Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций
Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)
1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.
К приемам (методам) научного мышления относятся следующие:
1. Анализ — прием мышления,
связанный с разложением
2. Синтез — противоположная
анализу операция, заключающаяся
в объединении ранее
3. Абстрагирование и идеализация.
Идеализация — разновидность
абстрагирования. Результатом идеализации
являются такие понятия как «точка»,
«прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный
газ» и пр. В процессе идеализации
происходит предельное отвлечение от
всех реальных свойств предмета с
одновременным введением
4. Индукция — движение мысли от частного знания к общему.
5. Дедукция — движение мысли от общего знания к частному.
6. Аналогия — при аналогии
на основе сходства объектов
по некоторым признакам,
7. Моделирование — прием
исследования, при котором интересущий
исследователя объект
8. Наблюдение — исходный
этап эмпирического познания: целенаправленное
изучение предметов,
9. Эксперимент — более
активный прием изучения
10. Гипотеза — способ
формирования и обоснования
Структура гипотезы
а) ознакомление с эмпирическим материалом б) выдвижение догадок или предположений о причинах и закономерностях данных явлений
в) оценка серьезности предположений,
отбор наиболее вероятных, проверка
на совместимость с
г) формирование понятие и дедуктивное выведение из него эмпирических проверяемых следствий
д) экспериментальная проверка выведенных из теории следствий
Методами — называют более
сложные познавательные процедуры,
которые включают в себя целый
набор различных приемов
Метод — это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методы научного познания делятся на три группы:
— универсальные
— общенаучные
— специальные
Универсальные методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы вог всех сферах познавательной деятельности человека. Это философиские методы и принципы мышления: плюрализма, историзма, дополнительности, диалектичности и пр.
Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках (метод моделирования, метод эксперимента)
Специальные методы применяются
в рамках отдельных наук (метод
спектрального анализа в
1. Смысл жизни как один из основных вопросов философии
В самой первой лекции мы рассуждали о том, что может стать главным вопросом философии. Но оказалось, что такой вопрос однозначно выделить невозможно- разные философы, разные школы и направления называли в качестве основного — разные вопросы.
Для материалистического, рационалистических
направлений — важны два
Для философии религиозной, философии жизни, экзистенциализма философской антропологии — важнейшим является вопрос о смысле жизни, тесно связанный с вопросами, Что такое добро и зло? Что такое любовь? Что такое человек? Что прекрасно?
В курсе теории познания мы уже обсуждали проблему первичности материи или сознания и должны понимать, что в зависимости от решения этого вопроса — во многом будет определяться и вопрос о смысле жизни.
Поскольку вопрос о смысле
жизни неизменно выводит на вопрос
о глобальных проблемах современности,
то его решение является очень
важным не только для философии, но
и для жизни в целом. Ведь если
смысл жизни человечества сводится
только к процессам познания материального
мира и использования его в
своих практических целях, или состоит
в бесконечном повышении
В истории человечества смыслообразующие тенденции много раз меняли свое направление, но так или иначе многие их них сводятся к двум основным философским течениям, по-разному ставившим вопрос о смысле жизни: это гедонизм и стоицизм, возникшие еще в античную эпоху.
2. Подходы к
решению вопроса о смысле
В античной философии в период своего становления человеческое познание было направлено «вовне», на объективный мир. Греческие философы стремились сконструировать картину мира, выявить всеобщие основания бытия этого мира.
Но постепенно происходит переход от преимущественного изучения к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях. Родоначальником этой идеи являются софисты и Сократ (5—4 века до н. э). Протагор говорил: «Человек — мера всех вещей».
Слово «софист» (от греческого
«София» — мудрость) — означало
мудрец, особый тип философа-профессионала,
учителя философии. «Познай самого
себя»- этот лозунг отражает содержание
философских размышлений
Затем антропологическая
традиция в древнегреческой философии
была забыта и вновь возродилась
в учениях Эпикурейцев и
Эпикурейцы (последователи Эпикура) провозгласили гедонистическое понимание
смысла жизни.
Гедонизм (от греч. наслаждение) — учение, согласно которому добро определяется как то, что приносит наслаждение и избавляет от страдания; а зло — как то, что влечет за собой страдание.
Смысл жизни, высшее благо для человека, считал Эпикур — это достижение им блаженства, наслаждения.
НО:
Действительно длительными
и прочными с точки зрения Эпикура,
может быть только духовные наслаждения
и блага: дружба, знания — «Блажен
тот, кто удаляется от мира без
ненависти». Высшая форма блаженства
— это состояние полного
Таким образом, гедонистическое понимание смысла жизни во многом зависит от того, что именно доставляет человеку наслаждение: духовные или материальные блага. К сожалению, современное понимание гедонизма, эпикуреизма чаще связывают с изысканным материальным потреблением.
Иное отношение к смыслу жизни — в Стоицизме (Древний Рим -Сенека (ок.5г. до н. э — 65г. н. э)); Марк Аврелий (121—180 г.).
Стоицизм исходит из представления о предопределённости всего существующего. Все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности, т. е мировоззрению стоиков присущ глубокий фатализм: человек ничего не может изменить в порядке вещей. Поэтому человек должен мужественно переносить удары судьбы. Нужно жить сообразно с природой , поступать разумно — таков главный принцип этики стоицизма.
