Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
Традиционная техническая аналогия:
а) Подбор готового технического объекта или узла для удовлетворения выявленной потребности: почти каждой новой задаче можно найти аналогичную, уже решенную. Если задача совсем новая, то аналоги можно использовать для решения подзадач.
б) Обнаружение подобия между объектами, которые и «во сне никогда рядом не приснятся»
— техническими
— природными
— общекультурными
Техника рационального поиска аналогов — задайте себе следующие вопросы (советует математик А. Пойа):
— не встречалась ли вам раньше эта задача, хотя бы в несколько другой форме?
— известна ли вам какая-нибудь родственная задача?
— рассмотрим неизвестное. Постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным.
— вот задача, родственная данной и уже решенная. Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить ее результат? Нельзя ли использовать элемент, чтобы стало возможным пользоваться прежней задачей?
— если не удается решить данную задачу, попытайтесь сначала решить сходную. нельзя ли придумать более сходную задачу? Аналогичную?
Поиск технических аналогов может вестись:
— в близких отраслях техники
— в ведущих отраслях техники — в условиях поставленной задачи
— (или) в отраслях техники, в которых накоплен большой опыт решения аналогичных задач
— в отраслях техники, в которых похожие задачи решаются в более жестких условиях
Пример: завод сельскохозяйственного машиностроения. Задача по совершенствованию системы обдува радиаторов кормоуборочного комбайна.
В головной части комбайна за металлической сеткой установлены масляный и водяной радиаторы. Для увеличения эффективности охлаждения их теплоизлучающих поверхностей — воздушный поток, поступающий через сетку, ускоряется установленным за радиатором вентилятором. Летом радиаторы начинают отказывать. Причина: мелкие частицы сухой травы проходят с потоком воздуха через сетку и осаждаются на элементах радиаторов, на них вырастают «шубы».
Поиск в родственных отраслях — тракторной и автомобильной промышленности — не дал результата.
В условиях поставленной задачи
ведущими отраслями техники являются
мукомольная и угольная промышленность.
Они работают с «пылевыми потоками»
в гораздо более жестких
Аналогия по внешней форме: Находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду, или вновь создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому-либо другому.
Компонентная (структурная) аналогия
Находится по аналогии с перечнем элементов (компонентов), складывающих объект или входящих в него. Выяснив примерную структуру устройства объекта, вы ищете аналогичные структуры объектов в окружающем мире, которые бы наилучшим образом повторяли взаимодействие перечисленных компонентов.
Функциональная аналогия
Определяют, какие функции должен выполнять рассматриваемый объект, а потом ищут, кто или что в окружающем мире выполняет такие же или близкие функции (в технике, в природе, в искусстве и пр.)
Аналогия по ситуации
Ищется по различным фазам
положения или состояния
Аналогия по свойствам
необходимо дополнительно отвечать на вопрос какой? какая? какое?
Пример: мяч — какой?
— резиновый: соска, калоша, купальная шапочка
— упругий: зонт, ветер, жвачка, струя
Аналогия на основе метода
ассоциативных гирлянд и
Гирлянды — формируются
в виде списка — от исходного
слова тянется цепочка
Гроздь — ищется гроздь ассоциаций к исходному слову.
Рассматриваются свойства объектов, включенных в «гроздь» или «гирлянду». Лучшее — пробуют применить по отношению к совершенствуемому объекту.
Дополнительно метод хорошо помогает выявить настроение человека или коллектива, отношение к чему-либо.
Личная аналогия (эмпатия)
Наиболее сильный вид аналогии. В основе эмпатии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. решающий задачу человек вживается в образ объекта, пытаясь выяснить возникающие при этом чувства, ощущения. Главный смысл эмпатии — войти в роль кого-либо или чего-либо. Для того, чтобы изменить, улучшить что-то, необходимо его понять, понять взаимоотношения с окружающими предметами.
Частный случай ЛА — Моделирование меленькими человечками (ММЧ).
ММЧ — позволяет наглядно
увидеть и почувствовать
Сущность ММЧ:
Нужно представить себе, что все нас окружающее — состоит из множества маленьких человечков (не веществ, не микробов, не атомов). Человечки могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному. у них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. Можно поставить себя на место этих человечков, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия — строение объекта.
Философская основа ММЧ — изоморфность основных структур бытия.
Символическая аналогия
Необходимо величайшее умение,
чтобы быть мастером метафор
Аристотель
Символическая аналогия — это своеобразный поэтический образ объекта, метафора, раскрывающая его свойства.
