Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2011 в 17:07, шпаргалка
Ответы на 49 вопросов.
С т.зр. европоцентризма любое историческое явление рассматривается с т.зр. континентальной т.зр. Миф об европоцентризме поддерживается следующими фактами.
1.
Запад – колыбель
христ. цивилизации. Хр-во в его католич.-протест.
варианте. НО Запад Евр. – протестантские
традиции четко не связаны с хр-вом. Титанизм,
а не послушничество.
2. Запад – продолжатель
античной традиции. НО разрыв м/у антич.
и зап. цивилизациями более 1000 лет. Антич.
традиции пришли по крохам ч/з арабов.
3. Западный путь развития
единственно верный
и прогрессивный. НО будто бы др. народы
не доросли. Сегодня очевидно, что капитализм
не смог бы развиваться без помощи чужого
труда. Англия с колоний в Индии получала
1/3 инвестиций. Повторить этого уже не
удастся. Да и сегодня вывоз капитала продолжается.
Следование зап. пути м. привести к экологич.
катастрофам.
4. Запад – генератор
технологий для всего
мира (от экономики,
политики до науки). Остальные подражают.
Левис-Трос. Вся научная промышленность
Запада ½ 1/1000 истории всего чел-ва.
Если показателем продвинутости считать
затраты энергии на душу населения, то
тут Запад впереди, а если преодоление
кризиса – эскимосы и бедуины. Тут проблема
критериев. Верно, что Запад держит лидерство
в вопросе развития технологий.
5. Запад – источник
права и гуманизма. Права человека, правовое
государство, Возрождение и гуманизм.
НО на самом деле гуманизм всегда был избирательным
и элитарным. Демократия тж технология
для избранных.
ЧТО ОСТАЕТСЯ ОТ МИФА ОБ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМЕ?
- Западная культура рациональна
- Запад – родина науки
- высокий уровень абстрактного мышления
- различает временные моменты
- смотрит в будущее,
перспективная цивилизация
В чем упрекают традиционное мышление. Мышление древних культур?
1.
Мистифицированность.
Нелогичность.
Пра-логическое мышление. Не выстраивает
причинно-следственные связи. Не видит
противоречий и не стремится их избежать.
В традиц. мышлении эмоц.
сфера преобладает над
В основе традиц. мышления – традиции и вера.
Манипулировать традиц. мышлением не очень получается. Из-за отсутствия причинно-следств. связей. Тут будут манипулировать стереотипами.
2. Традиц. мышление не научно.
3. Одушевление всего в мире, все наделено духом. Не видят различий м/у человеком и природой. А на Западе наоборот жизнь овеществляется. Отчуждение чел-ка от природы.
4. Неразвитость абстрактного мышления. Не способны создавать логические схемы. А в традиц. мышлении синкретизм. Иллюзия и реальность. Благодаря этому возникает цельность, объемность мироощущения. А на западе чел-к не идентифицирует себя с собой – возникает идея двойничества.
5. На Западе перспектива, различение Pr, F, P. А в традиц. культуре время сливается в циклической вечности. Движения вперед нет, скорее возвращение, преемственность. В традиц. Време – след оставляемый колесом. На западе – вектор, движение вперед, где будущее лучше, чем вчера. Совр. ощущение время на Западе: отрицание реального прошлого и реального будущего. Это вечное настоящее.
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
1. Ведический период (ср 2 тыс до н.э. – ср 1 тыс до н.э.)
2. Эпический (2я половина 1 тыс до н.э)
3. Классический (1 тыс.н.э.)
4. Постклассический, или индусский (с 11-19 вв)
5. Совр. инд философия,
переживание по поводу того, что было раньше.
В ср. 2 тыс до н.э. на
земли Сев. Индии стали переселяться
скотоводческие племена, пришедшие
из Ср. Азии, Ирана и Поволжья. Арийцы.
Именно арийцы принесли с собой Веды
(ведовство, знание). Веды создавались
с 1500 – 600 г. до н.э. Веды – обширный свод
религиозных гимнов, заговоров, поучений,
наблюдений над природными циклами.
