Философия как особенная форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций

Описание работы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

Наиболее известным представителем украин­ской философии, развивающим позитивистское на­правление, был В.В.Лесевич (1837-1905), а идеи ма­хизма – П. П. Кудрявцев, который в книге «Очерки со­временного эмпиризма» писал, что на смену материа­лизму должен выступить эмпириокритицизм.

Развитие революционно-демократической позиции в философии Украины связано главным образом с имена­ми И.Франко, Л.Украинки, М.Коцюбинского. Например, Л.Украинка перевела «Развитие социализма от утопии к науке», а также ряд статей Ф.Энгельса. Надо отметить, что революционные демократы Украины не восприняли идеи К. Маркса о диктатуре пролетариата. Это были прогрес­сивные люди, борцы за счастье своего народа, за его на­циональное и социальное освобождение.

Материалистическое направление в философии в начале 20 в. и в совeтcкий период связано с интepпpeтaцией положений диалектического и иcтoрическогo материализма. Институт фи­лософии НАН Украины под руководством В.И.Шинкарчука разрабатывает актуальные философско-социологические про­блемы экологии, человека, мировоззрения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 10. Основы философского анализа общества.

1.              Философия и наука.

2.              Основные концепции философской методологии науки:

•                Позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм;

•              Неокантианство;

•              Структурализм;

•              Герменевтика;

 

Философия и наука

Решение проблемы "наука ли философия?" зависит от того, как мы понимаем науку и как оцениваем саму философию. Науку, как правило, отождествляют с системой истинного знания, но это явное преувеличение. Во-первых, основания любой науки (той же математики - символа научной строгости) являются весьма неопределенными, только принимаемыми в качестве истинных, но не доказанными в этом своем качестве. Они могут быть разными и даже альтернативными. Во-вторых, и на "верхних этажах" науки есть свои неоднородности: теории, содержащие противоречия, недоказанные теоремы, чисто гипотетические построения, спекулятивные прогнозы, парадоксы, жестко конкурирующие друг с другом идеи и концепции и прочие не строго научные образования. В-третьих, наука - это общественный институт, т. е. социальное пространственно-временное многообразие, заполненное людьми, их исследовательскими и иными ролями, в котором находится место всему, вплоть до заблуждений, предрассудков и слухов.

Философия в наше время тоже институционализирована. Удовлетворяет она и многим требованиям научности, таким, например, как системность, внутренняя самосогласованность, т. е. непротиворечивость, интерсубъективность, прогностичность и др. Но главное, чего нет у философии, но что есть у науки, - это доказательность. В философии, считают многие, можно лишь что-то опровергнуть, в частности посредством приведения к абсурду (reductio ad absurdum), но никогда - доказать. Можно согласиться в данной связи с У. Джемсом, видевшего в философии "коллективное имя для вопросов, на которые не получены ответы к удовлетворению тех, кто их поставил". Ядро научного знания, несомненно, составляет знание истинное, т. е. доказанное или принципиально (через конечное число шагов) доказуемое. Без доказательства, хотя бы принципиального, та или иная сумма знаний может быть названа наукой лишь "из чувства вежливости".

Не стоит, впрочем, огорчаться: не все то, что не наука, - плохо. Вот искусство - не наука, но в этом-то и заключена его прелесть. Философия, разумеется, не беспочвенна - она опирается на общечеловеческий опыт, на достижения и обретения других форм общественного сознания, включая науку. Но произрастает философия из сокровенной сути человеческой свободы. Нужно ли доказывать философии, если сама она никаких конкретных проблем не решает? Задача у нее иная - предлагать самые общие мировоззренческие, методологические и смысложизненные ориентиры для поиска таких решений и доказательств.

Вообще, связь между философией и наукой, на первый взгляд, довольно странная: как только что-то созревает для действительно научного, доказательного освещения, оно тотчас же выпадает из философии. Куда? В конкретную или специальную науку. Философия, таким образом, выступает в качестве прагипотезы (первой, изначальной гипотезы) человеческого мышления. Ее работа всегда пионерская, первопроходческая. Это первый и потому, наверно, такой несовершенный познавательный зондаж мира.

Исторически данная тенденция просматривается достаточно четко. Когда-то, скажем, психология была частью философии, философской дисциплиной. Но как только у не появились свои конкретно-эмпирические методы исследования, она стала вполне самостоятельной наукой, притом не только содержательно, но и организационно. Аналогичная ситуация и с логикой. Традиционная, аристотелевская, логика - область традиционного философского исследования. Современная же, или символическая, логика - это уже раздел математики, математическая дисциплина (с философскими вопросами логики).

