Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций

Описание работы

Лекции по философским учениям с древнейших времен.

Работа содержит 11 файлов

Античная.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Документ Microsoft Word.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лк1.doc

— 41.00 Кб (Скачать)

Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. В различные эпохи слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Мудрость и сейчас остается существенным определением философского мышления. Философия есть мудрость, но не отдельного человека, а объединенного Разума людей. Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности.

Иными словами, философия есть коллективное мышление, основанное на определенных принципах и представляющее собой теоретическую систему знаний о мире и месте человека в нем.

Предмет, цель, задачи, область исследования философии

     Главная тема и предмет  философских размышлений — что такое человек, как ему жить в этом мире и какова его судьба, понимание счастья, возможности его обретения и средства его достижения. Предмет философии — отношения и взаимодействия человека и окружающего мира (природного и социального), познания себя в мире.

     Цель философии – познание необъятного. Цель философствования — понять самого себя и свою культуру в соотнесенности с миром, обрести устойчивую опору бытия и найти основания для деятельности и познания в мире.

     Задачи  философии — поиск ответов на мировоззренческие вопросы, поиск истины и смыслов,  вскрытие наиболее глубоких смыслов человеческого бытия в ту или иную эпоху, в той или иной культуре.

     Философия ставит проблемы и задает (формирует) схемы (стиль) мышления эпохи, делая это параллельно и вместе с естествознанием.

     Философия исследует проблемы бытия, материального и идеального, пространства и времени, бесконечного и конечного, единичного и всеобщего, вечного и временного, жизни и смерти, добра и зла, истины и лжи, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного, любви и ненависти, счастья и несчастья, проблемы свободы, долга, ответственности, судьбы человека и т.д.

Основной вопрос философии – «Что первично: материя или дух, материальное или идеальное?» и «Познаваем ли мир?». В зависимости от ответа на этот вопрос, философы делятся на материалистов и идеалистов.

     Источники философского знания — естественные, социальные и гуманитарные науки, искусство, практическая деятельность человека, обыденный опыт.

     Структура философии — в философии можно выделить следующие направления исследований и разделы философского знания: онтология (учение о бытии), философская антропология (учение о природе человека), социальная философия (учение о природе общества), философия истории, философия политики, философия права, философия культуры, философия науки, философия религии, аксиология (теория ценностей), этика (учение о морали), эстетика (учение о прекрасном), гносеология (учение о познании), логика (учение о мышлении) и другие.

Функции философии

     1) Познавательная, проблемно-постановочная, прогностическая

     Окружающий  мир изучает множество наук. Философия  опирается на данные естественных и  гуманитарных наук, а также разрабатывает  универсальные (всеобщие) категории, принципы и методы мышления и познания, в том числе определяющие и объясняющие методы конкретных наук, закономерности функционирования мышления, сознания и систем знания, тем самым воздействуя на конкретные науки, проводит демаркацию между верой и знанием, между научным и вненаучным знанием. Философская система, осмысляя полученные в конкретных науках знания, формирует обобщенную теоретическую картину мира и человека, систематизированное миропонимание, строящееся на базе некоторых единых оснований. Общность философского подхода помогает формулировать проблемы, стоящие перед человеком, прогнозировать тенденции развития мироздания, человеческой духовной и практической деятельности.

     Сама  философия является специфическим  рациональным образованием, которое обладает научным характером, однако ее традиции решения проблем обладают собственным наборов логических процедур, не позволяющим сводить ее к конкретным наукам. Отдельное философское исследование строится по научным канонам, однако оно всегда вписывается в конкретную философскую традицию и культуру, чем философия отличается от универсального характера научного знания.

     Для выражения в мысли систематического целостного миропонимания философия разрабатывает универсальные, общие категории, принципы и методы познания.

     Категории — научные понятия, выражающие важнейшие черты и свойства действительности. Любая наука вырабатывает свои категории (в механике — масса, энергия, сила; в экономике — товар, стоимость, деньги). Философские категории — всеобщие универсальные понятия, которые прямо или косвенно распространяются на всю область рационального знания, применяются во всех науках — это такие категории как материя, идея, пространство, время, причина, следствие, сознание и другие.

