Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
Мы не м.б. счастливыми, но мы м.б хорошими.
Героич. доктрина. Фатум всегда одержит верх, но не надо стремится ничего менять. При любых обстоятельствах оставаться собой, не потерять чув-ва собст. достоинства, противостоять судьбе до конце.
Но за это не будет вознаграждения, как в хр-ве.
Многие стоики жили
не так, как проповедовали. Сенека.
Скептицизм.
Появился в 3 в. до н.э. Основатель Пиррон. Состоял в армии Александра Македонского, потом вернулся в Гр.
Скептицизм сомнения доведен до кр. степени и становится гл. идеей.
Не только по отношению
к чув-вам. Человеку не дано ничего знать
о мире. Нельзя доказать, что одно
истиннее другого. Вообще ничего нельзя
утверждать. Из двух противоположных суждений
ни одно не достоверно.
Если противоположному данному суждению нет, его надо изобрести, чб у ч-ка не возникло ощущения о чем-то как верном.
+ против догматизма
- полож. нет
Скептицизм для
лентяев – уравнивает ученого
и неуча.
Карнеад. 2 в до н.э.
Во время пути в Рим, изложил учение Аристотеля
о справедливости. Его восприняли с восторгом.
На следующий день опровергает свои тезисы
так же блестяще, как и доказывал их.
Скептицизм созвучен эпохе крушения. Получает широкое распространение. Становится самым массовым в эллинистич. традиции.
Кризис 3 в. нарушил относительную стабильность Империи. В обществе усилились религозно-мистические настроения, распространились восточные культы и хр-во.
В такой среде возникла
и новая филос. школа поздней
античности – неоплатонизм.
Недоверие к рациональному
освоение мира, в большей или меньшей
степени проявляющееся в различных
философских направлениях, вместе с усиливающимся
влиянием христианства все больше и больше
укрепляло множащиеся признаки мистицизма.
Иррациональные направления этой эпохи
по-разному пытались приспособиться к
изменяющейся роли философии.
Подобно остальным
иррационалистическим философским
направлениям поздней античности, неоплатонизм
определенной мере проявление отказа
от рационализма предшествующего философского
мышления. Oн является специфической
рефлексией социальной безысходности
и прогрессирующего разложения социальных
отношений, на которых основывалась Римская
империя.
Основоположник –
ПлотИн (205-270 гг) выходец из Египта. При
издании его сочинений ученик
Порфирий разбил их на 6 книг по 9 трактатов,
поэтому они получили название «Эннеады»
(от греч. девятка)
Единое – Ум –
Мировая душа – Многое (материя)
Плотин считал, что
основой всего существующего является
сверхчувственный, сверхъестественный,
надразумный божественный принцип. От
него зависят все формы бытия. Этот принцип
Плотин объявляет абсолютным бытием и
говорит о нем, что он непознаваем. "Это
бытие есть и остается богом, не существует
вне его, а есть именно сама его тождественность".
Все остальное, что
существует в мире, производно от этого
единственно истинного бытия. Природа,
по Плотину, сотворена так, что через материю
(тьму) проникает божественный принцип
(свет). Плотин создает даже определенную
градацию существования от внешнего (настоящего,
истинного) к самым низшим, подчиненным
(неподлинным). На вершинах этой градаций
стоит божественный принцип, далее – божественная
душа, а ниже всего - природа. Несколько
упрощая, можно сказать, что божественный
принцип Плотина является абсолютизацией
и некоторой деформацией мира идей Платона.
Много внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа - это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним. Такое понимание души отличает воззрения Плотина от воззрений не только эпикурейцев, но и греческих и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически. Она является частью общей души. Телесное - это привязь души, достойное лишь преодоления. " Акцент на "духовном" (благе) ведет его к полному подавлению всего телесного и материального (зла). Это выливается в проповедь аскетизма.
Когда Плотин говорит о материальном и чувственном мире, он характеризует его как неподлинное бытие, как не-сущее, "имеющее в себе некий образ сущего". По своему характеру неподлинное сущее не имеет формы, свойств и каких бы то ни было признаков. Этим решением основной философской проблематики у Плотина знаменуется и его этика. Принцип добра соединен с единственным подлинно сущим - с божественным разумом, или душой. Напротив, противоположность добра - зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т. е. с чувственным миром.
С этих позиций Плотин
приступает и к проблематике теории
познания. Для него единственным
подлинным познанием является познание
подлинного бытия, т. е. божественного
принципа. Последний, понятно, не может
быть постигнут чувственным познанием,
не познаваем он также и рациональным
путем. Единственным
способом приближения
к божественному принципу
Плотин считает (как
уже говорилось) экстаз, который достигается
лишь духовным усилием - душевным сосредоточением
и подавлением всего телесного.
Философия Плотина
специфически выражает безысходность
и неразрешимость противоречий, которые
становятся всеохватывающими. Это самый
выразительный предвестник
Непосредственным
учеником Плотина и продолжателем его
учения стал Порфирий (ок. 232-304).
