Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
3. Позитивистская. «Истина
— это опытная
4. Прагматическая. «Истина
— это полезность знания, его
эффективность». По этим критериям
в качестве истинного
5. Конвенциональная (основоположник
— Ж. А. Пуанкаре). «Истина —
это соглашение». По этому
Скорее всего понятие истины объединяет в себе все эти подходы: это и то, что есть на самом деле, и соответствие нашего знания тому, что есть на самом деле, но в тоже время это и определенное соглашение, договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
субъективна и объективна (этот человек порядочный);
абстрактна и конкретна (человек вообще — не существует);
относительна и абсолютна (пример с атомом).
Заблуждение — ненамеренное искажение знания, временное состояние знания в поиске истины. Ложь — намеренное искажение верного.
В познавательной деятельности
людей большое значение имеет
вера, уверенность, убеждение. В процессе
познания субъект не отдаляется от
мира, а становится ему ближе, объединяется
с ним. Поэтому познавательные отношения
— это не отношения безличности
и безразличия, а отношения
По сути дела вера — отправная точка всякого познания и его цель. Она помогает преодолеть разрыв между знанием и незнанием. В процессе познания человек всегда становится перед выбором — между более убедительным и менее убедительным объяснением. Поэтому необходима вера в свои возможности — для мобилизации духовных сил при недостатке информации или отсутствии точных доказательств.
И если предметом убеждения является логически обоснованное и опытно подтвержденное знание, то вера имеет в качестве предмета гипотетические положения.
Понимание — состояние сознания фиксируемое субъектом, как уверенность в правильности воссозданных представлений и содержания воздействия .
Понимание другой личности заключается в воспроизведении свойственной ей системы смыслов. Понимание реализуется, прежде всего, через диалог.
Понимание предполагает как отождествление себя с другими, так и сохранение своего «я».
Интерпретация — вариант изложения понимания. Художественная литература предоставляет нам возможность филологической интерпретации.
Соотношение: Знание — понимание — интерпретация. Знание — все знают это стихотворение. Понимание — каждый по-своему. И в результате понимания дают свою интерпретацию.
Но интерпретации могут подвергаться исторические события и факты, теории и теоретические концепции, нормы поведения и поступки и т. д.
1. Чувственное познание. Живое созерцание (впечатление), ощущение, восприятие, представление. Познавательный образ
Обычно выделяют две ступени познания: чувственную и мыслительную — хотя они неразрывно связаны между собой
Чувственное познание:
— основано на познавательных способностях человека, связанных с органами чувств. Слово «чувственный» многозначно, оно ассоциируется не только с ощущением, но и с чувством , как проявлением эмоций. Поэтому правильным было бы подразделять чувственное познание на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное. Мы будем говорить о чувственно-сенситивной способности или способности человека получать информацию об объектах с помощью органов чувств (конкретно-чувственное познание). Но при этом не будем забывать, что такое разделение весьма условно, что чувственное познание пронизано рациональным.
Чувственное познание —
это форма познания, связанная
с осмыслением чувственных
Выделяют четыре этапа чувственного познания: изначальное впечатление (живое созерцание), ощущение, восприятие, представление.
Первая встреча человека
с явлениями окружающего мира
— позволяет ему получить целостное,
недифференцированное изначальное
впечатление об интересующем объекте.
Это впечатление может
Ощущения -элементарная дифференцированная форма чувственного познания, когда в первоначальном образе начинают выделять отдельные его качества (форму, цвет, вкус и пр.) Это один способ представления ощущений.
С материалистической точки зрения, наоборот, ощущение есть не дифференциация изначального впечатления, а оно первым возникает в мозгу человека в результате воздействия на органы чувств каких-либо объектов. Материальное воздействие той или иной вещи, порождает материальную реакцию организма, одновременно преобразуется в новое не свойственное самому предмету качество — его субъективный образ.
В любом случае через ощущения человек получает первичную дифференцированную информацию об объекте, о его отдельных свойствах.
Далее они образуют цепочку: Ощущение — восприятия — представление.