     2) Мировоззренческая и культурно-воспитательная

     Философия является фундаментом рационального мировоззрения и основой человеческой духовной и практической деятельности. Философия — это история духовных поисков человека, копилка человеческого опыта, в которой собрано множество подходов к пониманию мира, это теоретически обобщенная человеческая мудрость. Однако философия — это не только понимание мира и своеобразная энциклопедия человеческого опыта, но и определенное отношение к миру и своей деятельности в нем, оценка мира с точки зрения различных ценностей, то есть опыт различных мироотношений, преследующих цели утверждения гуманистических ценностей и идеалов. Философия помогает личности осмыслить и углубить свое миропонимание, найти основу для понимания и уважения к другим культурам и людям, взглядам и мировоззрениям, играет жизнеутверждающую и адаптационную роль, утверждает в человеке позитивный смысл и цели жизни. Посредством системы мировоззрения, методологии и системы ценностей философия организует духовный мир человека, структуру его ценностных ориентаций и жизненных целей.

     3) Методологическая

     Метод — определенный порядок, правила и приемы деятельности, в том числе исследовательской. Выбор методов определяется природой изучаемого явления или объекта, задачами, которые ставит перед собой исследователь.

     Методология — наука о методах деятельности; методология науки — исследование методов научного познания.

     Философская методология является базой для  развития методов человеческой духовной и практической деятельности, в том числе в области научного познания, в конкретных науках, выступает как общее учение о методе. Изучение философии прививает культуру мышления, логичность и систематичность изложения мысли, стройность системы аргументации. Поэтому философия — это своеобразная школа теоретического мышления.

     Метод самой философии — это метод  теоретического мышления, основывающийся на выстраивании приемов познания, аргументации, практического освоения действительности, построения системы философского знания на основе обращения к предельно общим абстракциям и постижении их внутренних закономерных связей. Он основывается на использовании достижений всех наук и культуры в целом, практического опыта всего человечества, таких приемов как наблюдение, вывод, доказательство, обобщение и т.д. Философия выстраивает свою аргументацию таким образом, чтобы ее исходные посылки и выводы не противоречили всему духовно-практического опыта человечества. На сегодня известно несколько традиций и соответствующих им методов философствования, которые, однако, объединены единой философской природой, то есть совокупностью законов и принципов мышления, единством философского языка, задаваемого совокупностью категорий.

  Для чего нужно изучать  философию?

1. Философия помогает ответить на вопросы об отношении к миру, о смысле и цели жизни, выборе профессии, о добре и зле и т. д.

2. Философия — коллективный разум людей. А разум — концентрированное выражение человека, поэтому она помогает человеку осознать себя в полном смысле человеком. Человек должен быть всесторонне образованным, культурным, развитым. Это достигается изучением наук по специальности, чтением научно-познавательной, художественной литературы, газет, журналов, развитием музыкального и художественного вкуса, практических навыков и умений... Философия стоит как бы в центре всего этого потока образовательных и воспитательных задач.

3. Благодаря философии необыкновенно расширяется умственный кругозор, она развивает мысль, способность мыслить, появляется и увеличивается широта творческого мышления, помогающая человеку понимать других, учит терпимости, толерантности, учит не бояться чужого, т. е. защищает от ксенофобии.

4. Философия прививает вкус к отвлеченному, абстрактному мышлению при помощи таких абстракций, как «мир в целом», «пространство», «время», «материя», «дух» и не в меньшей степени, чем математика.

5. Кроме того, философия учит критическому мышлению. Ведь первое условие философствования: ничего не принимать на веру. В этом своем качестве философия помогает избавиться от предрассудков и заблуждений.

Проблема бытия в антич. ф..doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Русская философия.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Современная философия.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

средние века.docx

— 19.23 Кб (Открыть, Скачать)

Темы рефератов.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Возрождения студ..doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Просвещения.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Философия