Философия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций

Описание работы

Лекции по философским учениям с древнейших времен.

Работа содержит 11 файлов

Античная.doc

— 66.00 Кб (Открыть, Скачать)

Вопросы.doc

— 22.50 Кб (Открыть, Скачать)

Документ Microsoft Word.doc

— 45.00 Кб (Открыть, Скачать)

Лк1.doc

— 41.00 Кб (Открыть, Скачать)

Проблема бытия в антич. ф..doc

— 48.00 Кб (Открыть, Скачать)

Русская философия.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Современная философия.doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

средние века.docx

— 19.23 Кб (Скачать)

      Философия  средних веков (II-XIV вв.)

Средневековая философия  делится на: раннюю (II-VI вв. Квинт  Тертуллиан, Ориген); и позднюю, включающую западноевропейскую (Иоанн Златоуст, Авгу-стин Аврелий, Боэций, Пьер Абеляр, Фома Аквинский), византийскую (Максим Исповедник, Иоанн из Дамаска, Михаил Пселл, Леонтий Византийский), арабскую (Аль Фараби, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Хальдун) и русскую (Илларион, Нестор, Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Протопоп Аввакум, Нил Сорский, Симеон Полоцкий).

Средневековая философия  вошла в историю как религиозно-идеалистическая  философия, оторванная от земной жизни, усложненная и запутанная, погруженная  в бесплодное умствование, сознательно  рассматривавшая себя как "служанку теологии" (богословия). Её основ-ная  функция истолкование Священного Писания  и формулировка догматов Религия - это  не наука и не философия. В философии  все ставится под сомнение. Но есть определенное сходство религии и  философии (напр., тема бога не яв-ляется чуждой для философии Платона  и Аристотеля). И в религиозных  воззрениях, равно как и в любых  других воззрениях, всегда содержатся философские идеи.

Несмотря на идеалистический  характер средневековой философии, в это время продолжалось противоборство идей Платона и Демокрита в  виде противоборства двух традиций: сакральной (религиозной) и секулярной (свободной  от религии). И в этот период развивались  логика и техника рассуждений, оттачивались логические тер-мины и понятия, накапливались  различные знания о мире.  

Западноевропейская  средневековая философия (II-XIV вв.)

Основные библейские идеи философского значения:

1. Монотеизм (от  греч. монос один и теос бог). Философия средних веков ухо-дит  своими корнями в религии единобожия (монотеизм) и всевластия церкви. Бог един и уникален. Античному  признанию существования многих  богов, т.е. политеиз-му, приходит  конец. В основе христианского  монотеизма лежат два принципа: идея откровения и идея творения.

2. Теоцентризм: в  учении центральное место занимает  бог, то есть все сущест-вующее  определяет бог, а не природа,  космос как в античную эпоху.  Источник всякого бытия, блага  и красоты это Бог. Теоцентризм  по сравнению с космоцентризмом  усиливает личностное субъективное  начало, так как Бог рассматривается  как божест-венная живая личность. Платон и Аристотель называли  божественными космос, звезды (неличностное).

3. Креационизм (от  лат. creatio творение, созидание). Согласно  христианскому дог-мату, Бог сотворил  мир из ничего, сотворил актом  своей воли, хотя в философии  не считают, что из ничего  можно сделать нечто. В креационизме  философы ценят разви-тие идеи  творения, творчества. Демиург Платона  мастеровой, но не творец. Бог  Аристотеля также не творит, он  лишь созерцает сам себя.

Бог продолжает сохранять  бытие мира и руководит им. Если античные боги род-ственны природе, то христианский бог стоит над  ней. На место дуализма античной философии  приходит монистический принцип: абсолютное начало бог, все осталь-ное его  творение. Христианский бог недоступен для познания, но Бог открывает  се-бя человеку через веру в него и толкование его откровений считается  основным путем познания.

4. Вера. Средневековая  философия впервые разработала  проблематику веры. Ведь главным  в жизни средневекового человека  стала молитва, беззаветная вера  в Бога. Вера это безоговорочное, бездоказательное принятие существования  бога. Вера бывает разной, каждый  человек верит в то, что считает  ис-тинным. Вера это личностное  самоопределение человека, составная  часть его внутреннего мира. Библия  возвышает веру над интеллектом,  а в античности разум сводился  к интеллекту, враждебному вере. Вера становится способом обоснования  бы-тия и познания реальности "верю, даже если абсурдно" (Тертуллиан).

5. Знание. В средневековой  философии вопрос соотношения  веры и знания яв-лялся основной  гносеологической проблемой. Христианство  считает, что вся истина дана  Богом в Священном писании  - Библии. Поэтому знание это правильное  прочтение, толкование Библии. Таким  образом, происходит обращение  веры к знанию.

6. Духовность человека. В христианстве в библейских  текстах пересматривают-ся взгляды  на сущность и предназначение  человека: "Сотворим человека по образу и подобию нашему". Человек обладает тремя измерениями, а не двумя, как считали ге-нии античности (по Платону: душа это самодостаточная духовная субстанция и по Аристотелю душа как форма тела (осуществленность души). К первым двум до-бавляется дух, духовность причастность к божественному посредством веры, наде-жды и любви. И божественность души сочеталась с греховностью тела, внушенной дьяволом.

