Философское учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций

Описание работы

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)

Содержание

1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 145.38 Кб (Скачать)

Традиционная техническая  аналогия:

а) Подбор готового технического объекта или узла для удовлетворения выявленной потребности: почти каждой новой задаче можно найти аналогичную, уже решенную. Если задача совсем новая, то аналоги можно использовать для  решения подзадач.

б) Обнаружение подобия  между объектами, которые и «во  сне никогда рядом не приснятся»

 

— техническими

— природными

— общекультурными

 

Техника рационального поиска аналогов — задайте себе следующие  вопросы (советует математик А. Пойа):

— не встречалась ли вам  раньше эта задача, хотя бы в несколько  другой форме?

— известна ли вам какая-нибудь родственная задача?

— рассмотрим неизвестное. Постарайтесь вспомнить знакомую задачу с тем же или подобным неизвестным.

— вот задача, родственная  данной и уже решенная. Нельзя ли воспользоваться ею? Нельзя ли применить  ее результат? Нельзя ли использовать элемент, чтобы стало возможным  пользоваться прежней задачей?

— если не удается решить данную задачу, попытайтесь сначала  решить сходную. нельзя ли придумать  более сходную задачу? Аналогичную?

Поиск технических аналогов может вестись:

— в близких отраслях техники

— в ведущих отраслях техники — в условиях поставленной задачи

— (или) в отраслях техники, в которых накоплен большой опыт решения аналогичных задач

— в отраслях техники, в  которых похожие задачи решаются в более жестких условиях

Пример: завод сельскохозяйственного  машиностроения. Задача по совершенствованию  системы обдува радиаторов кормоуборочного  комбайна.

В головной части комбайна за металлической сеткой установлены  масляный и водяной радиаторы. Для  увеличения эффективности охлаждения их теплоизлучающих поверхностей —  воздушный поток, поступающий через  сетку, ускоряется установленным за радиатором вентилятором. Летом радиаторы  начинают отказывать. Причина: мелкие частицы сухой травы проходят с потоком воздуха через сетку  и осаждаются на элементах радиаторов, на них вырастают «шубы».

Поиск в родственных отраслях — тракторной и автомобильной  промышленности — не дал результата.

В условиях поставленной задачи ведущими отраслями техники являются мукомольная и угольная промышленность. Они работают с «пылевыми потоками»  в гораздо более жестких условиях. Но здесь решается обратная задача — сбор пыли. Для накопление пылевидных частиц — их электризуют, заряжают одним знаком, а радиаторы —  другим. В «перевернутом виде»  — решение очевидно — и пыль и радиатор нужно заряжать одноименно.

 

Аналогия по внешней форме: Находится аналог рассматриваемого предмета по внешнему виду, или вновь  создаваемый объект по внешнему виду делается подобным какому-либо другому.

 

Компонентная (структурная) аналогия

Находится по аналогии с  перечнем элементов (компонентов), складывающих объект или входящих в него. Выяснив  примерную структуру устройства объекта, вы ищете аналогичные структуры  объектов в окружающем мире, которые  бы наилучшим образом повторяли  взаимодействие перечисленных компонентов.

 

Функциональная аналогия

Определяют, какие функции  должен выполнять рассматриваемый  объект, а потом ищут, кто или  что в окружающем мире выполняет  такие же или близкие функции (в технике, в природе, в искусстве  и пр.)

 

Аналогия по ситуации

Ищется по различным фазам  положения или состояния явлений  и предметов.

 

Аналогия по свойствам

необходимо дополнительно  отвечать на вопрос какой? какая? какое?

Пример: мяч — какой?

— резиновый: соска, калоша, купальная шапочка

— упругий: зонт, ветер, жвачка, струя

Аналогия на основе метода ассоциативных гирлянд и гроздей.

Гирлянды — формируются  в виде списка — от исходного  слова тянется цепочка аналогий, но каждая новая ассоциация находится  не по первому, а по последнему слову. Можно строить коллективную гирлянду или индивидуальную.

Гроздь — ищется гроздь ассоциаций к исходному слову.

Рассматриваются свойства объектов, включенных в «гроздь» или «гирлянду». Лучшее — пробуют применить по отношению к совершенствуемому  объекту.

Дополнительно метод хорошо помогает выявить настроение человека или коллектива, отношение к чему-либо.

