Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
практическому разуму".
Поведение человека согласно нравственному закону мотивируется тем, что другие, относительно которых я действую, проявляют такую же автономию, как и я, или что они являются целями в себе, но ни в коем случае не средствами для деятельности кого-то другого. Поэтому формула категорического императива, которая предписывает содержание морального поведения, звучит так: "...поступай так, чтобы использовать человека для себя так же, как и для другого, всегда как цель и никогда лишь как средство"
Следующая формулировка предписывает форму нравственного поведения и звучит так: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать общим естественным законом". Эта формулировка важна тем, что помогает исключить случаи нежелательного поведения. Если есть сомнения относительно того, не находится ли поведение на основе определенного намерения в противоречии с нравственным законом, то достаточно произвести обобщение нашего намерения в эту общую формулу. Если наше намерение не сможет быть
Нравственный закон - это закон внеэмпирический, ибо он не возникает в результате обобщения человеческого поведения Нравственный закон, таким образом, не только происходит из "разума", но он происходит из "чистого разума", т. е. мы знаем о нем априори.
Если я хочу изречь ложь, дать фальшивое обещание, разбазарить доверенное имущество, я должен спросить себя, может ли эта максима стать общим "законом", причем "естественным законом". Нашим моральным долгом является не нарушить отношений, основанных на взаимности и выражающих эту взаимность.
По Канту, моральное
значение отношений,
Категорический императив И гипотетический императив
Моральную ценность нашему
поведению сообщает умысел. Поэтому
об этике Канта часто говорят
как о "морали умысла", а этический
ригоризм Канта часто объясняется тем,
что он якобы учил в смысле нравственного
закона действовать невзирая на последствия,
хотя бы они были и самоубийственными
Совесть не дает покоя.
Приятелям служить я рад, однако,
к сожалению, имею к этому
я склонность и часто
маюсь от того,
что добродетели
здесь нет
Я не советую иного ничего,
чем этим пренебречь и с
отвращеньем делать то,
к чему повинность призывает.
(Шиллер)
В природе все происходит
согласно закону причинности, а поэтому
и наше поведение, поскольку оно воздействует
на природу, должно быть подчинено этому
закону. В то же время вся моральная теория
Канта основана на свободе человека.
Мораль К. юридична.
Будучи формальным КИ мб. наполнен любым содержанием. Долг ради долга, а не ради сострадания.
КИ осуществить во всем объеме нельзя. КИ будет светить далекой, то яркой звездой. КИ – это регулятивный принцип поведения ч-ка.
Политические взгляды К.
Предельный формализм в праве. Пусть погибнет мир, но восторжествует закон.
«Нет ничего с помощью КИ не могло бы быть представлено в виде морального закона»
Совершенное правовое
устройство – вещь в себе. Это
тж регулятивный принцип. Нельзя воплотить
в жизнь. Если так, то почему бы не отвлечься
от з-нов мира вещей в себе, почему
не отвлечьсф от з-нов, к-рые не действуют
в нашем мире. Звезды звездами, а живем
мы в нашем мире.
Надо повиноваться ныне существующей власти, Какой бы она ни была.
Властелин гос-ва имеет
по отношению к своим подданным
одни лишь права и никаких обяазнностей.
Образец – слова Фридриха 2 «Рассуждайте о чем угодно, но повинуйтесь».
Лично –вещественное
право. Муж владеет женой. Чета детьми.
Семья прислугой.
Разработал базовые принципы правового гос-ва. 3 априорных принципа.
1) свобода каждого гражданина
2) равенство граждан перед законом
3) самостоятельность каждого как собственника.
Гегель (1770-1831)
1. 1973-1800
Работает домашним учителем в Берне и Франкфурте-на-Майне. Увлечение Кантом, Спинозой, Платоном». Народная религия и хр-во. Народная религия – психологическая религия веры.
Дух хр-ва и его судьба.
Конституция Германии. Неопубл. Под влиянием Фр. рев. Критика режима. Гл. идей свобода. Идеал разума.
2. Йенский период (1801-06)
Преподавал в Йенском у-те. Критически осмысливает идеи Канта, Фихте, Шеллинга.
Пытается разработать собственную филос. систему. Интересует философия права, политики, собственности, преступления и наказания. Речь идет о реальной, прикладной ф-фии. Уже использует логические схемы.
3. Бамберский период. 1807-1816
Спасаясь от наполеоновского нашествия на 1,5 года уехал в Бамберг и стал редактором местой газеты.
Пишет «Феноменлологию духа» (1807)
4. Нюрбергский период (1808-1816)
Директор гимназии в Нюрберге.
3 части «Наука логики».
Для Г. ясно, что логика д.
стать основополагающей частью
его философской системы.
5. 1816-17
Профессор Гейдельбергского у-та. В законченном виде появляется «Энциклопедия ф-ских наук» (1817). 4 студента.
6. Берлинский период. 1818-1831
Профессор. «Философия права» - продолжает один из разделов «Энц. ф-ских наук».
ЭФН несколько раз при
жизни перерабатывалась. Появляются лекции
Г., посвященные каким-то конкретным проблемам.
После смерти эти лекции были изданы.
ЭФН – ч1. «Наука логики»
Разбирает те понятия и категории, к-рыми везде потом будет пользоваться.
бытие – небытие - становление
Использование принципа «отрицание отрицания»
тезис – бытие
антитезис – небытие
синтез – становление
Диалектический принцип применяется Г. Рассматривает мир не в статике, а в динамике.