Странной рассматриваемая связь является еще и потому, что она неоднозначна: различным философским школам и направлениям она представляется по-разному. Одни, как, например, экзистенциалисты, занимают откровенно антинаучную позицию. Для Хайдеггера, в частности, "измерение ценности философии идеей науки есть уже фатальнейшее принижение ее подлиннейшего существа". Другие же, например, позитивисты, прямо-таки преклоняются перед наукой, ее нормами и идеалами. Ныне такая позиция называется также сциентизмом.

Разумно, по всей видимости, было бы настаивать на союзе философии и науки, союзе, при котором философия критически и с мировоззренческой целью обобщает достижения и выводы конкретных наук, обогащая, расширяя и углубляя, вместе с тем их логико-методологическую и социально-аксиологическую культуру. Слишком резкие противопоставления философии и науки ни к чему хорошему нас не приведут. Можно и поспорить тут с Бердяевым, настаивающим на том, что "философия ни в каком смысле не есть наука и ни в каком смысле не должна быть научной". Пусть философия и не наука, но научной (ориентирующейся на науку, ее достижения, "гносеологические уроки") она может быть вполне. Не очень неправильно будет и сказать, что философия - это особая, или весьма специфическая, наука.

 

Основные направления  современной философской мысли

Современное миросозерцание человека конца 20 в. требует выработки целостного философского воззрения на мир, учитывающего традиции и новации в философии. Наш сложный «полифонический» мир требует и «кооперальной коммуникации» в философии, что и проявляется в создании Всемирной федерации философских обществ и в проведе­нии один раз в 5 лет философских конгрессов, на которых происходит обмен мнениями философов различных стран и регионов по актуальнейшим вопросам современности.

За последние годы прошли: ХVII-ый Всемирный философский конгресс в 1983 г. в Монреале (Канада) под общей тематикой «Философия и культура», ХVIII-ый в 1988г. в Брайтоне (Великобритания) по теме «Философское понимание человека» и, наконец, ХIХ-ый - в 1993 г. в Мо­скве по теме: «Человечество на переломном этапе: фило­софские перспективы».

Какие общие черты философского процесса совре­менности отразили эти конгрессы?

1.     Различные философские направления вступили в свое­образный диалог друг с другом с целью выяснения смысложизненных ориентиров. Все больше проявляет­ся интерес к совместному про ведению анализа проис­ходящих процессов, менее значимыми стали идеологи­ческие конфронтации. Марксистская философия в этом процессе выступила как одно из направлений мирового философского процесса, нацеленное на диалог с други~ ми философскими направлениями.

2.      Кардинальные социальные изменения в мире, приведшие по сути к однополюсному миру, усиливают развитие интеграционных процессов, а следо­вательно – прогностически-конструктивную функ­цию философии, направленную на выработку новых идей, осмысливающих тенденции превращения че­ловечества в целостную систему.

3.      Характерной чертой современной философии является плюрализм (множественность) философских школ, отражающих множество мнений и поиск множества пу­тей в решении сложных социальных проблем.

4.      Преобладающими направлениями являются идеа­листические школы, хотя сохраняются и ма­териалистические: диалектический и исторический материализм, научный материализм, эволюцион­ная теория познания.

5.      Усилился интерес к социальной философии, к пробле­мам развития современной цивилизации, роли науки в этом процессе, несколько усилился интерес к иррацио­нальным проблемам бытия.

В современной философии сохранили свое влияние философские модели мышления, сложившиеся в 40-е годы, а также возникли новые школы.

Paссмотрим некоторые направления современной философии.

Феменология (Э.Гуссерль - 1859-1938). Целью феноменологии является: построить науку о науке, наукоучение. Э.Гуссерль считал, что начинать изу­чение жизненного мира и науки следует с исследования сознания. Сознание - это основной предмет философии. Феноменология стремится выделить чистое, т.е. досимво­лическое сознание, или «субъективный поток». Главная характеристика сознания - направленность на внешние предметы. Человек как бы вносит в предметы внешнего мира смысл, но в познании он как бы не видит «смыслов», а изучает объекты. То есть мир наполнен смыслами созна­ния, через которые мы воспринимаем объекты бытия. Ока­зывается, что сознание в чистом виде - «абсолютное Я» ­как бы конструирует мир, внося в него «смысл».

