Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
Продуктивное воздействие
герменевтика Шлейермахера оказала
прежде всего на Дильтея, который
обратиться к ней, пытаясь найти
теоретическое обоснование для
наук о духе. Дильтей впервые стал
рассматривать понимание как
основополагающую функцию духовной
жизни вообще. Но Дильтей значительно
расширил задачу понимания, более тесно
связав понимание с историей, с
исторической жизнью. Жизнь общества
его историю, тот «дух эпохи», который
пронизывает все события
Основой той или иной эпохи в истории общества и ее истоками объявляется ДУША, субъективное самопонимание каждой личности, взаимосвязь всех сторон сознания участников исторического творчества: «подобно тому, как системы культуры, хозяйства, права, религии, искусства и науки, равно как и внешняя организация общества в союзах семьи, церкви, государства, произошли из живой взаимосвязи человеческой души, так они в конечном счете только из нее могут быть и поняты. Психические факты составляют одну из важнейших составных частей души, без психического анализа их, следовательно, невозможно постигнуть.» . И здесь необходимы герменевтические средства. Дильтей, практически, выступает против традиционно-научного объяснения хода и эпох истории. Подлинный историк, согласно Дильтею, стремясь исследовать факты, не может непредвзято подходить к своему «объекту». И не только в истории как герменевтически понимающей науке, но и вообще во всех видах наук о духе исследователь должен исходить из иррациональной «интуиции жизни», а не из «метафизических схем». Жизнь, по Дидьтею, постигается через «внутренний опыт», как субъективное переживание. В своей критике «исторического разума» Дильтей предлагает свой герменевтический способ понимания или истолкования исторических фактов на основе проникновения в субъективный мир, в жизнь деятелей данной эпохи, совокупно несущих в себе ее дух. «Понимание здесь никогда не может быть переведено в рациональные понятия. Напрасно желание понять героя или гения путем описания различных обстоятельств. Самый эффективный подход к нему наиболее субъективный», — писал Дильтей. Отсюда некая понимающая психология должна лечь в основу герменевтики, а та должна постигнуть «внутренний мир» прошлых эпох, из которых ни одна не сводима к другой.
В своих «Идеях насчет описательной
и аналитической психологии» (1884)
Дильтей назвал основой сознательной
жизни людей непосредственно
переживаемую каждым человеком в
каждое мгновение изначальную
Но для исследователя-
Эти исходные идеи Дильтея нашли свое развитие в его исследованиях по истории герменевтики, начиная со статьи «Возникновение герменевтики» (1900). Герменевтику Дильтей определил как «учение об искусстве понимания письменных фиксированных проявлений жизни»
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Наибольшее развитие и
преобразование герменевтика Дильтея
получила в философии немецкого
экзистенциализма, и прежде всего
в экзистенциалистской
Уже в главном труде М. Хайдеггера «Бытие и время» )1927) наметился новый этап в эволюции философской герменевтики, хотя собственно герменевтический период в творчестве Хайдеггера начался с 1935 года, с работы о поэте Гельдерлине. В 100-томном собрании сочинений Хайдеггера герменевтические работы занимают самое видное место.
В хайдеггеровской
В экзистенциалистской
Характерным для Хайдеггера является сознательное внесение своего, нового смысла в слова вплоть до специфического словотворчества. Лишь в художественном творчестве, в поэзии и искусстве поэзия прорывается иногда через застывшее знание и мертвое слово обыденного сознания и разговорной речи. Иррациональность экзистенции в произведениях искусства протестует против мнимой разумности отчужденного существования.
Переосмысление языка не ограничивается письменными источниками и предлагается как способ вживания в истинное бытие сознания каждого человека. Герменевтика становится у Хайдеггера универсальным орудием самоосвобождения самосознания и прорыва к истинным способам мышления и жизни.
В «онтологической герменевтике» Хайдеггера сохраняется значение «герменевтического круга» как одного из основных принципов понимания, но у него в отличие от Шлейермахера «круг» раскрывает специфику взаимоотношения понимания и истолкования. В процесс понимания не только включается момент непосредственности, интуиции, выражающий суть предпонимания, но этот иррациональный момент усилен настолько, что есть основания говорить о философском иррационализме Хайдеггера, как его гносеологической основе.
