Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций
Лекции по философским учениям с древнейших времен.
Русская немарксистская философия XIX- начала XX вв.
Дальнейшее развитие русской философии происходило уже в классических философских течениях: русская религиозная философия, православный экзистенциализм, материализм, объективный идеализм, интуитивизм. Большой популярностью пользовались немецкие философы, особенно учение Шеллинга, моральная философия Канта и марксизм. Основной проблемой с самого начала становления собственно русской философии становится тема о человеке и его исторической судьбе, в особенности — осмысление русского человека, русского духа и судьбы России. Философия вначале развивалась преимущественно дворянской аристократией и была религиозно-идеалистической, позднее – разночинцами, пролетарием и крестьянами, исповедуя материализм (в советский период – марксистский материализм) и экзистенциализм.
По мнению Бердяева, русская философия — в Достоевском. Большое влияние на Достоевского, Толстого, Соловьева оказал Николай Федорович Федоров (1828-1903) и его «философия общего дела», в основе которой лежит печаль о горе людском, отсутствии братских отношений между людьми. Он считал, что человек может обрести вечную жизнь и возродить всех умерших через развитие науки об атомах. И только в конце 20-го века был расшифрован генетический код живых организмов, а в 21-м веке начались эксперименты: по воссозданию клонов по одной цепочке ДНК, а также по продлению жизни биоорганизмов на основе нанотехнологий. Он также впервые предложил идею возможного переселения людей на другие планеты, его идеи заложили основу теории межпланетных перелетов и стимулировали развитие идей космонавтики. Его идеи потрясли многих русских мыслителей.
Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) является основателем экзистенциализма – учения о духовных основах существовании человека, это позволило ему вскрыть в глубинах человеческой души источников социального зла. Его работы потрясли и оказали огромное влияние на всю последующую европейскую и русскую философию, включая Ф. Ницше, Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, М. Хайдеггера, К. Ясперса, А. Камю. В них заложены основы углубленного понимания человека в его противоречивости и необъятности; человека, рассуждающего о высших смыслах в пограничных ситуациях, в том числе преступного человека перед преступлением и после него. Достоевский создал этику «служения человечеству» и ответственности каждого человека за всех, сформулировал принципы деятельной любви, справедливости и сострадания («в горе счастья ищи»), гуманизма, которое не оправдывает никакие действия, если пролита «слезинка ребенка». Он много рассуждал о русском человеке, народе, русском духе — «широк человек, я бы сузил», «народ богоносец». О.р.: «Преступление и наказание», «Бесы», «Идиот», «Человек из подполья», «Братья Карамазовы», «Дневники».
Лев Николаевич Толстой (1828-1910) — выдающийся русский писатель, гуманист, общественный деятель. Его основная философская идея – абсолютный гуманизм, любовь и всепрощение (знаменитый тезис «непротивления злу силой»). Эти идеи впоследствии проповедовал и проводил в жизнь индийский политический деятель Д. Неру, великий гуманист А. Швейцер. Л.Н.Толстой — целая эпоха в русской культуре. Его читают во всем мире, о.р. «Война и мир», «Анна Каренина», «Дневники».
Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900). Многие его идеи сформировались как переосмысление концепций немецких философов (Гегеля, Шопенгауэра). Центральное место в учении Соловьева занимает идея «всеединого сущего». Учение о всеединстве: все существует во всем. Каждая отдельная вещь — частичное проявление всего в мире в целом. Человек нравственен, если он свободно подчиняет свою волю служению «абсолютному добру», т.е. богу. В обществе идея всеединства раскрывается через преодоление эгоизма и вражды, создание на Земле «царства божьего». Основной пафос его «философии всеединства» — «Оправдание добра» (так и называется одна из главных его книг), вытекающее из понимания «сущего» как блага, добра. Одну из его мыслей Н. Лосский даже назвал «правилом Соловьева»: «люби все другие народы как свой собственный».
Учение Соловьева послужило одним из источников русской религиозно-идеалистической философии. Последней работой Соловьева стала «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории...», посвященные развернутой критике религиозно-философского учения Л.Толстого. Соловьев последовательно опровергает тезис о непротивлении злу силой, показывая необходимость войны в обреченном на несовершенство мире; отстаивает значимость для человечества европейской цивилизации, отвергаемой Толстым.