Веды:
1) самхиты – религиозные гимны, «священное писание»
2) брахманы – книги, написанные индейскими жрецами (брахманами) и адресованные, прежде всего, брахманам, в к-рых описывается правильность совершения ритуалов и жертвоприношений
3) араньяки – книги лесных отшельников
4) упанишады (сидящие
у ног учителя) – философские комментарии
к Ведам. Они создавались особыми филос.
школами, к-рые назывались даршанами.
Среди ортодоксальных даршан выделяют 6 школ.
1) Санкья. Задача перечислить пути достижения состояния отказа от желаний.
Учение о 2х началах мира: материальном и духовном. Материя порождает душу. Единая душа состоит из индивидуальных душ людей. Мат. мир имеет 3 части (сущность, страсть, тьма). Жизнь ч-ка – вечное страдание, п.ч. душа ч-ка находится во власти Страсти. Чб избавиться от страдания душа д. освободиться от власти желаний.
2) Йога – о методах медитации??? об уходе от страдания, к угасанию желания.
3) Вайшешика. Теория строения мира из 5ти материальных эл-тов (земля, вода, воздух, огонь, эфир). Они не воспринимаемы чувствами. О них мы знаем только посредство вывода.
4) Ньяя. О строении мира, природы, мало о человеке. Теория бытия рассматривает источники и методы познания, классифицирует предметы познания. Истинное знание м.б. постижимым или через восприятие, или через логический вывод, или с помощью свидетельства (авторитета), или с помощью сравнения.
5) Миманса. Близка к Веданте, но больше выражено религиозное символическое содержание. Больше трактовок ритуалов.
6)
Веданта – самая крупная. Претендовали
на завершение вед. «Брахма-сутра» толкует
смысл основных санхит.
Мир возник из Брахмы. Брахма – некое первоначало, к к-рому все сводится. Это и начало и цель всего существующего.
Наряду с Брахмой существует атман, это самое свое в каждом человеке.
Поскольку ч-к часть мира, его атман тождественен Брахме. Чб познать сущность мира, соединиться с Брахмой, н. познать, обрасти свой атман, весь мир изучать не обязательно. Познание атмана возможно при условии отдыха, это достигается во сне, когда атман человека «отходит» от тела, от повседневных забот и уходит в самого себя, т.е. познает себя. Самое же полное постижение атмана-брахмана, т.е. слияние с ним возможно лишь после смерти тела, т.к. в этом случае душа полностью порывает с материальным миром, избавляется от всех желаний.
Огромное внимание
к технике медитации.
В начале было 2 части Брахмы, к-рые м/у собой враждовали. Пракрити (вещное начало) и Пуруша (первочеловек, принесенный в жертву богами, из тела к-рого была создана вселенная и люди).
Пракрити – нерасчлененное реальное состояние. Пракрити пытается уверить пурушу, что мир и есть таков, каким он кажется. На самом деле природа бытия лишь сновидение, мираж, майя.
Вещное начало набрасывает на глаза человека пелену майя и человек видит мир не в истинном свете. Ч-к д. прорвать майя и узреть свой атман.
Как преодолеть майя?
Освободившись от страдания. Источник
страдания – вещественный мир. Отсюда
многочисленные практики, в т.ч. практика
йоги. Гл. источник страданий – сама жизнь.
Отрешение от всего биологического, рефлекторного.
Нирвана – угасание.
Ч-к придет к мокше – состоянию освобождения от страдания. Мокша – освобождение от обязанности эволюционного развития. А так закон космической эволюции Рита. Все по карме.
Йога призывает к угасанию желания.
1 стадия – воздержание от всего плотского, от злых намерений
2 – самодисциплина
3 – нахождение в позе медитации
4 – регулирование дыхания
5 – прекращение деятельности чувств
6 – сосредоточенность
7 – размышление
8 – прекращение деятельности сознания, когда человек живет не по законам логики, природы
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ДРЕВНЕИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ.
1. Ведический период (ср 2 тыс до н.э. – ср 1 тыс до н.э.)
2. Эпический (2я половина 1 тыс до н.э)
3. Классический (1 тыс.н.э.)
