История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Томас Мор

В период образования  первых зародышей капитализма, связанных  с первоначальным накоплением капитала, возникают теории, критически реагирующие на явления, сопряженные с углубляющейся социальной дифференциацией. И хотя эти теории возникают в начале раннего капитализма, в них, собственно говоря, уже предвидятся горизонты капиталистического общественного строя и выражаются идеи социального равенства людей. Часто это гениальное предвидение имеет утопический и иллюзорный характер, так как отражает объективно несуществующие общественные условия и силы тогдашнего общества.

Утопические учения XVI в. связаны прежде всего с трудами  английского

гуманиста Томаса Мора, 

Томас Мор (1479-1555) происходил из богатой семьи королевского юриста. Его гуманистическое мировоззрение формировалось в Оксфордском университете, центре тогдашних английских гуманистов. Как член парламента, он смело выступает против финансовых махинаций короля Генриха VIII, против его деспотизма. Этим он способствовал росту своего авторитета среди лондонской мелкой буржуазии. На королевской службе в качестве канцлера Генриха VIII он становится противником реформаторских усилий короля. Впоследствии был казнен. 

В своем главном  произведении "Книжка поистине золотая и равно полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и острове Утопия" Утопия - дословно: место, которое не существует. Это название стало нарицательным для целого направления мысли - утопизма.  

2 части в форме  беседы м/у Т.М. и моряком  Рафаилом Гитлодеем. Мор, высказывает  в общем довольно умеренные  взгляды. Осн. мысли вложил  в уста Рафаила Гитлодея. В  1й части критика соц-полит.  стоя Евр. О грабительских и захватнических войнах королей, о паразитизме феод. дворянства и жестокости законодательства против бедный. Затрагивает вопрос «огораживаний». Когда обнаружилась выгода торговли шерстью, английские помещики стали сгонять крестьян с земли и превращать пастбища в поля для разведения овец. «Овцы сжирают людей».

2я часть об о-ве  утопия.

Коммунистич. строй. Частная  собственность отсутствует, все  граждане равны м/у собой. Общ-во предоставляет им возможности для  удовлетворения всех потребностей. Полит. строй – демократический. Все должности выборные, при этом никого не выбирают на долгий срок, чб. люди не засиживались у власти и не приобретали привычки командовать.

Труд – первейшая  обязанность граждан. В стране царит  изобилие. Денег нет, каждый получает столько продуктов, сколько пожелает, но никто не берет больше, чем нужно.

Совмещают физич. и  умст. труд. После работы занимаются иск-вом, науками, гимнаситич. упражнениями.

Воспитание путем  убеждения, а не битья.

Равноправие м. и ж.

Уничтожено противопоставление город-деревня. Не менее 2 лет в деревне работают.

Патриархальная демократия. Живут семьями и родами. Во главе  каждого рода старейшина. Собрание старейшин избирает князя – единственное несменяемая должность. Его власть ограничена, все важные дела решаются народным собранием.

Есть и рабы. Из числа преступников. Рабы тж чужеземцы, пожелавшие переселится в У. Но им там живется лучше, чем многим свободным гражданам в др. странах. 

Томас Мор был одним  из основателей утопического социализма. Его творчество является наиболее важным исследованием о социализме конца XVIII столетия. Здесь он проявился как рационалист, его социальное учение соответствует уровню научного познания того времени. Свои представления о новом обществе он не считал фантазией, хотя и осознавал возможные трудности при их реализации. Он полагал, что при помощи образованного правителя его идеи можно реализовать в ближайшем будущем. В этом также проявлялась иллюзорность, неосуществимость его учения, и оно входит в историю мышления как "утопическое".

 

30. Сенсуализм  Гоббса и Дж. Локка.

 

Гоббс 

Мир – совокупность тел, ничего бестелесного не существует. Нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит. Мышление – одна из хар-к материи.  

Материя – субъект  всех измений. Все тела, так же, как  и присущие им кач-ва, а тж изменения, происходящие в телах, образуются движением материальных элементов. Движение тел происходит по механическим законам. Вод влиянием толчка в теле возникает усилие. Если усилие на задерживается противоположным усилием, то он переходит в движение.

