Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций
Лекции по философским учениям с древнейших времен.
Философия Г.В.Ф. Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — немецкий идеалист, создатель системы, охватывающей основные области человеческого знания. Выдающееся значение философии Гегеля заключается в том, что он впервые в систематической форме изложил диалектическое миропонимание и разработал диалектический метод познания. По его теории диалектичность присуща не самому материальному миру, а лишь отражающему его мышлению. Развитие же обрывалось на современном ему периоде.
Гегель отвергает «вещь в себе» Канта и доказывает, что окружающий мир познаваем. В противовес Фихте он утверждал, что природа и общество не могут быть выведены из человеческого самосознания, а также не могут быть сведены к нему. Шеллинга критиковал за недооценку роли логического мышления.
Основные части философской системы Гегеля: логика, философия природы, философия духа, философия истории, философия религии, философия права, эстетика.
Логика – важнейшая часть его системы. Уже в «Феноменологии духа» (1807) Гегель рассмотрел эволюцию человеческого сознания. Он рассматривает человека и его историю как результат его собственного труда, формулирует важные принципы диалектики, обосновывает тезисы: о тождестве мышления и бытия (законы мышления и законы объективной действительности едины), о саморазвивающейся абсолютной идее как основе и сущности всего мира.
Система абсолютного идеализма Гегеля состоит в следующем:
- в основе всего лежит (мировой дух, разум);
- абсолютный дух активен и деятелен;
- в своем развитии абсолютная идея проходит три этапа: 1) развитие идеи самой по себе (логика); 2) развитие идеи в форме «инобытия» (философия природы). Природа не развивается сама по себе, а она лишь внешнее проявление саморазвития абсолютной идеи; 3) развитие идеи в истории и в мышлении (философия духа). На этом этапе абсолютная идея возвращается к самой себе в качестве «абсолютного духа» и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, что выражается в афоризме Гегеля — «все действительное разумно, все разумное действительно».
Перед логической наукой Гегель ставит задачу исследовать наиболее общие закономерности развития познания. Такая постановка вопроса о необходимости новой, диалектической логики — выдающаяся историческая заслуга Гегеля. Однако гегелевская диалектическая логика носит идеалистический характер, поскольку Гегель отождествляет законы природы с законами логики, мышления.
Важнейшая разработка Гегеля – диалектика, обосновывающая то, что в мире нет ничего застывшего, неразвивающегося; им выдвинут принцип самодвижения. Основой самодвижения являются внутренние противоречия (это первый закон развития).
Огромное значение имеет выдвинутая им «проблема скачка». Гегель не согласен с мнением, что все процессы окружающего мира протекают постепенно, без перерывов и выдвигает положение о том, что постепенные количественные изменения природных явлений через скачок переходят в качественно другое состояние (второй закон развития - закон перехода количественных изменений в качественные).
Третий закон развития «отрицание отрицания» Гегель изображал схематически в виде триады: тезис — антитезис (отрицание) — синтез (отрицание отрицания). Любое явление природы порождает свое отрицание (антитезис); в результате отрицания антитезиса возникает новое явление (синтез) с некоторыми чертами старого. В результате им сделан важный вывод: движение идет от низших форм к высшим.
Главными формами природного бытия «абсолютной идеи» являются: 1) механика (пространство, время, материя, движение...); 2) физика (небесные тела, свет, тепло, химизм...); 3) органика (геология, ботаника, зоология...).
Гегель стремится показать, что переход от неживого к живому есть завершение природного процесса. Природа — низшая ступень «абсолютной идеи», а человек, развитие общества — высшая. Философия природы Гегеля — это наиболее слабая часть его системы, где выразилось резкое противоречие между идеализмом и науками о природе, невозможность примирения идеалистического истолкования природы с ее научным исследованием.
