Философское учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций

Описание работы

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)

Содержание

1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 145.38 Кб (Скачать)

К приемам (методам) научного мышления относятся следующие:

1. Анализ — прием мышления, связанный с разложением изучаемого  объекта на составные части,  стороны, тенденции развития и  способы функционирования с целью  их относительно самостоятельного  изучения.

2. Синтез — противоположная  анализу операция, заключающаяся  в объединении ранее выделенных  частей в целое, для получения  знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

3. Абстрагирование и идеализация.  Абстрагирование — процесс мысленного  выделения, вычленения отдельных  интересующих нас признаков, свойств  и отношений конкретного предмета  или явления и одновременное  отвлечение от других свойств,  признаков, отношений, которые  в данном контексте несущественны.

Идеализация — разновидность  абстрагирования. Результатом идеализации  являются такие понятия как «точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный газ» и пр. В процессе идеализации  происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с  одновременным введением признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый «идеальный объект», которым может оперировать  теоретическое мышление при познании реальных объектов.

4. Индукция — движение  мысли от частного знания к  общему.

5. Дедукция — движение  мысли от общего знания к  частному.

6. Аналогия — при аналогии  на основе сходства объектов  по некоторым признакам, свойствам  и отношениям — выдвигают предположение  об их сходстве в других  отношениях.

7. Моделирование — прием  исследования, при котором интересущий  исследователя объект замещается  объектом, находящимся в отношении  подобия к первому объекту.  Знания, полученные при изучении  модели, переносятся на оригинал  на основании аналогии.

8. Наблюдение — исходный  этап эмпирического познания: целенаправленное  изучение предметов, опирающееся  в основном на такие чувственные  способности человека как ощущение, восприятие, представление; в ходе  наблюдения мы получаем знания  о внешних сторонах, свойствах  и признаках рассматриваемого  объекта.

9. Эксперимент — более  активный прием изучения объекта,  чем наблюдение. Это активное  целенаправленное изучение явлений  в точно фиксированных условиях  их протекания, которые могут  воссоздаваться и контролироваться  самим исследователем. особым видом  эксперимента является мысленный  эксперимент

10. Гипотеза — способ  формирования и обоснования объяснительных  предположений, ведущий к установлению  законов, принципов, теорий.

Структура гипотезы

а) ознакомление с эмпирическим материалом б) выдвижение догадок или  предположений о причинах и закономерностях  данных явлений

в) оценка серьезности предположений, отбор наиболее вероятных, проверка на совместимость с фундаментальными принципами данной науки

г) формирование понятие  и дедуктивное выведение из него эмпирических проверяемых следствий

д) экспериментальная проверка выведенных из теории следствий

Методами — называют более  сложные познавательные процедуры, которые включают в себя целый  набор различных приемов исследования. с этой точки зрения гипотеза, эксперимент и моделирование точнее называть методами.

Метод — это система  принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться  в процессе познания. Методы научного познания делятся на три группы:

— универсальные

— общенаучные

— специальные

Универсальные методы характеризуют  человеческое мышление в целом и  применимы вог всех сферах познавательной деятельности человека. Это философиские методы и принципы мышления: плюрализма, историзма, дополнительности, диалектичности и пр.

Общенаучные методы характеризуют  ход познания во всех науках (метод  моделирования, метод эксперимента)

Специальные методы применяются  в рамках отдельных наук (метод  спектрального анализа в физике)

1. Смысл жизни  как один из основных вопросов  философии

 

В самой первой лекции мы рассуждали о том, что может стать  главным вопросом философии. Но оказалось, что такой вопрос однозначно выделить невозможно- разные философы, разные школы  и направления называли в качестве основного — разные вопросы.

Для материалистического, рационалистических направлений — важны два основных вопроса: 1. Что первично сознание или  материя? 2. Познаваем ли мир?

Для философии религиозной, философии жизни, экзистенциализма философской антропологии — важнейшим  является вопрос о смысле жизни, тесно  связанный с вопросами, Что такое  добро и зло? Что такое любовь? Что такое человек? Что прекрасно?

В курсе теории познания мы уже обсуждали проблему первичности  материи или сознания и должны понимать, что в зависимости от решения этого вопроса — во многом будет определяться и вопрос о смысле жизни.

