Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 04:01, контрольная работа
Оригинальная русская философия появляется в XIX в. Для нее характерен постепенный переход от попыток использования готовых философских систем западноевропейской философии (А.Н. Радищев, декабристы) к созданию самобытных философских достижений (славянофилы, «русский социализм» А.И. Герцена и Н.П. Огарева, религиозная философия).
Русская философия в ХХ в. представлена трудами философов, по-разному связавших свою жизнь и творчество с СССР, а также трудами философов «русского зарубежья», покинувших Родину в период с 1917 по 1925 гг. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских философских традиций, в частности, французского экзистенциализма.javascript:activate_paper(1586812)
Введение………………………………………………………………
- Основные темы русской классической философии
-Выдающиеся русские философы 19-20 вв
Заключение……………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Министерство сельского
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Алтайский государственный
Кафедра философии
Контрольная работа
по теме
Русская философия 19-20 вв
Экономический факультет
Специальность: Государственное муниципальное
и коммерческое управление
Ведущий преподаватель –
Студентка Сахарова Д.Р курса
2
Заочной формы обучения, полный курс
Номер зачётной книжки № 112082
Барнаул 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
- Основные темы русской классической философии
-Выдающиеся русские философы 19-20 вв
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Оригинальная русская философия появляется в XIX в. Для нее характерен постепенный переход от попыток использования готовых философских систем западноевропейской философии (А.Н. Радищев, декабристы) к созданию самобытных философских достижений (славянофилы, «русский социализм» А.И. Герцена и Н.П. Огарева, религиозная философия). Русская философия в ХХ в. представлена трудами философов, по-разному связавших свою жизнь и творчество с СССР, а также трудами философов «русского зарубежья», покинувших Родину в период с 1917 по 1925 гг. За рубежом оказались многие видные русские мыслители: Н.А. Бердяев, о. С. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, Д.С. Мережковский, П. Сорокин, братья Трубецкие, С.Л. Франк, Л.Н. Шестов и др. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских философских традиций, в частности, французского экзистенциализма.
Русская философия
крайне неоднородна. В ее контексте
могут быть выделены три основные традиции: революционно-демократическая (
Основные темы русской классической философии
Русская философия - феномен мировой философской мысли. В то же время ее отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Одно из центральных мест в русской философии всегда занимала проблема выбора пути развития России, со временем оформившаяся в виде так называемой "русской идеи". Большое внимание этой проблеме уделяли славянофилы, полагавшие, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ по своему менталитету принципиально отличается от народов Запада. Славянофилы критиковали крепостничество как не отвечающее христианским заповедям, и в то же время негативно оценивали социально-политические последствия развития капиталистических отношений на Западе.
Оппонентами славянофилов были западники, с иных позиций подходившие к осмыслению исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Западники полагали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.
Еще одной версией "русской
идеи" явилось евразийство, усматрива
Отличительными особенностями классической русской философии являлись ее принципиальная ориентация на проблемы этико-антрополо-гической направленности и стремление к обоснованию синтетических форм миросозерцания. Эти черты получили яркое воплощение в"философии положительного всеединства" В. С. Соловьева, создавшего софиологическую модель исторического процесса как закономерного движения человеческого общества к состоянию внутренней целостности и единства с природой.
Гносеологической проекцией
этой концепции явилась теория "цельного
знания", которую философ
Оригинальный характер русской философии проявился в так называемом "русском космизме", весьма самобытно воплотившем в себе идеи космологического и социокультурного синкретизма. Человек в русском космизме наделялся особым статусом, приобретал особые полномочия. Он представлялся "устроителем и организатором Вселенной" (В. С. Соловьев), перед которым, по словам В. И. Вернадского, стоит "вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого".
Выдающиеся русские философы 19-20 вв
Рубеж XIX - XX вв. по праву считается "серебряным веком" русской философии. Начиная с 20-х гг. и вплоть до начала 90-х гг. XX в. века в СССР русская философия (как и философия других народов Советского Союза) развивалась, главным образом в русле марксистских идей. В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья", представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли.
Подробнее о русских философах:
Первым русским мыслителем мирового уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). - гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев (1749 - 1802). - отстаивал материалистическую философскую позицию, считая, что “бытие вещей независимо от силы познания о них и существует по себе”. Впервые в русской мысли сиситематически разрабатывал проблему человека.
Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был П.Я.Чаодаев (1794-1856). Его общефилософская концепция - дуалистическая. Физический мир построен из атомов и молекул, т.е. элементов материальных, из которых образуются все тела. Тела существуют в пространстве, которые есть объективная форма внешнего мира, и во времени, которое субъективно. Движение и взаимодействие рассматривалось им в духе механисцизма, котором, однако, ограничивался миром физических явлений. Сознание человека не подчиняется механическим закономерностям природы, а является репродуктом божественного творения. Познание по Чаодаеву тоже дуалистично: в области естествознания действуют рационалистические и эмпирические методы, а в духовном мире, объекты которые обладают свободой, действует откровение. Человек есть объективное единство 2 миров - физического и духовного, как существо свободное, которое в своем историческом бытии подчинено диалектике необходимости и свободы. На понимании соотношения необходимости и свободы во многом строится и концепция философии истории Чаодаева, связанная прежде всего с заботой о судьбе России. Здесь его взгляды эволюционировали. В начале периода он считал необходимым тотальное единство рода человеческого (применительно к России - единение России с другими народами) Затем взгляды Чаодоева в отношении судеб России изменились. Он стал рассматривать оторванность России от мир исторического процесса как преимущество, которое позволит быстро овладеть достижением западной цивилизации, избегнув при этом присущих ей пороков.
Своеобразным направлением в российской философии явились воззрения славянофилов. А.С.Хомякова (1804-1860) и И.В.Киреевского (1806-1856). В центре их внимания находились судьбы России и ее роль в мировом историческом процессе. В самобытности исторического прошлого они видели залог всечеловеческого призвания России, тем более, что по их мнению, западная культура уже завершила круг своего развития и клонится к упадку, что выраженно в порожденном ею чувстве обманутой надежды и безотрадной пустоты. Славянофилы развивали основанное на религиозных представлениях учение о человеке и обществе. Хомяков - учение об иеархической структуре души и ее “центральных силах”. Киреевский - “внутреннее средоточие духа”. Достижение целостности человека и связанное с этим обновление общественной жизни они видели в идее общины, дух основа которой - церковь. Первоначало всего сущего - бог. Исторический прогресс связан с отысканием “духовного смысла”. Сущность мира может быть познана лишь синтезом всех духовных функций человека, так называемой “Разумной Зрячестью” или “живознанием”, исходное начало которого - религия.
Материалисты В.Г.Белинский(
Обосновали принцип постоянной эволюции общественной истории. Герцен: природа и человек история вечно и непрерывно изменяются, они течение, прелив, движение, причем движение происходит посредством борьбы 2 противоположностей тенденций: возникновения и разрушения. Развитие идет через противоречия, борьбу нового со старым, отрицанием отжившего нарождающимся.
Самобытным русским мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике обществено-политическое устройство России, Толстой уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человека. Идею исторического прогресса он связывал с решением вопроса о назначении человека и смысле жизни, ответ на который должна дать созданная им истинная религия. В ней он признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты. Отказ от любой борьбы, непротивление злу, проповедь всеобщей любви. “Царство божие внутри нас” - он не принимал обычное религиозное понимание бога. Всякая власть - насилие — отрицание государства. Так как он отвергал борьбу то упразднение государства должно произойти путем отказа каждого от выполнения общественной и государственной обязанностей.
Ф.М.Достоевский. (1821-1881).
Соловьев (1853 - 1900). С него начинается новый этап в развитии философии. Он первым в России создал свою особую философскую систему. В своих работах он рассматривает проблему добра; его увлекает идея поиска начала («Критика отвлеченных начал»). Его задача состоит в органическом синтезе всего того, что распалось в западной философии. Основной труд — «Оправдание добра». Основа: философия положительного всеединства сущего. Всеединство сущего – основа мира. Синтез истины, добра и красоты. Все сущее содержит в себе эти три компонента. Абсолютное осуществляет благо через истину в красоте. Реальный мир – воплощение всеединства сущего, тело Божие. Все материальное одухотворено божественным началом, скреплено божественным единством. Бог – олицетворение всеединства сущего, абсолютная личность, любящая и милостивая, но наказующая за грехи. София – мировая душа, мудрость божия, посредник между всеединством сущего и реальным миром. Человек – центр всеобщего сознания природы, освободитель и спаситель природы, вершина творения Бога, посредник между Богом и природой. Человек призван видоизменить природу до ее одухотворения, совершенной интеграции. Богочеловек – Бог вместе с человеком. Цель мировой истории – единство Бога и внебожественного мира. Христианство – открывает идеалы совершенного добра. Право – не способно открыть идеалы добра. Оно препятствует проявлению лишь крайних форм зла.
Соловьев считает, что основное отличие человека от животного — стыд. В противоположность Декарту («Мыслю, следовательно, я существую») он выдвигает другой тезис «Стыжусь, следовательно, я существую». Адам и Ева прикрылись фиговыми листками, следовательно, преодолели животное начало в человеке.
Смысл человеческого
существования можно разложить на три вектора:
1)Стыд — биологическое
начало в человеке;
2)Разум — интеллектуальное
начало, отношение к другим (жалость или
милосердие).
3)Бог — абсолютное
начало (благоговение);
Теория познания: Познание мира – познание всеединства
сущего. Оно достигается лишь цельным
знанием, включающим в себя: Рациональное
(философское) и Эмпирическое (научное) знание.
Основа цельного знания – мистическое
знание, включающее в себя:
1)Вера в безусловное существование предмета
познания.
2)Интуиция – дает истинную идею предмета.
3)Творчество – реализация истинной идеи
в данных опыта.
Свободная теократия: Богочеловеческий союз всех людей, преодоление эгоизма и вражды, создание на земле царства божьего, где будут разрешены все социальные противоречия. Свободная теократия может быть результатом объединения Католической и Православной церквей в рамках церковно-монархической государственности.
В конце жизни разуверился
в возможности свободная
Заключение