История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Достигается с помощью  сострадание. 

Освободившись от бессмысленной  воли к жизни, ч-к достигает безрелигиозной святости. 

Сострадание Ш –  пассивное начало нравственности. Большего от ч-ка Ш. не требует. В нравственности важны мотивы, а не поступки. Сами поступки, как и Кант, оценивать  не берется. Ч-к д. стремиться к неучастию  в жизни. «Страдание, к-рое ч-к испытывает» возрастает по мере увеличения познания».

Достижение какой-либо цели приносит ощущение пресыщения.

Достичь угасания страданий  м. лишь  преодолев наши иллюзорные представления о мире (Типа сбросить пелену майи, осознать. что все вещи составляют единое целое).  

Ш. выступает не только против Гегеля, но и против теологии, религиозности, где нравственная задача ч-ка приближение к Богу. А Ш. считает, что приближаться надо не к Богу, а к небытию. Ш. пугает сама жизнь в всех ее проявлениях. 

Б. Рассел о Ш.

«Испуканный видением дьявола, мудрец кричит «Прочь!» и  ищет спасения в небытии.

Современники писали, что в жизни плотно обедал, имел много тривиальных интрижек, сварливый  и скупой.

Раздвоенность слова  и дела.

 

44. «Философия  жизни» Ф. Ницше.

 

45. Философский интуитивизм Бергсона.

Прежде у Д. речь шла об интуиции рациональной. Б. относится  к постклассовой философии. И  интуиция понимается совсем по-другому. Она иррациональная, бессознательная. 

Б. получал кассич. образование в Париже. Большую часть жизни преподает философию в лицее. В 89 защищает 2 диссертации: «Опыт непосредственных данных сознания». Тут впервые размышляет об интуиции. Начинает рассматривать иначе «категорию времени». У Б. это «длительность», единство всех временных моментов – прошлого, настоящего и будущего. Обнаруживает длительность в памяти. Память бывает двоякая

1) привычка (механическое воспроизведение)

2) творческая память – воспоминание

В воспоминании прошлое  врывается в настоящее, смешивается, достигается синтез, единство длительности

Это эстетическое отношение к памяти характеризует все работы Б. Прошлое всегда живет в настоящем. Именно благодаря пережитка мы и сущ-ем.

Ценность нельзя помысли  в будущем времени, как цель. Нужно  пребывать в неком смысловом  поле из него не выходить. А достичь смысла нереальная вещь. Если мы ставим задачу достичь смысла, значит мы бессмысленны сейчас.

1896 «Материя и память».

Развивает эти принципы и взгляда. Гл идея – познание – это синтез восприятия и памяти.

Нужно вжиться, вчувстоваваться в окружающий мир – это цель философа.

Познание предполагает незаинтересованное погружение в предмет. Познание – это преодоление дистанции м/у субъектом и объектом. 

«Творческая эволюция» (1907).

Тут разрабатывает  концепцию интуицию

Мир состоит из 2ъ противоположных начал

1) жизнь, или жизненный  порыв

2) материя, этот  что-то инертное. пассивное

В мире идет постоянная борьба м/у ними

Жизнь борется с  материей. Постепенно узнает как использовать, организовать материю. выражение материального  начала в человеке – интеллект. Он действует как бы во сне. Он не осознает длительности. Разум изучает мир с геометрической и.р. Для него существенно пространство, а не время.  

Начало жизни в  человеке – инстинкт, который противостоит разуму. Высшее выражение инстинкта 0 интуиция. Инстинкт – это «чистый опыт»., к-рый переполняет нас, когда мы удерживается от разумного мышления. И просто позволяем себе дрейфовать по воле волн времени. Т.е. нужно просто удерживать интеллект, позволить прорвать инстинкту.

Интуиция – это род интеллектуальной симпатии, посредством к-рой ч-к переносится внутрь объекта, чб слиться с тем, что есть в нем уникального, а , следовательно, невыразимого. Ч-к включает интуицию, симпатию, попадает внутрь этого объекта и вступает в диалог на уровне невыразимого. 

