Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 20:30, курс лекций
Лекции по философским учениям с древнейших времен.
Философия средних веков (II-XIV вв.)
Средневековая философия делится на: раннюю (II-VI вв. Квинт Тертуллиан, Ориген); и позднюю, включающую западноевропейскую (Иоанн Златоуст, Авгу-стин Аврелий, Боэций, Пьер Абеляр, Фома Аквинский), византийскую (Максим Исповедник, Иоанн из Дамаска, Михаил Пселл, Леонтий Византийский), арабскую (Аль Фараби, Ибн Сина (Авиценна), Ибн Рушд (Аверроэс), Ибн Хальдун) и русскую (Илларион, Нестор, Владимир Мономах, Сергий Радонежский, Протопоп Аввакум, Нил Сорский, Симеон Полоцкий).
Средневековая философия
вошла в историю как
Несмотря на идеалистический
характер средневековой философии,
в это время продолжалось противоборство
идей Платона и Демокрита в
виде противоборства двух традиций: сакральной
(религиозной) и секулярной (свободной
от религии). И в этот период развивались
логика и техника рассуждений, оттачивались
логические тер-мины и понятия, накапливались
различные знания о мире.
Западноевропейская средневековая философия (II-XIV вв.)
Основные библейские идеи философского значения:
1. Монотеизм (от
греч. монос один и теос бог).
Философия средних веков ухо-
2. Теоцентризм: в
учении центральное место
3. Креационизм (от
лат. creatio творение, созидание). Согласно
христианскому дог-мату, Бог сотворил
мир из ничего, сотворил актом
своей воли, хотя в философии
не считают, что из ничего
можно сделать нечто. В
Бог продолжает сохранять бытие мира и руководит им. Если античные боги род-ственны природе, то христианский бог стоит над ней. На место дуализма античной философии приходит монистический принцип: абсолютное начало бог, все осталь-ное его творение. Христианский бог недоступен для познания, но Бог открывает се-бя человеку через веру в него и толкование его откровений считается основным путем познания.
4. Вера. Средневековая
философия впервые разработала
проблематику веры. Ведь главным
в жизни средневекового
5. Знание. В средневековой
философии вопрос соотношения
веры и знания яв-лялся
6. Духовность человека.
В христианстве в библейских
текстах пересматривают-ся
Социально-философская позиция христианства известна гуманизм, любовь к ближнему, всеобщее равенство и справедливость, отрицание богатства и поощрение умеренности и даже аскетизма. Ибо истинная жизнь и цель земной жизни ее пре-одоление и вхождение в царство Божие.
В раннее средневековье (II-III вв.) философское учение христианства развива-лось в полемике с последователями Платона. Мыслители (Тертуллиан (ок. 160-230), Ориген (184-254) не создали ф. систем, но наметили круг вопросов, кот. стали основ-ными для хр. ф. (о боге, о сотворении мира, о природе человека и его целях). Позднее (IV-VIII вв.) философские разработки были продолжены отцами церкви (богословами), поэтому этот период был назван патристикой (от лат. patris отец). Центральные идеи патристики: положения об иерархическом упорядочении мира и взаимосвязи вещей. Обсуждаемые проблемы: - троичность Бога и соотношение меж-ду их сущностями (ипостасями); - природа Христа - божественная, человеческая или богочеловеческая; соотношение свободы и благодати (это нетварная Божественная энер-гия, сила или действие, в котором Бог являет Себя человеку); отношение веры и разума.
Наиболее ярким
представителем патристики был Августин
Блаженный (354 - 430 гг.), епископ гиппонский
(в Сев. Африке). Он в сочинении "О
граде Божьем" обосновал, что церковь
должна быть посредником между Богом
и верующими. Цер-ковь является самой
высшей инстанцией в деле толкования
божественной истины, по-этому содержание
божественного откровения нельзя искать
в священных текстах вне
Идея поступательности
движения от несовершенного "града
земного" к идеаль-ному "граду
небесному" как в личном, так
и в социальном планах оформилась
в кон-цепции о возникновении, существовании
и исчезновении мира (эсхатологии).
Эта идея стала провозвестником
идеи историзма, исторического времени,
сформировав-шейся в Новое
В западноевропейской
средневековой философии (IV-XIV вв.) возник
спор номи-налистов и реалистов, связанный
с проблемой единичного и общего,
заостренной Ари-стотелем. Реализм
учение, согласно которому существуют
(реальны) только уни-версалии (общие
понятия), а не единичные предметы
(по Платону бытием обладают вечные
идеи, а не чувственные вещи). Универсалии
(это мысли в божественном разу-ме)
существуют до вещей. И человек в
состоянии познать суть вещей (т.е.
всеобщее понятие) при помощи веры и
разума (Эриуген, Аквинский). Номинализм
учение, согласно которому общие понятия
только имена, полученные нашим умом
путем аб-страгирования общих
для ряда вещей и явлений признаков,
т.е. универсалии сущест-вуют после
вещей (Ансельм Кентерберийский, Уильям
Оккам, Дунс Скот). Мы позна-ем вещи интуитивно,
так как познание направлено на то,
как нам являются отдельные вещи,
а не на сущность вещи (умопостигаемое
бытие). Характерная черта номина-
Концептуализм компромиссный вариант, согласно которому существуют лишь отдельные вещи, а универсалии не обладают самостоятельной реальностью и получают ее в сфере ума в качестве понятий (Пьер Абеляр).
Поздний период средневековой
философии вошел в историю
под именем схола-стики (от греч. scholastikos
школьный, ученый; позже понималось
в смысле "пустая словесная игра"
. Наиболее авторитетным представителем
этого периода стал Фома Аквинский
(1225-1274). Его философия была признана
официальной доктриной
Идея Аквинского
о душе как нематериальной субстанции,
находящейся во взаи-мосвязи с
телом и придающая ему