Г. составляет список диалектически парных категорий.
количество – качество
конкретное – абстрактное
форма – содержание
Логика выполняет
для Г. роль пропедевтики (вв. части)
всех наук
Панлогизм – принцип ф-фии Г. Учении о всеобщей рациональности бытия. Панлогизм – выражение абсолютного идеализма Г. В роли абсолюта выступает рациональное понятие, к-рое от ч-ка не зависит. Оно само формирует мир и все его многообразие.
Пытались говорить
о религиозном хар-ре ф-фи Г., но не
получалось. Нет Творца. Абсолютная
идея не в творит, в ней просто
все включено.
Г. в начале труда гл. задачей ставит преодоление дуализма Канта в общем. Должное не воплощается у К. в сущем. Категорический императив неосуществим никогда.
Абс. идея содержит все что есть или могло, или должно было бы быть.
Откуда тогда развитие?
Все этот есть, но только потенциально.
Чб актуализоваться абс. идея нуждается
в самопознании. Это самопознание себя
абс. идеей и есть развитие мира. Она так
себя познает.
Остается выяснить, какой путь проделывает абс. идея в самопознании. Это задача философа.
1. Историзм – абс. идея д. рассматриваться в развитии
2. Системность – изучение абс. идеи д. носить системных хар-р
3. Научность – нельзя изучать абс. идею только опытным путем. Н. выстраивать теорию.
4. Принцип диалектики. Особое место.
Закладывает основы диалектики.
1. Отрицание отрицания (тезис – антитезис – синтез)
2. Переход кол-ных изменений в кач-ные
3. Ед-во и борьба противоположностей
Во всех частях противоречия
в смысле, на них вскрыто развитие.
Разрешение противоречий – движение
к более сложным формам бытия.
Уже в этой части
ЭФН Г. говорит о тождестве
бытия и мышления (материи и сознания,
как бы сказали сегодня). Преодолеть разделение
мышления и мыслимого, к-рое было у Канта.
Бытие поглощает мышление – так Г. достигает
тождества. «Все действительное разумно
и все разумное действительно». (Фраза
из «Философии права»).
Преодолеть дуализм
Канта все же не удалось. Он маскирует
противоречие. Мышление поглощает бытие.
При этом нет явного противоречия,
но нет и равноправного синтеза.
Нек-рые последователи
Г. делали др. вывод. «Все
действительное должно
быть разумно», - говорили они. Такую
идею Г. не выдвигал и не разделял. Абс.
идея сама по себе разумна. Где она прикоснется
к бытию, то и разумно. Т.е. ничего неразумного
по логике Г. быть не может.
Г. различает понятия действительного и существующего. Существование – невразумленное бытие. Туманно, откуда оно берется, хотя этим понятием Г. оперирует.
«Философия природы»
Природа – антитезис,
инобытие идеи. 3 ступени существования
Абс. духа – механика, физика и органика.
Связь м/у ними аналогична тезис
– антитезис – синтез.
Самопознание абс. идеи
1. Наблюдать свои ощущения.
2. Взгляд со стороны. Посмотреться в зеркало. Пообщаться с людьми и услышать их мнение о себе.
3. Соотнести первоначальную самооценку и ту, к-рую вынесли люди.
Так Г. понимает процесс
самопознания.
На стадии Логики понятие постигает себя в себе самом. Абс. идея д. вырываться в инобытие, посмотреть на себя со стороны. Сложно, п.ч. в ней уже все есть. Ей приходится создавать инобытие – природу.
Природа производная
абс. идеи и существует только для
того, чб абс. идея м. продолжить свое самопознание.
Требования к абс. идее на стадии природы
1) необходимо рассматривать природу в всей ее целостности
2) все ступени природы – это качественные этапы ее развития. Природа – восходящая лестница кач-в, двигаясь по к-рой абс. идея движется к самопознанию.
3) Антиредукцонизм. Нет сведению более сложного к более простому. Нельзя к механическим процессам сводить биологические. Органическуюприроду нельзя рассматривать теми же способами, что и неорганическую. И при все это нельзя нарушать принцип целостости.
4) Природа – это развивающийся процесс, нельзя в отрыве от эволюции в целом рассматривать
Гл. в природе –
это то, что это один из способов
самопознания абс. идеи. Изучение природы
невозможно, не учитывая этого
«Философия духа».
Вершина природной
эволюции – ч-к.
ФД – самая содержательная часть. И наиболее отчетливая. Состоит из 3х разделов, каждый раздел соответствует определенной стадии самопознания абсолютной идеи.
1. Субъективный дух.
Абс. идея находит свое воплощение в отдельно взятом ч-к. Изучает субъективный дух антропология, феноменология, психология. Отдельный ч-к для АИ тесноват.
2. Объективный дух
В объективных формах АИ проявляется мораль, право, нравственность.
Нравственность Г. подробно анализирует в работе «Философия права». Н-сть – объективная мораль, выражает ее в реальных формах (семья, граж. общ-во, гос-во). Нравственность – развивающееся диалектическое понятие. Нравственность в высшем проявлении отождествляется с гос-вом. Нравственность – объективация морали. «Гос-во – это шествие Бога в мире». «Требование к ч-ку только одно – сделать себя полезным». Служение общ-ву, гос-ву более важны, чем соблюдение моральных предписаний. Мораль поглощается этим большим началом. Мораль – абстрактна, нравственность – конкретна.