Социально-философская  позиция христианства известна гуманизм, любовь к ближнему, всеобщее равенство  и справедливость, отрицание богатства  и поощрение умеренности и  даже аскетизма. Ибо истинная жизнь  и цель земной жизни ее пре-одоление и вхождение в царство Божие.

В раннее средневековье (II-III вв.) философское учение христианства развива-лось в полемике с последователями  Платона. Мыслители (Тертуллиан (ок. 160-230), Ориген (184-254) не создали ф. систем, но наметили круг вопросов, кот. стали  основ-ными для хр. ф. (о боге, о  сотворении мира, о природе человека и его целях). Позднее (IV-VIII вв.) философские  разработки были продолжены отцами церкви (богословами), поэтому этот период был назван патристикой (от лат. patris отец). Центральные идеи патристики: положения об иерархическом упорядочении мира и взаимосвязи вещей. Обсуждаемые  проблемы: - троичность Бога и соотношение  меж-ду их сущностями (ипостасями); - природа  Христа - божественная, человеческая или  богочеловеческая; соотношение свободы  и благодати (это нетварная Божественная энер-гия, сила или действие, в котором  Бог являет Себя человеку); отношение  веры и разума.

Наиболее ярким  представителем патристики был Августин Блаженный (354 - 430 гг.), епископ гиппонский (в Сев. Африке). Он в сочинении "О  граде Божьем" обосновал, что церковь  должна быть посредником между Богом  и верующими. Цер-ковь является самой  высшей инстанцией в деле толкования божественной истины, по-этому содержание божественного откровения нельзя искать в священных текстах вне церковной  опеки. "Град Божий" это общность, основанная на "любви к Богу", до-веденной до "презрения к себе". "Град земной", в противоположность "Граду Божье-му", основан на "любви к себе", доведенной до "презрения к Богу". По Августину  церковь ("царство божье на земле" отличается от государства ("дом  дьявола" .

Идея поступательности движения от несовершенного "града  земного" к идеаль-ному "граду  небесному" как в личном, так  и в социальном планах оформилась в кон-цепции о возникновении, существовании  и исчезновении мира (эсхатологии). Эта идея стала провозвестником  идеи историзма, исторического времени, сформировав-шейся в Новое время  в европейской философии.

В западноевропейской средневековой философии (IV-XIV вв.) возник спор номи-налистов и реалистов, связанный  с проблемой единичного и общего, заостренной Ари-стотелем. Реализм  учение, согласно которому существуют (реальны) только уни-версалии (общие  понятия), а не единичные предметы (по Платону бытием обладают вечные идеи, а не чувственные вещи). Универсалии (это мысли в божественном разу-ме) существуют до вещей. И человек в  состоянии познать суть вещей (т.е. всеобщее понятие) при помощи веры и  разума (Эриуген, Аквинский). Номинализм учение, согласно которому общие понятия  только имена, полученные нашим умом путем аб-страгирования общих  для ряда вещей и явлений признаков, т.е. универсалии сущест-вуют после  вещей (Ансельм Кентерберийский, Уильям Оккам, Дунс Скот). Мы позна-ем вещи интуитивно, так как познание направлено на то, как нам являются отдельные вещи, а не на сущность вещи (умопостигаемое бытие). Характерная черта номина-лизма  ориентация на опыт (позднее эту  традицию перенимают Ф. Бэкон, Д. Юм, Д. Локк). Номинализм, подчеркивая приоритет  веры над знанием, практически-нравственного  начала над теоретическим, определил  развитие материализма в эпоху Возрождения  и экспериментально-математического  естествознания.

Концептуализм компромиссный  вариант, согласно которому существуют лишь отдельные вещи, а универсалии  не обладают самостоятельной реальностью  и получают ее в сфере ума в  качестве понятий (Пьер Абеляр).

Поздний период средневековой  философии вошел в историю  под именем схола-стики (от греч. scholastikos школьный, ученый; позже понималось в смысле "пустая словесная игра" . Наиболее авторитетным представителем этого периода стал Фома Аквинский (1225-1274). Его философия была признана официальной доктриной католической церкви и названа томизмом. Главная  его заслуга разра-ботка проблемы соотношения веры и разума в познании, позднее эта проблема стала центральной  в средневековой философии. Если ранние христианские философы счи-тали, что для познания истины достаточно верить, а разум лишь ведет к сомнениям и заблуждениям, и если Августин выдвинул формулу "верую, чтобы понимать пони-маю, чтобы верить", то Аквинский, развивая эту идею, обосновал возможность гар-монии веры и разума. Познавая единый предмет (бога и мир божий), вера и разум не исключают, а дополняют друг друга, имеют одинаковое право на существование, как созданные богом. Но вера все же выше разума. Ф. Аквинский разработал также рацио-нальные (мыслимые) доказательства существования бога.

Идея Аквинского о душе как нематериальной субстанции, находящейся во взаи-мосвязи с  телом и придающая ему индивидуальность стала предметом полемики меж-ду томистами и августинианцами, отстаивавшими  тезис о наличии нескольких суб-станциальных форм (душ) в человеке.

Темы рефератов.doc

— 37.50 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Возрождения студ..doc

— 54.00 Кб (Открыть, Скачать)

Эпоха Просвещения.doc

— 59.50 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Философия