К движениям и усилиям  тж сводится духовная жизнь животных и ч-ка, к-рая слагается из ощущений. Люди и животные – сложные механизмы, действия к-рый полностью определяются воздействиями извне. У одушевленных автоматов имеются органы, при помощи к-рых сохраняются прежние впечатления. В них сущ-ет способность сравнения новых впечатлений с прежними.

Души ч-ка как отдельной  субстанции нет. Идея Бога оказывается  ненужной, это «лишь порождение ч-ка» 

Источник познания – чувства. Внешные чувства источник не только идей, но и всего нашего познания. Действием на нас окружающих предметов создаются в нас первоначальные идию. Содержание этих идей не зависит от сознания ч-ка. В дальнейшем первоначальные идеи перерабатываются умом. Познание не на основе врожденных идей, а путем обработки человеческих данных в уме посредством сравнения, сочетания и разделения.

Разум пассивен, он не избирателен, никакой активности нет. Разум – пассивный фиксатор. В  результате такого познания мы узнаем только единичные факты. Связи м/у ними устанавливаются только при помощи речи. Связи носят вероятностный хар-ра.  

Рациональное познание в понимании Гоббса опирается  на чувственный опыт (ощущения он полагает основным источником познания). Однако он не останавливается лишь на констатации фактов, но видит смысл познания в рациональном выяснении причин. 

Истину он считает  свойством наших суждений о вещах, а ни в коем случае не тем, что  принадлежит самим объектам (и  может быть познано чувствами), и  не тем, что опирается на откровение, или врожденную интуицию. 

Локк.

Локк  — сенсуалист, т.е. он считает, что всякое знание можно за счет описанных выше операций вычленить из ощущений, чувств. Образно говоря, до обращения к ощущениям ум человека есть чистая доска, никаких отпечатков, никаких следов. 

Против декартовой концепции врожденности ясных мыслей выступил англичанин Джон Локк.

Идеи возникают  на основе 2х видов опыта –  внешнего и внутреннего. Внутренний – рефлексия, внешней – ощущений.

Первичные и  вторичные ощущения. Первичные полностью соответствуют нашему представлению о нем (протяженность, число, движение, фигура). Первичные – кажущееся соответствие с предметом.

Вторичные ощущения субъективны и менее достоверны. Идеи обрабатываются в уме при помощи сравнения, сочетания, отвлечения.  

Он, как и  Декарт, придерживался концепции разумного человека. По Локку, нужно четко и ясно показать, каким образом человек приходит к своим идеям. Декарт же не объясняет этого, а просто утверждает, что нам присущи очевидные в своей истинности идеи.

Локк рассуждает так: самое первое, что получает человек — это ощущения. Благодаря ощущениям у человека появляются простые идеи внешнего опыта, фиксируемые в суждениях типа: данный предмет такого-то цвета, такой-то длины. Но есть еще сложные идеи, а именно: 1) идеи объектов; 2) идеи отношений; 3) идеи-понятия (общие понятия).

Примером  идеи объекта является, например, идея данного, конкретного человека. Такая идея получается в результате простого сложения первоначальных идей, непосредственно вызываемых ощущениями.

Примером  идеи отношений является идея материнства, получаемая в результате сравнения, сопоставления идеи родителя и ребенка.

Примером  общего понятия является понятие «человек». Чтобы получить понятие «человек», надо собрать все идеи об отдельных людях, неодинаковые простые идеи отбросить (это и означает, что мы от них абстрагируемся), тогда оставшиеся идеи и составят понятие «человек». В определении понятия «человек» указываются лишь идеи, присущие каждому человеку. 

Субстанция - сложная  идея, которая возникает на основе часто воспринимаемых совокупностей  таких простых идей, как тяжесть, форма, цвет и т. д. Если соединение, совокупность простых идей (полученных из внешнего опыта) повторяется, возникает  представление о чем-то, что является носителем этих идей. 

Номинальным" сущностям  противостоят "реальные" сущности, т. е. действительная структура вещей, состоящая из частичек, недоступных  нашему восприятию. Эти "реальные" сущности вещей мы не знаем, однако наивно за них принимаем "номинальные" сущности. Скептицизм, который проявляется в этой теории Локка, также соответствует состоянию тогдашнего познания. 
 
 

Человеческая  мысль (душа), согласно Локку, лишена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чистым листом бумаги (tabula rasa). Лишь опыт (посредством чувственного познания) этот чистый лист заполняет письменами.  

