Философия как особая форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 22:22, контрольная работа

Описание работы

Философия изучает наиболее общие законы природы. Категории фило¬софии по Платону: мудрость и разумность.
Мудрость—не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и ве¬дущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.

Содержание

Введение.
I. Философия как особая форма общественного сознания.
II. Мифология и религия—важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
III. Предмет философии и его изменения.
IV. Современные функции философии в обществе.
V. Философия и мировоззрение.
VI. О соотношении материального и идеального в философии как ос¬новной вопрос философии.

Работа содержит 1 файл

Философия -лекции.doc

— 249.50 Кб (Скачать)

Введение.

  1. Философия как особая форма общественного сознания.
  2. Мифология и религия—важнейшие предпосылки к возникновению философского сознания.
  3. Предмет философии и его изменения.
  4. Современные функции философии в обществе.
  5. Философия и мировоззрение.
  6. О соотношении материального и идеального в философии как основной вопрос философии.

 

  1. Платон: Философия—это тот предмет, который помогает понять разумно устроенный мир.

Философия изучает  наиболее общие законы природы. Категории  философии по Платону: мудрость и разумность.

Мудрость—не мёртвое знание, а действие, основанное на знании и  ведущее к благу. Платон разграничил мудрость и разумность.

Разумность—действие со знанием  дела.

Философия имеет свою точность, меру, доказательность. Она объективна.

Аристотель: философия—мышление о мышлении (абстрактное и научное).

Гегель: философия—целая  эпоха, но схваченная в мысли.

Философия имеет основной вопрос—отношение к бытию.

  1. Занятия по философии впервые начались у варваров: у персов были маги, у вавилонян—халдеи, у индийцев—минософисты: презирали смерть, говорили о вечной жизни.

Халдеи занимались астрологией и предсказаниями.

Маги занимались жертвоприношениями и молитвами, им предписывается сочинение о справедливости и вере.

Элементы структуры философии:

  1. Мифология.
  2. Магия.
  3. Колдовство, ведовство.
  4. Религия, а также зачатки наук в виде медицины, астрономии, физики, механики и пр.
  5. Географические сведения.
  6. Обряды и культы.
  7. Начало письменности.
  8. Первые представления о происхождении мира, человека  и его истории.

5)-7)—зачатки  философии.

 

Выводы для первобытного сознания: преобладание эмоций над  рациональным, алогичность мышления, антропоморфные объяснения мира (по аналогии с человеком), склонность оживотворять и одушевлять окружающий мир и всё мироздание, олицетворение явлений природы и объяснение их сверхъестественными силами, отсутствие противопоставления сознания и материи, человека и природы, мифологизм и религиозный характер сознания человека и первобытного общества.

 

Мифы—своеобразные формы  выражения духовной сущности народов на ранних этапах их истории: это выражение общечеловеческой мудрости по Платону.

Основные черты мифов:

  1. Представления о связи природных сил и человеческих коллективов.
  2. В мифах происходит олицетворение природных сил и способов человеческой деятельности.
  3. Мифологическое мышление оперирует только образами, а не понятиями.
  4. Мифы воспринимаются людьми как предания, не подлежащие сомнению.
  5. Человек, его жизненный путь предписывается божественной судьбой, роком.

 

Религия—связь человека и Бога, особая форма общественного сознания, которая строит своё мировоззрение на вере в существование сверхъестественных сил. Религия отражает чувства людей. Она развивает духовно-этический идеал общества, формирует идейно-нравственные ценности общества.

Философия возникает  из религиозных источников, но на интеллектуальной основе.

Декарт: ”Общества  отличаются тем, как в них философствуют”.

 

  1. Составляющие философии:
  1. Развивающиеся отношения сознания и материи.
  1. Всеобщие отношения между материей, сознанием, пространством и временем.
  2. Всеобщие отношения в духовной сфере.
  3. Общие законы природы, общества и человеческого мышления.
  4. Объективные законы общества и их отражение в сознании людей.
  5. Учение о духовной активности человека.
  6. Она берёт на себя проблемы эпохи.
  7. Воспитывает чувства гражданственности человека.
  8. Формирует систему принципов, которым следует человек.

 

  1. Функции философии:
  1. Мировоззренческая (философское мировоззрение вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём человека).

Философское мировоззрение—система  жизненных установок, отношение человека к другим людям; система идеалов, нравственных ценностей; духовный каркас личности общества.(”Разум засоряет чистоту инстинктов!!!”))

  1. Гносеологическая.(Раскрывает законы развития познавательной деятельности, исследует формы движения мышления к истине, исследует пути и средства проверки полученных знаний.)
  2. Интегративная. (Синтетическая функция в науке и обществе, здесь осуществляется постановка новых проблем на стыке разных сфер человеческой культуры.)
  3. Критическая. (Аналитическая исследовательская функция, она связана с анализом путей познания и действия людей.)
  4. Ценностно-регулятивная. (Ансеологическая функция, состоящая в соотнесении целей и путей познания и действия и социально-этической оценки.)
  5. Методологическая. (Она вырабатывает общий метод познания, требования к мыслящему субъекту, ориентации этого субъекта на преобразования действительности; два метода—диалектика и метафизика.)