Хайдеггер пользуется в своих работах опоэтизированным языком, у него и само мышление приравнивается к поэтическому восприятию мира и выступает как первоначальное поэтическое творчество. Вот, например, как он дает характеристику своего герменевтического метода в статье «Изречение Анаксимандра»: «Мышление есть стихослагание бытия в исторически-былом собеседовании мыслящих… Человек стремится охватить целое земли и ее атмосферу, присвоить себе сокрытую власть природы в форме ее сил и подчинить ход исторического совершения планам и порядкам некоего землеуправления. И тот же мятежный человек не в состоянии ответить на вопрос, что есть? Или, что это есть? Или сказать, что некая вещь есть…Есть ли вообще спасение? Оно есть прежде всего и только тогда, когда есть опасность. Опасность есть, если само бытие приходит в крайность и переворачивает забвение, происходящее из него самого.
Но когда же бытие в существе своем у-по-требляет существо человека? Когда существо человека покоится в мышлении истины бытия?
Тогда мышление должно стихослагать над загадкой бытия. Это приносит утреннюю рань продуманного и близость того, что предстоит еще продумать»
Самоочевидность тайны поэтического проистекает из того, что произведение есть «самотворящая истина». Способность являть свою сущность как откровение произведение обретает в силу «акта совершения истины», который имеется в подлинном произведении искусства, вернее, в «подлинном мире его», в том, что интерпретаторы называют «собственно поэтическое». Путем раскрытия механизма действия этого акта Хайдеггер показывает как образуется в произведении то «окно» в замкнутый мир поэтического вымысла, которое, не имея связи с миром реальным, тем не менее указывает сверх себя, открывает путь к познанию действительности.
Подлинный мир произведения
слагается из противоборства двух присущих
ему изначально свойств. Это установление
«мира», что означает тенденцию быть
явным, очевидным, и восстановление
«земли», что означает тенденцию
к замкнутости, к сокровенности.
Будучи неразличимыми в наличной
данности произведения, тенденции эти
начинают проявлять себя лишь в подлинном
мире произведения, характеризуя тем
самым акт свершения истины в
произведении. В противоборстве раскрывающего
и скрывающего рождается
Акт свершения истины, осуществляющийся в споре двух противоборствующих тенденций в произведении, становится основным аргументом обоснования метода непосредственного видения. Произведение само стремится быть открытым, а истина, рождающаяся в нем, может стать очевидной лишь в момент его «первичного понимания».
Трактуя произведение как самотворящую языковую систему, Хайдеггер отождествляет само создание произведения искусства с процессом его «подлинного хранения» т. е. с процессом интнрпретации. Тем самым интерпретация ставится и расценивается наравне с актом художественного творчества.
Другой крупнейший философ
современности Ганс-Георг
По определению Гадамера,
задача философской герменевтики состоит
в том, чтобы «раскрыть
Особому значению и распространению
герменевтики Гадамера в 60 — 70 гг. способствовала
современная научно техническая
революция, вернее ее социальные последствия.
Широкое распространение мощных
средств массовой информации, манипулирование
сознанием масс посредством новых
технических средств
Язык уже связан не только с мыслью, но и с манипуляцией над мышлением. На наших глазах меняется значение слов, их смысл, выражая стремительный бег времени. Появляются новые слова, которые иной раз входят в сознание людей без глубокого понимания их смысла или даже вместе с глубоко неправильным, искаженным пониманием того, что в них выражено. Необходимо правильное истолкование всех явлений языка — живой речи, письменных источников, языка поэзии и художественной литературы, языка науки — для спасения сознания.
Заключение. Итоги развития герменевтики.
В настоящее время в
большинстве стран среди
Многие современные теологи обращаются к герменевтике при интерпретации Библии и церковной проповеди, чтобы это было понято как обращенное к человеку слово. Юрген Хабермас дополнил герменевтику своей концепцией об «„нтеракциях“» т. е. об обусловленных языком актах общения, о таких коммуникациях между людьми, которые определяют суть сознания и сознательных действий людей. Надо научить людей иначе понимать и интерпретировать мир, и тогда их мир изменится. Беда современного общества заключается в господствующих формах «принудительного общения», в наличии способов манипуляции сознанием, в нарушении, деформации или даже ликвидации свободного общения и взаимопонимания людей. Это один из итогов развития идей герменевтики к началу 80-х годов.
В герменевтике отобразился жизненный опыт применения языка в самых различных областях духовной культуры, начиная от мифологии и обыденного сознания и кончая наукой, опыт «вычерпывания» разнообразнейших обертонов смысла — обыденного, метафорически-художественного, понятийно-философского, научного, социально-психологического и т. д. — одним словом , неисчерпаемых контекстов подтекста.