Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
Линия развития идей Шлейермахера — Дильтея — Хайдеггера — Гадамера — Хабермаса отражает развитие герменевтики прежде всего на родине ее идей; но герменевтика имеет международный характер: Поль Рикер — крупнейший представитель этих идей во Франции, Энрико Бетти — в Италии.
1. Понятие, основные признаки и модели развития
Развитие не есть развитие «вообще» и развитие «всего». Это понятие связано только с развитием конкретных систем: живой организм, социальное явление, теория, солнечная система и т. д.
Развитие — характеристика качественных изменений объектов и появления новых форм бытия, сопряженная с преобразованием их внутренних и внешних связей.
Отметим основные признаки развития:
1. Развитие неотрывно от движения, изменения.
2. Развитие предполагает,
что в процессе изменений
3. Развитие характеризуется
не разовым качественным
4. Развитие — направленное преобразование системы
5. Качественные изменения в системе в процессе развития — необратимы.
На основании этих признаков возможно следующее определение развития: Развитие — это направленные, необратимые, качественные изменения системы.
По этим признакам развитие отличается от хаотических изменений, от механических движений, круговоротов и функционирования.
Для нас наиболее интересными
являются системы социальные, связанные
с жизнью человека и человеческого
общества, причем в настоящее время
говорят о человеко-природо-
В истории философии выделяются следующие основные концепции исторического развития:
1. Концепция Августина Аврелия (IV век н. э.): в труде «Ограде Божьем» Августин пишет, что начало исторического процесса — грехопадение первых людей — Адама и Евы. А история — это целенаправленный процесс спасения человечества, обретения им утраченного единства с Богом, обретения «Царства Божьего».
2. Светская гегелевская
концепция истории — основана
на понятии Абсолютного духа,
скрытно работающего в
3. Материалистическая концепция,
описанная в учениях К. Маркса
и Ф. Энгельса — история
понимается материалистически.
4. Антропологическая концепция
— отличается своей
5. Концепция «творческой
эволюции» — обращается к «
6. Синергетическая модель
развития включает в себя
2. Проблемы развития. Развитие и прогресс
В отношении проблемы исторического развития возникают следующие вопросы, вызывающие далеко не однозначные ответы:
1. В историческом развитии преобладает цикличность или однонаправленность?
2. Исторические изменения
однозначно предопределены или
есть смысл говорить об
3. Преобладают изменения
эволюционные или
4. Изменения организуемы
преимущественно искусственно
5. Можно ли говорить
о развитии всего человечества
или только о развитии
6. Развитие связано с идеей прогресса или нет?
Относительно последнего вопроса — существуют разные точки зрения: они изменяются от полного отождествления исторического развития с прогрессом, до полного отрицания этого.
Прогресс — это эволюционное или революционное, линеарное или нелинеарное приращение качества.
Такая связь порождает проблему выбора критериев прогресса — что мы можем называть прогрессом:
— прогресс разума
— технический прогресс
— прогресс материального производства
— прогресс духовных и душевных качеств человека (нравственный прогресс) и пр.
Возникает также вопрос — что берется за исходную, нулевую точку этого прогресса?
Часто исследователи отмечают, что прогресс в одной из областей (например, материального производства) может сопровождаться регрессивными явлениями в других сферах (например, нравственной). В целом же, пессимистический взгляд на историю не нов, заметим, что еще Гесиод (9 в. до н. э.) писал как человечество движется к упадку от давно прошедшего века Золотого, к векам Серебряному, Медному, Железному и т. д. Однако в целом для ХХ века также был характерен далеко не оптимистичный взгляд на историю, что во многом было связано с двумя мировыми войнами. Поэтому в концепциях, избегающих отождествления развития и прогресса — в процессах развития выделяют как периоды нарастания, так и периоды потери качества.
Что касается остальных вопросов, то возможные ответы на них содержатся в работах известных философов. С некоторыми из этих работ мы познакомимся на семинарских занятиях.
