Философия 19-20 в

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 04:01, контрольная работа

Описание работы

Оригинальная русская философия появляется в XIX в. Для нее характерен постепенный переход от попыток использования готовых философских систем западноевропейской философии (А.Н. Радищев, декабристы) к созданию самобытных философских достижений (славянофилы, «русский социализм» А.И. Герцена и Н.П. Огарева, религиозная философия).
Русская философия в ХХ в. представлена трудами философов, по-разному связавших свою жизнь и творчество с СССР, а также трудами философов «русского зарубежья», покинувших Родину в период с 1917 по 1925 гг. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских философских традиций, в частности, французского экзистенциализма.javascript:activate_paper(1586812)

Содержание

Введение………………………………………………………………
- Основные темы русской классической философии
-Выдающиеся русские философы 19-20 вв
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………

Работа содержит 1 файл

на печать философия.docx

— 28.28 Кб (Скачать)

Министерство сельского хозяйства  Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение высшего  профессионального образования 

«Алтайский государственный аграрный университет» 

Кафедра философии

Контрольная работа  
по теме 
Русская философия 19-20 вв

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Экономический факультет 
Специальность: Государственное муниципальное 
и коммерческое управление 
Ведущий преподаватель – 
Студентка Сахарова Д.Р    курса 2 
Заочной формы обучения, полный курс 
Номер зачётной книжки № 112082

 

 

 

Барнаул 2013

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………

- Основные темы русской классической философии

-Выдающиеся русские философы 19-20 вв

Заключение……………………………………………………………

Список литературы……………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Оригинальная русская  философия появляется в XIX в. Для нее характерен постепенный переход от попыток использования готовых философских систем западноевропейской философии (А.Н. Радищев, декабристы) к созданию самобытных философских достижений (славянофилы, «русский социализм» А.И. Герцена и Н.П. Огарева, религиозная философия). Русская философия в ХХ в. представлена трудами философов, по-разному связавших свою жизнь и творчество с СССР, а также трудами философов «русского зарубежья», покинувших Родину в период с 1917 по 1925 гг. За рубежом оказались многие видные русские мыслители: Н.А. Бердяев, о. С. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, П. Сорокин, братья Трубецкие, С.Л. Франк, Л.Н. Шестов и др. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских философских традиций, в частности, французского экзистенциализма.

Русская философия  крайне неоднородна. В ее контексте  могут быть выделены три основные традиции: революционно-демократическая (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский), религиозная (А.С. Хомяков, Вл. С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, В.В. Розанов, Л.Н. Шестов, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, о. П. Флоренский, о. С. Булгаков),мистическая (Вл. С. Соловьев, Е. Блаватская). Наряду с ними имеет место большое разнообразие различных философских школ и течений. Среди них западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен), славянофилы (И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, К.С. Аксаков), материалисты-нигилисты (М.А. Бакунин, Н.Г. Чернышевский, Д.И. Писарев), позитивисты(Н.К. Михайловский, К.Д. Кавелин), «почвенники» (К.Н. Леонтьев, Ф.М. Достоевский), интуитивисты (Н.О. Лосский, С.Л. Франк, А.Ф. Лосев), марксисты (Б.В. Плеханов, В.И. Ленин, Л. Троцкий), символисты (Д.С. Мережковский, В.В. Розанов, А. Белый), кубофутуристы (В. Хлебников),махисты (А.А. Богданов, А.Н. Луначарский), космисты(Вл.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А. Чижевский, В.И. Вернадский).

 

 

 

Основные темы русской классической философии

Русская философия - феномен  мировой философской мысли. В  то же время ее отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых  проблем. Одно из центральных мест в  русской философии всегда занимала проблема выбора пути развития России, со временем оформившаяся в виде так называемой "русской идеи". Большое внимание этой проблеме уделяли славянофилы, полагавшие, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ по своему менталитету принципиально отличается от народов Запада. Славянофилы критиковали крепостничество как не отвечающее христианским заповедям, и в то же время негативно оценивали социально-политические последствия развития капиталистических отношений на Западе.

Оппонентами славянофилов были западники, с иных позиций подходившие к осмыслению исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Западники полагали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Еще одной версией "русской  идеи" явилось евразийство, усматривавшее единое будущее у народов, населяющих пространство Евразии. Это интеллектуальное и социально-философское учение оформилось в 20 - 30-е гг.XX в. главным образом в среде российской эмиграции. Его основателями выступили Н. С. Трубецкой, Л. П. Карсавин, В. И. Вернадский. Значимую роль в процессе возрождения идей евразийства в конце XX века сыграло творчество Л. Н. Гумилева.