Понятие «симпатия» для Б. главная познавательная категория. Интеллект сам по себе только объясняет происходящее в мире. Интеллект статичен, он не способен улавливать изменения в жизни. Чб что-то объяснить нужна остановка, чб. осмотреться. А интуиция схватывает бытие в его жизненных проявлениях.

Для Б. жизнь – простоянная  динамика, интуиция позволяет ее прочувствовать. Язык интуиции – образ. Язык интеллекта - понятие. ТО интуиция что-то сродни художественному восприятию.  

Тут Б. перенимает филос. взгляды герменевтики. Показывает разницу м/у объяснением и пониманием. Интеллект – пытается объяснить, а интуиция его понять 

М/у ч-ком и миром  устанавливается глубинное общение. Б. противопоставляет грубое общение коммуникации, где ищет обмен информацией, знаниями, мнениями. беда современного мира, по Б., что коммуникации идут на смену глубинному общению. ЧК ищет выгоду в общении и уже не думает о том, что представляет собой мир как таковой.

Философия не д. заниматься анализом. Она д. восстанавливать первоначальную простоту, которая порождена интуицией. 

Интуиция способна схватить вещь изнутри. Чк подсоединяется к самой сущности предмета.

В одной из поздних работ Б. Вселенная, наш мир – огромны фуникулер. В нем есть восходящая и нисходящая линии. Жизнь – это поезд, идущий верх. А материя – поезд, к-рый движется вниз. Интеллект состоит в наблюдении спускающегося поезда из вагона поезда, поднимающегося вверх (взгляд на материю с т.зр. жизни). Инстинкт – наблюдение за нашим собственным восходящим поездом с нашей же точки (интроспекция). С т.зр. жизни смотреть на жизнь ценнее.

Для Б. самое гл –  психическое ощущение. Ч-к погружен в жизнь.  

Гл. понятие, систематизирующее  Б. ТВОРЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ. Так называется одна из ключевых работ.

Б. сторонник эволюционного учения. Но эта эволюция не м.б. ни механической, ни телеологической. Развитию жизни не мб. положено внешних пределов. Эволюция носит творческий характер. Эволюция – это жизненный поры, озарение. Она действительно порождает в каждом своем шаге подлинную новизну, творит. Заложена эта способность к творчеству в самой жизни.  

Понятие Бога Б. не применяется. Ясно, что его взгляды близки к религиозности.

«Жизнь – это  снаряд, разрывающийся на части, которые  тоже есть снаряды».

Эта активность без  всякой цели. Нет ориентирующего идеала. Это инстинктивное понятие.

Идея «творческой  эволюции» будет потом использована в неотомизме. Только там толчком эволюции мыслится Бог.

Творч. эволюция отрицает закон перехода кол-ных изменений в качественные.

 

46. Философия  американского прагматизма.

Прагма – дело, действие. Впервые в этом смысле слово «прагма» было введено Кантом» Т.О. это «философия действия». Философии действия противостоит рационалистическая философии классического периода. М/у ницшеанством и прагматизмом непреодолимая пропасть. 

Появляется прагматизм в США в 1870 гг. Основатель – американский логик, математик, философ Чарльз Пирс. Как течение прагматизм складывается в начале 20 в. Джемс, Дьюи. Сам термин применил Джемс.  

Прагматизм – это  американский вариант позитивизма. Гл. задача позитивизма заключалась в том, чб изгнать из философии все ненаучное, метафизику. И изучать все, что доступно экспериментально. Потом стали искать ненаучность в языке. И хотели упростить язык до бейсик инглиш. 

Прагматизм занимает свою нишу в позитивистской традиции. До появления прагматизма США были интеллектуальной колонией Европы.  

В конце 19 – нач 20 в  в США экономический бум. Девиз  Америки «делай деньки. Делай деньги быстро»

Философское обоснование  этот тезис обретает в прагматизме. Утилитаризм в этике, т.о. субъективно-идеалистическая конструкция. 

Цель  бытия – благополучие, индивидуальный успех. Ч-к с т.зр. прагматизма – это биологическое существо, к-рое руководствуется инстинктом в своей деятельности. Мысль нужна, чб устранить помехи для действия на пути инстинкта.  

