История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Гераклит  из Эфеса (ионийский город). конец 6 – нач. 5 вв. до н.э. Что-то даже сохранилось из трудов.

Как и ионийцы, пытается обнаружить основную субстанцию. Огонь. Мир – череда воспламенений и угасаний. Огонь – вечно живой.

Идея вечного движения, изменения. Вместе с огнем живет  и все в мире. Солнце ежедневно  новое. Все течет, все изменяется, как река, в к-рую невозможно войти  дважды. В процессе изменения вещи сохраняют свое существование и свою идентичность, т.е. в известных пределах покоятся.

Мир единство. Единство противоположностей. Противоположности способны сменять др. др. или переходить одна в др. Влажное становится сухим, сухое влажным.

Из этого вытекает Гераклидова диалектика.

Г. много говорит  о текучести, но не говорит о векторе, тенденции изменений. В диалектике важно развитие, т.е. определенное направление  изменений.

1) все находится  в состоянии непрерывного изменения,  однако

2) изменение происходит согласно неизменному закону (логосу) и

3) этот закон включает  взаимодействие противоположностей

4) причем это взаимодействие  противоположностей как целое  порождает гармонию. 

Соц-этич. взгляды  – сторонник аристократии.

Рассматривая общ. жизнь, указывал на большую роль насилия в формировании ее структур. Считает войну справедливой. «Война отец вего, царь. Одних сделала рабами, других – свободными». Распределяет каждому свое.  

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА – Ксеофан, Парменид, Зенон

Выходцы их Ионии способствовали распространению научно-филос. заний в др. областях, прежде всего в южно-италийских колониях.

Ксеофан

6 – нач. 5 в. до  н.э. «О природе» Натурфилософия. Начала земля и вода. Сначала земля была смешена с морем, но со временем освободилась от влаги. Люди тж родились из земли и воды.  

О Боге. Отвергает антропоморфное представление о богах. Не стоит им приписывать физические хар-ки людей. К. говорит о некоем высшем «едином Боге». «Бог сросся со всем» - пантеизм. Бог есть тело, повсюду однороден, имеет форму шара. Он вечен, нерожден и неуничтожим. Это неизменяемость, тождественность в себе, стабильность, неподвижность. Бог «видит, мысли и слышит» «всем своим существом».

Гносеология. Ощущения ложны. Только мнение – удел всех.

Бессмысленно отдавать предпочтение телесной силе перед полезной мудростью. Необходимость мудрости и ораторского иск-ва для управления полисом.

Парменид, уроженец Элеи. (конец 6 ср. 5 в. до н.э.)

Сохранились фрагменты  поэмы «О природе».

Природные начала огонь (тепло) и земля (холод) или свет и ночь. Из их смешения состоит все вплоть до человеческой души.

Подобно учителю Ксеофану не доверял ощущениям. Они дают не истину, а лишь мнение, к-рое м.б. ложным. Мнение – это высказывание о том, что только кажется, а в действительности не существует. П. назвал это «небытием».

Истинное знание дает мышление. Говорил о тождестве мышления и бытия. То, что существует, мыслимо, и то, что можно помыслить, существует. А таково – бытие, значит, только бытие существует. Небытие нельзя помыслить, оно не существует. «есть бытие, а небытия вовсе нету».

Истинный мир. С внешней стороны по форме «прекруглый шар», поверхность к-рого образует пределы, границы. С внутренней 0 нечто единое, однородное, «подобное глыбе». По сути шаровидное «единое все» то же, что и бог Ксеофана.

Отвергал действительность множества, движения и пустоты. Отрывал  бытие от конкретно-чувственной  реальности и превращал его в  абстракцию, понятие бытия.  

Зенон Элейский (1я половина 5 в. до н.э.)

Разработал доказательства идеям Парменида. «изобретатель диалектики», т.е иск-ва рассуждения, логики.

Исходил из установки, что нельзя доверять органам чувств о действительном существовании  мира, в к-ром наличествуют пустота, множество вещей и движение.

