История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Мы не м.б. счастливыми, но мы м.б хорошими.

Героич. доктрина. Фатум  всегда одержит верх, но не надо стремится  ничего менять. При любых обстоятельствах  оставаться собой, не потерять чув-ва собст. достоинства, противостоять судьбе до конце.

Но за это не будет  вознаграждения, как в хр-ве.

Многие стоики жили не так, как проповедовали. Сенека.  

Скептицизм.

Появился в 3 в. до н.э. Основатель Пиррон. Состоял в армии Александра Македонского, потом вернулся в Гр.

Скептицизм сомнения доведен до кр. степени и становится гл. идеей.

Не только по отношению  к чув-вам. Человеку не дано ничего знать  о мире. Нельзя доказать, что одно истиннее другого. Вообще ничего нельзя утверждать. Из двух противоположных суждений ни одно не достоверно.  

Если противоположному данному суждению нет, его надо изобрести, чб у ч-ка не возникло ощущения о  чем-то как верном.

+ против догматизма

- полож. нет 

Скептицизм для  лентяев – уравнивает ученого  и неуча.  

Карнеад. 2 в до н.э. Во время пути в Рим, изложил учение Аристотеля о справедливости. Его восприняли с восторгом. На следующий день опровергает свои тезисы так же блестяще, как и доказывал их.  

Скептицизм созвучен эпохе крушения. Получает широкое  распространение. Становится самым массовым в эллинистич. традиции.

 

16. Философия Др. Рима: специфика, периодизация, основные направления и школы.

 

17. Неоплатонизм и его влияние на средневековую философию.

Кризис 3 в. нарушил  относительную стабильность Империи. В обществе усилились религозно-мистические настроения, распространились восточные культы и хр-во.

В такой среде возникла и новая филос. школа поздней  античности – неоплатонизм. 

Недоверие к рациональному  освоение мира, в большей или меньшей  степени проявляющееся в различных философских направлениях, вместе с усиливающимся влиянием христианства все больше и больше укрепляло множащиеся признаки мистицизма. Иррациональные направления этой эпохи по-разному пытались приспособиться к изменяющейся роли философии.  

Подобно остальным  иррационалистическим философским  направлениям поздней античности, неоплатонизм определенной мере проявление отказа от рационализма предшествующего философского мышления. Oн является специфической  рефлексией социальной безысходности и прогрессирующего разложения социальных отношений, на которых основывалась Римская империя. 

Основоположник –  ПлотИн (205-270 гг) выходец из Египта. При  издании его сочинений ученик Порфирий разбил их на 6 книг по 9 трактатов, поэтому они получили название «Эннеады» (от греч. девятка) 

Единое – Ум –  Мировая душа – Многое (материя) 

Плотин считал, что  основой всего существующего является сверхчувственный, сверхъестественный, надразумный божественный принцип. От него зависят все формы бытия. Этот принцип Плотин объявляет абсолютным бытием и говорит о нем, что он непознаваем. "Это бытие есть и остается богом, не существует вне его, а есть именно сама его тождественность". 

Все остальное, что  существует в мире, производно от этого  единственно истинного бытия. Природа, по Плотину, сотворена так, что через материю (тьму) проникает божественный принцип (свет). Плотин создает даже определенную градацию существования от внешнего (настоящего, истинного) к самым низшим, подчиненным (неподлинным). На вершинах этой градаций стоит божественный принцип, далее – божественная душа, а ниже всего - природа. Несколько упрощая, можно сказать, что божественный принцип Плотина является абсолютизацией и некоторой деформацией мира идей Платона.  

Много внимания Плотин посвящает душе. Она является для него определенным переходом от божественного к материальному. Душа - это нечто чуждое материальному, телесному и внешнее по отношению к ним. Такое понимание души отличает воззрения Плотина от воззрений не только эпикурейцев, но и греческих и римских стоиков. Согласно представлениям Плотина, душа не связана с телом органически. Она является частью общей души. Телесное - это привязь души, достойное лишь преодоления. " Акцент на "духовном" (благе) ведет его к полному подавлению всего телесного и материального (зла). Это выливается в проповедь аскетизма.