Поскольку вопрос о смысле жизни неизменно выводит на вопрос о глобальных проблемах современности, то его решение является очень  важным не только для философии, но и для жизни в целом. Ведь если смысл жизни человечества сводится только к процессам познания материального  мира и использования его в  своих практических целях, или состоит  в бесконечном повышении материального  благосостояния и комфорта — то этот путь может привести к противостоянию человека и природы, к конфликту  с природой. Если смысл жизни видится  в совершенствовании духовного  начала человека или в сохранении его гармоничного единства с миром  — то в этом случае вероятность  конфликта субъект-объект значительно  меньше.

В истории человечества смыслообразующие тенденции много раз меняли свое направление, но так или иначе  многие их них сводятся к двум основным философским течениям, по-разному ставившим вопрос о смысле жизни: это гедонизм и стоицизм, возникшие еще в античную эпоху.

2. Подходы к  решению вопроса о смысле жизни  в истории философии (гедонизм, стоицизм)

 

В античной философии в  период своего становления человеческое познание было направлено «вовне», на объективный мир. Греческие философы стремились сконструировать картину  мира, выявить всеобщие основания  бытия этого мира.

Но постепенно происходит переход от преимущественного изучения к рассмотрению человека, его жизни  во всех многообразных проявлениях. Родоначальником этой идеи являются софисты и Сократ (5—4 века до н. э). Протагор говорил: «Человек — мера всех вещей».

Слово «софист» (от греческого «София» — мудрость) — означало мудрец, особый тип философа-профессионала, учителя философии. «Познай самого себя»- этот лозунг отражает содержание философских размышлений софистов и Сократа (призыв, помещенный у входа  в храм Аполлона в Дельфах). В этой философии — ставится важнейшая  проблема личности человека.

Затем антропологическая  традиция в древнегреческой философии  была забыта и вновь возродилась  в учениях Эпикурейцев и Стоиков.

Эпикурейцы (последователи  Эпикура) провозгласили гедонистическое  понимание

смысла жизни.

Гедонизм (от греч. наслаждение) — учение, согласно которому добро  определяется как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания; а зло — как то, что влечет за собой страдание.

Смысл жизни, высшее благо  для человека, считал Эпикур — это  достижение им блаженства, наслаждения.

НО:

Действительно длительными  и прочными с точки зрения Эпикура, может быть только духовные наслаждения  и блага: дружба, знания — «Блажен  тот, кто удаляется от мира без  ненависти». Высшая форма блаженства — это состояние полного душевного  покоя, невозмутимости, отрешенности от всех проблем этого мира — атараксия (т. е идеал мудреца в эпикурействе родственен буддийскому идеалу). В  дальнейшем гедонистическое понимание  жизни часто истолковывалось  натуралистически — как получение  наслаждения от материальных благ, чувственных наслаждений и т. п.

Таким образом, гедонистическое  понимание смысла жизни во многом зависит от того, что именно доставляет человеку наслаждение: духовные или  материальные блага. К сожалению, современное  понимание гедонизма, эпикуреизма  чаще связывают с изысканным материальным потреблением.

 

Иное отношение к смыслу жизни — в Стоицизме (Древний  Рим -Сенека (ок.5г. до н. э — 65г. н. э)); Марк Аврелий (121—180 г.).

Стоицизм исходит из представления  о предопределённости всего существующего. Все события, происходящие в природе  и обществе, подчинены строжайшей закономерности, т. е мировоззрению  стоиков присущ глубокий фатализм: человек ничего не может изменить в порядке вещей. Поэтому человек  должен мужественно переносить удары  судьбы. Нужно жить сообразно с  природой , поступать разумно —  таков главный принцип этики  стоицизма.

Мудрец — это человек, постигший неизбежное, сознательно  подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью к  которой он приобщается через  познание сущности вещей и благодаря  победе разума над страстями.

Важны не сами вещи или внешние  события, отношение — считают  стоики. Поэтому необходимо отказаться от негативных психических переживаний. Ради свободы человек должен подавить в себе страсти: страх, печаль, вожделение, удовольствие. Сенека в своём сочинении  «О гневе» — учит необходимости  подавления гнева и проповедует  любовь к ближнему и всепрощение. Основная цель жизни мудреца —  выработать абсолютную невозмутимость духа. Человек стремится стать  свободным, но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в  его власти, и не в его силах.

Угнетённый раб, если он стойко, мужественно переносит невзгоды, относится к ним безразлично  и равнодушно, может стать духовно  свободнее своего господина, являющегося  рабом собственности и собственных  страстей. Истинная свобода заключается  лишь во внутренней, духовной независимости  человека, и, чтобы обрести такую  свободу, человек не должен желать того , что не находится в его власти.