3. Некоторые законы развития
Вопрос о законах
Если мы признаем, что в историческом развитии существуют определенные закономерности, то мы можем познакомиться с целым спектром разнообразных концепций, разрабатывающих эту тему. Однако, из всех концепций развития мы выделим одну — диалектическую — прошедшую длительное испытание временем. Диалектическая концепция была сформирована, в основном, в немецкой классической философии и связана с именами Фихте, Гегеля, Шеллинга. Позднее Ф. Энгельсом была разработана на этой основе диалектико-материалистическая концепция. Обычно с этой концепцией связывают три основных закона развития:
1. Закон отрицания отрицания — или закон диалектического синтеза.
2. Закон перехода количества в качество.
3. Закон борьбы и единства
противоположностей или закон
диалектической
Рассмотрим каждый из законов подробнее.
1.Закон отрицания отрицания:
из этого закона следует, что
развитие, как переход от одних
качеств к другим, невозможно
без отрицания. Но само
По степени действия:
По характеру действия отрицания
В диалектике обычно выделяют три вида конструктивных отрицаний:
— отрицание-трансформация
— отрицание-снятие
— отрицание-синтез
При отрицании-трансформации происходит преобразование внутренней структуры объекта (количественное изменение).
Отрицание-снятие охватывает и стадию перехода от одного качества к другому (скачок) и основную стадию утверждения нового качества.
Отрицание-синтез аккумулирует все положительное в предыдущем развитии — синтезируя два предшествующих отрицания-снятия.
Таким образом, основой диалектического метода развития в НКФ стало движение:
тезис — антитезис — синтез.
Такое развитие подчиняется принципу троичности или триады.
(Я — не-Я — семья)
Синтез есть объединение
тезиса и антитезиса, достижение более
высокого содержания, чем это имелось
в тезисе и антитезисе; здесь не
простое сложение, а получение
нового результата через преодоление
противоречий предшествующих этапов развития.
То есть это можно назвать
Формулировка закона: в процессе прогрессивного развития каждая ступень, являющаяся результатом двойного отрицания-снятия, является синтезом предшествующих ступеней и воспроизводит на более высокой основе характерные черты, структуру исходной ступени развития.
Повтор на высшей ступени внутренней структуры исходной ступени обусловливает особую форму развития — спиралевидную. Преимущество спирали в том, что она, как форма, более противоречива, чем прямая восходящая лини или замкнутый круг, и наглядно демонстрирует противоречивость развития. Но следует помнить, что спиралевидная форма развития — только одна из возможных.
2. Закон перехода количества в качество.
Сначала определимся в терминологии:
количество (сколько?) — это совокупность таких изменений свойств в системе, которые не тождественны изменению ее сущности.
качество (какой?) — это совокупность важнейших необходимых свойств системы, теряя которые, она существенно меняется
Закон гласит о том, что количественные изменения на определенном этапе развития систем приводят к качественным, а новое качество порождает новые возможности и интервалы количественных изменений. Примеры: нагрев воды — кипение; постепенный износ механизма — поломка.
Наряду с переходом количества в качество происходит обратный переход — качества в количество: новое качество влияет на исчезновение одних и становление других «количеств», определяет характер и направление количественных изменений, влияет на скорость протекания количественных изменений.
3. Закон борьбы и единства противоположностей (диалектической противоречивости).
Закон гласит о том, что борьба является сущностью и основой процесса диалектического движения: синтез (единство) может быть достигнут только через внутреннюю борьбу противоположностей и их снятие. В мире практически для всего — можно выделить его противоположность, поэтому принято выделять пары противоположностей положительное-отрицательное, добро-зло, темнота-свет, мужское-женское, земля-небо и т. д. Элементы этих пар находятся в состоянии противостояния, но в то же время не могут существовать и развиваться друг без друга. В результате борьбы и достижения единства они переходят на более высокую ступень развития.