Философское учение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:02, курс лекций

Описание работы

Дать однозначное определение философии, которое устроило бы всех, практически невозможно. Например, в 1998 году вышла книга М. Келигова «Философы о философии — опыт самопостижения». В ней приведены высказывания о философии более чем 270 выдающихся философов. У каждого — свой угол видения, свое определение. Но все же проглядывается общий подход:
«Философия есть эпоха, схваченная в мыслях». (Ф.-В. Гегель).
«Задача философии — объяснить все существующее» (В. Соловьев)

Содержание

1. Цивилизационные особенности становления философии. Место и роль философии в культуре. Философия и мировоззрение
2. Основные этапы развития философии. Развитие понятия о предмете философии. Исторические течения и направления в философии
3. Основные вопросы философии. Категории философии
Философская герменевтика. Этапы эволюции.
Философская герменевтика 20 века (Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер)
Заключение. Итоги развития герменевтики.

Работа содержит 1 файл

философия.docx

— 145.38 Кб (Скачать)

СверхсознаниеЛевое полушарие Правое полушарие

сознание в узком смысле

Формирование нравственного  Я

Логико-понятийный компонент  сознания Ценностно-смысловая компонента

формирование сознательного  Я

Телесно-перцептивные способности (ощущения), восприятия Эмоциональная компонента

формирование телесного  Я

 

Бессознательное

2. Сознательное  и бессознательное. Психоанализ   З. Фрейда.

 

Явления психики, которые  мы называем сознательными, «окружены» иного рода психическими явлениями, которые не всегда поддаются контролю со стороны сознания. Это сфера  бессознательного, часто связанная  со сновидениями, гипнотическими состояниями, состояниями невменяемости, подверженностью  внушениям, например, рекламы и пр. Бессознательное — совокупность психических явлений состояний  и действий, лежащих вне сферы  человеческого разума, безотчетных  и не поддающихся, по крайней мере в данный момент, контролю со стороны  сознания. Бессознательное иногда направляет поведение людей, их поступки, а они, в свою очередь, определенным образом  действуют на сознание.

В конце XIX, начале XX века австрийский психиатр и психолог З. Фрейд (1956—1939) одним из первых выдвинул проблему бессознательного, отведя подсознанию не просто важную, а решающую роль в психической жизни. Фрейд утверждал, что под влиянием различных факторов у человека складываются определенные «комплексы» (например, «комплекс вины»), о которых человек может и не подозревать, но которые влияют на его поведение и даже могут вызвать психическое расстройство. Фрейд разработал специальный метод терапевтического лечения — психоанализ. С помощью этого метода анализировали «комплекс» конкретного человека, выводили его из сферы бессознательного — в сферу сознания, и таким образом человек вылечивался, осознав свои проблемы.

Фрей выделял три сферы  в психике человека: ОНО (ID); Я (EGO); СВЕРХ-Я (SUPER-EGO).

ОНО — слой бессознательных  влечений, где главенствует принцип  наслаждения

Я — сфера сознания, здесь  главенствует принцип реальности

СВЕРХ-Я — личная совесть, олицетворяющая собой общественные, культурные установки, требования со стороны  мира.

Я — является посредником  между миром и ОНО, стремится  сделать ОНО приемлемым для мира, с одной стороны. А с другой стороны — привести мир в соответствие с желаниями ОНО.

В целом, можем сделать  вывод, что Фрейд преувеличивал  значение Оно по отношению к Я (если не иметь в виду патологию).

3.«Коллективное бессознательное»  К. Г. Юнга

 

К. Г. Юнг (1875—1961) — последователь  Фрейда, швейцарский психолог и психиатр. Если Фрейд исследовал бессознательное  в связи с индивидуальной жизнью человека, то Юнг исследовал явления  бессознательного, связанные с коллективной жизнью людей, с жизнью рода, закрепленные в психике человека исторически  и передающиеся по наследству из поколения  в поколение. Подобные структуры  бессознательного Юнг называл «коллективным  бессознательным», а его элементы — архетипами. То есть Юнг пополнил «комплексы» Фрейда архетипами и  таким образом обогатил наше понимание  бессознательного.

Бессознательное = индивидуальное + коллективное

 

бессозн.   бессозн.

 

Σ комплексов    Σ архетипов

 

Если личное бессознательное  с помощью психоанализа можно  выявить и осознать, то коллективное бессознательное в чистом виде невозможно вывести в область сознания. Оно  может проявлять себя лишь косвенно. Коллективное бессознательное (состоящее  из совокупности архетипов) — есть, по сути, возможность, передающаяся по наследству. Возможность формирования определенных образов, определенных представлений, которые могут появляться у разных людей, никак не связанных между собой в этой жизни. (Примеры архетипов: «мудрого старца», «отца-защитника», «матери-земли»). Архетипы позволяют представителям самых разных народов понимать символику не только свою, но и чужую. Архетипы проявляются в сновидениях, в художественном творчестве. Например, схожие сказочные образы независимо повторяются в сказках разных народов. Их можно рассматривать как варианты древних представлений, сохраненных в подсознании, передававшихся по наследству и принявших современную форму благодаря тому, что сознание и творчество перевели их из внутреннего мира во внешний.