Если нас постигнет  несчастье, бедность мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то мы должны безропотно подчиниться  и рассматривать несчастье как  благо.

Стоический идеал мудреца, как духовно свободного человека, безропотно сносящего удары судьбы, сдерживающего свои страсти и  привыкшего к страданиям, способного к любви и всепрощению был  полностью воспринят христианством.

Литература:

Фрагменты ранних греческих  философов. Ч. 1 и 2. М., 1989

Луций Аней Сенека Нравственные письма к Луцилию

Асмус  В. Ф. Античная философия

3. Глобальные проблемы  современности

 

Появление самой проблемы глобальных проблем связано с  тем, что происходит повсеместная глобализация социальных им культурных процессов, а  следовательно глобализируются  и отрицательные следствия этих процессов. Глобализация (глобус- Земля) означает, что они носят общепланетарный  характер.

В философии эти проблемы изучаются под углом зрения их происхождения, а также возможностей и перспектив выживания человечества. Как мы уже говорили выше, происхождение глобальных проблем по большому счету определяется постановкой вопроса о смысле жизни как отдельным человеком так и всем человечеством. Выдвижение во главу угла темы потребления и производства товаром потребления, а также роста материальных потребностей у жителей Земли — стало причиной множества существующих глобальных проблем материально-экологического порядка. В то же время отсутствие должного внимания к вопросам нравственного, духовного развития человека, сохранения духовной преемственности поколений — поставило перед человечеством еще ряд глобальных вопросов, связанных с «экологией духа», без рассмотрения которых и другие проблемы не разрешимы. Возможно, обращение к опыту античных стоиков и гедонистов, позволит восстановить иную систему ценностей, где главным признается не бесконечное материальное производство и накопление, а развитие духа, душевных качеств, умение ценить их в других людях прежде всего, отказ от излишнего потребления. Однако, пока это видится лишь в возможной перспективе.

В целом, существующие глобальные проблемы сводятся к следующим (заметим, что их взаимная относительная значимость постоянно меняется):

— проблема нравственного  состояния общества (как один из вариантов постановки вопроса —  тема ноосферы, сферы разума, формирующейся  в процессе развития человечества)

— экологические проблемы (их сущность состоит в углубляющемся  противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью  природной среды его обитания)

— демографические проблемы, связанные с перенаселением Земли

— проблема войны

— проблема терроризма

— проблема источников энергии

— и пр.

Их решение зависит  не столько от принятия сиюминутных  законов и постановлений, сколько  от изменения образа жизни человека в целом. Например, если главная причина  экологического кризиса — безудержный  рост производства и потребления, то необходимо самоограничение в этой области: ограничение роста потребления  через принятие идеологии «нового  аскетизма»; создание новых базисных ориентиров — новой системы ценностей: гуманизм, трансцендентальность и пр.

4. Герменевтика  — как метод понимания художественного  произведения

Возникновение герменевтики и ее периодизация.

Герменевтикой обычно называют искусство и теорию истолкования текстов. Эта проблема возникла вместе с появлением письменности, в связи  с общением разноязычных племен, в  связи с деятельностью переводчиков с глубокой древности и до наших  дней.

Философская герменевтика возникла гораздо позже в качестве теории и метода определенного истолкования тех или иных идей в определенной форме их выражения и тех классических источников, в которых эти идеи изложены.

Согласно античным мифам, одним из «прислужников богов» и  вестником их воли в отношении  людей был легендарный Гермес, от его имени и происходит наименование «герменевтика» как искусства толковать  непонятное, объяснять смысл «чужого» языка или знака. С распространением письменности письменные источники  как продукты умственного труда, обособляясь от сознания создавшего их автора, намного их переживая, продолжали «жить» в сознании и понимании  других людей, а позже и в иных письменных текстах и документах. У герменевтики возникла задача правильного, а иногда и исправляющего понимания  текста и его подлинного толкования.

В позднем средневековье  стал намечаться вариант герменевтики, уже неразрывно связанный с теологией. Виднейшие католические теологи  и философы тех веков часто  были по сути дела герменевтиками-практиками и в то же время неизбежно касались вопросов теории и метода истолкования текстов. Схоластика включала в себя герменевтические приемы неизбежным образом.

Информация о работе Философское учение