Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций

Описание работы

Лекции по философским учениям с древнейших времен.

Работа содержит 11 файлов

Античная.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Документ Microsoft Word.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лк1.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Проблема бытия в антич. ф..doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Русская философия.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Современная философия.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

средние века.docx

— 19.23 Кб (Открыть, Скачать)

Темы рефератов.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Возрождения студ..doc

— 54.00 Кб (Скачать)

Философия эпохи Возрождения (XV-XVII вв.)

     Начиная с ХV века общественная жизнь в Западной Европе освобождается от религиозного и церковного влияния. Возрождаются традиции античной культуры, происходит расцвет науки и искусства. Поэтому эпоха Возрождения — достаточно сложный феномен западноевропейской культуры. Философия этой эпохи представляет собой набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, объединенных многими общими идеями, но не являющихся чем-то целым.

Основные  философские идеи эпохи Возрождения:

     1. В средневековье господствовал теоцентризм, в центре философских изысканий этой эпохи находятся два центра — Бог и человек.

     2. Философское мышление этой эпохи антропоцентрично (с греч. антропос – человек), то есть в центре философии находится человек (в античной — природа и человек не выделяется из нее, а в средние века — бог). Человек рассматривается  как высшая ценность, провозглашается тезис: Человек — творец себя и природы. Идеалом становится сильная, самостоятельная, разносторонне развитая, творческая, энергичная личность, воспетая в произведениях Франческо Петрарки.

     3. Понимание человека как творческой личности означает, что первостепенное достоинство человека способность творить (в средние века творить мог только Бог, а теперь получается человек-творец также могущественен, как и Бог).

     4. Эпоха Возрождения — это  художественно-эстетическая эпоха (а Средневековье — религиозная). На первый план выдвигается искусство и вместе с ним прекрасное, эстетическое (с греч.– относящееся к чувству), а не мораль как в Средневековье, и не наука, так как она слабо развита. Главным объектом искусства становятся человеческое тело, безмерное любование его красотой. И как следствие наблюдается расцвет живописи (Леонардо да Винчи, Микеланджело,Рафаэль Санти («Сикстинская мадонна»), Альбрехта Дюрера («Портрет молодого человека»).

     5. Гуманизм, имея длительную предысторию в античности и средневековье, складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Гуманизм (от лат. гуманос — человечный) — основывается на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие. Спор шел принципиальный — о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Основу человеческих отношений, считали гуманисты, составляют любовь, дружба, взаимоуважение, что не противоречит защите частного интереса и индивидуализма. Человечество состоит из людей и между индивидами нет полного сходства, как между их лицами, голосами, жестами, так и между их душами, нравами, склонностями.

     6. Формируется современная европейская система ценностей, культуры и цивилизации, ее основа идея индивидуальности (но термины «индивидуальность» и «личность» появились позже всего триста лет назад). Позже проявилась и обратная сторона индивидуализма — стремление к земному наслаждению жизнью, личному благу, проповеди эгоизма, что впоследствии привело к забвению идеалов Возрождения, гуманизма и отвержению высших идеалов человека во имя его личной корысти и низменных страстей, которая привела к социальным катастрофам ХХ века.

     Философия эпохи Возрождения  делится на 2 периода:

          1. ренессанс с  XV по XVI вв. Важнейшие представители: Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Мартин Лютер, Николай Кузанский, Никколо Макиавелли, Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Мишель де Монтень, Джордано Бруно;

          2. барокко и классицизм XVII в. – Леонардо да Винчи, Тихо Браге, Николай Коперник, Иоганн Кеплер, Галилео Галилей, Фрэнсис Бэкон, Рене Декарт, Блез Паскаль, Бенедикт Спиноза, Франсуа де Ларошфуко, Готфрид Лейбниц, Якоб Беме, Джамбаттиста Вико.

     1 период. Философия Ренессанса характеризуется отказом от авторитетов, обращением к опыту, доверием к собственному разуму, усилением интереса к натурфилософии. Философские системы эклектичны, поверхностны. В основном философов интересуют этические вопросы, а онтологические и гносеологические проблемы отступают на второй план или не включаются в круг философских проблем (как это было у Макиавелли, Роттердамского, Петрарки).

     Николай Кузанский из города Кузы на юге Германии (1401-1464) отличается от философов эпохи Возрождения мощью ума и глубиной проблем, которые он ставил. Как и большинство философов его времени, ориентировался на традицию неоплатонизма. Он отверг античный дуализм (у Платона, и у неоплатоников единое характеризуется через противоположность, также как у пифагорейцев единое противопоставляется многому, предел — беспредельному), утверждая, что единому ничто не противоположно. По Кузанскому, Единое — есть все, весь мир, а Бог есть единство всего, то есть «все в Боге», но в свернутом виде. Бог по своей воле развертывается в действительность и то, что получается в результате развертывания, уже не есть Бог. Эта действительность не содержит в себе противоположностей, а является такой, какова она и есть. Поскольку мир есть развертывание Бога, то мир вечен.  
Центр и окрестность космоса — бог, следовательно, мир не бесконечный, но и не конечный (нет пределов, между которыми он замкнут). Человек есть наиболее совершенная часть сотворенного Богом мира, так как включает в себя не только материальную, телесную природу, но и духовную, умственную. Поэтому человек есть микрокосм, то есть включает в себя все. Но не каждый человек есть микрокосм.

     Все глубже и всестороннее исследуется  природа человека в его социальном окружении. Работа «Государь» известнейшего мыслителя XV-XVI вв. итальянца Никколо Макиавелли (1469-1527) становится настольной книгой монархов Европы на протяжении нескольких веков. Основные размышления — роль личности правителя в истории, взаимодействие правителя и народа, тактика поведения правителя в разных политических ситуациях. Он отвергает божественный характер власти политика. Многое из его социально-психологических наблюдений остается верным и по сей день.

     В эту эпоху создаются первые концепции  гармоничного идеального справедливого и гуманного социального устройства. Особо выделяются работы Томаса Мора (1478-1535) «Утопия» («Нигдения», место, которого нет) и Томмазо Кампанеллы (1568-1639) «Город Солнца», породившие жанр социального философствования, названный утопией.

     В эпоху Возрождения бог еще  признается, Мартин Лютер (1483-1546) и Жан Кальвин (1509-1564) возглавили движение реформаторства за обновление веры, которое противопоставлялось официальной церкви и привело к расколу римской церкви и созданию новой разновидности христианства (протестантизма). Все это породило буржуазные преобразования в Европе и становление новой цивилизации, так как именно с протестантизмом мыслители XIX-XX веков связывали становление ядра современной европейской культуры. Смысл протестантизма — всякое благочестивое земное дело признается богоугодным (и потому способом спасения души), при этом одновременное усиление веры, нравственных установок (вместо церкви искренняя вера через молитвы, посты, пожертвования, паломничество).

     Джордано  Бруно (1548-1600) предлагает в основу понимания природы движущуюся материю, а не Бога и утверждает, что Вселенная бесконечна и вечна, существует бесчисленное множество миров.

     В науке этот подход развивается в  учениях Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630) и Галилео Галилея (1564-1642). На смену геоцентризму Аристотеля-Птоломея приходит гелиоцентризм, теперь центром Вселенной считается не Земля, а Солнце; что меняет всю структуру мировоззрения. Коперник получает вывод, что Вселенная неизмерима и безгранична. Кеплер, систематизируя астрономические данные, накопленные Тихо Браге, формулирует законы, описывающие движение планет. Галилей предполагает вращение Земли и с помощью первого телескопа открывает спутники Юпитера, формулирует принцип относительности, а также новые методы научного исследования и аргументации знания (опыт, эксперимент), Леонардо да Винчи (1452-1519) утверждает, что любое знание порождается в опыте и завершается опытом. С этих пор доказательством истинности знания служат не священные тексты, а опыт, эксперимент. Это привело к множеству открытий в разных областях науки, созданию механики Ньютона и других наук, формированию первой научной картины мира.

     2 период. ХVII век — эпоху барокко,  классицизма (позднее Возрождение) не без оснований называют «веком гениев». Достаточно вспомнить необыкновенный взлет философской мысли (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, Г.Лейбниц), расцвет литературы в стиле барокко и классицизма (Кальдерон, Корнель, Расин, Мольер), блестящую плеяду живописцев (Тьеполо, Рубенс, Ван Дейк), выдающихся музыкантов (Монтеверди, Перселл, Корелли).

     XVII век — это «век разума». Рационализм отразился в философии, искусстве, религии. Основой рационализма стало мощное развитие математического знания. Недаром «отцом» новоевропейской философии и культуры считается Рене Декарт (1596-1650) с его знаменитым тезисом «мыслю, следовательно, существую». Он занимается исследованиями в разных областях науки, предлагает познавать мир при помощи интеллектуальной интуиции (видения истины «внутренним» зрением) и дедуктивного метода познания, предполагающего движение в процессе познания от общего к частному. Основная философская работа: «Рассуждение о методе для хорошего направления разума и отыскания истины в науках» (1637).

     Завоевания «высокого Ренессанса» в виде поклонения разуму, обращения к нему как к «высшему судье» в познании, искусстве и делах человеческих не были утрачены «веком гениев». Философы продолжали борьбу с «идолами схоластики»: догматизмом, устаревшими авторитетами, формализмом и умозрительностью. Они ищут пути соединения философии и науки с жизнью, теории с практикой. Фрэнсис Бэкон (1561-1626) провозглашает: «Знание — сила». Он создает учение-утопию в «Новой Атлантиде», в которой все мыслимые и немыслимые блага обеспечиваются научно-техническим прогрессом. В своем труде «Новый органон» он намечает пути новой методологии научного познания, основанной на опытном знании и получившей название индуктивного метода, представляющего собой движение в процессе познания от единичного к общему. Индукция предваряется анализом (мысленное или опытное разделение на части исследуемого объекта).

     Завершенное воплощение декартова философия  получила в учении Бенедикта Спинозы (1632-1677). Основная работа «Этика» построена аксиоматически от общих определений к конкретным выводам о правилах поведения людей, принципах понимания и познания мира. Это учение о единой и всеобъемлющей субстанции (Бог растворяется в природе),  она есть причина самой себя, вечная во времени и бесконечная в пространстве. Она имеет бесконечное множество атрибутов и свойств; для человеческого познания два основных атрибута — протяженность и мышление. Отдельные объекты мира есть модусы все той же субстанции, связанные с ней и порожденные ею. Так решается диалектика единого и многого. Знаменитое выражение «свобода есть познанная необходимость», логически вытекает из его учения.

     Ренессанс передал XVII веку и «дух вольнодумства», получивший свое развитие в самых разнообразных формах.

     В философии в эту эпоху возник деизм, сводивший к минимуму функции бога и оставивший за ним в основном функцию «первотолчка». Многие мыслители охотно использовали деизм, не желая вступать в открытый конфликт с «агрессивным христианством». Дело в том, что в ожесточенной борьбе с Реформацией римско-католическая церковь широко использовала инквизицию, судебно-полицейский аппарат насилия над инакомыслящими, способствовала созданию специального Ордена Иисуса (иезуитов) для надзора за «чистой верой» и борьбы с ересью. Иезуиты нередко прибегали к услугам инквизиции. Начало XVII столетия было зловеще озарено костром на Площади Цветов в Риме, на котором был сожжен Джордано Бруно. В Тулузе на костре погиб философ-пантеист и вольнодумец Джулио Ванини. Позже иезуиты организовали процесс над престарелым Галилеем. По распоряжению Кальвина был сожжен на костре испанский мыслитель и врач Мигель Сервет. Костры горели по всей Европе. С их помощью пытались уничтожить свободу мысли, светскую культуру и научный прогресс. На кострах сжигали «еретические книги», но это не остановило прогресс культуры и распространение вольнодумства.

     Эпоха изобиловала контрастами, социальными катаклизмами (бесконечные религиозные войны, народные восстания и т.д.), напряженным динамизмом и неустроенностью человеческой жизни, обострением сословно-классовых противоречий, падением нравов. Культ разума и классицизма в науке, литературе и искусств привело к тому, что рационализм проникло и в христианство, породив иезуитский вариант религиозности. Против которого выступил Блез Паскаль (1623-1662) с его «религией сердца». Паскаль поставил вопрос о границах научности, противопоставив «доводы сердца» — «доводам разума», говорит о трагичности и хрупкости человеческого бытия и одновременно о достоинстве человека, кроющемся в акте мышления (человек — «мыслящий тростник»).

     Уже после смерти Паскаля, Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) противопоставит его трагическому видению мира свое удивительно оптимистическое мировоззрение, выразив его формулой «все к лучшему в этом лучшем из миров», его не разделяли другие мыслители этой эпохи Человек предстал как существо сложное, противоречивое и парадоксальное. Учение Лейбница о бытии как совокупности множества субстанций — монад (от греч. единичное, единое), которые есть далее неделимые, неизменные и вечные сущности (они порождаются и уничтожаются лишь сверхъестественной силой божества), потому они есть «истинные атомы природы». Но монады обладают не телесной, а духовной природой, причем, каждая из них есть средоточие всего мирового порядка. Внутренний порядок монад и мировой порядок обеспечивается принципом предустановленной гармонии.

Эпоха Просвещения.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Философия