Философия духа посвящена рассмотрению «абсолютной идеи» на заключительном третьем этапе ее развития, когда она, покидая природу, возвращается к самой себе в качестве «абсолютного духа», сущность которого — это свобода. По Гегелю, история человечества — прогресс сознания свободы, которая составляет внутреннюю природу человека. Человек постепенно осознает свободу и становится свободным. Но Гегель понимал свободу преимущественно как свободу духа, мысли, интеллектуальную свободу личности. Он считает, что для достижения всеобщей свободы достаточно ликвидации крепостного права, установления свободы совести и некоторых гражданских свобод, а также ограничение монархии конституцией.
Высшие формы самосознания «абсолютного духа» — искусство, религия и философия, в них завершается всемирная история. Мировой разум полностью осознает себя и самоудовлетворяется. Гегелевская философия предвосхитила начинавшийся закат немецкой культуры, переход в мещанское потребительское общество.
В
философии Гегеля необходимо разграничивать
диалектический метод (прогрессивную
сторону его учения) и его систему, т.е.
учение о природе и обществе как о формах
существования «абсолютной идеи» (консервативная
сторона его философии). Между ними имеется
неразрешимое противоречие. Если диалектика
утверждает, что развитие не имеет предела,
то его философская система ставит предел
развитию мышления (формы которого исчерпываются
в «Науке логики»), развитию познания (завершающегося
созданием его философии), развитию общества
(предел общественного развития —установление
конституционной монархии).
Антропологический материализм Л. Фейербаха
Людвиг Фейербах (1804-1872) подверг критике учение Гегеля и его предшественников, вскрыл его тесную связь с религией, но недооценил диалектику Гегеля. Он отстаивал материалистическое понимание природы, человек рассматривался не как социальное существо, а только как продукт природы на основе научных знаний по физиологии и психологии. Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь человек. Следовательно, философия должна быть антропологией (учением о человеке), так как она решает вопрос об отношении мышления к бытию. Конечно, такое понимание предмета материалистической философии носит односторонний характер, но в борьбе против идеалистического гегелевского учения о божественности мышления оно сыграло прогрессивную роль.
Фейербах критиковал гегелевское идеалистическое понимание человеческой сущности, сведение ее к самосознанию. Он противопоставил четкие исходные положения материализма: мышлению предшествует бытие, бытие определяет сознание. Однако в своей критике Фейербах односторонен, он не замечает прогрессивной стороны философии Гегеля (диалектического метода). Фейербах выдвигает на первый план проблемы сущности человека и его места в мире.
В учении о познании Фейербах разрабатывает вопрос об отражении материального мира в сознании людей. «Наши ощущения представляют собой образы, копии предметов природы». Человек обладает всеми средствами для познания мира. В познании человек идет от ощущений и представлений к идеям и понятиям, которые представляют так же копии природы и доставляют истину о ней. Познание мира безгранично, как и сам мир. Однако Фейербах не понимает роль и значение практической деятельности человека.
Большая заслуга Фейербаха — критика религии и анализ ее сущности. «Религия своим источником имеет сознание человека. Каков человек, таковы и боги». Фейербах старается найти тайну религии в природе сознания человека, в его желаниях, потребностях, в чувстве любви. Он предлагает заменить фантастические религиозные воззрения такими, чтобы они соответствовали действительной сущности человека — его чувству любви (религия без бога). Он интерпретирует феномен религии как процесс отчуждения человеческой сущности.
Антропологизм Фейербаха заключает в себе зачатки материалистического понимания истории, попытки материалистического истолкования религии как отражения реальной жизни людей. Однако реальную жизнь людей, сущность человека Фейербах понимает абстрактно, вне связи с определенными историческими общественными отношениями, классовым делением общества. Человек рассматривается им абстрактно, вне общества. Фейербах не понял, что основу взаимодействия человека и природы составляет общественно-историческая практика. Поэтому его антропологический материализм и учение о человеке имеют пассивно-созерцательный характер.
Философией
Фейербаха завершается развитие
немецкой буржуазной классической философии,
историческое значение которой состояло
в том, что она разработала (на идеалистической
основе) систему диалектического миропонимания
и метода. Немецкая классическая философия
стала одним из теоретических источников
марксизма и его философии — диалектического
и исторического материализма.