Вся прежняя философия с т.зр. Прагматизма абстракта и созерцательна. Нужна реконструкция философии, говорит Дьюи. Она д. стать совокупностью приемов, институтов, показывающих как лучше прижить в борьбе за существование. На первый план выступает опыт человека. Чем богаче опыт, тем лучше будут реакции.

Прагматиков не интересует каков мир сам по себе, важно наше отношение к миру и как этот мир м. использовать. Прагматисты использовали идеи бихевиористов. Стимул – Реакция.  

Цель человека не допускать  дискомфорта. Стремление к состоянию равновесного покоя. Чб не было неудовлетворенных потребностей. Лучше вообще эти потребности предвосхищать. Нужно создавать искусственные стимулы, потребности //Когда жмет ботинок, не важно, что греет пальто. 

Прагматизм пытается оправдать ту систему отношений, которая сложилась в США в  то время. «Быть неудачником неприлично» (Джемс). 

Познание – это «попытка решения проблемы в определенной ситуации» (Джемс). Никакой целостной картины мира ч-к создавать не хочет, сущность бытия тж не нужна. Есть проблема, философия д. разобраться и предложить решения, чб потом человек быстрее ее решал.

Чк сам себе создает  объект познания. Познание растворяется в действии, деятельности ч-ка. Познание ничего не отражает из действительности. Да и сама действительность под вопросом.Реальность – это то, что мы из нее делаем. 

Истина (Пирс) состоит  в полезности для наших целей. Истинно то, что нам полезно. Как  только она перестает работать на нас, она перестает быть истиной. Мы созданием истину, мы творим. Мир здравого смысла. (Дьюи) Здравый смысл противопоставлен ученому мудрствованию. 

В Марксизме критерий истины – практика. Прагматизм, вроде, тоже исходит из практики. У марксизма практика – исторически складывающая система отношений. У прагматиков – индивидуальный опыт.

Если практика в  прагматизме – приспособление к среде биологического вида, то о каких моральных табу м. идти речь. Разрешено все, что не запрещено законом. Нравственность не рассматривается в прагматизме. Успех оправдывает любые действия.  

Эти взгляды затем  переносятся на историю. История  – поток случайных событий. Нет  причинности. Отношения м/у субъектами – герой, толпа, элита гл в истории. Нет классов, страт и т.д.

Рассел назвал этот взгляд на историю «концепцией силы» 

Прагматизм в американскую жизнь в области педагогики благодаря  Дьюи. Образование д. стать узкопрофессиональным. Его цель – подготовка специалистов. Универсальное образование ни к чему в постиндустриальном обществе. Ч-к д. стремиться к том, чб продать себя на рынке труда. «Цель образования – обеспечение заработка» (Дьюи). Станет ли студент после чтения Шекспира более профессиональным инженером? 

В 60е США стали  проигрывать СССР в образовании. Все грехи взвалили на прагматизм и все шишки посыпались на Дьюи. Америка стала возвращаться к универсальности 

Прагматизм много  внимания уделял религии. Говорят не столько о вере, скольо «о чувсве веры», не о боге, о «чувствовании  Бога» 

Джемс проповедник  американского варианта религиозности. Понятие веры рассматривает широка, не только вера в бога. Мысль истина постольку, поскольку вера в нее выгодная для нашей жизни

Истинность отождествляется с нашей верой в истину.

Истина – одна из разновидностей добра.

Идея не случайно становится истиной, истинной ее делают события.

Религия помогает избавится  от комплексов. Религия – ин-т достижения успеха. Психотерапевтическое действие религии.

Бог как критерий нравственности прагматистов не интересует. Бога подменили  «Верой в бога»

 

47. Проблема  отчуждения в экзистенциализме.

Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил. Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель, Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.

      В Герм э. стал складываться после 1 мир  войны (обстановка озлобления и уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.

      Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной ответственности.

      Исходный  пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его собственное сущ и его движение к небытию.

Информация о работе История философии. Ответы