Отличительными особенностями  классической русской философии  являлись ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антрополо-гической направленности и стремление к обоснованию синтетических форм миросозерцания. Эти черты получили яркое воплощение в"философии положительного всеединства" В. С. Соловьева, создавшего софиологическую модель исторического процесса как закономерного движения человеческого общества к состоянию внутренней целостности и единства с природой.

Гносеологической проекцией  этой концепции явилась теория "цельного знания", которую философ противопоставил  как рационализму западников, так и иррационализму славянофилов, декларировав свеобразный сверхрационализм, согласно которому знание непосредственно открывается уму человека.

Оригинальный характер русской  философии проявился в так  называемом "русском космизме", весьма самобытно воплотившем в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. Человек в русском космизме наделялся особым статусом, приобретал особые полномочия. Он представлялся "устроителем и организатором Вселенной" (В. С. Соловьев), перед которым, по словам В. И. Вернадского, стоит "вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выдающиеся русские  философы 19-20 вв

Рубеж XIX - XX вв. по праву считается "серебряным веком" русской философии. Начиная с 20-х гг. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. века в СССР русская философия (как и философия других народов Советского Союза) развивалась, главным образом в русле марксистских идей. В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья", представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли.

Подробнее о русских философах:

         Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.

          А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалистическую философскую позицию, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека.

           Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я.Чаодаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которые есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, котором, однако, ограничивался миром физических явлений. Сознание человека не подчиняется механическим закономерностям природы, а является репродуктом божественного творения. Познание по Чаодаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философии истории Чаодаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начале периода он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами) Затем взгляды Чаодоева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мир исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижением западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.

           Своеобразным направлением в российской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраженно в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало которого - религия.

             Материалисты В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен (1812-1870), Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев (1840-1868). Они являлись не только философами теоретиками, но и идеологами русской революционной демократии. Российские философы прошли поучительную школу немецкой классической философии и французского просвещения. После глубокого увлечения гегельянством русская философия повернулась в сторону материализма (не без помощи Феерб), стремясь однако сохранить диалектичность. Они обосновали принцип единства сознания и бытия, первичность материализма по отношению к сознанию, идею о том , что сознание есть свойство не всей, а только высокоорганизованной материи - мозга. В природе, по Чернышевскому, нечего искать идей: в ней лишь разнооформленная материя с разнородными качествами, в р-те столкновения кот и начинается жизнь природы.

Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человек история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположностей тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.

           Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике обществено-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он не принимал обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание государства. Так как он отвергал борьбу то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественной и государственной обязанностей.

         Ф.М.Достоевский. (1821-1881). В своих общественно-политических исканиях он пережил несколько периодов. Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его взглядах произошел перелом, связанный с усвоением религиозно-нравственных идей. Исповедовал идеи почвенничества, которая характерно религии ориентированность философия осмысления судеб русской истории. Вся история человечества с этой точки зрения представлялась как борьба за торжество христианства. Русский народ - миссия, носитель высшей дух истины.

Соловьев (1853 - 1900). С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего. Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством. Бог – олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи. София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром. Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Богочеловек – Бог вместе с человеком. Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира. Христианство – открывает идеалы совершенного добра. Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.

Соловьев считает, что  основное отличие человека от животного  — стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.

Смысл человеческого  существования можно разложить на три вектора: 1)Стыд — биологическое начало в человеке; 
2)Разум — интеллектуальное начало, отношение к другим (жалость или милосердие). 
3)Бог — абсолютное начало (благоговение);

Теория познания: Познание мира – познание всеединства сущего. Оно достигается лишь цельным знанием, включающим в себя: Рациональное (философское) и Эмпирическое (научное) знание. Основа цельного знания – мистическое знание, включающее в себя: 
1)Вера в безусловное существование предмета познания. 
2)Интуиция – дает истинную идею предмета. 
3)Творчество – реализация истинной идеи в данных опыта.

Свободная теократия: Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.

В конце жизни разуверился  в возможности свободная теократия  и пришел к идее катастрофического  конца истории. 

Заключение

 


Информация о работе Философия 19-20 в