Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 10:52, курсовая работа
В центр философского процесса выдвинулись вместе с такими течениями, как неопозитивизм, экзистенциализм и др., новые проблемы. Но рядом с ними сохранили свои позиции и некоторые традиционные школы, продолжившие отдельные направления философии прошлого (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и др.), хотя и здесь многое подвергалось обновлению под влиянием требований времени, определяемых как новыми социальными условиями, так и переменами в научном сознании. Таким образом, на всем протяжении завершающего столетия сталкиваются идейные течения.
Введение 2
1. Особенности формирования и развития философии ХХ века. 3
2. Проблема человека в философии экзистенциализма и персонализма. 11
3. Религиозная философия ХХ века. Неотомизм. 19
4. Позитивизм и неопозитивизм. Культ научно-технического разума в ХХ веке и его противники. Сциентизм и антисциентизм. 28
5. Основные понятия 37
Заключение 39
Список использованной литературы 41
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ГОУВПО «ВГТУ»)
Кафедра
философии
по
дисциплине «Философия»
Тема:
«ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ФИЛОСОФИИ ХХ ВЕКА»
Выполнил студент гр. ТМ-091з
Воронеж 2011
Содержание
Введение | 2 | |
1. | Особенности формирования и развития философии ХХ века. | 3 |
2. | Проблема человека в философии экзистенциализма и персонализма. | 11 |
3. | Религиозная философия ХХ века. Неотомизм. | 19 |
4. | Позитивизм и неопозитивизм. Культ научно-технического разума в ХХ веке и его противники. Сциентизм и антисциентизм. | 28 |
5. | Основные понятия | 37 |
Заключение | 39 | |
Список использованной литературы | 41 |
Введение
ХХ век - время испытаний и перемен во всех сферах общественной жизни, изменилась окружающая человека среда, изменилось мировосприятие человека, что не могло не найти своего отражения в философии.
В нашем столетии переход от классической науки XVIII-XIX века к современной-неклассической совпал по времени с аналогичным сдвигом от философской классики XIX века к неклассической философии ХХ века.
В центр философского процесса выдвинулись вместе с такими течениями, как неопозитивизм, экзистенциализм и др., новые проблемы. Но рядом с ними сохранили свои позиции и некоторые традиционные школы, продолжившие отдельные направления философии прошлого (неокантианство, неогегельянство, неотомизм и др.), хотя и здесь многое подвергалось обновлению под влиянием требований времени, определяемых как новыми социальными условиями, так и переменами в научном сознании. Таким образом, на всем протяжении завершающего столетия сталкиваются идейные течения.
Важным моментом в ряде
Непредвзятый
и свободный от идеологических оценок
анализ философии XX века показывает; что
философское знание этого столетия
проделало значительную эволюцию, которую
можно охарактеризовать рядом отличительных
признаков. В качестве первой можно назвать
отход философии от узкого, преимущественно
рационалистического философствования,
как правило, ориентированного на определенные
политические взгляды и религиозные (атеистические)
убеждения. В течение столетия самые разные
философские направления и школы переходят
к философствованию всё более плюралистическому
и толерантному, основанному на принципах
встречи или диалога, не отвергающему
философских теорий, основанных на нетрадиционных
для европейской философии принципах,
будь то творческая интуиция, эзотерическое
знание, концепция чувствования и многое
другое.
1.Особенности
формирования и развития
Философия XX века существенно пополнила свой теоретический потенциал, поставив и позитивно разрешив такие принципиально важные вопросы , как соотношение между знанием и пониманием (на основе чего возникает герменевтика или учение о понимании и истолковании), между знанием и оценкой (что способствует оформлению аксиологии как специфической части теории познания), наконец, между знанием и истиной, решая эту проблему на основе научных данных, полученных естествознанием XX в. Это продвинуло философию вперед не только в традиционной области — теории познания или гносеологии, но и помогло найти новые исследовательские поля, что позволило создать принципиально новые концепции изучения различных явлении — например, понимающую социологию, эвристику, интегративный подход.
Особенностью философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи передового класса и передовой философской теории. Особенно жестко эти позиции проводились в странах социалистического лагеря, и. прежде всего, советскими философами, послушно выполнявшими указания всемогущего партийного аппарата.
