История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

Широкого распространения  эти идеи не получили. Они не создавали  ч-ку смысл существования, обессмысливали жизнь.

Учение было создано  из полит целей – против претензий брахманов на власть. Обряды они называют способом прокормления брахманов, а их самих обвиняют в лицимерии, т.к. те проповедуют карму, но сами не спешат покинуть этот мир.

 

4. Религиозно-философские системы джайнизма и буддизма.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.

1. Ведический период (ср 2 тыс до н.э. – ср 1 тыс  до н.э.)

2. Эпический (2я  половина 1 тыс до н.э)

3. Классический (1 тыс.н.э.)

4. Постклассический, или индусский (с 11-19 вв)

5. Совр. инд философия,  переживание по поводу того, что было раньше.  

Джайнизм и буддизм  неортодоксальные даршаны, но в отличие  от Локаяты полностью не отрицают Веды. Они стали альтернативой брахманизму. Распространение этих школ – свидетельство распада традиционной индийской философии. Эти школы носили наднациональных характер.

Буддизм

Нет понятия «индивидуальная  ч-ская душа», столь важное для хр-ва. В буддизме сущ-ет представление о дхармах – первочастицах, из к-рых состоит все бытие, весь мир. Мир и ч-к рождаются благодаря взаимодействию этих дхарм. Неповторимого ч-ка быть не может, ч-к – это поток взаимодействующих дхарм. Зато м. придти к нирване, соединиться с космосом, создать у себя аналогичную космосу комбинацию частиц.

Нет и «Бессмертия». В буддизме перерождения – беда, а не цель ч-ского сущ-ния. Ч-к д. угасить свои желания, вырвавшись из сансары, он достигнет высшего. Уход из вечности.

Нет Бога, нет такого понятия как Творец, первоначала, к-рое наполнило весь мир жизнью.

Мир – лабиринт без четкого плана. А восприятие его ч-ком всего лишь иллюзия. Буддизм на уровне интуиции понимает, что восприятие мира иллюзорно. Но это и не плохо. 

ИСТОРИЯ БУДДЫ

Гаутама Будда родился  в 563 г до н.э. на севере Индии в княжеской семье Шакьямуни и получил имя Сиддхартха. Было предсказано, что Сиддхартхи уготовано 2 пути: либо, окунувшись в наслаждение стать великим царем – воссоединителем мелких княжеств, либо, увидев в этом мире страдания, болезни, старость, смерть, стать великим мыслителем, к-рый укажет людям истинный путь спасения.

Познал наслаждения. Потом Гаутама вступил в орден аскетов. Потом сформулировал идею «Среднего пути», дающего зрение, знание и т.д. Однажды сидел под дерево и размышлял. Внезапно «увидел» истину. Стал в 35 лет Буддой, т.е. просветленным.

Буддой м. стать  любой, если он пройдет пути Гаутамы - восьмеричный путь спасения.

Поведал о 4х благородных (арийских истинах)

1. Страдание – универсальное  свойство жизни ч-ка (рождение, болезнь,  старость, смерть).

2. Причины страданий 

      а) движения дхарм (первочастиц)

      б) человеческая причина, безмерная привязанность человека к жизни, он слишком любит жизнь. Жизнь как удовлетворение своих чувственных страстей. Хочет большего счастья, а это приводит только к большей боли.

3. Можно страдание  прекратить еще в этой жизни. 

4. Восьмеричный путь  движения к нирване.  

1) Правильное видение – это 4 благородные арийские истины: жизнь полна страданий, есть причина этих страданий, можно прекратить страдания, если путь, ведущий к прекращению страданий.

2) Правильная мысль. Изменить ч-ка м. лишь изменив намерения. Нужна постоянная мыслительная решимость, внутренняя дисциплина.

3) Правильная речь - запретить себя лгать, грубить, браниться.

4) Правильное действие. Нравственный кодекс буддизма.

      1. Обуздать гнев, способствующий нанесению  увечий и убийству живых существ. Не убий!

      2. Не красть, ибо это нарушает  сообщество, частью к-рого является  каждый

      3. Обуздание полового влечения. Все  отношения только в браке.

      4. Избегать лжи

    5. Воздержание от  опьяняющих веществ, т.е. они  не позволяют ч-ку полностью  контролировать себя умственно, морально, физически.

5) Правильный образ  жизни. Вести такой образ жизни, который бы не требовал нарушения 5 заповедей.

