История философии. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 49 вопросов.

Работа содержит 1 файл

история философии.doc

— 484.50 Кб (Скачать)

 

1. Особенности традиционного мышления и критика европоцентризам.

С т.зр. европоцентризма  любое историческое явление рассматривается  с т.зр. континентальной т.зр. Миф  об европоцентризме поддерживается следующими фактами.

1. Запад – колыбель  христ. цивилизации. Хр-во в его католич.-протест. варианте. НО Запад Евр. – протестантские традиции четко не связаны с хр-вом. Титанизм, а не послушничество. 
2. Запад – продолжатель античной традиции. НО разрыв м/у антич. и зап. цивилизациями более 1000 лет. Антич. традиции пришли по крохам ч/з арабов.  
3. Западный путь развития единственно верный и прогрессивный. НО будто бы др. народы не доросли. Сегодня очевидно, что капитализм не смог бы развиваться без помощи чужого труда. Англия с колоний в Индии получала 1/3 инвестиций. Повторить этого уже не удастся. Да и сегодня вывоз капитала продолжается. Следование зап. пути м. привести к экологич. катастрофам.  
4. Запад – генератор технологий для всего мира (от экономики, политики до науки). Остальные подражают. Левис-Трос. Вся научная промышленность Запада ½ 1/1000 истории всего чел-ва.  
Если показателем продвинутости считать затраты энергии на душу населения, то тут Запад впереди, а если преодоление кризиса – эскимосы и бедуины. Тут проблема критериев. Верно, что Запад держит лидерство в вопросе развития технологий.  
5. Запад – источник права и гуманизма. Права человека, правовое государство, Возрождение и гуманизм. НО на самом деле гуманизм всегда был избирательным и элитарным. Демократия тж технология для избранных.

ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ МИФА ОБ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМЕ?

- Западная культура рациональна

- Запад – родина  науки

- высокий уровень  абстрактного мышления

- различает временные  моменты

- смотрит в будущее,  перспективная цивилизация 

В чем упрекают традиционное мышление. Мышление древних культур?

1. Мистифицированность. Нелогичность. 
Пра-логическое мышление. Не выстраивает причинно-следственные связи. Не видит противоречий и не стремится их избежать.

В традиц. мышлении эмоц. сфера преобладает над интеллектом.

В основе традиц. мышления – традиции и вера.

Манипулировать традиц. мышлением не очень получается. Из-за отсутствия причинно-следств. связей. Тут будут манипулировать стереотипами.

2. Традиц. мышление не научно.

3. Одушевление всего  в мире, все наделено духом. Не видят различий м/у человеком и природой. А на Западе наоборот жизнь овеществляется. Отчуждение чел-ка от природы.

4. Неразвитость абстрактного  мышления. Не способны создавать логические схемы. А в традиц. мышлении синкретизм. Иллюзия и реальность. Благодаря этому возникает цельность, объемность мироощущения. А на западе чел-к не идентифицирует себя с собой – возникает идея двойничества.

5. На Западе перспектива,  различение Pr, F, P. А в традиц. культуре время сливается в циклической вечности. Движения вперед нет, скорее возвращение, преемственность. В традиц. Време – след оставляемый колесом. На западе – вектор, движение вперед, где будущее лучше, чем вчера. Совр. ощущение время на Западе: отрицание реального прошлого и реального будущего. Это вечное настоящее.

 

2. Древнеиндийская философия ведического периода. Ортодоксальные даршаны.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ.

1. Ведический период (ср 2 тыс до н.э. – ср 1 тыс  до н.э.)

2. Эпический (2я  половина 1 тыс до н.э)

3. Классический (1 тыс.н.э.)

4. Постклассический, или индусский (с 11-19 вв)

5. Совр. инд философия, переживание по поводу того, что было раньше.  

В ср. 2 тыс до н.э. на земли Сев. Индии стали переселяться скотоводческие племена, пришедшие  из Ср. Азии, Ирана и Поволжья. Арийцы. Именно арийцы принесли с собой Веды (ведовство, знание). Веды создавались с 1500 – 600 г. до н.э. Веды – обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений, наблюдений над природными циклами.  