Когда Плотин говорит  о материальном и чувственном  мире, он характеризует его как  неподлинное бытие, как не-сущее, "имеющее в себе некий образ  сущего". По своему характеру неподлинное  сущее не имеет формы, свойств и каких бы то ни было признаков. Этим решением основной философской проблематики у Плотина знаменуется и его этика. Принцип добра соединен с единственным подлинно сущим - с божественным разумом, или душой. Напротив, противоположность добра - зло связывается и отождествляется с неподлинным бытием, т. е. с чувственным миром.

С этих позиций Плотин приступает и к проблематике теории познания. Для него единственным подлинным познанием является познание подлинного бытия, т. е. божественного принципа. Последний, понятно, не может быть постигнут чувственным познанием, не познаваем он также и рациональным путем. Единственным способом приближения к божественному принципу Плотин считает (как уже говорилось) экстаз, который достигается лишь духовным усилием - душевным сосредоточением и подавлением всего телесного.  

Философия Плотина  специфически выражает безысходность  и неразрешимость противоречий, которые  становятся всеохватывающими. Это самый  выразительный предвестник конца  античной культуры.

 Непосредственным учеником Плотина и продолжателем его учения стал Порфирий (ок. 232-304). Он проявлял большое внимание к изучению произведений Плотина, издавал и комментировал их, составил биографию Плотина. Занимался Порфирий и изучением проблем логики, о чем свидетельствует его "Введение к категориям Аристотеля", которое положило начало спору о реальном существовании общего. 

Мистическое учение Плотина  продолжают две другие неоплатонические школы. Одна из них - сирийская школа, основателем и виднейшим представителем" которой был Ямвлих (конец III - начало IV в. н. э.). По сохранившейся части его большого творческого наследия можно судить, что кроме традиционного круга проблем неоплатонической философии его занимали и другие проблемы, такие, как математика, астрономия, теория музыки и т. д.  

В философии он развивает  мысли Плотина, касающиеся божественного  принципа, разума и души. Среди этих плотиновских сущностей он различает  и другие, переходные. Заслуживает внимания и его попытка в духе философии Плотина обосновать античный политеизм. Одновременно с божественным принципом как единственным подлинно сущим он признает и ряд других божеств (12 небесных богов, число которых он затем увеличивает до 36 и далее до 360; потом идут 72 земных бога и 42 бога природы). Это по сути мистико-спекулятивная попытка сохранить античный образ мира перед лицом грядущего христианства.  

Другую школу неоплатонизма - афинскую - представляет Прокл (412-485). Его творчество в определенном смысле является завершением и систематизацией неоплатонической философии. Он полностью принимает философию Плотина, но помимо этого издает и интерпретирует диалоги Платона, в комментариях к которым высказывает оригинальные наблюдения и выводы.  

 Следует отметить, что Прокл дает наиболее четкое  объяснение и изложение принципа диалектической триады, в которой он различает три основных момента развития:

1. Содержание сотворенного  в творящем.

2. Выделение уже  сотворенного из  творящего.

3. Возврат сотворенного  к творящему. 

 Понятийная диалектика  античного неоплатонизма знаменуется мистикой, достигающей вершины в этой концепции. Обе неоплатонические школы углубляют и систематически разрабатывают основные идеи мистицизма Плотина. Эта философия своим иррационализмом, отвращением ко всему телесному, упором на аскетизм и учением об экстазе оказала значительное влияние не только на раннюю христианскую философию, но и на средневековое теологическое мышление.

 

18. Раннехристианская философия средневековой Европы. Апологетика. Ариане и афанесьевцы.

 

19. Западноевропейская патристика Никейского периода. Аврелий Августин.

А.Августин из Тагасты (Нумидия).

Бог – исходное и единственное начало его философии. «Вне теологии – философия ничто». На понятии Бога-Бытия стоится онтология; Бог в качестве Логоса и Истины в основе гносеологии; Божья Благодать – основание моральной и социальной философий.

