Философское учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций

Описание работы

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)

Содержание

1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 145.38 Кб (Скачать)

Линия развития идей Шлейермахера — Дильтея — Хайдеггера —  Гадамера — Хабермаса отражает развитие герменевтики прежде всего на родине ее идей; но герменевтика имеет международный  характер: Поль Рикер — крупнейший представитель этих идей во Франции, Энрико Бетти — в Италии.

1. Понятие, основные  признаки и модели развития

 

Развитие не есть развитие «вообще» и развитие «всего». Это  понятие связано только с развитием  конкретных систем: живой организм, социальное явление, теория, солнечная  система и т. д.

Развитие — характеристика качественных изменений объектов и  появления новых форм бытия, сопряженная  с преобразованием их внутренних и внешних связей.

Отметим основные признаки развития:

1. Развитие неотрывно  от движения, изменения.

2. Развитие предполагает, что в процессе изменений системные  качества изменяющихся объектов  сохраняются. Поэтому из развития  исключаются моменты возникновения  системы и ее рапада.

3. Развитие характеризуется  не разовым качественным преобразованием,  а рядом таких преобразований. Развитие есть связь качественных  преобразований системы

4. Развитие — направленное  преобразование системы

5. Качественные изменения  в системе в процессе развития  — необратимы.

 

На основании этих признаков  возможно следующее определение  развития: Развитие — это направленные, необратимые, качественные изменения  системы.

По этим признакам развитие отличается от хаотических изменений, от механических движений, круговоротов и функционирования.

Для нас наиболее интересными  являются системы социальные, связанные  с жизнью человека и человеческого  общества, причем в настоящее время  говорят о человеко-природо-технических  комплексах, так как жизнь современного человека оказалась неразрывно связанной  не только с природой, но и с техникой в ее развитии. Так как мы будем, в основном, говорить о концепциях развития, связанных с исторической изменчивостью систем и явлений, то это означает, что мы будем  обращаться к философии истории. При этом мы подразумеваем, что общество и его развитие качественно отличаются от природы и ее развития.

В истории философии выделяются следующие основные концепции исторического  развития:

1. Концепция Августина  Аврелия (IV век н. э.): в труде «Ограде Божьем» Августин пишет, что начало исторического процесса — грехопадение первых людей — Адама и Евы. А история — это целенаправленный процесс спасения человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего».

2. Светская гегелевская  концепция истории — основана  на понятии Абсолютного духа, скрытно работающего в человеческих  целях и делах, в деятельности  всех человеческих поколений.  Постижение Абсолютного Духа  — является высшим этапом исторического  развития.

3. Материалистическая концепция,  описанная в учениях К. Маркса  и Ф. Энгельса — история  понимается материалистически. Решающими  признаются экономические факторы  развития — то есть материальное  производство производственно-экономическое  общественные отношения.

4. Антропологическая концепция  — отличается своей антисциентистской,  отрицающей механицизм, направленностью.  Связывает социальное развитие  с «чисто человеческими факторами»  — свободы, выбора, ответственности,  цели и пр.

5. Концепция «творческой  эволюции» — обращается к «жизненному  порыву», творческой силе, лежащей  в основании развития и представляющей  собой его внутреннюю силу, самопроизвольную активность (А. Бергсон — один из разработчиков подобной концепции)

6. Синергетическая модель  развития включает в себя следующие  основные идеи: а) сложным система  нельзя навязывать пути их  развития; б) в качестве конструктивного  механизма формирования пути  развития выступает и хаос  в) для сложных систем в точке  бифуркации (разветвления) существует  несколько альтернативных путей  развития, а также возможность  выбора наиболее оптимальных  из них г) в состоянии неустойчивости  среды — действия каждого микрокомпонента  могут влиять на макропроцессы  д) будущее состояние системы  организует ее наличное состояние  е) можно определить тенденции  самоорганизации системы и, таким  образом, следуя их логике, путем  корпоративных резонансных воздействий,  ускорить развитие.

2. Проблемы развития. Развитие  и прогресс

 

В отношении проблемы исторического  развития возникают следующие вопросы, вызывающие далеко не однозначные ответы:

1. В историческом развитии  преобладает цикличность или  однонаправленность?

2. Исторические изменения  однозначно предопределены или  есть смысл говорить об альтернативах?

3. Преобладают изменения  эволюционные или революционные  (скачкообразные)?

4. Изменения организуемы  преимущественно искусственно или  естественно?

5. Можно ли говорить  о развитии всего человечества  или только о развитии отдельных  цивилизаций (государств, этносов  и пр.)

6. Развитие связано с  идеей прогресса или нет?

Относительно последнего вопроса — существуют разные точки  зрения: они изменяются от полного  отождествления исторического развития с прогрессом, до полного отрицания  этого.

Прогресс — это эволюционное или революционное, линеарное или  нелинеарное приращение качества.

Такая связь порождает  проблему выбора критериев прогресса  — что мы можем называть прогрессом:

— прогресс разума

— технический прогресс

— прогресс материального  производства

— прогресс духовных и душевных качеств человека (нравственный прогресс) и пр.

Возникает также вопрос —  что берется за исходную, нулевую  точку этого прогресса?