О зернышке и меры зерна.  
Источник надежного знания разум. Негативная диалектика, доказывает методом от противного.

Рассуждения З. о пустоте, множестве и движении получили название апор’ий – затруднения, недоумения.  
// О месте места – против мыслимости пустоты. Если всякое сущее в месте, то и место будет в месте и т.д. 
// О движении – Ахилесс, Стрела. Тело проходит какое-либо расстояние, если дошло до половины. Затем это применяется к прохождению оставшейся половины пути и т.д. Но раз число половин пути беспредельно, то следует вывод, что путь пройти нельзя и доказать движение невозможно.

Неудача осмыслить  движение связана с представлением о бесконечной делимости времени  и пространства. Пространство, движение и время представлены в апориях  всегда с какой-то одной стороны: то как бесконечное, то как конечное; то как непрерывное, то как прерыное; то как процесс, то как результат.  

ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА  (2я половина 6 в. до н.э.)

Пифагор.

Греч. колонии на юге  Италии.

Природа м.б. раскрыта с помощью математики. Считали, что  математические структуры и отошения лежат в основе всех вещей, т.е. являются субстанцией.

Т.к. вещи исчезают, тогда  как математические понятия константы. Следовательно, по своей сути математика является неизменной. Матем. знание –  точно определенное знание, т.к. его  объекты не меняются. Определенное еще и потому, что матем. теоремы доказываются логически.

Мистика чисел. «Все вещи – это числа» (Пифагор». Числа  обладают опред. формой. //треугольник  числа, квадрат чиста, куб числа  и т.д.

Каждая цифра –  свое значение. «1» - бог, первоначало, «2» - принцип противоположностей, «3» - гармония, снятие противоречий.

П-зм – религ-мистич. учение.

Учение  о переселении  душ.

Душа бессмертна. Переселяется в др. виды живых существ. Если душа кочует из одного в др., то нет ничего нового, просто повторение по плану. Все живые существа родственны др. др.

П. часто упоминает  понятие «Бога», но определенного  содержания нет.

Причудливое сочетание  мистицизма и рационализма. Обыденные  суеверия (не касайтесь белого петуха) сочетались с возвышенными теориями.

 

9. Софисты и их роль в развитии античной философии.

Изменение философии. От натурофилософии. Обращение к  человеку, к этико-политическим вопросам.. Сомнение.

К концу антропоцентрического периода (4 в. до н.э) стало обычным  утверждать, что мораль и право  относительны в том смысле, что при решении связанных с ними вопросов не существует иного критерия, чем личное мнение отдельного человека (человека – мера всех вещей по Протогору) 

Софисты (мудрецы). 2я  половина 5 в. до н.э. Софист – мастер своего дела, так м. звать и гончара и морехода.

Платные учителя мудрости. Учили побеждать в спорах. Слабые аргументы делать сильными. Иск-во красноречия. В споре д.б. достигнута не истина, а победа. Доказать, что черное –  белое, а белое - черное. Предмет спора  не важен.  

Внимание к слову. От того, как произнести слово зависит, что под этим словом подразумеем.

Нарушение законов  мысли. «Общие места»

Частное выдавали за общее. Случайное за необходимое. Внешнее  за внутреннее. Делали парадоксальные выводы.

// Говорить ложь  – говорить то, чего нет. То чего нет, говорить невозможно. Значит я не лгу, да и никто не м. лгать.

Релятивизм – гл. черта софистич. мудрости. У каждого своя правда, каждый прав по-своему. У каждого своя логика. Нет общего представления о добре и зле.

Плюсы софизма - критика догматизма, слепого поклонения традиции, авторитету. Это происходит ценой абсолютизации относительного.

Эта логика взрывала традиционные условия полиса. В результате возникла полемика и много течений.  

Софисты стояли у истоков  социальной философии. Стали говорить об общ-ве как отдельном от природного окружения. Гиппий первым разделил фюсис (законы природы) и номос (законы, к-рые создает человек). Природа все же источник подлинного закона, а ч-к часто искажает з-ны природы. Отсюда беды и проблемы, к-рые переживает ч-ское общ-во.