Все формы бытия  первоначально находятся в Боге. Он первый образец действительности. Экземпляризм. До акта творения не было ничего, кроме Бога. Бог творит не только вещи, но и время (сам он существует вне времени – в вечности) . Бог действует не как человек-художник, преображающий материю. Бог творит из ничего. «Нечеловеческий» хар-р творчества проявляется

1) Бог создает  материю, оформляет «ничто»

2) Ббог действует  изнутри по тайной и сокровенной воле природы, живой и разумной, к-рая твоирит из небытия. Бог не только создатель, но и «держатель» бытия.

 

20. Восточная патристика. Каппадокийский кружок.

 

21. Византийская философия 5-8 вв.

 

22. Ранняя схоластика.

 

23. Спор об универсалиях. Реализм и номинализм.

 

24. Философские  идеи Ибн-Рушда.  Латинский авероизм.

 

25. Расцвет  схоластики. Фома  Аквинский.

 

26. Поздняя  схоластика.

 

27. Исихазм  и рациональное  богословие в Византии 9-14 вв.

 

28. Философия  эпохи Возрождения,  ее особенности  и отличия от среденевековой философской традиции.

 

29. Макиавеллизм  и утопизм как  альтернативные проекты  общественного устройства.

 

 Центром социальных  теорий было государство, в  котором прогрессивные силы общества, представленные мещанством, рассматривались как главное орудие против универсальной папской церковной гегемонии, как средство для реализации своих политических и экономических интересов. Только сильное, централизованное государство могло преодолеть внутреннюю разобщенность общества, а также защитить требования национальной суверенности в борьбе против католического универсализма в эпоху, когда пробуждались европейские нации. Поэтому идеи государственного абсолютизма находили наибольшее звучание в социальных теориях Ренессанса. Авторами этих теорий были итальянец Н. Макиавелли и француз Ж. Боден.

Макиавелли (1469-1527)

Первоначально он занимал  важную политическую должность во Флорентийской

республике, после  ее падения в 1512 г. был выслан в  изгнание, где и написал

свои политические трактаты. Наиболее известны из них "Заметки о первых

десяти  книгах Тита Ливия", "Государь»  

Отделение политики от церкви. Макиавелли отделяет политику от теологических и религиозных представлений. Политика лишь автономная сторона человеческой деятельности, она является воплощением свободной человеческой воли в рамках необходимости ("фортуны"). Политику определяют не бог или мораль, но сама практика, естественные законы жизни и человеческая психология. 

В «Государе» он защитник абс. монархии. В «Рассуждениях» - республиканской формы правления. Но не это важно, важны политические результаты. Цель приход к власти, а затем ее удержание. Все остальное является лишь средством, включая мораль и религию. 

Исходит из предпосылки  об эгоистичности ч-ка. «Люди скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества». Чб обуздать этот неискоренимый эгоизм, н. создать Гос-во. Гос-во д. опираться на силу, хитрость. Оно д. обманывать граждан ради их самих. Чб они др. др. не поубивали. Правитель д. исходить из того, что все люди злы. Он д. быть жестоким и циничным, если хочет сохранить гос-во и, следовательно, защитить собственных людей. Гос-во будет хорошим, если оно поддерживает баланс м/у эгоистическими интересами и является стабильным.

Хороший гражданин  – патриотичный и воинствующий субъект.

Цель  политики не хорошая жизнь, как считали в античности, а удержание власти и, следовательно, поддержание стабильности. 

М. обвиняют в использовании  двойного стандарта в морали. Требует от народа морали и добродетели, а сам любыми ср-вами стремится к захвату власти. Различия общественной и личной морали. На самом деле существуют одна моральволя Государя.  

М. первым заявил о  манипуляции как гл. орудии управления. Сила – вспомогательное оружие. Государь д. сочетать кажества льва и лисицы. Политика кнута и пряника.  

Мораль силы Макиавелли часто определяется как образец "циничности" и аморальности в  политике. Термин "макиавеллизм" со временем стал синонимом политики, которая руководствуется принципом "цель оправдывает средства". Для Ромула убийство брата Рема было правильным и хорошим, поскольку привело к всеобщему благу.  

Информация о работе История философии. Ответы