История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Весь мир произошел  от космич. первопредка Пань-гу. Он с  момента рождения начинает расти. 18 тыс лет пролежал в яйцевидном Хаосе. Потом начинает разделять небо и землю. Возникает мир. Все светлое, легкое, сухое – верх. Все телесное, влажное, тяжелое – опускается вниз. Гармония и порядок рождаются из хаоса.

Еще ч\з 18 тыс. лет Пань-гу умирает. Из его тела создается мир  живого. Левый глаз – солнце, правая рука – реки. Люди – паразиты, к-рые ползали по телу Пань-гу.

Император – сын  Неба. Он соединяет небо, землю и  человечество. Ведает всеми мирами, в т.ч. миром шэнов, духов.  

Вершина древнекитайской  мифологии – представление о  Едином Принципе, Творческом Законе, управляющем Поднебесной, или учение о Воле неба.

1. Какова сущность  Неба? Духовна или материальна?

2. Каково отношение  Неба к ч-ку. Если Небо и ч-к  составляют единство, то значит  гл. цель, смысл его бытия в  том, чтобы познать Волю Неба  и следовать ей. Если Небо и ч-к независимые сущности, то

а) ч-ку не на что и  не на кого надеяться, кроме сея

в) некого бояться

с) судьба ч-ка посылается не Небом, а творится самим ч-ком. Следовательно, он полностью несет  за себя ответственность.  

Начинается ф-фия в К. как нескончаемые комментарий к «И-цзын» (Книге перемен)

«И-цзын» состоит  из 2х частей

1) Собственно «цзын», т.е. канон, священный текст, где приводится описание и графическое изображение универсального закона «И», благодаря к-рому наше мироздание, постоянно меняясь, продолжает сохранять статус-кво. Перемены происходят в нашем сознании.

2) Комментарии (чжуани) к канонической части.  

  • Все находится  в постоянном взаимопревращении. Одно перетекает в др, при этом первоначальная субстанция не изменяется.
  • Передать эти перемены словами нельзя
  • Передать перемены м. графически в виде сочетания сплошных и прерванных горизонтальных черт ____ мужск. начало Яньб _ _ _ _ женск. начало Инь

Янь – начало активное, действенное. Солнце, небо, цвет, вершина

Инь – пассивное. Луна, Земля, низменность, темнота.

Их сочетания передают более сложные понятия. Различные  сочетания этих 2х знаков собраны  в схему. 64 гексаграммы.

Китайская философия  предпочитает графич. образы, т.к. они  более образны. Мир – противоречивое единство, т.е. Кит. философия диалектична.  

Есть еще система 5 первоэлементов мироздания. У-син. – земля – дерево - металл - огонь - вода

Все эти эл-ты находятся  в постоянном взаимопревращении  и взаимоуничтожении.

// Земля порождает  дерево, к-рое срубит железный топор, к-рый переплавит огонь, к-рый потушит вода, к-рая уйдет в землю.

Каждый из этих эл-тов  символ группы явлений и предметов

// огонь,– лето, рост, взросление, юг, красный цвет, горький  вкус, радость, 2 и 7, смех и т.д.

// вода – зима, смерть, север, среда, холод, черный, соленый, затхлый запах, страх, Меркурий, свинина, 1 и 6, моча, тяжелые вздохи, боязливость, тревожность.

 

6. Философское учение Лао-Цзы. «Дао дэ цзин»

Лао-Цзы (старый учитель) – основатель Даосизма. Ли Боянь. Жил  в 6 в до н.э. Хранитель архивов династии Чжань. Гл. произведение «Дао дэ цзин» (трактат о пути и добродетели). Цзин – комменарий.

2 значения Дао

1) первичное творч.  начало; источник и причина всего,  корень всего сущего. «В поднебесной  имеется начало, и оно мать  всего сущего».

2) Единый мировой  Закон, гарантирующий существование  мира и поддержание его в  данном состоянии. 

В начале бытия небытие, к-рое является первичным. «Все вещи в Поднебесной рождаются в  бытии, а бытие рождается в  небытии». Притча, как Свет обращался  к небытию. «Совершенство. Я могу быть или не быть, но не способен абсолютно не быть». 

Дао и Дэ. Два миропонимания.