6) Правильное усилие. Волевое самопринуждение и нравственный анализ намерений, слов и поступков.

7) Правильное внимание. Строжайшая дисциплина мышления.

8) Правильное сосредоточение. Техника медитации.  

Нельзя сказать, что  Буддизм монотеистическая религия, скорее – атеистическая.

Учение содержится в списке типитока (3 корзины)

1я корзина - Устав для монахов

2я – Поучения (для простых людей). Именно ее используют для привлечения новых людей.

3я – Корзина  чистого знания. Филос. трактаты, попытка осмыслить, что было  ранее представлено в религиозной  форме.  

Два течения в Буддизме, к-рые по-своему трактуют путь к Нирване: Хинаяна (малая колесница) и Махаяна (большая колесница)

ХИНАЯНА – более  сложный путь. Получила широкое распространение  на юго-востоке Азии (Индокитай). Сегодня  в основном на Цейлоне и Шри-Ланке.

МАХАЯНА – северный буддизм. Более льготные условия  к совершенствованию. Нет такого аскетизм. Китай, Япония. Более поздняя. 3я корзина рассматривается как необязательное для всех дополнение. Будда воспринимается как божество, но считается, что число Будд бесконечно. Кроме них, если люди, к-рые стремятся стать Буддами, просветленными. Это Бодхисатва. Они остались среди людей, чб. спасать и учить.

В Махаяне не столь  категорично действует закон  кармы. Ч-к м. от кармы освободиться.

В Махаяне большое  внимание уделяется мифологическим сюжетам и ритуальной стороне, тогда как в Хинаяне вообще нет связенников.  

Джайнизм

Был создан в конце 7 в. до н.э. Создатель Махавирá. Стал аскетом. 30 лет проповедовал учение. Умер в 70 лет, уморив себя голодом. За предельны  аскетизм назвали Джайна (победитель)

В основе учения Санкхья и Йога. (Санкья. Задача перечислить пути достижения состояния отказа от желаний. Учение о 2х началах мира: материальном и духовном. Материя порождает душу. Единая душа состоит из индивидуальных душ людей. Мат. мир имеет 3 части (сущность, страсть, тьма). Жизнь ч-ка – вечное страдание, п.ч. душа ч-ка находится во власти Страсти. Чб избавиться от страдания душа д. освободиться от власти желаний. 2) Йога – о методах медитации??? об уходе от страдания, к угасанию желания.)

Источник мудрости не бог, а особые святые, достигшие силы и счастья на основе совершенного знания и посредством поведения, вытекающего из этого знания.

О бытии. Существует множество  вещей, наделенных реальностью и  обладающих, с одной стороны, постоянными, или субстанциональными, с другой – случайными, или преходящими свойствами. Материя выступает или разделенная на элементы, далее неделимые, или как собранная – в виде сочетания атомов. Кроме материи к числу неживых субстанций принадлежат пространство, время, условия движения и покой. .

Осн. признак души – сознание. Степень сознательности различна в душах. Душа склонна отождествлять себя с телом. Во всякий момент душа – результат всей свой прошлой жизни, всех своих прошлых дейсвий, чувств и мыслей. Осн. причина, порождающая зависимость души – ее сильные желания или страсти. Причина страстей состоит в незнании жизни. Поэтому познание д. освободить душу от материи.

Путь – аскетизм. Не нужно ничего менять во внешнем  мире. Но ч-к д. сосредоточивать свою волю и силы, чб. внешний мир не проникал сквозь оболочку ч-ка. Оборонческая позиция. Такой пассивной этики больше нигде не встретить. 

Джайнизм призывал освободиться от личного чувственного удовлетворения.

2 направления

1) Одетые в облако – предельные аскеты, абсолютно свободны от внешнего мира, вегетарианство, no sex, no family

2) Одетые в светлое – это более поздняя и мягкая ветвь. Допускается семья. Принимают женщин.

 

5. Философия Др. Китая: особенности, периодизация, мифологические истоки, книга «И-цзин».

Переодизация  Кит. философии.

1 Предфилософский период (8-9 вв до н.э) И-цзин

2. Древняя философия  (7 – 2 вв до н.э.)

