствии с божественной
справедливостью. Горгий не видит противоречий
м/у фюсис и номос.
Каллика резко критиковал писанные законы, п.ч. их устанавливают слабые, а их большинство. Ради себя и своей выгоды, чб уравнять себя с сильными духом и телом. По природе же справедливо, чб лучший бл выше худшего, сильный – выше слабого. «З-н природы – это право сильного на неравенство»
Критика демократии, равенства.
В рамках софистич. социальной ф-фии возникает представление о договорном происхождении гос-ва. Софисты считают, что гов-во возникло в рез-те договора м/у людьми. Цель договора – гарантия личных прав каждого. Эта идея в 17 веке ляжет в основу концепции гос-сти.
Протагор «Человек мера всех вещей, сущих поскольку они существуют и несущих, п.ч. они не существуют» Антропологическая тематика. Это революция, п.ч. прежде мир рассматривался с т.зр. божественного первоначала. А тут начинает смотреть на мир своими глазами.
+ Ч-к помещает мир в свою субъективную систему координат, наинает жить из себя самого.
- Но переходя на субъективную т.зр. забывает, что мир существует независимо от ч-ского сознания. Утрачивается ценность мира без ч-ка.
Одно м.б. лучше, чем др., но он не м.б. более истинным // про больного желтухой.
Богов нельзя познать. Но богам следует поклоняться.
Анатомистика продолжает традиции ионистской физики и элеатского учения. Атомистика была основана Левкиппом, а продолжена и углублена Демокритом.
О Левкипе мало известно. Соменения, что вообще был. Знаем о нем от Аристотеля. Демокрит родился во Фракии. Долгое время провел в Египте, Персии, современник софистов и Сократа. «Большой миросторой» Демокрита. Дошло 800 фрагментов + цитаты его противников.
Атомические результаты Л. и Д. настолько неразрывно связаны, что имена авторов столь часто упоминались рядом, что нецелесообразно говорить о них по отдельности.
1. Все в мире состоит из атомов, физически неделимых.
2. М\у атомами есть пустое пространстов.
3. Атомы неразрушимы.
4. Атомы находятся в постоянном движении.
5. Атомы отличаются др. от др. по форме, размерам и местоположению.
Отсюда объяснение единства и многообразия. Однородные атомы образуют одно тело. Разные атомы «живут» в разных телах.
Кол-во атомов бесконечно.
Возникновение – это соединение, а исчезновение – разъедиение атомов. Соединение – сближение атомов. Разъединение – удаление атомов др. от др.
Атомы приобретают движение путем столкновения одного атома с др. Цепная реакция. Но о первоисточнике ничего не сказано. Движение вечно и неуничножимо, как вечен и неуничтожим сам атом.
Необходимость
и случайность.
Все в мире происходит в соответствии
с причинно-следственными связями. Все
детерминировано. В этом детерминизме
нет свободной ч-ской воли. Случайности
нет. Говоря о случайности, мы только прикрываем
свою глупость.
О знании. Добытое
мышлением тж истинное знание. Но нет
такого категоричного
Д. атеист. Тут нет места чуду и богм.
Этика – умеренность,
образование. Все страстное, неистовое
Д. осуждает. Ч-к не д. даже неиствовать
в добре.