На протяжении десятков лет живущие в социалистических странах исследователи не имели .возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды "основоположников марксизма" и партийные документы. Монопольное право на истину принадлежало советской философии, из СССР раздавались оценки трудам других философов. Работы Ж.-П. Сартра или М. Хайдеггера. П. Фейерабенда, Фанона — это были труды "агентов и слуг империализма" или "ревизионистов", "мистиков" или "шарлатанов" И понадобилось немало времени для того, чтобы, хоти бы внешне, произошло "освобождение духа" и исследователи избавились от идеологических штампов и клише времен холодной войны. Не были свободны и западные философы в своей оценке работ советских исследователей, чаще всего упрекая их за излишний догматизм и плохое знание современной философской литературы. Только с начала 90-х гг. пошел процесс взаимного узнавания, результаты которого в трудах по философии еще только начинают сказываться.
В
XX веке философия все дальше отходит
от вульгарного и грубого
Безусловно, на первый план в характеристике века необходимо поставить науку, которая достигла больших высот, практически во всех областях научного знания. Изучая космос и элементарные частицы, биосферу и гены, человечество в целом и его многочисленные культуры, — везде наука XX века совершила новые открытия, революционизировавшие все научное знание. Созданы десятки новых наук, значение которых еще только раскрывается: кибернетика, экология, генная инженерия, синергетика и многие другие. Наука двадцатого века в своем абсолютном большинстве неразрывно связана не столько с тайнами природы или человеческого бытия, сколько с военно-техническими разработками, поэтому запасов вооружения сегодня хватит, чтобы уничтожить не только все живое, но и саму планету Земля.
Философия XX века сформулировала целый ряд новых для философии проблем (техника и человек, человек и природа, глобальное моделирование). Эти новые проблемы требуют теоретического разрешения, поэтому вслед за философским вопрошанием возникают в XX веке ряд новых наук, у истоков которых стояла философия. Математическая логика и математическая лингвистика, экофилософия и биосферная концепция культуры в данном случае могут выступать как примеры рождения философией новых исследовательских полей, обладающих не только большими эвристическими возможностями, но и имеющими непосредственный выход на практическую деятельность современного человека.
Для философского знания XX века характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека, опираясь не только на позитивистские и марксистские взгляды, но и философские традиции христианства, буддизма, школ солипсизма и интуитивизма, экзистенциализма и других направлений, которые в начале XX века третировались как ненаучные, мистические и реакционные. В свою очередь, наиболее авторитетные представители этих философских направлений находят в позитивистских и материалистических работах такие положения, которые помогают более глубоко и разносторонне понять сущее человеческого бытия.
Такое
отношение к исследуемым
Философия
XX века открывает и разрабатывает
новые области
Философия XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну, это проблема выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса философии в чем смысл жизни и предназначение человека.
В отличие от предыдущих эпох и даже от начала XX века современная философия не навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в последней инстанции. Она научилась быть толерантной и не наказывает за инакомыслие, более того философия конца XX века предоставила человеку свободу в выборе своего мировоззрения Однако это возлагает и ответственность за выбор мировоззрения на плечи самого человека Современный человек свободен в своем выборе, но он обязан понимать и всю меру ответственности за будущее планеты и судьбы всего человечества.
В целом можно сказать, что в XIX и XX веках многие идеалы и ценности Просвещения оказались либо нереализованными, либо существенно искаженными. Так, в XIX веке экспансия ценностей западного мира на другие континенты осуществлялась не посредством просвещения и воспитания, как это предполагалось, но с помощью грубого навязывания и насилия. В XX веке имели место две мировые войны, чудовищные по масштабам бедствий, отмеченные варварским истреблением людей, сделавшие сомнительной саму мысль о гуманизме. Помимо этого, человечество прошло через многие другие события и испытания, глубоко изменившие жизнь и мироощущение людей. Два из них заслуживают особого выделения, поскольку именно они по-особому объясняют феномен постмодернизма.
Первое из них-экономический кризис 30-х годов XX века. Это потрясение вызвало к жизни фашизм, который в свою очередь породил Вторую мировую войну. В то же время оно существенно изменило характер капиталистического производства. Реальная опасность социально-экономической и политической катастрофы заставила господствующий класс пойти на серьезные уступки и коррективы. Благодаря этому производство перестало существовать лишь ради производства, его непосредственной целью становилась не только прибыль, но и потребление, которое теперь охватывало большинство населения. Новая ситуация объективно вела к снижению остроты прежних социальных противоречий и конфликтов, она создавала вполне приемлемые для человека условия существования, распространявшиеся на две трети общества. Если бы не разразившаяся война, то последствия новой ситуации заявили бы о себе уже в 40-е годы. Война отодвинула на 50-е годы в США и на 60-е годы в Европе возникновение так называемого общества потребления. Именно общество потребления, основанное на принципе удовольствия, составляет один из главных устоев постмодернизма.
Информация о работе Особенности формирования философии 20 века