Веды:

1) самхиты – религиозные гимны, «священное писание»

2) брахманы – книги, написанные индейскими жрецами (брахманами) и адресованные, прежде всего, брахманам, в к-рых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений

3) араньяки – книги лесных отшельников

4) упанишады (сидящие у ног учителя) – философские комментарии к Ведам. Они создавались особыми филос. школами, к-рые назывались даршанами.  

Среди ортодоксальных даршан выделяют 6 школ.

1) Санкья. Задача перечислить пути достижения состояния отказа от желаний.

Учение о 2х началах  мира: материальном и духовном. Материя  порождает душу. Единая душа состоит  из индивидуальных душ людей. Мат. мир имеет 3 части (сущность, страсть, тьма). Жизнь ч-ка – вечное страдание, п.ч. душа ч-ка находится во власти Страсти. Чб избавиться от страдания душа д. освободиться от власти желаний.

2) Йога – о методах медитации??? об уходе от страдания, к угасанию желания.

3) Вайшешика. Теория строения мира из 5ти материальных эл-тов (земля, вода, воздух, огонь, эфир). Они не воспринимаемы чувствами. О них мы знаем только посредство вывода.

4) Ньяя. О строении мира, природы, мало о человеке. Теория бытия рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания. Истинное знание м.б. постижимым или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью свидетельства (авторитета), или с помощью сравнения.

5) Миманса. Близка к Веданте, но больше выражено религиозное символическое содержание. Больше трактовок ритуалов.

6) Веданта – самая крупная. Претендовали на завершение вед. «Брахма-сутра» толкует смысл основных санхит.  

Мир возник из Брахмы. Брахма – некое первоначало, к к-рому все сводится. Это и начало и цель всего существующего.

Наряду с Брахмой  существует атман, это самое свое в каждом человеке.

Поскольку ч-к часть  мира, его атман тождественен Брахме. Чб познать сущность мира, соединиться с Брахмой, н. познать, обрасти свой атман, весь мир изучать не обязательно. Познание атмана возможно при условии отдыха, это достигается во сне, когда атман человека «отходит» от тела, от повседневных забот и уходит в самого себя, т.е. познает себя. Самое же полное постижение атмана-брахмана, т.е. слияние с ним возможно лишь после смерти тела, т.к. в этом случае душа полностью порывает с материальным миром, избавляется от всех желаний.

Огромное внимание к технике медитации.  

В начале было 2 части  Брахмы, к-рые м/у собой враждовали. Пракрити (вещное начало) и Пуруша (первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела к-рого была создана вселенная и люди).

Пракрити – нерасчлененное реальное состояние. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется. На самом деле природа бытия лишь сновидение, мираж, майя.

Вещное начало набрасывает  на глаза человека пелену майя и человек видит мир не в истинном свете. Ч-к д. прорвать майя и узреть свой атман.

Как преодолеть майя? Освободившись от страдания. Источник страдания – вещественный мир. Отсюда многочисленные практики, в т.ч. практика йоги. Гл. источник страданий – сама жизнь. Отрешение от всего биологического, рефлекторного. Нирвана – угасание. 

Ч-к придет к мокше – состоянию освобождения от страдания. Мокша – освобождение от обязанности эволюционного развития. А так закон космической эволюции Рита. Все по карме.

 

Йога призывает к угасанию желания.

1 стадия – воздержание  от всего плотского, от злых  намерений

2 – самодисциплина

3 – нахождение  в позе медитации

4 – регулирование  дыхания

5 – прекращение  деятельности чувств

6 – сосредоточенность

7 – размышление 

8 – прекращение  деятельности сознания, когда человек  живет не по законам логики, природы

 

3. Эпический и классический периоды Др. Индии. Неортодоксальные даршаны.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ  ФИЛОСОФИИ.

1. Ведический период (ср 2 тыс до н.э. – ср 1 тыс  до н.э.)

2. Эпический (2я  половина 1 тыс до н.э)

3. Классический (1 тыс.н.э.)

4. Постклассический, или индусский (с 11-19 вв)

5. Совр. инд философия,  переживание по поводу того, что было раньше.  

Эпич. период 6-2 вв до н.э. В это время создаются 2 великих  эпоса «Рамáяна» и «Махабхáрта».