В силу активной деятельности человеческого сознания, образы ощущения вновь подвергаются активной обработке и превращаются в образы восприятия .
Восприятие — это целостный,
чувственный образ предметов
полученных посредством наблюдения.
Восприятие существует в сознании как
форма активного синтеза
Представление — это опосредованный целостный чувственный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти.
Впечатление, ощущение, восприятия,
представления только в абстракции
можно рассматривать как
Вопрос о чувственном
познание и его формах не прост. Например,
в философии уже давно
Вторичные качества (цвета, звуки, вкусы) не находятся в самих вещах, но представляют собой силы, выражающие в нас различные ощущения своими первичными качествами.
Например, мы считаем снег белым и холодным по ощущениям, которые он в нас вызывает. Но если глаза не будут видеть цвета, а рецепторы не будут воспринимать холода — все сведется к своим причинам — к объему, плотности, движению частиц. Об одном и том же предмете можно сказать, что он теплый и холодный (в разных ситуациях). Все это связано с тем, что между ощущением и самим предметом существует несколько промежуточных посредствующих звеньев, преломляющих воздействие от внешнего объекта. Ощущение, например цвета, появляется не в рецепторах, а в коре головного мозга. Ощущение может возникнуть и под воздействием воспоминания или образов, фантазий, благодаря логическим и ассоциативным связям.
Но подобное рассмотрение качеств Локком — было подвергнуто критике со стороны Дж. Беркли, который утверждал обратное: для человека как раз важны не абстрактные отвлеченные качества, а конкретный вкус вишни или белый цвет цветущей вишни с ее запахом, без которых данный предмет вовсе теряет свои свойства. Поэтому у Беркли первичными качествами считаются именно такие качества.
В целом в философии выделялись направления, которые придавали чувственному познанию основополагающее значение (сенсуализм, эмпиризм), и направления, которые ставили это познание на ступень ниже, после разумного познания (рационализм).
2. Мышление. Левополушарное
и правополушарное мышление. Логическое
и образное. Рассудок и разум
(рассудочно-эмпирическое и
Мышление — это активный процесс деятельности сознания. Он действует на том уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью. Мышление опирается на результаты чувственного познания и дает обобщенное знание.Мышление
Левополушарное (логическое) Правополушарное (образное)
Рассудок (рассудочно-эмпирическое)
Формальная логика
Рассудок и разум
В истории философии еще с древности наметилось разделение двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой — на раскрытие сущности объектов, внутренних законов их развития. Чаще всего эти грани мышления называют рассудком и разумом.
Рассудок действует по отношению к своим предметам разделяющим и абстрагирующим образом, т. е. он представляет собой противоположность непосредственному созерцанию и чувству, которые всецело имеют дело с конкретным предметом и остаются при нем.
С рассудка начинается рационалистическое познание. Благодаря рассудку наличные предметы схватываются в их определенных различиях и фиксируются в их изолированности. Как в теоретической так и в практической областях рассудок позволяет человеку достигнуть твердости и определенности в знаниях.
2 < 10
1+5=6
Это мышление — начальная ступень познания, на которой содержание созерцания приобретает абстрактную, формальную всеобщность. Подобное мышление основано на формальной логике.
Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их раздельности.
Человек — добр, человек — зол, человек — добр и зол.
Если принцип рассудка
состоит в абстрактном
Рассудочное мышление осуществляется в трех основных формах: понятие, определение и умозаключение.
Понятие — это форма мысли в которой отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Понятие близко представлению,
т. к. оба они носят обобщенный
и опосредованный характер. Но они
различаются тем, что представление
дает наглядный образ
Понятия возникают и существуют в сознании человека в определенной связи в виде суждений. Мыслить о чем-то понятиями — это значит судить о нем выявлять его связи и отношения.
Суждение — это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.
S → P
Субъект — предикат
К тому или иному суждению человек может прийти либо путем непосредственного наблюдения какого-либо факта, либо опосредовано с помощью умозаключения
Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением или следствием.
Основы формальной логики были заложены Аристотелем. В формальной логике выделяют следующие операции мышления: