Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций

Описание работы

Лекции по философским учениям с древнейших времен.

Работа содержит 11 файлов

Античная.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Документ Microsoft Word.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лк1.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Проблема бытия в антич. ф..doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Русская философия.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Современная философия.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

средние века.docx

— 19.23 Кб (Открыть, Скачать)

Темы рефератов.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Возрождения студ..doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Просвещения.doc

— 59.50 Кб (Скачать)

     Философия эпохи Просвещения  (XVII-XVIII вв.)

- Английское просвещение (Т. Гоббс, Д. Локк, Д. Юм, Д. Беркли);

- Немецкое просвещение (Х. Вольф, Г. Лессинг, И. Гердер, И. Гете);

- Французское просвещение (Ш. Монтескье, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, Ж.-Ж. Руссо, П. Гольбах, Вольтер);

- Русское просвещение (Г.С. Сковорода, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, А.Ф. Бестужев, И.П. Пнин, А.П. Куницин).

     В XVIII веке сильнее подчеркивается связь  науки с практикой, ее общественная полезность. Критика, которую в эпоху Возрождения философы и ученые направляли против схоластики, теперь обращена против метафизики. Уверенность в мощи человеческого разума, в его безграничных возможностях, в прогрессе наук, создающем условия для экономического и социального благоденствия, обеспечения счастливой жизни человеку — пафос эпохи Просвещения. Ренессансный идеал свободной личности обретает в эпоху Просвещения атрибут всеобщности: должно думать не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания — проблемы наилучшего общественного устройства, разработка программ общественных преобразований, максимально соответствующих человеческой природе.  

1. Английское просвещение

     Философская мысль Британии во второй половине XVII-XVIII вв. развивалась под доминирующим влиянием идей Гоббса, Локка, Беркли, Юма.

     Томас Гоббс (1588-1679) на основе учения Бэкона, создал первую завершенную систему механистического материализма. Люди действуют, по Гоббсу, «ради любви к себе, а не к другим» и руководствуются, как правило, эгоистическими устремлениями, поэтому и возникают отношения соперничества и вражды между людьми («война всех против всех»). Мощная государственная власть, введение четких законов, обязательных для всех без исключения должно положить конец вражде. Государство – продукт общественного договора, гарант мира и процветания членов общества, гарант реализации человеком тех прав, которыми он обладал «от природы»: право на жизнь, на безопасность, на владение имуществом. Кроме того, граждане свободны в выборе местожительства, рода занятий, образа жизни (в работе «Левиафан»).

     Джон  Локк (1632-1704) — сторонник эмпиризма и продолжатель учения Бэкона, противник теории врожденных идей и принципов, считал, что всякое знание происходит из опыта. Как и у Гоббса, государство – продукт взаимного соглашения людей, но отличается тем, что он не считает естественное состояние государства всеобщей враждой, а напротив, государство – царство свободы и равенства с естественными правами на жизнь, свободу и собственность. Нормы нравственности, которые устанавливаются «по скрытому и молчаливому согласию» - это естественный регулятор межличностных отношений (общественный договор). В государстве необходимо разделение властей на законодательную, исполнительную и федеральную (занимающуюся вопросами внешней политики) при верховенстве законодательной власти.

     Джордж  Беркли (1685-1753) — епископ. Он выступил с критикой эпохи Просвещения и учений механистического материализма Ньютона и Локка о пространстве и материи. Основная идея его концепции — мир есть только потому, что он воспринимается нашими чувствами, быть — значит быть в восприятии. Наши восприятия и порождаемые ими идеи — по существу единственная истинная реальность. Его идеи впоследствии легли в основу важных направлений философской мысли, связанных с познанием мира.

     Дэвид Юм (1711-1776) — английский философ-идеалист, психолог, историк, политэконом. Его учение сложилось как результат переработки учений Локка и Беркли. Юм, в отличие от Гоббса и Локка, признавал и принцип «всеобщей доброжелательности», и эгоизм человека. «Большая часть человечества, — замечал он, — колеблется между пороком и добродетелью». И хотя люди достаточно эгоистичны, обычно все же верх берет чувство «симпатии», которое они питают друг к другу. И «взаимный обмен добрыми услугами» скрепляет социальные узы.

     Единственный  предмет достоверного знания – объекты математики; все другие предметы исследования — это факты, которые не могут быть доказаны логически, а выводятся только из опыта. Действительность лишь поток «впечатлений», причины которых неизвестны и непостижимы. Вопрос о том, существует объективный мир или нет, неразрешим, так как отношение причины и действия не может быть выведено ни из интуиции, ни путем логического анализа и доказательства. Юм отрицал объективный характер причинности, признавая однако бесспорное существование субъективной причинности в виде ассоциирования идей и порождения идей (т.е. образов памяти) чувственными впечатлениями. Основные работы «Трактат о человеческой природе»; «Исследование о человеческом разумении»; «Естественная история религии»; «Диалоги о естественном происхождении религии». 

                                          

2. Французское просвещение

     Проблема  человека занимает одно из центральных  мест в философии французского Просвещения. Решалась она преимущественно с позиций деистской формы материалистической философии (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо) или с позиций открытого материализма (Ж.Ламетри, Д.Дидро, К.Гельвеций, П.Гольбах).

     Достижение французского просвещения – это воспевание свободы и выработка на этой основе концепции общественного договора. Фундамент концепции заложен в древности Эпикуром и Лукрецием. Она развивалась Локком, но наиболее последовательный и радикальный вариант был разработан Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) в работе «Об общественном договоре». Смысл в поиске согласия интересов граждан посредством договора между ними, на основе которого вырабатываются правила социальности и управления обществом, создаются органы власти, делегируются им полномочия. Это идеал буржуазного устройства общества.

     Решительно отвергая дуалистическую природу человека как сочетания телесной (материальной) субстанции и нематериальной (бессмертной души) Руссо как философ-деист допускал бессмертие души и загробное воздаяние, тогда как Вольтер отрицал, что душа бессмертна, а по поводу того, что есть ли загробная жизнь предпочитал молчание.

     В истолковании человеческой природы  Вольтер (Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) выступил противником Паскаля: люди не так жалки и не так злы. Идее Паскаля об одиночестве и заброшенности людей он противопоставляет свой тезис о человеке как общественном существе, стремящемся к образованию «культурных сообществ». «Любовь к себе», другие страсти и влечения являются, согласно Вольтеру, первопричиной всех человеческих деяний, тем импульсом, который объединяет людей, приводит к образованию процветающих городов и великих государств.

     Стремление  к последовательно материалистическому  решению проблемы человека получило яркое выражение в сочинениях Жюльен Ламетри (1709-1751), Дени Дидро (1713-1784) и Клод Адриан Гельвеция (1715-1771). Основой их философской антропологии является положение о материальном единстве человека, теснейшей зависимости всех психических процессов, начиная с ощущения и кончая мышлением, от нервной системы и мозга. С их точки зрения смерть тела – это причина прекращения всей психической деятельности человека, естественное и закономерное завершение земной жизни. В сочинении Ламетри «Человек-машина»  человек понимается не как обычный механизм, а как инструмент природы, наделенный способностью ощущать, чувствовать и мыслить. Поэтому особый интерес проявляли философы-материалисты к физиологии, к изучению нервной системы и мозга как материального субстрата психики.

     Французские материалисты подчеркивали чувственно-эмоциональную природу человека, роль личного интереса в деятельности людей. Гельвеций предполагает разумное сочетание интереса отдельной личности («частного интереса») с интересом общества («общественным интересом»). Дидро считал, что важнейшее проявление врожденного морального чувства - это стремление к добродетели, к взаимной любви и поддержке. Под руководством Дидро был разработан труд «Энциклопедии», исполнявшего главную миссию Просвещения — нести свет разума. 
 

                                                   3. Немецкое просвещение

     В немецкой философии начало Просвещения  связано с именем Христиана Вольфа (1679-1804), систематизатора и популяризатора учения Лейбница. Вольф впервые в Германии создал систему, охватившую основные области философского знания.

     В творчестве Иммануил Кант как просветителя можно проследить эволюцию от проблем естествознания и общей «метафизики» — к проблеме человека. Эволюция раннего Канта протекала под влиянием рационалистической философии Лейбница-Вольфа и Руссо. В работе «Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного» чувства людей рассматривались через призму Прекрасного и Возвышенного. Он различает людей по темпераментам: в сфере Возвышенного пребывает темперамент меланхолический. Он рассуждает об особенностях национального характера.

     Готхольд  Эфраим Лессинг (1729-1781). В тезисах «Воспитание человеческого рода» на основе европейской истории формулирует мысль о единстве человеческого рода. Человечество возникает, когда эта общность осознается. Без напряженного самосознания никакое единство не возникает. Лессинг высоко ценил роль христианства (учения о всеобщей любви, требования добродетельных поступков) в человеческой истории.

     Иоганн  Готфрид Гердер (1744-1803) — ученик Канта и Лессинга. Развивал учение о прогрессе человечества как непрерывном нравственном совершенствовании общества, развитии искусства, языка, мышления. Изменения, происходящие в обществе имеют закономерный характер. Гуманность — это такое состояние общества, когда каждый, не опасаясь другого, может свободно развивать свои способности. Если люди не достигли такого состояния, то они должны винить только самих себя. Основная работа «Идеи к философии истории человечества»

     Огромное  влияние на последующее развитие европейской и русской культуры оказал Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), внесший свой вклад в поэзию, философию и различные науки. Он проповедовал гармоническое единство, универсальность природы, всего мироздания, ставил глубинные проблемы человеческого бытия: проблемы жизни и смерти, цены и смысла жизни в «Фауста». Он стремился к единству в познании научного и художественного, понятийного и образного. «Суха теория, мой друг, а древо жизни пышно зеленеет». Романтизм Гете ощущался впоследствии во многих философских системах. 

4. Русское просвещение

     Эпоха Просвещения — это эпоха секуляризации, становления светской культуры и трансформации церковного сознания, усиление идеи «богоизбранности» русского народа и государства. Укрепляются религиозные учебные заведения (духовные академии), формируется система высшего светского образования (университеты) и научные заведения современного типа (первой из них Академия наук).

     Эпоху Просвещения в России можно смело  начинать с Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). Трудно переоценить его гигантское воздействие на самые различные сферы российской духовной жизни (материалистической философии с элементами деизма, различных фундаментальных и прикладных наук, искусств, особенно мозаичных полотен и поэзии, технических ремесел, исследований языка и так далее) как в научно-исследовательском, так и в организационном плане.

     Первым самостоятельным философом можно считать Григория Саввича Сковороду (1722-1794), который пешком обошел всю Европу, знал много языков, изучал греческих философов и отцов церкви. Всюду среди людей он излагал свое учение. Центральное место в его концепции занимает «учение сердца». Счастье, истина — внутри человека, в согласии с собой. «Русский Сократ», — назвал его А. Ф. Лосев. Религиозно-нравственный, но свободный мыслитель.

     Одновременно развиваются гуманизм, вольтерьянство, натурфилософия, получает распространение мистицизм в виде масонства. Используя пафос естественнонаучных достижений и размышляя над духовными процессами в Европе, русские просветители Николай Иванович Новиков (1744-1818), Александр Николаевич Радищев (1749-1802), И.П.Пнин, А.П.Куницын, А.Ф.Бестужев и другие уделяют первостепенное значение философскому осмыслению человека, пытаются определить его место в природе, назначение в обществе. Человек — лучшая часть природы, ее высшее творение. Все созданное до человека - это подготовка к акту творения человеческого существа. Величие человека и его отличие от других существ, порожденных природой, заключается в разуме, который позволяет человеку использовать стихийные законы природы в собственных интересах.

     Они впервые заговорили о необходимости уничтожения крепостного права; обратили внимание на то, что в человеке существуют два начала — чувственное и разумное, которые часто противоречат друг другу. Им свойственно желание слить чувства и разум в гармоническое единство. Руководствуясь разумом, человек может удовлетворить возрастающие потребности, не принося вреда окружающим. Если человек безрассудно отдается своим чувствам, пренебрегая доводами разума, то он становится рабом своих страстей, т.е. уподобляется животному. Подобные рассуждения привели к созданию «нравственной философии» в работе А.П.Куницына «Право естественное». Нравственность в этом сочинении рассматривается как абсолютная ценность. Без свободы человек существовать не может, все его поступки продиктованы стремлением обрести свободу.

Информация о работе Философия