Наш язык «начинен» метафорами: у пилы — зубы, у стульев — ножки, у загадок — ключи, у мозга — полушария, компьютерные программы бывают дружественными. Символическая аналогия — это прием «размораживания слов и способов понимания» — когда объект определяется через парадоксальную метафорическую форму, высвечивающую его суть.
Она основывается на обобщенном,
абстрактном, метафорическом, поэтическом,
словесном или графическом
Обычно составляется такая аналогия из двух слов: прилагательного и существительного, причем, по смыслу они должны противоречить, отрицать одно другое.
Например: мрамор — радужное постоянство, застывшее непостоянсто;
облако: легкая тяжесть, воздушная вода, непрозрачная пустота.
Старший брат символической аналогии — оксюмарон — стилистическая фигура, состоящая в объединении понятий парадоксальным образом и отнесении их к одному объекту («Цветы зла», «Горячий снег», «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Без вины виноватые», «Очевидное-невероятное»).
Последовательность действий:
к обозначению объекта
Фантастическая аналогия
Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его видеть в идеальном случае, без учета существующих ограничений и возможностей (отсутствие источников энергии, нарушение физических законов и пр.). Синекторы прибегают к помощи золотой рыбки, волшебной палочки, обученных животных и т. п. Использование ФА позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путем.
Ход решения синектической задачи:
• Синекторы уточняют и формулируют проблему как она дана (ПКД). Особенностью этого этапа является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия задачи. Считается, что преждевременное конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.
• Синекторы формулируют проблему, как ее понимают (ПКП). рассматривают возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд более обычных задач. по существу, на этом этапе проблема делится на подпроблемы.
• Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. при этом используются все виды аналогий.
• Выявленные на этапе генерации идеи переводятся в ПКД и ПКП. на этом этапе осуществляется критическая оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.
Метод контрольных вопросов
Чтобы правильно задать вопрос,
нужно знать большую часть ответа.
Р. Шекли
Сократ в диалоге мог так искусно задавать вопросы, что его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к истине. Видимо, отсутствие такого Сократа в современном мире побудило методологов изобрести метод контрольных вопросов, который позволяет более целеустремленно вести поиск решения задачи.
Суть метода состоит в использовании при поиске решений творческих задач — списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на эти вопросы, анализирует свою задачу.
Благодаря методу осознание проблемы идет более целенаправленно, системно. Эти списки можно применять и при проведении МШ.
В практике изобретательской деятельности широкое распространение получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, А. Пойа, Г. Я. Бушем и др. Это своего рода шпаргалки изобретателю, путеводные нити для его мысли.
Список контрольных вопросов А. Осборна:
1. Какое новое применение
технического объекта можно
2. Возможно ли решение
изобретательской задачи
3. Какие модификации
4. Что можно увеличить
в техническом объекте? Что
можно присоединить? Возможно ли
увеличение срока службы, воздействия?
Имеет ли смысл увеличить
5. Что можно в техническом
объекте уменьшить или
6. Что в техническом
объекте можно заменить? Что и
сколько можно замещать в нем:
использовать другой
7. Что можно преобразовать в техническом объекте? Какие компоненты допустимо заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, последовательность операций? Можно ли поменять причину и эффект, изменить скорость или темп, режим?
8. Что можно в техническом
объекте сделать наоборот? Нельзя
ли поменять местами
9. Какие новые комбинации
элементов технического
Список вопросов Т. Эйлоарта
1. Перечислить все качества и определения предполагаемого изобретения. Изменить их.
2. Сформулировать задачи
ясно. Попробовать новые
3. Перечислить недостатки
имеющихся решений, их
4. Набросать фантастические,
биологические, экономические,
5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую и другие модели (они точнее выражают идею, чем аналогии).
6. Попробовать различные виды материалов и энергии: газ, жидкость, твердое тело, пену, пасту и др.; тепло магнитную энергию, свет, силу удара и т. п.; различные длины волн, поверхностные свойства и пр.; переходные состояния — замерзание, конденсацию, переход через точку Кюри и т. п.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея и др.
7. Установить варианты зависимости, возможные связи, логические совпадения.
8. Узнать мнение некоторых совершенно не осведомленных в данном деле людей.
9. Устроить групповое
обсуждение, выслушивая все идеи
и воспринимая каждую без
10. Попробовать «национальные» решения: хитрое шотландское, всеобъемлющее немецкое, расточительное американское, сложное китайское и пр.
11. Спать с проблемой, идти на работу, гулять, принимать душ, ехать, пить, есть, играть в теннис — все с ней!