Происходит расцвет  философии, возникновение 100 философских  школ, объединенных по направлениям

1) даосизм 2) конфуцианство,  школа «служилых людей» 3) фацзя  (легизм или школа законников) 4) моцзя (моизм) 4) минцзя (номиналисты) 5) иньяцы (натурофилософия)

3. Средневековая философия. (2 в. до н.э. – 10 в. н.э.) Начинается  с проникновения в К. буддизма. Через несколько столетий Китай,  усвоил буддизм в форме махаяны  и создал свою верию – чань-буддизм. Именно чань-буддизм вместе с неоконфуцианством и неодаосизмом образовали «тройственный философский союз» в средневековом К.

3. Новая философия. (19 в – сегодня) Произошла мощная  экспансия зап. стран в Китай. 

Самобытность китайской  культуры. Другие представления, мифология и т.д.

Эконом. основание  ДК цивилизации было земледелие. «колодезная система». 8 квадратов возделывали семьи, а центральный сообща для налогов. Сама страна тж представлялась в виде квадрата, в центре к-рого д. находиться Император.

Одушевление всего живого, культ  предков и вообще прошлого. Боязнь перемен и новшеств – «Чтобы ты жил в эпоху перемен!». Кит. культура уподобилась человеку, идущему вперед, но с головой, повернутой вспять.

Культ прошлого и его  представителей в реальной жизни – старики, пожилые родственники, родители, старшие браться. Сложилась социальная иерархия: старшие и начальники – наверху, младшие и подчиненные – внизу.

Циклическое развитие, общее для  космоса, природы  и человека. Все, что некогда возникло, д. в свое время исчезнуть, дабы возникнуть вновь в преображенном виде. Все и вся содержит в себе предел, некую критическую массу роста, границ, после достижения к-рой вектор движения меняется свое направление на противоположное. «Как ни расцветай, придется вернуться к своему пределу» (Лао-Цзы). Зло способно проистекать в добро, а в добре «прорастают» семена здла, красота превращается в уродство, скорость переходит в торможение и покой.

Понятие центра. В центре абс. покой. Чем дальше к периферии, тем энергичнее движение и превращения, беспокойнее существование. Кит. цивилизация – Средина мира, в ней свой центр – Император.

Ценность  покоя и недеяния. Особенно применительно к Императору.

Ориентированность а социальные вопросы. Человек интересен в отношении к др. людям и гос-ву. Природа ч-ка воспринималась функционально: законопослушный – с доброй природой, непочтительный – со злой природой.

ЧЕЛОВЕК в ДК философии.

В целом в ДК тж антропоцентризм. Ч-к с момента зачатия, а не рождения, как на Западе. После смерти на З уничтожение плоти и бестелесное существование духи. Смерть в К. – превращение в «шэна», духа, к-рый обладает телесностью до такой степени, что нуждается в кормлении. Мертвые на З. выпадают из ч-ского общежития, а в К. мертвые продолжают свое «существование» в мире живых, вплоть до распространения на них правовых норм. Повышение и понижение «шэнов».

В К. нет дуализма души-тела.

Ч-к мыслится как  временное состояния равновесия, гармонии космических сил. Ч-к сгусток трех психофизических сил, трех видов энергии: цзин, ци, шень.

Цзин – семя, частички создающие физич. тело ч-ка. Это воспроизводящая, сексуальная энергия в ч-ке. 2 части: воспринимаемая от родителей с генетическими данными (семя прежнего неба) и то, что накапливает человек в течение жизни (семя последующего неба)

Ци  – матер.-духовная энергия, из к-рой состоит весь мир, в т.ч. и ч-к.

1й вид грубо-вещественная  – формируются конкретные материальные  вещи

2 психотелесная –  растения, животные

3. тонкая – создает  то. что называется душой. 

С утра Ци человека легка и чиста, а к вечеру замутнена. Болезни от неправильного течения Ци.

Шэнь – собственно духовная энергия. Мыслится как некая самостоятельная сущность. Замещаются слова «я» и «шэнь» в китйсокм.  

Для Зап. ч-ка – выделение  мозга, ч-к рациональный, мыслящий. А в К. сердце, к-рое находится в центре, в средине ч-ского тела и, подобно Имп., д. управлять и повелевать своими подданными: чувствами, внутр. органами, мыслями и желаниями, само сохраняя при этом покой и бесстрастие. Сердце – духовный светоч, заключающий нравст. идеал.

Ценность  жизни и здоровья.  

Представления о мире, о происхождении  космоса.

Информация о работе История философии. Ответы