«Рамаяна» ок. 4 в до н.э. совр вид 2 в. до н.э. В центре поэмы – повествование о царевиче Раме, лишенном царства и обреченном на изгнание, о похищении его супруги Сити демоном Раваной, победе Рамы над Равной, воцарении Рамы и установлении им справедливого правления.

Неизменно входит религиозная  составляющая, особенно в «Махабхарте», к-рая создавалась 1000 лет – первые стихи в 10 в. до н.э.. 13 книг. 100 000 стихов.

Вьяса – один из создателей, оформлял и собирал народные сказания.

Идейное содержание –  попытка синтеза народных верований, мифологий соседних народов и  брахманизма Вед. Самая философская книга «Махабхарты» 6я «Бхагаватгита». Этич. содержание. До этого этика не затрагивалась. Нравственная проблема, выбор человека. Иллюстрируется путь, к-рый проходит по Йоге. Если в классич. Йоге гл. созерцание, то принц Ардуна д. приложить волю, чб. сделать правильный выбор.

Лейтмотив – борьба м/у 2мя родами. Описания сражений – обрамление борьбы, к-рая идет в душе героя. Выбор героя оказывается над родовой схваткой. Враги в себя. Прежде всего н. удалить врага в себе самом. Встречается с Кришной. Из чел-ка, к-рый хочет убивать, превращается в чел-ка, к-рый посвящает себя богу. Идея Бхакти – преданность богу.

Поворот к человеку, к нравственному выбору.

Фунд. идея Бхагавадгиты в том, что подлинное понимание  обеспечивает основу для действий, не отягощенных желанием и недовольством (отвращением) – подлинными врагмаи человка. Арджуна действует не ради завоевания власти и славы, но ради поддержания справедливого космического порядка. Этика долга.

«Исполнить – пусть  плохо – свой долг самолично,

Важней, чем исполнить  чужой сверхотлично.

Погибнуть, свой долг исполняя – прекрасно,

А долгу чужому служенье опасно».

Долг определяется принадлежностью определенной касте.

Индуистская идея освобожнения. Освобождение предполагает контроль индиида  над своими действиями, к-рые не д.б. связаны с какими-либо мотивами или желчями 

Начиная с 6-5 вв до н.э. появляются неортодоксальные даршаны  джайнизма и буддизма, а тж. философия локаята (чарвака).

Родовое общество переживает кризис. Кризис единства рода и космоса. В это время возникает ощущение, что ч-ка окружает не космос, а природа. Ч-к отделяется от космоса в своем мироощущении. Ч-к д. выстраивать свои отношения с природой. Это требует рефлексии, включения сознания.

Это был путь к формированию философии.  

Исходный материал по прежнему Веды. Но к ним относятся как к одному из исторических источников философствования.

Наряду с ортодоксальными  даршанами возникают неортодоксальные, к-рые в свой основе не имеют ф-фии  Вед.

Адж’ивика (отрицание жизненности в мире). Локáята.

Локаята (чарвака). Материалистическое учение. Антиведическое и антибрахманская направленность.

Философия не зависит  от религии, она «светильник всех наук».

Они строят свою онтологию, гносеологию, тику на данных органов  чувств и наблюдениях.

Существует только тот мир, к-рый воспринимается чувствами. Отрицали сверхестественные явления, п.ч. о них нет никаких свидетельств. Нет никакого ада, кроме страданий. Нет никакого божества, кроме Ражди, существование к-рого очевидно. И умершие «сами не пришли и не прислали гонца». Следовательно отказываться от видимого ради невидимого.

Локаята отвергала  вмешательство богов в мировой  процесс. Все свершается в силу внутренней природы самих вещей.

Материя состоит из 4 эл-тов (земля, воздух, вода, жар и  ветер). Никакого мира больше не существует. Все их комбинация. И душа человека тоже.

Отрицается будущая  жизнь, возможность перевоплощения, карма, душа (когда убивали ч-ка ждали, что вылетит)

Божества порождены  незнанием.

Следует вкушать блаженства на земле, а не искать будущее. «Пока ч-к жив, пусть живет радостно и пьет… Когда тело обратится в прах, разве сможет оно возродиться вновь?». Жизнеутверждающая этика.

Информация о работе История философии. Ответы