Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
Собственно творчество (креативность) — это своеобразное отношение человека к миру. и в некотором смысле оно противостоит традиционно понимаемому познанию. Если для познающего человека мир предстает как данность, как если бы он не был никем создан, то творчество принимает действительность, как если бы она всегда поддавалась порождению заново, при участии и глубокой сопричастности человека.
Основная роль в творческом процессе принадлежит воображению. Принципиально новое невозможно логически вывести из старого. Для рождение нового нужна интуиция, творческое воображение.
Виды воображения:
непроизвольное — произвольное (доминанта А. А. Ухтомского)
воспроизводящее — творческое
непродуктивное — продуктивное
Некоторые стороны деятельности воображения
1. Анализ — выделение отдельных элементов (черт) сложного целого
2. Изменение этих элементов
— слияние одного образа с другим, дополнение одного образа чертами другого;
— уподобление одного образа другому
— подчеркивание (усиление-ослабление, увеличение-уменьшение) отдельных деталей или всего образа в целом
— контрастные изменения, доходящие до полной противоположности
3. Синтез — объединение уже измененных элементов
4. Комбинация отдельных
образов, построение их в
5. Воплощение внутренних образов во внешние
Психологическая инерция — это предрасположенность к какому-либо конкретному методу и образу мышления при решении задачи, игнорирование всех возможностей, кроме единственной, встретившейся в самом начале.
2. Уровни творчества. Качества творческой личности
Наши представления о творческой личности сводятся, как правило, к двум противоположным стереотипам: Первый — стопроцентно удачливый: туманный взгляд в полуночном свете настольной лампы, внезапное озарение, быстрое признание, успех, встречи с интересными людьми, дружба с великими, международные конгрессы, награды и т. д. Второй стереотип полностью трагичный: творческий труд тяжелее каторжного — это постоянное безденежье, вынужденные скитания, непрекращающаяся борьба за признание и т. д. Бесполезно спорить, какое из этих двух мнений верное: каждое из них основано на реальных жизненных примерах.
Однако мир творчества удивительно разнообразен и рассматривать его можно с самых разных точек зрения. Если исходить из личности творца, то еще со времен НКФ выделяют такие ее проявления как гениальность, талант, способности. Гений в максимальной степени обладает творчесикм воображением и интуицией. Именно гений способен к непосредственному усмотрению истины. И. Кант писал: «Гений творит как сама природа… Через гения природа диктует человеку свои законы».
На основе исследования более
2000 биографий творческих личностей,
современные исследователи
1. Способность смело выбирать достойную цель (даже если она считается нереальной) и сделать ее главным вектором своей жизни.
2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижения Достойной цели.
3. Способность работать
планомерно. наличие пакета рабочих
планов на месяц, на год,
на всю жизнь. Регулярный
4. высокая работоспособность
5. Хорошая техника творческих задач, входящих в проблему
6. Способность при всех
обстоятельствах отстаивать
Ясно, что творчество многоуровнево. Применительно к техническому творчеству и к изобретательским задачам существует следующая классификация уровней творчества (по Г. С. Альтшуллеру):
1. Применение известного
решения к известной проблеме.
Здесь либо применяются
2. Означает новое применение
известного решения или новое
решение старой задачи — не
принятыми, непривычными в
3. Для принципиально новой
проблемы находится
3. Философия технического
творчества. Стихийность творчества,
творчество как точная наука:
эвристический и
Можно выделить два крайних подхода к рассмотрению творчества:
— творчество абсолютно стихийно, неуправляемо, зависит от сил. неподвластных человеку;
— творчество можно программировать,
им можно сознательно управлять
в целях повышения его
В реальности в творческой деятельности присутствуют, наверное, обе составляющие в тех или иных пропорциях. С одной стороны, есть элемент непредсказуемости, спонтанности, а с другой стороны, человек может сознательно готовить себя к творческой деятельности, повышать ее эффективность за счет работы над собой.
В техническом творчестве были разработаны несколько систем, теорий влияний на творческую деятельность, в той или иной степени управления им.
Методы делятся на две больших группы:
— психологические
— алгоритмические
Психологические методы означают применение средств психологического воздействия, активизирующих мышление, деятельность воображения. к ним относятся мозговой штурм, синектика, морфоанализ, фокальных объектов, контрольных вопросов и др.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО И ДРУГИЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСТВА
Обычно творчество различают в зависимости от сферы деятельности человека: — научное
— техническое
— художественное — декоративно-прикладное
— религиозное
— мистическое
— обыденно-практическое и пр.