Мудрец — это человек, постигший неизбежное, сознательно подчинившийся ему, отказавшийся от чувственных наслаждений ради того, чтобы наслаждаться добродетелью к которой он приобщается через познание сущности вещей и благодаря победе разума над страстями.
Важны не сами вещи или внешние события, отношение — считают стоики. Поэтому необходимо отказаться от негативных психических переживаний. Ради свободы человек должен подавить в себе страсти: страх, печаль, вожделение, удовольствие. Сенека в своём сочинении «О гневе» — учит необходимости подавления гнева и проповедует любовь к ближнему и всепрощение. Основная цель жизни мудреца — выработать абсолютную невозмутимость духа. Человек стремится стать свободным, но от него зависит только духовная свобода. Остальное не в его власти, и не в его силах.
Угнетённый раб, если он стойко,
мужественно переносит
Если нас постигнет несчастье, бедность мы должны употребить усилия, чтобы освободиться от них. Но если мы не можем достичь этого, то мы должны безропотно подчиниться и рассматривать несчастье как благо.
Стоический идеал мудреца,
как духовно свободного человека,
безропотно сносящего удары судьбы,
сдерживающего свои страсти и
привыкшего к страданиям, способного
к любви и всепрощению был
полностью воспринят
Литература:
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1 и 2. М., 1989
Луций Аней Сенека Нравственные письма к Луцилию
Асмус В. Ф. Античная философия
3. Глобальные проблемы современности
Появление самой проблемы глобальных проблем связано с тем, что происходит повсеместная глобализация социальных им культурных процессов, а следовательно глобализируются и отрицательные следствия этих процессов. Глобализация (глобус- Земля) означает, что они носят общепланетарный характер.
В философии эти проблемы изучаются под углом зрения их происхождения, а также возможностей и перспектив выживания человечества. Как мы уже говорили выше, происхождение глобальных проблем по большому счету определяется постановкой вопроса о смысле жизни как отдельным человеком так и всем человечеством. Выдвижение во главу угла темы потребления и производства товаром потребления, а также роста материальных потребностей у жителей Земли — стало причиной множества существующих глобальных проблем материально-экологического порядка. В то же время отсутствие должного внимания к вопросам нравственного, духовного развития человека, сохранения духовной преемственности поколений — поставило перед человечеством еще ряд глобальных вопросов, связанных с «экологией духа», без рассмотрения которых и другие проблемы не разрешимы. Возможно, обращение к опыту античных стоиков и гедонистов, позволит восстановить иную систему ценностей, где главным признается не бесконечное материальное производство и накопление, а развитие духа, душевных качеств, умение ценить их в других людях прежде всего, отказ от излишнего потребления. Однако, пока это видится лишь в возможной перспективе.
В целом, существующие глобальные проблемы сводятся к следующим (заметим, что их взаимная относительная значимость постоянно меняется):
— проблема нравственного состояния общества (как один из вариантов постановки вопроса — тема ноосферы, сферы разума, формирующейся в процессе развития человечества)
— экологические проблемы (их сущность состоит в углубляющемся противоречии между производственной деятельностью человечества и стабильностью природной среды его обитания)
— демографические проблемы, связанные с перенаселением Земли
— проблема войны
— проблема терроризма
— проблема источников энергии
— и пр.
Их решение зависит не столько от принятия сиюминутных законов и постановлений, сколько от изменения образа жизни человека в целом. Например, если главная причина экологического кризиса — безудержный рост производства и потребления, то необходимо самоограничение в этой области: ограничение роста потребления через принятие идеологии «нового аскетизма»; создание новых базисных ориентиров — новой системы ценностей: гуманизм, трансцендентальность и пр.
4. Герменевтика
— как метод понимания
Возникновение герменевтики и ее периодизация.
Герменевтикой обычно называют
искусство и теорию истолкования
текстов. Эта проблема возникла вместе
с появлением письменности, в связи
с общением разноязычных племен, в
связи с деятельностью
Философская герменевтика возникла гораздо позже в качестве теории и метода определенного истолкования тех или иных идей в определенной форме их выражения и тех классических источников, в которых эти идеи изложены.
Согласно античным мифам, одним из «прислужников богов» и вестником их воли в отношении людей был легендарный Гермес, от его имени и происходит наименование «герменевтика» как искусства толковать непонятное, объяснять смысл «чужого» языка или знака. С распространением письменности письменные источники как продукты умственного труда, обособляясь от сознания создавшего их автора, намного их переживая, продолжали «жить» в сознании и понимании других людей, а позже и в иных письменных текстах и документах. У герменевтики возникла задача правильного, а иногда и исправляющего понимания текста и его подлинного толкования.
В позднем средневековье стал намечаться вариант герменевтики, уже неразрывно связанный с теологией. Виднейшие католические теологи и философы тех веков часто были по сути дела герменевтиками-практиками и в то же время неизбежно касались вопросов теории и метода истолкования текстов. Схоластика включала в себя герменевтические приемы неизбежным образом.