В целом, бессознательное  — это хранитель богатых возможностей внутреннего мира человека, источник его творческих находок. Бессознательное  играет большую роль в творчестве, особенно в художественном, так как  является почвой для возникновения  и формирования художественных образов. С другой стороны, бессознательное  может проявить себя в антиобщественном поведении, поэтому необходимо переводить энергию бессознательного — в  творческое русло (сублимация).

1. Теория познания. Специфика  философского подхода к познанию. Проблема субъекта и объекта  познания

 

В предыдущих лекциях обсуждалась  структура философского знания, в  которой был выделен такой  раздел философии, как гносеология (теория познания). В этом разделе  изучается природа познания и  его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности познания.

Термин гносеология происходит от греческих слов γνώσις — знание, и λόγος — учение. слово, и означает «учение о познании».

Поскольку предметом философии  является всеобщее в системе отношений  «человек-мир», то гносеология, как  раздел философии, изучает всеобщее, характеризующее познавательную деятельность человека. Особое значение для гносеологии  имеет вопрос «Познаваем ли мир?».

Основными категориями и  понятиями философии являются следующие: знание, сознание, истина, явление, сущность, субъект, объект, чувственное, рациональное, вера, интуиция и т. д.

Обратимся к проблеме субъекта и объекта познания, которая является одной из основных для классической гносеологии. Субъект и объект познания, это парные категории, возникшие  на достаточно позднем этапе развития философии и представляющие из себя единство противоположностей.

Субъект познания — это  познающее сознания или источник целенаправленной активности, носитель познавательной, предметно-практической и оценочной деятельности.

Субъектом познания могут  быть:

— индивид, наделенный сознанием, способностью к ощущениям, к восприятию, эмоциями, способностью оперировать  образами, абстрактными понятиями;

— группа (коллектив)

— общество в целом.

Общество считается универсальным (трансцендентальным — по Канту) субъектом, в котором объединены субъекты всех других уровней, люди всех поколений. В  настоящее время нет возможности  представить познание вне общества. Поэтому, с одной стороны —  познание каждого человека обусловлено  состоянием общечеловеческой культуры, а с другой стороны, общество, как  субъект, реализует свои познавательные способности через познавательную деятельность индивидуальных субъектов. Особую роль в познании играет язык.

Объект, это то, что противостоит субъекту, на что направлена познавательно-предметная и оценочная деятельность человека.

Понятия субъект и объект относительны: то, что в одном  отношении выступает как объект, в другом отношении может быть субъектом и наоборот. Один человек, являясь субъектом познания, в  то же время может служить объектом познания для другого человека. Каждый человек способен делать объектом познания самого себя: свои ощущения, чувства, мысли. поведение.

Порой грани между субъектом  и объектом трудноуловимы или  отсутствуют вовсе. Человек —  изучает мир, являясь его частью. Учитель учит ученика, но в процессе обучения они оба являются субъектами. В квантовой механике доказана особая роль прибора и наблюдателя в  познании микрообъектов, то есть объект зависит от условий познания, а  условия познания являются частью объекта.

Связь субъекта и объекта  в гносеологии выражается еще  и в том, что объектом является не просто любой фрагмент реальности, а только тот, на который направлено внимание субъекта, который вовлекается  в практическую или теоретическую  мыслительную деятельность субъекта. Поэтому в каком-то смысле «субъект порождает объект» или превращает предмет в объект своей деятельности.

(Пока элементарные частицы  не были известны человеку  — они не могли быть объектом. До XV не выделялись в качестве объекта человеческие переживания, эоции — поэтому не было психологии и жанра романа в литературе.)

2. Формы познания: обыденное, научное, художественное, религиозное

 

Теория познания изучает  всеобщее в познавательной деятельности человека независимо от того, какова сама эта деятельность: повседневная или  профессиональная, художественная или  научная. Поэтому некорректно отождествлять  гносеологию только с теорией  научного познания (эпистемологией).

Обычно выделяют следующие  формы познания: обыденное, научное, хзудожественное, религиозное, мистическое, эзотерическое и пр.

Каждая из них имеет  свою специфику, но в то же время  они объединены общими гносеологическими  категориями: истины, знания, веры и  пр. Каждая из форм незаменима и необходима для того, чтобы человек мог  полно познавать мир, понимать его  и жить в нем.

Обыденное познание сопутствует  человеку на протяжении всей его жизни, в которую часто включают и  перинатальный период. Однако, несмотря на относительную простоту обыденного познания, существует несколько различных  его трактовок.