Личная аналогия (эмпатия)

 

Наиболее сильный вид  аналогии. В основе эмпатии лежит  принцип отождествления себя с рассматриваемым  или представляемым объектом. решающий задачу человек вживается в образ  объекта, пытаясь выяснить возникающие  при этом чувства, ощущения. Главный  смысл эмпатии — войти в  роль кого-либо или чего-либо. Для  того, чтобы изменить, улучшить что-то, необходимо его понять, понять взаимоотношения  с окружающими предметами.

Частный случай ЛА — Моделирование  меленькими человечками (ММЧ).

ММЧ — позволяет наглядно увидеть и почувствовать природные  явления, характер взаимодействия предметов  и их элементов. Позволяет каждому  испытать на себе, что чувствует  моделируемый объект, применяя внутренние образные заместители.

Сущность ММЧ:

Нужно представить себе, что все нас окружающее — состоит  из множества маленьких человечков (не веществ, не микробов, не атомов). Человечки  могут думать, производить какие-то действия, вести себя по-разному. у  них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. Можно поставить себя на место  этих человечков, лучше почувствовать  и понять через действия, ощущения, взаимодействия — строение объекта.

Философская основа ММЧ —  изоморфность основных структур бытия.

Символическая аналогия

 

Необходимо величайшее умение,

чтобы быть мастером метафор

Аристотель

 

Символическая аналогия —  это своеобразный поэтический образ  объекта, метафора, раскрывающая его  свойства.

Наш язык «начинен» метафорами: у пилы — зубы, у стульев —  ножки, у загадок — ключи, у  мозга — полушария, компьютерные программы бывают дружественными. Символическая  аналогия — это прием «размораживания  слов и способов понимания» — когда объект определяется через парадоксальную метафорическую форму, высвечивающую его суть.

Она основывается на обобщенном, абстрактном, метафорическом, поэтическом, словесном или графическом образе объекта. На умении обозначить этим образом (символом, знаком) реальный объект, выявляя  его явные (актуальные) и скрытые (потенциальные) свойства, достоинства  и недостатки.

Обычно составляется такая  аналогия из двух слов: прилагательного  и существительного, причем, по смыслу они должны противоречить, отрицать одно другое.

Например: мрамор — радужное постоянство, застывшее непостоянсто;

облако: легкая тяжесть, воздушная  вода, непрозрачная пустота.

Старший брат символической  аналогии — оксюмарон — стилистическая фигура, состоящая в объединении  понятий парадоксальным образом  и отнесении их к одному объекту («Цветы зла», «Горячий снег», «Живой труп», «Оптимистическая трагедия», «Без вины виноватые», «Очевидное-невероятное»).

Последовательность действий: к обозначению объекта подбирается  символическая аналогия (метафора), выявляются ее скрытые смыслы —  и на их основе переосмысляются скрытые (актуальные и потенциальные) свойства объекта.

Фантастическая аналогия

 

Нужно представить изменяемый объект таким, каким мы хотели бы его  видеть в идеальном случае, без  учета существующих ограничений  и возможностей (отсутствие источников энергии, нарушение физических законов  и пр.). Синекторы прибегают к  помощи золотой рыбки, волшебной  палочки, обученных животных и т. п. Использование ФА позволяет отказаться от стереотипов, снять психологическую  инерцию, пойти неизвестным ранее  путем.

Ход решения синектической  задачи:

• Синекторы уточняют и  формулируют проблему как она  дана (ПКД). Особенностью этого этапа  является то, что никто, кроме руководителя, не посвящается в конкретные условия  задачи. Считается, что преждевременное  конкретное формулирование задачи затрудняет абстрагирование, не дает уйти от привычного хода мышления.

• Синекторы формулируют  проблему, как ее понимают (ПКП). рассматривают  возможности превратить незнакомую и непривычную проблему в ряд  более обычных задач. по существу, на этом этапе проблема делится на подпроблемы.

• Ведется генерация (выдвижение и накопление) идей. Начинаются экскурсы в самые разные области техники, природы, психологии для выявления  того, как аналогичные проблемы решаются в этих далеких от данной задачи областях. при этом используются все  виды аналогий.

• Выявленные на этапе генерации  идеи переводятся в ПКД и ПКП. на этом этапе осуществляется критическая  оценка идей, консультации со специалистами, эксперименты.

Метод контрольных вопросов

 

Чтобы правильно задать вопрос,

нужно знать большую часть  ответа.

Р. Шекли

 

Сократ в диалоге мог  так искусно задавать вопросы, что  его собеседнику ничего не оставалось, как, отвечая на них, приходить к  истине. Видимо, отсутствие такого Сократа  в современном мире побудило методологов  изобрести метод контрольных  вопросов, который позволяет более  целеустремленно вести поиск  решения задачи.

Суть метода состоит в  использовании при поиске решений  творческих задач — списка специально подготовленных вопросов. Изобретатель, отвечая на эти вопросы, анализирует  свою задачу.

Благодаря методу осознание  проблемы идет более целенаправленно, системно. Эти списки можно применять  и при проведении МШ.

В практике изобретательской деятельности широкое распространение  получили универсальные вопросники, составленные А. Осборном, Т. Эйлоартом, Д. Пирсоном, А. Пойа, Г. Я. Бушем и  др. Это своего рода шпаргалки изобретателю, путеводные нити для его мысли.

Список контрольных вопросов А. Осборна:

1. Какое новое применение  технического объекта можно предложить? Возможны ли новые способы  применения? Как модифицировать  известные способы применения?

2. Возможно ли решение  изобретательской задачи приспособления, упрощения, сокращения? Что напоминает  данный технический объект? Вызывает  ли аналогия новую идею? Имелись  ли в прошлом аналогичные проблемные  ситуации, которые можно использовать? Что можно копировать? Какой технический  объект нужно опережать?

3. Какие модификации технического  объекта возможны? Приемлема ли  модификация путем вращения, сгиба,  скручивания, поворота? Какие изменения  назначения (функции), движения, цвета,  запаха, формы, очертаний можно  применить? Другие возможные изменения?

4. Что можно увеличить  в техническом объекте? Что  можно присоединить? Возможно ли  увеличение срока службы, воздействия?  Имеет ли смысл увеличить размеры,  частоту, прочность, повысить  качество? Можно ли присоединить  новый градиент, продублировать? Возможны  ли мультипликации рабочих органов,  позиций или других элементов?  Целесообразно ли преувеличение,  гиперболизация элементов или  всего объекта? (пояснение: градиент  — показатель какого-то свойства, обладающего возможностью возрастания  или убывания, изменения).

5. Что можно в техническом  объекте уменьшить или заменить? Можно ли чт0-нибудь уплотнить,  сжать, сгустить, сконденсировать,  применить способ миниатюризации, укоротить сузить, отделить, раздробить, приумножить?

6. Что в техническом  объекте можно заменить? Что и  сколько можно замещать в нем:  использовать другой ингредиент, другой материал, другой процесс,  другой источник энергии, другое  расположение, другие цвет, звук, освещение?

7. Что можно преобразовать  в техническом объекте? Какие  компоненты допустимо заменить? Можно ли изменить модель, разбивку, разметку, последовательность операций? Можно ли поменять причину  и эффект, изменить скорость или  темп, режим?

8. Что можно в техническом  объекте сделать наоборот? Нельзя  ли поменять местами противоположно  размещенные элементы или повернуть  их задом наперед, низом вверх?  Нельзя ли поменять полярность, перевернуть зажимы?

9. Какие новые комбинации  элементов технического объекта  возможны? Можно ли создать смесь,  сплав, новый ассортимент, состав? Можно ли комбинировать секции, узлы, блоки, агрегаты, цепи? Можно  ли комбинировать признаки, идеи?

 

Список вопросов Т. Эйлоарта

1. Перечислить все качества  и определения предполагаемого  изобретения. Изменить их.

2. Сформулировать задачи  ясно. Попробовать новые формулировки. Определить второстепенные задачи  и аналогичные задачи. Выделить  главные.

3. Перечислить недостатки  имеющихся решений, их основные  принципы, новые предположения.

4. Набросать фантастические, биологические, экономические, молекулярные  и другие аналогии.

5. Построить математическую, гидравлическую, электронную, механическую  и другие модели (они точнее  выражают идею, чем аналогии).

6. Попробовать различные  виды материалов и энергии:  газ, жидкость, твердое тело, пену, пасту и др.; тепло магнитную  энергию, свет, силу удара и  т. п.; различные длины волн, поверхностные  свойства и пр.; переходные состояния  — замерзание, конденсацию, переход  через точку Кюри и т. п.; эффекты Джоуля-Томпсона, Фарадея  и др.

7. Установить варианты  зависимости, возможные связи,  логические совпадения.

8. Узнать мнение некоторых  совершенно не осведомленных  в данном деле людей.

9. Устроить групповое  обсуждение, выслушивая все идеи  и воспринимая каждую без критики.

10. Попробовать «национальные»  решения: хитрое шотландское,  всеобъемлющее немецкое, расточительное  американское, сложное китайское  и пр.

11. Спать с проблемой,  идти на работу, гулять, принимать  душ, ехать, пить, есть, играть  в теннис — все с ней!

Информация о работе Философское учение