На основе работ Чаадаева, Достоевского, Соловьева свою философию создал Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Его философия антропоцентрична — всегда в центре проблемы духовности, свободы, творчества, смысла жизни, смерти человека и народа. По Бердяеву, личность первичнее бытия, его философия называется религиозный персонализм и развивается в учении о предельной свободе (его называли великим философом свободы) и в учении о творчестве, а также учении о коммюнотарности (это коммуникативность, общительность, разновидность коллективизма и соборности). Его учение о коммюнотарности противопоставляется западной теории и практике индивидуализма, а личность противопоставляется индивиду буржуазному, не способного понять высшие смыслы (личность ответственна за всех и вся). Огромное внимание Бердяев уделял осмыслению русской идеи, российской цивилизации, путей ее развития, считая большевизм чисто русским явлением, задолго предвидя многие последствия его развития.
Философия Бердяева — одна из первых в Европе разновидностей экзистенциализма. Согласно экзистенциализму, свобода состоит в том, что человек формирует себя каждым действием, поступком, своим творчеством, а не формируется под влиянием внешних социальных обстоятельств и свободный человек несет ответственность за все совершенное им и не оправдывается обстоятельствами. Чувство вины за все совершающееся вокруг него — это чувство свободного человека, утверждал Бердяев. О.р.: «Самопознание», «Смысл истории», «Истоки и смысл русского коммунизма», «Философия неравенства», «Смысл творчества», «Русская идея», «Судьба России».
Дальнейшее развитие материализма шло в русле русского марксизма (Г.В.Плеханов, В.И.Ленин, Н.Бухарин и другие). Именно демократические тенденции, охватившие широкие слои интеллигенции, стали основой развития материализма, марксизма и победы советского строя.
Результатом духовного поиска стал гигантский взлет мысли и культуры в советский период. Он был многообразным, последствия же его выдающимися. «Русский ХХ век» сравнивают лишь с одной эпохой в развитии человечества с Древнегреческим периодом. Русский инженерный гений внес решающий вклад в развитие фундаментальных естественных и технических наук, обеспечив решение ключевых проблем авиации, космонавтики, атомной энергетики, телевидения, станкостроения, приборостроения и так далее.
Русскими
учеными открыты, изобретены и/или разработаны
впервые: периодическая таблица химических
элементов (Менделеев); радиоприемник
(Попов); искусственный каучук (Лебедев);
самолет (Можайский); работы по теории
аэродинамики и авиации, теоретическим
основам крылатых летательных аппаратов
(Жуковский); учение о биосфере (Вернадский,
Чижевский); электроннолучевая трубка
и телевизор (Зворыкин); электронный микроскоп
(Зворыкин); центробежная машина (предшественница
центрифуги) (Циолковский); цельнометаллический
дирижабль – предшественник «Цеппелинов»
(Циолковский); источники электрического
освещения (Яблочков, Вавилов); трансформаторы
переменного тока и трехфазные электродвигатели
(Доливо-Добровольский); электросварка
(Николаев и Бенардос); вертолет (Сикорский);
реактивный принцип космических полетов
(Кибальчич, Циолковский); сверхтекучесть
(Капица); целый ряд новых композиционных
и сверхпроводящих материалов; первый
ракетный двигатель и теория межпланетных
космических полетов (Цандер); сверхзвуковой
пассажирский самолет (Туполев); запущен
первый искусственный спутник Земли (Королев);
произведен первый пилотируемый полет
в космос (Королев, Гагарин); осуществлена
посадка на Луну (Королев); гусеница и гусеничный
трактор (Блинов); тепловоз и теплоход;
комплекс проектов по «мирному атому»
(Курчатов); первая атомная электростанция
(Александров, Обнинск); атомоход и атомная
подводная лодка; корабль на подводных
крыльях (Сормово); экраноплан (Сормово);
термоядерная бомба (Саров-Арзамас); различные
типы ускорителей элементарных частиц;
синтез ряда новых химических элементов
(в том числе 105 и 106); лазер (Басов, Прохоров);
станки с ЧПУ (Глейзер, Мосстанкин); групповые
поточные линии (Митрофанов, ЛИТМО); гибкие
производственные системы (ЭНИМС); роторные
автоматические линии (Кошкин); роторно-конвейерные
комплексы (Кошкин); новые принципы приборостроения
на основе физики гетероструктур и оптоэлектроники
(Алферов); многие новейшие типы, системы
и виды вооружения; множество современных
программных продуктов для ЭВМ и т.д.