Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
— анализ
— синтез
— сравнение
— абстрагирование
— обобщение
— конкретизация
— классификация
(все они в той или
иной степени присущи
Разумное мышление основано на диалектической логике.
Главное в диалектике — это идея развития всех существующих процессов и явлений.
Диалектика — это способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают одна другую, т. е. одновременно истинными могут быть два противоположных суждения об одном предмете.
Диалектическая логика руководствуется основными законами диалектики.
1. Перехода количества в качество.
2. Борьбы и единства противоположностей.
3. Отрицания отрицания.
3. Материалистическая концепция
познания как отражения
В философии нового времени
процесс познания осмысливания как
взаимодействие субъекта и объекта.
Результатом этого
В идеалистических направлениях источник знания видится в активной творческой деятельности сознания субъекта. В материализме процесс получения знаний осмысляется как результат отражения субъектом объекта. Поэтому материалистическая теория познания основана на теории отражения.
Отражение — это взаимодействие
двух систем, в результате которого
особенности одной системы
На уровне человеческого
сознания объективный мир воздействует
на сознание человека своим особенным,
специфическим для него способом.
Результатом этого воздействия
являются образы сознания. Они являются
снимками, копиями реальных вещей. Они
объективны по своему содержанию, содержательно
воспроизводят особенности
В настоящее время
4. Воображение, фантазия
(см. материал лекции «Философия творчества)
5. Интуиция, ее роль в познании.
Интуиция — процесс и результат постижения истины, в котором присутствуют бессознательные элементы. Понимается как в интеллектуальном, так и в чувственном, и в мистическом смысле. Характеризуется непосредственным усмотрением истины.
Интуиция — близка и
сопутствует состоянию
В интуиции непосредственно схватывается сущность вещи, ее глубинные состояния и противоречия.
Считается, что интуиция больше связана с правополушарным типом мышления.
Два основных подхода к пониманию интуиции:
1) Интуиция — основа
познания, она схватывает предмет
в его сущности и затем
2) Интуиция — как результат
долгой внутренней работы ума,
в условиях недостатка
Скорее всего в познании человека участвуют оба рода интуиции
Роль интуиции и воображения в науке
В результате создания Аристотелем силлогистики, выявляющей условия, при которых из рядя высказываний с необходимостью следует повое, наука, развивающаяся по принципу получения нового рационального знания, долгое время питалась надеждой на создание логики, способной снабдить любого здравомыслящего человека интеллектуальной машиной«по добыванию новых результатов. Эта надежда вдохновляла Ф. Бекона. Р. Декарта, Г. Лейбница, позднее Дж. Милля, ставшего апологетом индукции в XIX столетии.
Но новые открытия делались не на обобщении опыта и последующем выведении закономерностей. Важнейшие открытия возникали как интуиция, выдвигались как гипотезы, источник которых вряд ли кто-нибудь может указать, а затем из гипотезы, дедуктивным путем выводились положения, доступные контролю в эксперименте, и вот здесь, на гораздо более низком уровне мышления, вновь подключалась логика для проверки результатов.
По сути дела, двигателем науки и любого познания являются идеи, возможно в виде гипотезы, которые появляются в сознании ученого вдруг, как Откровение, как осенение, как рождение человека или произведения искусства — вот этот акт является важнейшим для любого постижения человеком мира. И наверное больше всего здесь и подходит термин интуиция — с разными эпитетами — интеллектуальная, мистическая, чувственная и пр.
Интуиция основополагающее
понятие для человеческого
Интуиция помогает принимать
решения, делать выбор., решать сложные
проблемы при недостаточном количестве
фактов, данных или при ОТСУТСТВИИ
предшествующего опыта. Хотя мы интуицией
пользуемся бессознательно, но при
достаточном ее развитии она помогает
поступать нам разумно в
По Платону, интуиция — внечувственное восприятие идеи; познание погружение в себя, в свою субъективность.
Н. Кузанский — интуиция — высшая способность человеческого духа.
Декарт (родоначальник научного
изучения интуиции): интуиция — прямое,
непосредственное усмотрение истины,
в отличие от опосредованного
рассудочного познания. Полученное интуитивным
путем знание сразу предстает
как простое, ясное, очевидное… это
высший вид интеллектуального
Фихте: интуиция — форма слияния в акте познания субъекта и объекта, постижение «Я».
Бергсон: интуиция — основной источник всякого знания, самый достоверный путь постижения действительности. Способность видеть целое раньше частей, иметь результат без наличия его логического обоснования.
К. Юнг — интуиция, это то, что находится та углом, вне поля зрения, вне пределов слуха, ощущения и осязания.