Позитивизм. Возникший в 20-е годы 19 века по­зитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) эволюционировал через махизм (Э.Мах, Р.Авенариус), неопозитивизм 20-30х гг. (М.Шлик, Б.Рассел, Л.ВитгенштеЙн) к постпозитивизму (И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд) и критическому рационализму (КЛоппер, У.Бартли). для позитивизма вообще характерен мировоззренческий скептицизм, стремление объявить все фи­лософские вопросы «псевдонаучными> .. Очищению филосо­фии способствует «верификация», или опытная проверка зна­ний. Карл Поппер, например, выдвинул тезис о том, что фак­ты не могут подтверждать ни одно положение, но могут их опровергать (фальсифицировать). Эroт принцип приводит к отрицанию объективной истины, замене понятия истины «оп­равданностью». КЛоппер сомневался в способность челове­ческого разума, и его критицизм «сползает» в иррационализм.

Экзистенциализм. Возник в 20-е годы 20 века. Обычно различают христианский экзистенциализм (К. Ясперс, Г.Марсель) и атеистический экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж. П.Сартр, А.Камю и др.) Важнейшим во­просом этой философии является вопрос о соотношении сущности и существования.

Сущносmь – это эмпирическая действительность, мир фактов, явлений природы и общества. Они являются чем-то вторичным, производным от существования.

Сущесmвованuе – это человеческое самосознание. «Существовать - значит быть мыслимым». По выражению Г.Марселя, существование никогда не будет объектом. Оно представляет собой лишь род чувства, Т.е. человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже опреде­ляет себя в мире.. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость. Нам кажется, что мир рационален, что есть некие законы мира, на самом же деле мир абсурден, бессмыслен, как и вся человече­ская жизнь. Центральное место в экзистенциализме зани­мает вопрос о конфликте личности и общества, отчуждении человека. Сознание человека свободно, и он свободен в своем выборе от требований общества. Но часто он свобод­но выбирает несвободу.

В чем сущность человека? Она - в особом способе жизни, существовании в страхе, в осознании начала и конца (рождение и смерть). Поэтому существование человека ­это «бытие для смерти» (Хайдеггер). Это пессимистическое направление, хотя, например, Ж.П.Сартр утверждает, что экзистенциализм - это гуманизм.

Герменевтика. Гермес – в древ. греч. мифологии изобретатель языка, письменности, вестник воли богов. Воля богов часто изображалась аллегорически, в сжатой форме, в изречениях оракулов, которые надо было расшифровать, вы­яснить их скрытый смысл. Герменевтика и стала означать искусство толкования полученного «свыше» знака, изречения. Основателем герменевтики нового времени явил­ся Ф.Шлейермахер (1768 - 1834), позднее – крупнейшим авторитетом в области герменевтики стал В.Дильтей (1835 ­1911), в современных условиях – Г.Гадамер.

Предметом философии должны быть тексты, ко­торые для субъекта выступают объективной реальностью. Текст оказывается самостоятельным и по отношению к ав­тору и по отношению к среде его эпохи. Поэтому задача герменевтики состоит в выяснении возможных ин­терпретаций текстов, Т.е. не в репродукции старого смысла, а в производстве нового смысла на базе старого текста. Герменевтика связана и с логикой, и с аналитической фи­лософией. Гадамер говорит о языке как о важнейшем усло­вии упорядочения связи событий в нашем понимании.

В кратком пособии невозможно дать характеристику таким направлениям, как прагматизм, философия психоана­лиза, философская антропология, биоэтика; структурализм. Студенты самостоятельно знакомятся с ними, используя учебники и учебные пособия.

Мы же отметим, что в наше неспокойное, бурное социальными  событиями время усиливается значение и влияние религиозной философии, ее школ, таких как персонализм, христианский эволюционизм, неопротестантизм и неотомизм.

Наиболее влиятельна религиозно-философская школа неотомизма. (Жильсон – 1884 – 1978 гг., Мариreн - 1882-1973 гг.) Главные принципы этого направления вос­ходят к Фоме Аквинскому. Это единство веры и знания, науки и религии; признание двух истин: веры и разума; превосходства теологии над философией. Исходным принципом неотомизма является утверждение, что мир создан богом. Материальный мир делится на мир физический, телесный, преходящий и на мир бессмертный, мир чистых и неизменных сущностей. Помимо этого существует. особый божественный мир. И процесс познания включа­ет также 3 ступени: чувственную, рациональную и ступень божественного откровения. В неотомизме отстаивается принцип двойственности истины. Есть две истины - истина научная и истина божественного откровения. В последние годы наблюдается сближение неотомизма с достижениями науки (Б. Лонерган, «Метод в теологии»). И святое писание и святое предание - это якобы не посылки для выводов тео­логов, а материал для дальнейшего исследования.

Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания