Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций
Лекции по философским учениям с древнейших времен.
Современная философия
Экзистенциализм
Философия с глубокой древности постигала, что есть человек. Но в каждую историческую эпоху по-новому трактовалась эта проблематика, входившая в раздел философии под названием «философская антропология».
Современная «философская антропология» базируется на идеях ряда мыслителей XIX века. Серен Кьеркегор (1813-1855) — датский философ, теолог, основатель современного европейского экзистенциализма. Критикуя диалектику Гегеля за объективизм, противопоставил ей субъективную («экзистенциальную») диалектику как средство восхождения личности к Богу. Классическую философию он обвинял, что она решает вопрос о человеке слишком абстрактно. Задачу новой философии Кьеркегор видел в том, чтобы глубже понять процессы выбора индивидом своего «Я», выбора между добром и злом, помочь индивиду найти истины (особенно добро и зло), неотделимые от него, ради которых ему хотелось бы жить и умереть. Он осмыслял предельные состояния человеческой души, такие как отчаяние, неудовлетворенность, страх. О.р.: «Или-или», «Страх и трепет».
Современный экзистенциализм базируется в особенности на учениях Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, Антона Павловича Чехова (1860-1904), Льва Шестова (1866-1938), испанского писателя Мигеля де Унамуно (1864-1936), Ник. Алексан. Бердяева. После первой мировой войны экзистенциализм получил широкое распространение в Германии. Основные представители: немецкого экзистенциализма — Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976); а французского — Жан-Поль Сартр (1905-1980), Альбер Камю (1913-1960), Габриэль Марсель (1889-1973).
Ключевое понятие экзистенциализма — существование (экзистенция), основная идея — разведение понятий «бытие» (как окружающий человека природный и социальный мир) и «существование» (как внутренняя жизнь человека, его индивидуальное «я»). Внешний мир, в который заброшен человек, равнодушен, чужд и порой враждебен человеку, стремится подавить его индивидуальность, обезличить ее, порождая чувства одиночества, тоски, тревоги, страха. Одновременно, по Хайдеггеру, существование связано с индивидуальным «я» человека и реализацией себя, обретением свободы и «подлинного бытия», становящегося особенно отчетливым в пограничных ситуациях. Исследование человека в таких предельных ситуациях (как болезнь, война, эпидемии, катастрофы, страх смерти) особенно остро описано в художественных романах Сартра, произведениях Камю. Такое познание противопоставляется классической рациональности.
Крупные философы экзистенциализма, персонализма, философской антропологии сосредоточивают свое внимание на проблеме отчуждения индивида от общества. В отличие от Маркса, в основном изучавшего проблемы отчуждения в капиталистическом обществе XIX столетия, они считают, что отчуждение — это общая характеристика жизни человека в обществе, в особенности на нынешнем этапе истории, когда чувство страха порождается опасностью уничтожения человечества в целом. По их мнению, философия способна помочь человеку находить смысл своей жизни и не утрачивать его в самых различных ситуациях.
Утверждение атеистических экзистенциалистов (М. Хайдеггер, А.Камю, Ж.-П.Сартр): бога нет, бог умер — исходный пункт для развертывания важнейших философских тезисов. Они выступают против веры в Бога, считая, ее исключительно опасной. Человек делает самого себя, обретает свою сущность, уже существуя, — в этом и состоит принцип экзистенциализма, из которого вытекают многие важные следствия: - нет заданной человеческой природы; - никакая внешняя сила, никто кроме данного индивида не может за него осуществить его превращение в человека. Экзистенциальные философы внушают идею индивидуальной ответственности человека за все, что происходит с ним самим и с другими людьми. Мир такого индивида — это свобода, на которую человек обречен. Человек свободен, он и есть свобода, пишут Бердяев и Сартр. Свободный выбор индивида — его удел, ответственность и трагедия.
Философы XX века (вслед за Кантом) справедливо подчеркивали опасность отождествления человеческих представлений о реальности с самим миром. Феноменологи и экзистенциалисты были против того, чтобы результаты изучения человека естественными науками выдавались бы за исследования человеческой сущности, так как человек уникален и неповторим. С идеей уникальности и неповторимости человека как личности, но и человека как эпохи в его истории связано понятие «осевого времени» Ясперса (600-500 лет до н.э. — 500-600 лет нашей эры), это период масштабного качественного изменения в духовном развитии человечества, формирования большинства философских направлений и современных мировых религий.
Человек свободен осознать свою неотделимость от человечества — и он должен это осознать. Его сверхзадача: создать такие исторические условия, при которых мысль о мире в целом, об истории, о других людях не будет наполнять его ни страхом, ни болью, ни отчаянием. Этому должна помогать «философская вера» в человека (Ясперс).
О.р.: - М. Хайдеггера: «Бытие и время», «Что такое метафизика?», «Разговор на проселочной дороге».
- К. Ясперса: «Истоки истории и ее цель», «Духовная ситуация времени», «Философская вера».
- Ж.-П.Сартра — «Бытие и ничто», «Дороги свободы».
-
А.Камю — «Бунтующий человек», «Миф о Сизифе»,
«Посторонний», «Чума».
Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм
Позитивизм как течение зародился в начале-середине ХIХ века в период бурного развития научного знания. Основателями позитивизма были французский философ Огюст Конт (1798-1857) и английский философ Герберт Спенсер (1820-1903). Основные идеи позитивизма: любая наука должна основываться на эмпирическом фундаменте (на экспериментах и наблюдениях, то есть на «позитивном знании» как физика и математика, достигшие в то время серьезных успехов), а не на спекулятивных умозаключениях. По мнению О.Конта, философия есть лишь обобщенное знание и поэтому она растворяется в науках, теряет свой предмет исследования. Она является вводной, подготовительной для науки об обществе (социологии), рассматривающей общество как целостный организм, а не как совокупность индивидов. Социология изучает социальные законы, законы прогрессивного развития общества, стабильности общественного бытия и факторы социальной гармонии. Эта наука разделена на две части: «социальную статику» и «социальную динамику». О.р.: «Курс позитивной философии», «Система позитивной политики».
Незадолго до опубликования фундаментального труда Ч.Дарвина «О происхождении видов» Спенсер умозрительно развил идею теории эволюции на основе борьбы за существование, сформулировав основные моменты эволюции: переход от простого к сложному, от однообразного к многообразному, от неопределенного к определенному. Его органическая теория общества предлагает вариант решения проблемы взаимозависимости и взаимодействия природно-биологического и социального начал в обществе. Прогресс общества он связывал с возрастанием роли социальных институтов, особенно государства. Спенсер глубоко проанализировал процесс социального распада, который связывал со снижением эффективности государственных институтов. О.р.: «Система синтетической философии».
В русле позитивизма в ХХ столетии развивались многие социологические концепции (структурный функционализм Т. Парсонса, Р. Мертона и др.).
Особенно сильное развитие позитивизм получил в середине ХIХ-начале ХХ века в естествознании (на основе философского поиска выдающихся физиков, таких как Э.Мах, В.Гейзенберг и других, философов-методологов, представителей логического позитивизма и аналитической философии: Рудольфа Карнапа, Бертрана Рассела, Людвига Витгенштейна и других.
Позднее
на основе критики позитивизма появились
новые направления методологии науки
(это работы К.Поппера, Т.Куна, С.Тулмина,
И.Лакатоса, П.Фейерабенда о моделях развития
научного знания, принципах верификации
и фальсификации знаний как основу доказательства
истинности или ложности положений науки,
идеях конвенционализма (в основании научных
знаний лежат произвольные утверждения,
выработанные на основе соглашения между
учеными, исходя из принципа удобства
и целесообразности), а также о парадигмах
научного знания).
Герменевтика (разъясняющий, истолковывающий с греч.)
Это
учение об интерпретации языка, текстов,
выяснения смыслов. Обретает философскую
самостоятельность в работах Ганса
Георга Гадамера (ученика Хайдеггера),
сформировавшего философскую герменевтику
как учение о бытии. В герменевтике понимание
— универсальный способ освоения человеком
мира, в него включается теория, опыт жизни,
опыт истории, опыт искусства. В понимании
истории первичны традиции. Язык — есть
основополагающая форма бытия, посредством
языка человек осуществляет себя. Разобраться
же в этом бытии, по мысли Гадамера, помогает
герменевтика. О.р.: «Истина и метод».
Антропокосмизм. Гуманизм
Владимир Иванович Вернадский — мыслитель энциклопедического склада, внесший вклад в развитие самых разных сфер научного знания, основатель целого ряда естественнонаучных направлений, в том числе учения о биосфере, выделил в числе факторов эволюции планеты жизнь, имеющей планетарные масштабы. В дальнейшем результаты исследований процессов жизни и понимание того, что живое стало серьезной геологической силой на Земле, а человек — самый мощный регулятор живых и неживых процессов способствовали созданию учения о ноосфере (сфера разума), показывающая, что коллективный человеческий разум способен регулировать развитие биосферы. Вернадский — один из основателей антропокосмизма, соединившего в себе природные и гуманистические начала человеческого развития. О. философская р. «Философские мысли натуралиста».
Русский космизм. Одно направление русского космизма связано с традицией всеединства, основания которой заложены в концепциях Соловьева, Булгакова, Бердяева, Федорова, Флоренского с их идеями о непрерывности эволюции и сочетании эволюции человека и космоса, вселенском человечестве как вершине эволюции космоса, о центральном положении человека в мире и истории, реализующем первичное божественное единство космоса, устремленного к всеединому обожению человечества, в том числе в сочетании духовной и технической стороны цивилизации. Это — русский вариант религиозно-философского космизма.
Другое направление формируется на основе научных концепций ХХ века, начиная с учения Вернадского, Константина Эдуардовича Циолковского, Александра Леонидовича Чижевского. Циолковский развил учение об освоении космоса как способа реализации активности человека, обосновал теорию космонавтики. Чижевский исследовал непосредственное влияние периодов солнечной активности и энергии Галактики на индивидуальную и социальную деятельность, доказал усиление в годы солнечной активности немотивированной агрессии.
Альберт Швейцер вошел в историю человеческой культуры как тип гуманиста-романтика, гуманиста-практика, сознательно посвятившего себя служению добру, основав больницу в Африке и посвятив этому всю жизнь. Его концепция всеобщего (абстрактного) гуманизма — переосмысление предшествующей традиции гуманизма. Этические основы обновления человека он видел в реализации принципа «благоговения перед жизнью», сохранения «жизни, которая хочет жить среди другой жизни». О.р. «Культура и этика».
Николай Константинович Рерих (1874-1947) — художник, писатель, ученый и общественный деятель, создатель мистического учения «Живая этика». Его деятельность была разноплановой и основана на принципах гуманизма и многомерности человеческого духа, возможностях психики человека.