4. Постклассический, или индусский (с 11-19 вв)
5. Совр. инд философия,
переживание по поводу того, что было раньше.
Эпич. период 6-2 вв до
н.э. В это время создаются 2 великих
эпоса «Рамáяна» и «Махабхáрта»
«Рамаяна» ок. 4 в до н.э. совр вид 2 в. до н.э. В центре поэмы – повествование о царевиче Раме, лишенном царства и обреченном на изгнание, о похищении его супруги Сити демоном Раваной, победе Рамы над Равной, воцарении Рамы и установлении им справедливого правления.
Неизменно входит религиозная составляющая, особенно в «Махабхарте», к-рая создавалась 1000 лет – первые стихи в 10 в. до н.э.. 13 книг. 100 000 стихов.
Вьяса – один из создателей, оформлял и собирал народные сказания.
Идейное содержание – попытка синтеза народных верований, мифологий соседних народов и брахманизма Вед. Самая философская книга «Махабхарты» 6я «Бхагаватгита». Этич. содержание. До этого этика не затрагивалась. Нравственная проблема, выбор человека. Иллюстрируется путь, к-рый проходит по Йоге. Если в классич. Йоге гл. созерцание, то принц Ардуна д. приложить волю, чб. сделать правильный выбор.
Лейтмотив – борьба м/у 2мя родами. Описания сражений – обрамление борьбы, к-рая идет в душе героя. Выбор героя оказывается над родовой схваткой. Враги в себя. Прежде всего н. удалить врага в себе самом. Встречается с Кришной. Из чел-ка, к-рый хочет убивать, превращается в чел-ка, к-рый посвящает себя богу. Идея Бхакти – преданность богу.
Поворот к человеку, к нравственному выбору.
Фунд. идея Бхагавадгиты в том, что подлинное понимание обеспечивает основу для действий, не отягощенных желанием и недовольством (отвращением) – подлинными врагмаи человка. Арджуна действует не ради завоевания власти и славы, но ради поддержания справедливого космического порядка. Этика долга.
«Исполнить – пусть плохо – свой долг самолично,
Важней, чем исполнить чужой сверхотлично.
Погибнуть, свой долг исполняя – прекрасно,
А долгу чужому служенье опасно».
Долг определяется принадлежностью определенной касте.
Индуистская идея освобожнения.
Освобождение предполагает контроль индиида
над своими действиями, к-рые не д.б.
связаны с какими-либо мотивами или желчями
Начиная с 6-5 вв до н.э. появляются неортодоксальные даршаны джайнизма и буддизма, а тж. философия локаята (чарвака).
Родовое общество переживает
кризис. Кризис единства рода и космоса.
В это время возникает
Это был путь к формированию
философии.
Исходный материал по прежнему Веды. Но к ним относятся как к одному из исторических источников философствования.
Наряду с ортодоксальными
даршанами возникают
Адж’ивика (отрицание жизненности в мире). Локáята.
Локаята (чарвака). Материалистическое учение. Антиведическое и антибрахманская направленность.
Философия не зависит от религии, она «светильник всех наук».
Они строят свою онтологию, гносеологию, тику на данных органов чувств и наблюдениях.
Существует только тот мир, к-рый воспринимается чувствами. Отрицали сверхестественные явления, п.ч. о них нет никаких свидетельств. Нет никакого ада, кроме страданий. Нет никакого божества, кроме Ражди, существование к-рого очевидно. И умершие «сами не пришли и не прислали гонца». Следовательно отказываться от видимого ради невидимого.
Локаята отвергала вмешательство богов в мировой процесс. Все свершается в силу внутренней природы самих вещей.
Материя состоит из 4 эл-тов (земля, воздух, вода, жар и ветер). Никакого мира больше не существует. Все их комбинация. И душа человека тоже.
Отрицается будущая жизнь, возможность перевоплощения, карма, душа (когда убивали ч-ка ждали, что вылетит)
Божества порождены незнанием.
Следует вкушать блаженства на земле, а не искать будущее. «Пока ч-к жив, пусть живет радостно и пьет… Когда тело обратится в прах, разве сможет оно возродиться вновь?». Жизнеутверждающая этика.