Часто исследователи отмечают, что прогресс в одной из областей (например, материального производства) может сопровождаться регрессивными  явлениями в других сферах (например, нравственной). В целом же, пессимистический взгляд на историю не нов, заметим, что  еще Гесиод (9 в. до н. э.) писал как  человечество движется к упадку от давно прошедшего века Золотого, к векам Серебряному, Медному, Железному и т. д. Однако в целом для ХХ века также был характерен далеко не оптимистичный взгляд на историю, что во многом было связано с двумя мировыми войнами. Поэтому в концепциях, избегающих отождествления развития и прогресса — в процессах развития выделяют как периоды нарастания, так и периоды потери качества.

Что касается остальных вопросов, то возможные ответы на них содержатся в работах известных философов. С некоторыми из этих работ мы познакомимся на семинарских занятиях.

3. Некоторые законы  развития

 

Вопрос о законах исторического  развития может рассматриваться  как таковой лишь при условии  признания существования подобных законов. Это признается далеко не всеми. Иногда для смягчения противоречий сторонников разных концепций вместо слова закон употребляют слово  закономерность.

Если мы признаем, что  в историческом развитии существуют определенные закономерности, то мы можем  познакомиться с целым спектром разнообразных концепций, разрабатывающих  эту тему. Однако, из всех концепций  развития мы выделим одну — диалектическую — прошедшую длительное испытание  временем. Диалектическая концепция  была сформирована, в основном, в  немецкой классической философии и  связана с именами Фихте, Гегеля, Шеллинга. Позднее  Ф. Энгельсом была разработана на этой основе диалектико-материалистическая концепция. Обычно с этой концепцией связывают три основных закона развития:

1. Закон отрицания отрицания  — или закон диалектического  синтеза.

2. Закон перехода количества  в качество.

3. Закон борьбы и единства  противоположностей или закон  диалектической противоречивости.

Рассмотрим каждый из законов  подробнее.

1.Закон отрицания отрицания:  из этого закона следует, что  развитие, как переход от одних  качеств к другим, невозможно  без отрицания. Но само отрицание  при этом может пониматься  по-разному. Мы можем рассматривать  отрицание в пределах следующих  шкал:

 

По степени действия:

  1. Полное отрицание преемственности с предыдущим этапом развития. По характеру действия. 
  2. 2. Абсолютизация момента преемственностив в развитии

 

По характеру  действия отрицания

  1. Конструктивное . Определяется внутренними факторами, внутренними противоречиями, то есть в системе содержится самоотрицание как необходимый момент развития, обеспечивающий связь низшего и высшего, менее совершенного и более совершенного.
  2. Деструктивное. Разрушает систему, ведет к ее ликвидации. Обычно определяется внешними факторами.

В диалектике обычно выделяют три вида конструктивных отрицаний:

— отрицание-трансформация

— отрицание-снятие

— отрицание-синтез

При отрицании-трансформации  происходит преобразование внутренней структуры объекта (количественное изменение).

Отрицание-снятие охватывает и стадию перехода от одного качества к другому (скачок) и основную стадию утверждения нового качества.

Отрицание-синтез аккумулирует все положительное в предыдущем развитии — синтезируя два предшествующих отрицания-снятия.

Таким образом, основой диалектического  метода развития в НКФ стало движение:

тезис — антитезис —  синтез.

Такое развитие подчиняется  принципу троичности или триады.

(Я — не-Я — семья)

Синтез есть объединение  тезиса и антитезиса, достижение более  высокого содержания, чем это имелось  в тезисе и антитезисе; здесь не простое сложение, а получение  нового результата через преодоление  противоречий предшествующих этапов развития. То есть это можно назвать суммированным  отрицанием, когда в процессе синтеза  образуется «и-то-и-другое». Это очень  ценный момент развития — через  отрицание, и главное в нем  — осуществление диалектического  синтеза.

Формулировка закона: в  процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предшествующих ступеней и воспроизводит на более  высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.

Повтор на высшей ступени  внутренней структуры исходной ступени  обусловливает особую форму развития — спиралевидную. Преимущество спирали  в том, что она, как форма, более  противоречива, чем прямая восходящая лини или замкнутый круг, и наглядно демонстрирует противоречивость развития. Но следует помнить, что спиралевидная  форма развития — только одна из возможных.

2. Закон перехода количества  в качество.

Сначала определимся в  терминологии:

количество (сколько?) — это  совокупность таких изменений свойств  в системе, которые не тождественны изменению ее сущности.

качество (какой?) — это  совокупность важнейших необходимых  свойств системы, теряя которые, она существенно меняется

Закон гласит о том, что  количественные изменения на определенном этапе развития систем приводят к  качественным, а новое качество порождает  новые возможности и интервалы  количественных изменений. Примеры: нагрев воды — кипение; постепенный износ  механизма — поломка.

Наряду с переходом  количества в качество происходит обратный переход — качества в количество: новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств», определяет характер и направление  количественных изменений, влияет на скорость протекания количественных изменений.

3. Закон борьбы и единства  противоположностей (диалектической  противоречивости).

Закон гласит о том, что  борьба является сущностью и основой  процесса диалектического движения: синтез (единство) может быть достигнут  только через внутреннюю борьбу противоположностей и их снятие. В мире практически  для всего — можно выделить его противоположность, поэтому  принято выделять пары противоположностей положительное-отрицательное, добро-зло, темнота-свет, мужское-женское, земля-небо и т. д. Элементы этих пар находятся  в состоянии противостояния, но в  то же время не могут существовать и развиваться друг без друга. В результате борьбы и достижения единства они переходят на более  высокую ступень развития.


Информация о работе Философское учение