Техническое творчество на
нынешнем этапе его развития тесно
связано с особенностями
Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:
1) классическая инженерная деятельность;
2) системотехническая
3) социотехническое
Качества творческой личности
1. Способность смело выбрать
Достойную цель, даже если она
считается нереальной и
2. Способность видеть проблемы, решение которых необходимо и достаточно для достижение Достойной цели
3. Способность работать
планомерно. наличие пакетов рабочих
планов на месяц, на год,
на всю жизнь. регулярный
4. Высокая работоспособность
5. Хорошая техника решения творческих задач
6. Способность при всех
обстоятельствах отстаивать
Основные критерии Достойной цели
1. Новизна. Либо новыми
могут быть средства ее
2. Общественная полезность
3. Конкретность
4. Значительность
5. Еретичность
6. Практичность
7. Независимость
Пятиуровневая классификация изобретательских задач по новизне
(по Г. С. Альтшуллеру)
1. Применены средства, которые
прямо предназначены именно
2. Выбран один из немногих
альтернативных вариантов
3. Изменена исходная задача, изменено привычное решение
4. Найдена новая задача и новое решение
5. Найдена новая проблема,
открыт новый принцип,
Три уровня технического творчества
1. Включает решение ИЗ
1 и 2 уровней. применение
2. Включает решение ИЗ
3 4 уровней. новое применение
3. Решение ИЗ 5 и более
высоких уровней. для
Что делать, чтобы повысить уровень технического творчества?
Для повышение эффективности решения творческих задач и уровня изобретательства — необходимо овладение методами активизации творческого мышления, методами поиска новых технических идей и решений. Впервые такие методы стали разрабатываться во время второй мировой войны. сейчас их известны десятки (а с учетом модификаций — даже сотни). Обычно выделяют две группы методов.
Разные типы задач решаются разными способами, для каждой задачи можно подобрать наиболее эффективный способ. Но для этого сначала задачу нужно понять, понять ее суть. Понимание задачи достигается умением ставить вопросы. «Чтобы правильно задать вопрос, нужно знать большую часть ответа». Р. Шекли
Мозговой штурм
Основатель: Алекс Осборн (США) 40 гг. ХХ столетия.
Метод основан на следующем психологическом эффекте: в небольшой группе людей (5—8 человек) можно создать условия при которых количество идей высказанных коллективно, — значительно превышает сумму идей, высказанных, при других условиях, каждым индивидуально. Эффект цепной реакции идей, приводящей к интеллектуальному взрыву (озарению).
Цель метода: стимулировать всех участников обсуждения к быстрому генерированию большого числа идей.
Прием: разделение процесса решения на две части: генерации идей и обсуждения идей.
Условия: отсутствие всякой критики во время генерации идей. Доброжелательность, взаимная поддержка.
Философская основа — теория З. Фрейда.
Дополнительный эффект — борьба с авторитарностью.
Правила:
1.Выбирается группа «
2. В остановке полного
комфорта для работы
3. По завершении генерации — к работе приступает группа аналитиков. Каждая идея обсуждается. В каждой идее ищется хоть что-нибудь полезное. Выбираются наиболее интересные решения.
4. Доработка отобранных
решений, консультации со
Метод обратного мозгового штурма
Основной принцип: поиск недостатков ТС — ключ к ее совершенству.
Суть метода — в выявлении всевозможных недостатков рассматриваемого объекта, на который обрушивается ничем не ограниченная критика.
Используется при выполнении следующих процедур:
— разработка технического задания или технического предложения
— уточнение изобретательских и рационализаторских задач
— экспертиза проектно-конструкторской документации на любой стадии разработки (техническое задание, техническое предложение, технический или рабочий проект, экспериментальный или опытный образец)
— оценка эффективности закупаемых изделий и пр.
Примеры: американские группы противодействия при создании новой военной техники; «диверсионный анализ» готового изделия, на которое было много рекламаций;
Цель: поиск и устранение возможных недостатков ТС.
Достоинства: помогает преодолевать
психологическую инерцию —
Недостатки: не имеет способов управления поиском.
Синектика
Идея гениальна лишь в том случае,
если она содержит сумасшедшинку.
Нильс Бор
Метод поиска творческих решений синектика появился в середине 50-х годов в США. автор — Уильям Гордон. Синектика — в переводе с греческого означает «совмещение разнородных элементов».
В основу синектики положен
мозговой штурм. Но участниками мозгового
штурма являются специально подготовленные
люди — синекторы — «
Аналогия — сходство, соответствие двух предметов (явлений) в каких-то свойствах или отношениях. (например, в физике строение атома представлено по аналогии со строением солнечной системы).
Умелое использование аналогий позволяет охватить громадное количество объектов, сравнить их с исследуемыми, найти нечто сходное и использовать в решении задач.
Определение метода: синектика — это мозговой штурм, проводимый с использованием аналогий.
Суть метода: нахождение близкого по сущности решения путем последовательного нахождения аналогов (подобий) в различных областях знаний или исследование действий ( поведения) объекта в измененных условиях, вплоть до фантастических.
Типы аналогий, используемых синекторами.
Прямая аналогия
Рассматриваемый объект (процесс) сравнивается с аналогичным из другой области техники или из живой природы для нахождения образца решения. (здесь могут сочетаться рациональные и иррациональные методы)
Виды прямых аналогий: традиционная
техническая, визуальная (по внешней
форме), компонентная (структурная), функциональная,
по ситуации, по свойствам, на основе метода
ассоциативных гирлянд и