Он проявлял большое внимание к изучению
произведений Плотина, издавал и комментировал
их, составил биографию Плотина. Занимался
Порфирий и изучением проблем логики,
о чем свидетельствует его "Введение
к категориям Аристотеля", которое
положило начало спору
о реальном существовании
общего.
Мистическое учение Плотина
продолжают две другие неоплатонические
школы. Одна из них - сирийская
школа, основателем и виднейшим представителем"
которой был Ямвлих (конец III - начало IV
в. н. э.). По сохранившейся части его большого
творческого наследия можно судить, что
кроме традиционного круга проблем неоплатонической
философии его занимали и другие проблемы,
такие, как математика, астрономия, теория
музыки и т. д.
В философии он развивает
мысли Плотина, касающиеся божественного
принципа, разума и души. Среди этих
плотиновских сущностей он различает
и другие, переходные. Заслуживает внимания
и его попытка в духе философии Плотина
обосновать античный политеизм. Одновременно
с божественным принципом как единственным
подлинно сущим он признает и ряд других
божеств (12 небесных богов, число которых
он затем увеличивает до 36 и далее до 360;
потом идут 72 земных бога и 42 бога природы).
Это по сути мистико-спекулятивная попытка
сохранить античный образ мира перед лицом
грядущего христианства.
Другую школу неоплатонизма
- афинскую - представляет Прокл
(412-485). Его творчество в определенном смысле
является завершением и систематизацией
неоплатонической философии. Он полностью
принимает философию Плотина, но помимо
этого издает и интерпретирует диалоги
Платона, в комментариях к которым высказывает
оригинальные наблюдения и выводы.
Следует отметить,
что Прокл дает наиболее
1. Содержание сотворенного в творящем.
2. Выделение уже сотворенного из творящего.
3.
Возврат сотворенного
к творящему.
Понятийная диалектика античного неоплатонизма знаменуется мистикой, достигающей вершины в этой концепции. Обе неоплатонические школы углубляют и систематически разрабатывают основные идеи мистицизма Плотина. Эта философия своим иррационализмом, отвращением ко всему телесному, упором на аскетизм и учением об экстазе оказала значительное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на средневековое теологическое мышление.
А.Августин из Тагасты (Нумидия).
Бог – исходное и единственное начало его философии. «Вне теологии – философия ничто». На понятии Бога-Бытия стоится онтология; Бог в качестве Логоса и Истины в основе гносеологии; Божья Благодать – основание моральной и социальной философий.
Все формы бытия
первоначально находятся в
1) Бог создает материю, оформляет «ничто»
2) Ббог действует изнутри по тайной и сокровенной воле природы, живой и разумной, к-рая твоирит из небытия. Бог не только создатель, но и «держатель» бытия.
Центром социальных
теорий было государство, в
котором прогрессивные силы
Макиавелли (1469-1527)
Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской
республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и написал
свои политические трактаты. Наиболее известны из них "Заметки о первых
десяти
книгах Тита Ливия", "Государь»
Отделение
политики от церкви. Макиавелли отделяет
политику от теологических и религиозных
представлений. Политика лишь автономная
сторона человеческой деятельности, она
является воплощением свободной человеческой
воли в рамках необходимости ("фортуны").
Политику определяют не бог или мораль,
но сама практика, естественные законы
жизни и человеческая психология.
В «Государе» он защитник
абс. монархии. В «Рассуждениях» - республиканской
формы правления. Но не это важно, важны
политические результаты. Цель приход
к власти, а затем ее удержание. Все остальное
является лишь средством, включая мораль
и религию.
Исходит из предпосылки об эгоистичности ч-ка. «Люди скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества». Чб обуздать этот неискоренимый эгоизм, н. создать Гос-во. Гос-во д. опираться на силу, хитрость. Оно д. обманывать граждан ради их самих. Чб они др. др. не поубивали. Правитель д. исходить из того, что все люди злы. Он д. быть жестоким и циничным, если хочет сохранить гос-во и, следовательно, защитить собственных людей. Гос-во будет хорошим, если оно поддерживает баланс м/у эгоистическими интересами и является стабильным.
Хороший гражданин – патриотичный и воинствующий субъект.
Цель
политики не хорошая жизнь, как считали
в античности, а удержание
власти и, следовательно, поддержание
стабильности.
М. обвиняют в использовании
двойного стандарта
в морали. Требует от народа морали и
добродетели, а сам любыми ср-вами стремится
к захвату власти. Различия общественной
и личной морали. На самом деле существуют
одна мораль – воля
Государя.
М. первым заявил о
манипуляции как гл. орудии управления.
Сила – вспомогательное оружие.
Государь д. сочетать кажества льва и лисицы.
Политика кнута и пряника.
Мораль силы Макиавелли
часто определяется как образец
"циничности" и аморальности в
политике. Термин "макиавеллизм"
со временем стал синонимом политики,
которая руководствуется