Ч-ские законы изменчивы, временны, субъективны. А фюсис имеет  неприходящее значения. Призыв к законодателям  ориентироваться на естественный закон. Потом отсюда пойдет идея естественного  права.

Было и др. мнение. Горгий. Считал, что писанные законы – стражи справедливости, мудрые изобретения ч-ской культуры. П.ч. эти законы создаются в соответствии с божественной справедливостью. Горгий не видит противоречий м/у фюсис и номос.  

Каллика резко критиковал писанные законы, п.ч. их устанавливают слабые, а их большинство. Ради себя и своей выгоды, чб уравнять себя с сильными духом и телом. По природе же справедливо, чб лучший бл выше худшего, сильный – выше слабого. «З-н природы – это право сильного на неравенство»

Критика демократии, равенства.

В рамках софистич. социальной ф-фии возникает представление о договорном происхождении гос-ва. Софисты считают, что гов-во возникло в рез-те договора м/у людьми. Цель договора – гарантия личных прав каждого. Эта идея в 17 веке ляжет в основу концепции гос-сти.

Протагор «Человек мера всех вещей, сущих поскольку  они существуют и несущих, п.ч. они  не существуют» Антропологическая тематика. Это революция, п.ч. прежде мир рассматривался с т.зр. божественного первоначала. А тут начинает смотреть на мир своими глазами.

+ Ч-к помещает мир  в свою субъективную систему  координат, наинает жить из  себя самого.

- Но переходя на  субъективную т.зр. забывает, что  мир существует независимо от  ч-ского сознания. Утрачивается ценность  мира без ч-ка.

Одно м.б. лучше, чем др., но он не м.б. более истинным // про больного желтухой.

Богов нельзя познать. Но богам следует поклоняться.

 

10. Древнегреческий атомизм: Левкипп, Демокрит.

Анатомистика продолжает традиции ионистской физики и элеатского учения. Атомистика была основана Левкиппом, а продолжена и углублена Демокритом.

О Левкипе мало известно. Соменения, что вообще был. Знаем о нем от Аристотеля. Демокрит родился во Фракии. Долгое время провел в Египте, Персии, современник софистов и Сократа. «Большой миросторой» Демокрита. Дошло 800 фрагментов + цитаты его противников.

Атомические результаты Л. и Д. настолько неразрывно связаны, что имена авторов столь часто упоминались рядом, что нецелесообразно говорить о них по отдельности.

1. Все в мире  состоит из атомов, физически  неделимых. 

2. М\у атомами есть  пустое пространстов.

3. Атомы неразрушимы.

4. Атомы находятся  в постоянном движении.

5. Атомы отличаются  др. от др. по форме, размерам  и местоположению.

Отсюда объяснение единства и многообразия. Однородные атомы образуют одно тело. Разные атомы  «живут» в разных телах.

Кол-во атомов бесконечно.

Возникновение – это  соединение, а исчезновение – разъедиение  атомов. Соединение – сближение  атомов. Разъединение – удаление атомов др. от др.

Атомы приобретают  движение путем столкновения одного атома с др. Цепная реакция. Но о  первоисточнике ничего не сказано. Движение вечно и неуничножимо, как вечен и неуничтожим сам атом.

Необходимость и случайность. Все в мире происходит в соответствии с причинно-следственными связями. Все детерминировано. В этом детерминизме нет свободной ч-ской воли. Случайности нет. Говоря о случайности, мы только прикрываем свою глупость.  

О знании. Добытое  мышлением тж истинное знание. Но нет  такого категоричного противопоставления чувственного и логического. Познание истины начинается там, Гед имеется  переход от зримого (предметов опыта) к незримому (атомам). Есть высказывания Д. о том, что в действительности мы ничего не знаем, ибо истина скрыта в глубине, на дней морском. Скептицизм. 

Д. атеист. Тут нет  места чуду и богм.

 

Этика – умеренность, образование. Все страстное, неистовое Д. осуждает. Ч-к не д. даже неиствовать в добре.  

Информация о работе История философии. Ответы