Дао – состояние идеального единства мира, предсуществование «тьмы вещей», творческий Закон, мировая энергия, механизм, посредством к-рого это идеальное состояние переводится в реальное, но при этом происходит временная потеря цельности.

Дэ – это состояние мира, разделенного на «тьму вещей», конкретизация, проявление Дао в вещах и человеческом существовании.

Дэ тж добродетель, благодать, культура.  

Человеческая жизнь  благо. Н. следовать естественности, природности. Ничего не нужно делать притив природы. У-вэй – недеяние. Самое гл. – ч-к д. верить гармонии. Любое действие, выпадающее их разряда  «естественного следования природе», будет исполнено демонизма и зла.

Даосы почувствовали  возможность конфликта человечества, цивилизации и природы.  

Концентрация Дэ в  мире неодинакова. Дао не везде проникает  в Дэ. Гл. Дэ сконцентрировано в Китае, но и там есть узловая средина  – гора Куньлунь.

Во временном отношении Дэ наиболее полно воплотилось в прошлом, в деяниях и поступках предков.  

Император пропитан Дэ. Чем ближе к нему, тем больше Дэ. Учение о тени. Император отбрасывает спасительную тень на людей, от него идет Дэ на приближенных. Они становились источником Дэ для других, рангом пониже.

Наказание за одно и  то же преступление сильно варьировалось  в зависимости от степени приближения  преступника или его родственников  к Императору. Император как бы отбрасывает спасительную тень на людей, в к-рой м. укрыться его окружение.  

Многообразие мира достигается путем взаимопревращения  и взаимоперехода. Хочу быть ч-ком! –  плохое желание.

К Дао м. приблизится, но как Лао не объясняет. Дао познать  нельзя, словом неназываемо, разум м. познать только частично.  

Дао не имеет желаний. И ч-к не д. иметь жаланий. Дао не действенно, и ч-к не д. действовать. Дао ненасильственно – ч-к д.б. уступчивым. Тогда м. прослыть мудрецом.

«Дядя Дракона сказал Вэнь Чжи

- Тебе доступно  тонкое иск-вою  Я болен можешь  ли меня вылечить?

«Хвалу в своей общине я не считаю славой, хулу в царстве не считаю позором; приобретая, не радуюсь, теряя, не печалюсь. Смотрю на жизнь, как и на смерть; смотрю на человека, как и на свинью; смотрю на себя, как на другого; живу в доме, словно на постоялом дворе. Меня не прельстить чином и наградой, не испугать наказнием и выкупом, ни изменить ни процветанием, ни упадком, ни выгодой, ни убытком, не поколебать ни печалью, не радостью. Из-за тьмы болезней я не могу служить государю, общаться с родными, с друзьями, распоряжаться женой и сыновьями, повелевать слугами и рабами.»

- Я вижу твое  сердце. Его место  целый цунь, пусто,  почти как у  мудреца! В твоем  сердце открыто  6 отверстий, а  7е закупорено. Возможно, поэтому ты и  считаешь мудрость  болезнью. Но этого  моим ничтожным иск-вом не излечить.»

Общ. идеал даосов – родоплеменное общ-во, когда  люди жили малочисленными общинами.

 

7. Социальная философия Др. Китая. Конфуцианство и легизм.

Ориентированность а социальные вопросы. Человек интересен в отношении к др. людям и гос-ву. Природа ч-ка воспринималась функционально: законопослушный – с доброй природой, непочтительный – со злой природой.

КОНФУЦИАНСТВО

Духовный вождь  Луи Фуцзы – Конфуций. 6 в до н.э. Гл. труд «Лунь-Юй» (Беседы и поучения). В форме афоризмов. Описание жизненных ситуаций, в к-рые он попадал, отрывки из его бесед с учениками и т.д. 

Гл. вопрос к ученикам: «Как лучше управлять людьми: с  помощью насилия или на основе добродетели?». Конф. – сторонник «мягкого управления с опорой на мораль и правила поведения.

Конфуцианство рассматривает  человека лишь как исполнителя социальной функции.

Обрядность, ритуалы, традиции. 