В бесспорном знании (knowledge) он различает три ступени.

1) Спекулятивная, или  непосредственную (интуитивную), опирающуюся, как правило, на мышление, основа которого - в обобщении внутреннего опыта.

2) Демонстративное,  или доказательное, знание, опирающееся  на мышление, основой которого  является обобщение идей, возникающих  на основе внешнего опыта.

3) Чувственное, т. е. опирающееся на идеи, прямо постигаемые чувствами. Последняя ступень имеет, по Локку, наиболее низкую ценность.  

Сенсуализм в области  теории познания у него весьма тесно  связан с методологическим эмпиризмом. Он не исключает в целом роль разума (как иногда упрощенно представляется), но признает за ним в "достижении истины" еще меньше простора, чем Т. Гоббс. В сущности роль разума он ограничивает лишь, говоря нынешними терминами, простыми эмпирическими суждениями. В этом отражается тот факт, что индуктивный метод Бэкона имел на него более сильное влияние, чем на Гоббса.

 

31. Субъективно-идеалистические  учения Юма и  Беркли. Солипсизм.

Англия, конец 17 нач 18 в. Идет процесс становления  бурж общества в зап Европе. Распространяются идеи просвящения. В центре вопр. фил. просвящения стоял вопр. об отнош. знания к вере, об отнош. нового естественнонаучного мировоззрения к сверхестеств. событиям, о кот говорило свящ писание. История английского просвещения оказалась в знач. мере историей развития религиозного свободомыслия, а идейной формой этого свободомысл. стал деизм.

      Деизмом назыв взгляд на религию как на веру, кот ограничивается лишь признанием бога в качестве первопричины, первотолчка, отказываясь отвсех ост положеений религии, КОТ. РАССМАТРИВАЮТСЯ КАК ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ РАЗУМУ.

      Вфил.отношении  деисты колебались между непоследов. материализмом и идеализмом.

      Джон  Толанд. Отвергает неподвижность Спинозовской субстанции. Мир как целое вечен, но постоянно изменяется. Жизнь и движение характеризуют не только отдельные вещи, но и субстанцию. “движение есть существенное св-во материи.., столь же неотделимое от ее природы , сколь неотделимы от нее непроницаемость и протяжение.” Материя лежит в основе мышления.

      Деизм и религиозное свободомыслие представляли серьезную опастность для идеологии феод. общества. Именно в это время начинает работать идейный борец против просвящения Дж. Беркли

      Джорж Беркли (1684 - 1753)- субъективный идеилизм. Родился в Ирландии, дворянин. Окончил Дублинский университет. С 1734 по 1752 г Б. был епископом.

      Б. отбрасывает материалист. исходный пункт ф. Локка и объявляет ощущения единственной воспринимаемой чел. реальностью. Локк стремился выяснить метод, посредством которого мы приходим к идеям о материи и пространстве. Этот метод есть по Л. - абстракция. Б. пытается всеми доступными средствами доказать, что ум чел. не способен к образованию опис. Л абстракции. Общая абстр идея протяжения, или пространства невозможна. Она абсурдна и внутренне противоречива. То же самое и с абстр. материи. Док-ву этого Б посвятил “Трактат о началах челов знания”, “Три разговора между Гиласом и Филонусом”, где он не скрывает, что его главная цель- борьба против материализма и всех его проявлений в науке.

      По  Б., в основе понятия о мат.(и  о пространстве) лежит допущение, будто мы можем отвлекаясь от частных св-в вещей, воспринимаемых посредством ощущений, образовывать отвлеченную идею об общем для них вещ. субстрате. Но это невозможно. У нас нет чувст. восприятия материи как таковой. Мы восприн. лишь отдельные вещи и каждое из этих восприятий есть сумма отдельных ощущений или “идей”. “Мы видим отдельные цвета, а не окрашеную материю”...

      Не  может быть и общей отвлеченой идеи о материи и пространстве. Слово становится общим не потому, что оно есть знак отвл. общей идеи, а потому, что оно способно быть знаком многих частных идей. Ум чел. может образовывать общую идею о вещи, но не общую отвлеч. идею. Отвл. идея мат не может прибавить к св-вам вещей ни одного свойства сверх тех, кот. открываются в них в ощущении.

Информация о работе История философии. Ответы