Главное расхождение в  трактовках связано с пониманием того, каким является сознание новорожденного: или это «чистая доска» (tabula rasa), или в нем уже присутствуют «врожденные идеи» (Трансцендентальное единство апперцепций). Так И. Кант представляет сознание человека, как сознание, которое всегда воспринимает мир сквозь «призму» врожденных, априорных форм рассудка: пространства, времени и причинно-следственных связей. По Канту, свое восприятие мира мы встраиваем в эти категории, как в прокрустово ложе.

Научное познание имеет специфические  познавательные процедуры и операции, способы образования абстракций, понятий, особый стиль научного мышления. Все это позволяет связывать  теоретический и эмпирический уровни познания. (подробнее специфика научного познания рассматривается в отдельной  лекции).

Художественное познание — впервые было заявлено как форма  познания в немецкой классической философии, и в первую очередь в философии  искусства Шеллинга. Искусству доступно то, что не доступно науке — человек, его внутренний мир, чувства, переживания, эмоции. Наука способна описать эти  явления в общем. Но «печаль вообще»  не существует. Есть конкретные переживания  конкретного человека. Художник (в  широком смысле слова) отличается от обычного человека тем, что он способен в произведении искусства выразить сущность этих переживаний, идею самого чувства. Поэтому произведение искусства  становится понятным и близким большому числу людей, которые приобщаются  через него к истине, и в то же время обогащают эту истину своим личным опытом интерпретации, переживания. Таким оьбразом, художник и субъект восприятия (читатель, зритиель. слушатель) вступают через  произведение искусства в диалог, в процессе котрого всякий раз  рождается новая, робогащенная личным и историческим опытом истина.

Религиозное познание —  основано на вере человека «в мир идеальных  ценностей (без которых просто неясно зачем жить)» (Н. А. Бердяев). Через  веру человек приобщается к миру трансцендентного, высокого, идеального, абсолютного, к которому должен стремится  мир «дольний». Отличается тем, что  основным способом познания является вера, которая, впрочем, не отрицает возможности  разумного осмысления многих явлений.

Одним из критериев, по которому можно различать виды, формы, способы  познания — является определение  того, что именно познается: явление  или сущность.

Явление — внешняя сторона  предмета, события, чувства, процесса. Чаще всего, это факт. Но за внешними явлениями скрывается их сущность, то, что лежит в глубине этих явлений. Сущность сама по себе, как  факт, не существует, ее нельзя увидеть, услышать, взять в руки.

Для понятийного мышления, сущность — это совокупность существенных свойств и качеств вещей, ядро сущего.

В науке сущность изучаемого обычно выражают в понятиях. Для  формулирования определения понятия  принято называть следующее:

— класс предметов, к которым  относится данная вещь

— главную функцию

— внешнее описание (при  необходимости)

— чем отличается от ближайших  вещей (не обязательно).

В искусстве сущность выражается в художественных образах, которые  способны выразить сущность даже на основе уникальных признаков.

Обыденное познание больше ориентировано на познание фактов, познание явлений.

3. Проблема истины  в философии

 

Большинство проблем философской  теории познания так или иначе  концентрируются вокруг проблемы истины, конкретизируют и дополняют ее. Часто  истину отождествляют с сущностью. Истина является также важнейшим  мировоззренческим понятием, находясь в одном ряду с понятиями Добро, Красота, справедливость. смысл жизни.

Проблема истины достаточно сложна. Вспомним атомистическую концепцию  Демокрита: «Все тела состоят из атомов, атомы неделимы». Она была бесспорной на протяжении почти двух с половиной  тысячелетий. Теперь она предстает  не как истина, а как заблуждение. Но, скорее всего, таким же заблуждением является значительная часть существующих ныне научных теорий, которые могут  быть опровергнуты с течением времени. В силу подобных коллизий в истории  философии сложились несколько  пониманий, способов толкования истины.

1. Онтологическая. «Истина  — это то, что есть». Демонстрацией  подобного подхода к истине  может служить начало платоновской  «Притчи о пещере». Здесь важно  само наличие вещи. До какого-то  времени истина может быть  скрыта, неизвестна человеку, но  в определенный момент времени  она открывается (алетейя —  несокрытость) человеку, и он запечатлевает  ее в словах, в определениях. в  произедениях искусства. Таким  образом, открывшаяся человеку  истина становится достоянием  всех. Однако подобная позиция  не критична к случаям различного  восприятия и понимания одних  и тех же вещей. Поэтому сложилось  другое понимание истины.

2. Гносеологическое. «Истина  — это соответствие знаний  действительности». Это классическая  гносеологическая концепция. Однако  и в этом случае возникает много проблем, разногласий, так как часто осуществляется попытка сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем более, что многие сложные явления, такие как «любовь», «свобода» и пр. — вообще трудно проверить на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время проблему упростили и перешли к другому пониманию истины.

Информация о работе Философское учение