Интуиция — «внечуветвенное, бессознательное восприятие дополнительной информации о действительности» .
Обычно выделяют интуицию
чувственную и
Все выдающиеся ученые обладали
способностью совершать в уме
«пророческий скачок в неизвестное».
Например, Уильям Гамильтон, гулял в
Феникс-Парке в Дублине в 1943 г,
когда ему в голову пришла мысль
о так называемых «кватерионах».
Она настолько опережала
Н. Бор никогда не доверял чисто формальным, с математической точностью выстроенным доводам. «Нет, нет, — говорил он. — вы не размышляете, вы просто логически рассуждаете».
Таким образом, роль интуиции велика в любых формах познания.
1. Творчество. Насущность творчества (креативности)
Творческая деятельность — такая деятельность, которая создает нечто новое: вещь, построение ума, чувство.
В деятельности человека существует два вида поступков:
— воспроизводящие (репродуктивные), теснейшим образом связанные с памятью — более или менее точное повторение прежнего опыта
— творческие — создание
новых образов вещей или
Именно творческая деятельность делает человека существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее. Творчество — удел не только избранных людей, гение, талантов, но существует везде, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое.
В каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека. (Л. С. Выготский).
Во многом творческая деятельность
основывается на познавательных способностях
человека: творческие компоненты есть
и в составе чувственных
Творчество, помимо философии, изучается многими науками: психологией, науковедением, искусствознанием, теорией информации, педагогикой и пр. Соответственно классифицируется и многообразие творческих проявлений: выделяют творчество художественное, научное, производственно-техническое, религиозное, повседневно-бытовое — то есть соответствующее всем видам практической и духовной деятельности человека. Ныне встает вопрос о создании особой науки, которая изучала бы творческую деятельность человека. Такая наука могла бы называться, например, эвристикой. творческое отношение субъекта к миру осуществляется не только в познании. Но само познание по своему предназначению пронизано творчеством. Без познания и творчества человек не мог бы состояться в своем универсальном смысло-жизненном созидательном призвании. Познание и творчество — это не инструмент для удовлетворения каких бы то ни было человеческих потребностей, а именно то, что и делает человека человеком.
Ныне практически каждый человек оказывается вплетенным во все более усложняющуюся, иерархизированную систему социальных ролей и функциональных связей. ролевое поведение человека становится все более стандартизированным, в нем все больше становится готовых безличных образцов действия и сознания. Для того, чтобы быть на высоте — на личностно-человеческой высоте, при выполнении даже безличных функций, человек должен обладать высокой степенью творческого отношения к миру и к себе. То есть индивид может оставаться человеком в описанных условиях и быть способным к контролю событий только при все более высоком минимуме креативности.
Собственно креативность
— это своеобразное отношение
к миру. и это отношение в
некотором смысле может противостоять
познавательному отношению. Если для
познающего субъекта в традиционной
гносеологии мир и даже искусственно
соданное бытие рассматривается
как данность, как если бы она
не была никем создана, то творчество
принимает действительность так
как если бы она всегда поддавалась
порождению заново, при участии и
глубокой сопричастности человека. Весь
мир для креативного отношения
предстает как в самом себе
незавершенный, неполный, недостроенный,
и именно с позиции этого отношения
субъект берет на себя обязательство
и решимость устремлено строить
мир дальше и делать его все
лучше. Отсюда вырастает и способность
к коренным новообразованиям в мире,
но не ради корысти или
Пирамида А. Маслоу показывает, как соотносится потребность в творчестве с другими потребностями человека.
Духовные
потребности
(самоутверждение,
самовыражение, само развитие через творчество
Престижные потребности (уважение,
самоуважение, признание, статус
Социальные потребности (принадлежность к коллек-
тиву, общение, духовная близость, любовь
Экзистенциальные потребности (безопасность, защищенность,
свобода, чувство хозяина, стабильность условий существования,
понимание окружающего, информированность и т. п.)
Физиологические потребности (голод, жажда, секс, отдых и т. п.)
Можно предположить, что творчество для человека играет ту же роль, что и витамины — их нужно немного, но если их нет, то болезни неизбежны.
Два основных вида мотивации к творчеству:
— внутренняя (удовольствие от свободной игры творческих способностей, голод, желание проявить, испытать себя, скука, душевная потребность, образ жизни)
— внешняя (борьба за существование, практические выгоды, стремление отличиться или заработать восхищение других).
Ясно, что внешние потребности могут явиться стимулом к творчеству, но они никогда не могут всецело обусловливать конечный результат. Сначала внешняя потребность должна превратиться во внутреннюю.