«Золотое  правило»

Будучи вне дома, дерите себя так, словно вы принимаете почетных гостей. Пользуясь услугами людей, ведите себя так, словно совершаете торжественный обряд. Не делайте другим того, что себе не пожелаете. Тогда ни в государстве, ни в семье не будет недовольных».  

Идея сдерживания  себя. Делать должное.

Задача, к-рую ставил К. – привить народу добровольную почтительность.

Понятие Бадао – добродетель (социальное понимание). 5 добродетелей должны обеспечить хорошее государственное устройство. Благо

- мудрость

- гуманность

- почтительность

- верность (господину, Императору)

- почитание старших

- мужество 

Нужно выбирать средний путь. Это путь сглаживания противоречий, иск-во балансировки м/у 2мя крайностями, не позволяющее им уничтожить др. др.; иск-во полит. компромисса. В дальнейшем в содержание этого понятия стали включать требования меры, соразмерости во всем: в радости, в печали, в отдыхе.

Конфуцианцы исходили из тезиса о врожденной доброй природе  ч-ка. Благородный муж

1) следование долгу

2) стойкость 

3) человеколюбие, гуманность

Д. испытывать 3 страха

- перед велением  Неба

- перед великими  людьми

- перед словами  мудреца

Д. постоянно учиться  «Учиться и постоянно повторять  выученное». К. считал, что большинство  людей получает знание в процессе долгого и прилежного обучения. Однако есть люди со врожденными способностями, но их мало. Н. учиться жить среди людей. «Знание» - практическое, жизненное занание, а не отвлеченно-абстрактные постулаты об устройстве мироздания.  

ЛЕГИЗМ.

Гл. оппонент конфуцианцев по вопросу о методах и формах гос. управления школа Фацзя, или легисты-законники.

Советники Императора Шан Ян и Хань Фей-Цзы.

Приоритет закона.

Уверенность в изначально злой природе человека. В человеке преобладает эгоизм. Следовательно  неизбежны конфликты. Гармонизирующий  и регулирующей силой м. выступать законы (фа) и указы Императора (мин).

За хорошие поступки – поощрение. За дурные, посягающие на государственность – наказание. При этом легисты подчеркивали, что  лучше наказать несколько невинных, чем пропустить одного злодея.  

Идеи, вошедшие в теорию и практику всей последующей кит. полит. культуры

1) Обоснование необходимости  контроля и вмешательства гос-ва  в экономику

2) Равенство возможностей  для всех при продвижении по  служебной лестнице. По результатам  сдачи квалификационного экзамена

3) Идея равенства перед законом.

4) Важность смещения  временных приоритетов (ценностей). Золотой век в прошлом., нельзя  управлять живущим на основе  методов покойных правителей. 

Легизм – филос. обоснование сильной гос. власти, опирающейся на закон и насилие, на армию, чиновничество и земельную аристократию. В 3 в. легизм и конфуцианство, несмотря на разницу, слились воедино и образовали специфическую идеологию кит. государственности, просуществовавшую вплоть до 20 в.

 

8. Раннегреческая философия. Ионийская, пифагорейская, элейская школы.

ИОНИЙСКАЯ ШКОЛА.

Первые представители античной науки ионийские философы (милетская школа). 7-6 в до н.э. Полисы на побережье Малой Азии и на островах близ него, в т.н. Ионии, центром к-рой был г. Милет.

Возрождение письменности в 8 в до н.э., уже на алфавитной, а не слоговой основе. Милетских ученых называли логографами (пишущими слова).

Их интересовали вопросы  о происхождении и устройстве мира (поиск начала), о появлении  людей, а тж этико-соц. проблемы.

Фалесвода как жидкость вообще.

Анаксимандр пытался преодолеть недостаток Фалеса. Выведение различного из тождества и тождества из различного. Начало апейрон – беспредельное во всех отношениях.

Анаксимен воздух, считая, что он был раньше воды. Сгущаясь и уплотняясь воздух становится водой и землей (холодом), а разрежаясь и разжимаясь, - эфиром и огнем (теплом).

Анаксимандр и Анаксимен ввели  в философию понятие  «вечного движения». Воздух всегда находится в движении (превращении), говорил Анаксимен. Благодаря движению «одни вещи рождаются, другие уничтожаются». Анаксимандр: «вечное движение еще более древнее начало, чем влага». 

Информация о работе История философии. Ответы