Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 10:39, контрольная работа
Ответы на 8 заданий по философии.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное
образовательное
учреждение
Сибирский государственный аэрокосмический университет
имени
академика М.Ф.Решетнева
Кафедра
«Философии и социальных наук»
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По дисциплине: «Философия»
Вариант
№ 3
Киселева Е.В.
Красноярск 2009 г.
Содержание
Задание 1 3
Задание 2 6
Задание 3 10
Задание 4 12
Задание 5 14
Задание 6 17
Задание 7 20
Задание 8 23
Список использованной
литературы 28
Задание 1
Какой философский метод познания характеризует Ф. Энгельс как привычку "рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой связи, и в силу этого не в движении, а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мёртвыми".
Когда, в каком историческом типе философии возникает этот философский метод?
Это метафизический метод познания, метафизика. Этот термин возник в 1 в. до н. э. после смерти Аристотеля, который буквально означает "то, что следует после физики". Впервые термин "Метафизика" в смысле "антидиалектики" употребил Гегель.
В
Новое время возникает
В общем, метафизические моменты в мышлении не есть нечто противоестественное, чуждое самой сущности человеческого познания. Ведь человек не может познавать, не разъединяя, не расчленяя целого на его составные части. Нельзя также обойтись в познании и без невольного (а порой и вольного) огрубления, упрощения.
Привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их великой общей связи, и в силу этого - не в движении; а в неподвижном состоянии, не как существенно изменчивые, а как вечно неизменные, не живыми, а мертвыми - этот способ понимания создал специфическую ограниченность - метафизический способ мышления.
Для
метафизика вещи и их мысленные отражения,
понятия, суть
отдельные, неизменные, застывшие, раз
навсегда данные предметы,
подлежащие исследованию один после другого
и один независимо от
другого. Он
мыслит сплошными
неопосредствованными
противоположностями; речь его состоит из: "да - да, нет - нет; что сверх того, то от лукавого". Для него вещь или существует, или не существует, и точно так же вещь не может быть самой собой и в то же время иной. Положительное и отрицательное абсолютно исключают друг друга; причина и следствие по отношению друг к другу тоже находятся в застывшей противоположности. Этот способ мышления кажется нам на первый взгляд вполне приемлемым потому, что он присущ так называемому здравому человеческому рассудку. Но здравый человеческий рассудок, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения, лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический способ понимания, хотя и является правомерным и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает каждый раз того предела, за которым он становится односторонним, ограниченным, абстрактным, и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса.
Метафизический метод познания - вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления [1, с. 49].
Метафизический
метод с середины 19 века начал
все больше и больше вытесняться
из естествознания диалектическим методом.
Задание 2
Французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень в XVI в. писал: "Странное дело, но в наш век философия, даже для людей мыслящих, всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле". По его же мнению, философия является "высшей добродетелью". "Душа, вместившая в себя философию, не может не заразить своим здоровьем и тело ".
Как Вы оцениваете такую позицию М. Монтеня по отношению к философии? Какие аргументы о роли философии в обществе можете привести?
В эпоху Реформации, католической реакции, религиозных войн, ожесточенных национальных, социальных, политических столкновений меняется характер гуманистической мысли в европейской культуре.
Меняется постановка проблемы человека. В основу ее положен углубленный психологический анализ личности - вплоть до данной личности, собственно личности автора (как у Монтеня), более пристальное внимание к внутреннему миру человека. Человек рассматривается не как главное, центральное звено космической иерархии, не как "венец творения", а как живое природное существо, не "выше" и не "ниже" других. Характерной чертой нового гуманистического сознания становится преодоление как христианского, так и гуманистического антропоцентризма. Человек возвращается природе и перестает быть центром мироздания - будь то в теологическом, будь то в гуманистическом смысле.
Центральные проблемы гуманистической антропологии рассмотрены в "Опытах" французского мыслителя Мишеля Монтеня. Опираясь на традиции французского гуманистического свободомыслия XVI в., Монтень создает
свое, оригинальное, хотя и не систематизированное, учение о мире и человеке, и по праву занимает одно из выдающихся мест не только в истории мировой литературы, но и в истории философской мысли эпохи Возрождения.
По жанру своему книга Монтеня "Опыты" противостоит официальной учености того времени. "Опыты" не ученый трактат, в них нет ни стройного плана, ни строгой последовательноти, это свободные размышления о мире, о жизни, о человеке и, прежде всего, о себе самом.
При всей многократно декларируемой скромности, подчеркиваемой чуждости ученым занятиям Монтень рассматривает "Опыты" как произведение, прежде всего, философское. Монтень выступает против "общепринятой" философии, низведенной до уровня пустых словопрений, не имеющих отношения к жизни, чуждых действительным проблемам человеческой нравственности: "Странное дело, в наш век философия, даже для людей мыслящих, - всего лишь пустое слово, которое, в сущности, ничего не означает; она не находит себе применения и не имеет никакой ценности ни в чьих-либо глазах, ни на деле" [1, с. 204].
То, что именуют философией в университетах, - чуждая ей маска, внушающая страх. Монтеню, человеку новой гуманистической культуры, схоластическая философия представляется пустой, бессмысленной, бессодержательной. Причина этого ее жалкого состояния - власть традиции, привычки, авторитета. Не может претендовать на истину философия, основанная на общепринятых и не подвергаемых самостоятельной проверке мнениях. Подлинные истоки разумного философствования - в классической древности, но не потому, что одной (схоластической) системе авторитетов противопоставляется иная, опирающаяся на наследие античности. Античная философия в глазах Монтеня потому есть подлинная, что ей свойственна "свобода мнений и вольность", благодаря которым "как в философии, так и в науке о человеке образовалось несколько школ и всякий судил и выбирал между ними. Но в настоящее время, - противопоставляет Монтень античную ситуацию современной, - когда люди идут одной дорогой... и когда изучение наук ведется по распоряжению властей, и когда все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и обучения, уже не обращают внимания на вес и стоимость монеты, а всякий принимает ее по общепринятой цене, по установленному курсу". Характерно, что Монтень уловил принципиальное однообразие именно "способа", метода схоластической философии, несмотря на расхождение орденских и университетских традиций, на жаркие диспуты сторонников разных направлений схоластики, важные и существенные в свое время, в эпоху расцвета средневековой мысли. К XVI в. все эти различия давно утратили свое былое значение.
Подлинная философия, которую "Опыты" противопоставляют схоластическим умствованиям, требует свободного и непредвзятого взгляда на мир. Она должна быть обращена к человеку, к его повседневной жизни. Она есть свободное размышление о человеке и о его месте в мире.
Знание - возможно, истина — постижима, но истина всегда относительна, а познание представляет собой не данность, не готовый результат, а непрерывный процесс. В этом суть Монтениева скептицизма, и в этом огромное освободительное значение его философии.
Воззрения Монтеня оказали значительное влияние на последующее развитие европейской философской мысли. Провозгласив опыт основой человеческого знания, он оказал воздействие на разработку эмпирического метода в философии Ф. Бэкона. Его эпикуреизм получил дальнейшее развитие в творчестве П. Гассенди. Рационализм Монтеня, его борьба против господствующих в обществе предрассудков нашли продолжение в мировоззрении Р. Декарта. Мощное воздействие идей Монтеня сказалось и в той полемике, которую вели с ним защитники религиозного спиритуализма -Б. Паскаль, Н. Мальбранш, Ж. Боссюэ. Скептицизм Монтеня оказал во многом определяющее воздействие на П. Бейля; автора "Опытов" высоко ценили деятели французского Просвещения. А его этика, его глубокий анализ человека - все это явилось достоянием европейской культуры вплоть до наших дней: достаточно вспомнить, что "Опыты" - одна из любимых книг А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого.
Философии принадлежит особая роль в жизни общества. Хоть и опосредованно, но философия обычно подключена к процессу принятия глобальных, стратегических решений, определяющих направленность человеческой деятельности. Отсюда и главная функция философии -исследование предельных оснований человеческой деятельности. "Предельными основаниями" обычно считаются представления, не осознаваемые полностью их носителями, но, тем не менее, обуславливающие их сознание. "Предельные основания" определяют стратегию деятельности, иначе говоря, "смысл жизни".
Задание 3
Определите, к какой исторической эпохе, какому историческому типу философии относятся приведённые интерпретации специфики природы. Какие главные особенности этих исторических эпох они отображают?
1. Природа - это
органическая часть космоса.
Часто природа
считалась одушевлённой. Это космоцентризм
античной философии.
Греки открыли природу как объект философии, впервые оставив вопрос о ее первоначале. Здесь важным оказался не столько характер самих принятых первоначал - воды, воздуха, огня, сколько форма постановки вопросов. После открытия природы легче было поставить вопрос о человеке, затем о Боге.
2. Природа
создана Богом по его собственному проекту.
В иерархии
Бог - человек - природа последним звеном
является природа.
Это теоцентризм средневековой философии.
Суть теоцентристского понимания человека заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.