 

  1. (пропустить; будет разобран на семинаре)

 

  1. Основной вопрос философии—его история.

Фрэнсис Бекон—вопрос об усилении власти человека над природой.

Руссо—вопрос  о социальном неравенстве и путях  его преодоления.

Вельвеций—вопрос  о сущности человеческого счастья.

 

 


 

 

Античная философия. Исторические типы философии.

  1. Особенности развития науки и философии Древней Греции.
  2. Миецкая философия.
  3. Античная диалектика Гераклита.
  4. Философская школа элеатов.
  5. Демокрит и античная атавистика.
  6. Философия Сократа.

 

  1. Античная—греческая, а потом и римская.

Существование—6 век до н. э. –6 век н. э.

Периоды:

  1. Зарождение и формирование (6 век до н. э. ).
  2. Зрелость и расцвет (5-4 век до н. э.)
  3. Закат греческой и римской философии (3-1 век до н. э.)
  4. Гибель римской империи (1-5 век н. э.)

 

Литература  сохранилась плохо. Лучше 3-4 период (Платоновская академия)

Большое значение возникновению античной философии сыграла Иония—западная часть полуострова Малая Азия (12 полисов-городов).

Иония была представлена миецкой философской школой и  философом-одиночкой Гераклитом (Тёмным).

Миецкая философия  была протофилософией, состоящей из мифов, мифологии и т. д.

Однако они  искали элементарные частицы. Философы: Фалес, Максимед.

 

  1. Чанышев ”Курс лекций по элементарной философии”.

 

  1. Родина—эфес, принадлежал к царскому роду, но умер в горах в хижине.

Главное его  произведение—о природе (о Вселенной, о государстве, о Боге—три части). От его произведений дошло 130 фрагментов, но понять его сложно, т. к. речь наполнена метафорами, сравнениями  и  мифологизмами. Основное место у него занимает логос.

Родоначальник стихийной древнегреческой диалектики и стихийного материализма. Направление, возглавляемое Гераклитом, сыграло важную роль в развитии материализма и диалектики.

По Гераклиту: Огонь—основа всего мира. У Гераклита  огонь более подвижен, и он его сравнивает даже с золотом.

В целом философия Гераклита способствовала превращению мифологического мировоззрения в философское. Его огонь вечен и божественен. Космос по Гераклиту не вечен, он сгорает.

” Этот мировой  пожар не только физическое, но и  нравственное явление: он всех рассудит”.

В этом заключается огне логос Гераклита. Душа человека—метаморфоза огня. Огненный компонент души—её логос, т. е. разумное слово.

Душа обладает самовозрастающим логосом, будучи огненной.

Гераклит: всё абсолютно  изменчиво (главный принцип). Весь мир—река. Поэтому Гераклит—родоначальник стихийной диалектики.

 

Пифагорейцы, наоборот, говорят, что всё вечно повторяется.

Гераклит не отрицал устойчивость вещей, но она возможна, т. к. вещь сама себя воспроизводит. Вещь воспроизводится  в результате борьбы противоположностей в ней. Эта борьба—главный закон мироздания.

Счастье—умение размышлять, говорить правду.

Самые достойные предпочитают славу смертным вещам. Народ должен бороться за закон, как за свои стены.

 

  1. Философская школа элеатов—новый шаг в развитии древнегреческой философии, особенно в учении о субстанции.

У ионийцев субстанция ещё физична, у пифагорейцев—математична, у элеатов—философична.

У элеатов субстанция—бытие всего.

Важна постановка вопроса  о соотношении мышления и бытия. Поэтому именно здесь, в Элее, протофилософия станет философией. Организовал эту школу Ксенофан. Он впервые высказал мысль, что боги—творение человека. Ксенофан скрыл антропоморфные корни религии. Бог Ксенофана не подобен людям ни телом, ни мыслью. Бог Ксенофана—чистый ум—он не физичен, у него нет телесной силы, его сила в мудрости. Философ с точки зрения Ксенофана более полезен для общества, чем олимпийский чемпион. Бог Ксенофана—космический философ, он неподвижен. Такой богофилософ всем правит одной лишь силой своей мысли, он един. Ксенофан оказывается пантеистом. Философия Ксенофана ещё остаётся на уровне протофилософской ступени. Его мировоззрение идеалистично и метафизично. Ксенофан обесценивает чувственную ступень познания. С его точки зрения ощущения ложны. У него истина—случайность. Ксенофан с помощью догадки пытается решать проблемы. Истина—продукт человеческих исканий.

 

Парменид—жил в Элее, разрабатывал законы. Главное сочинение—философская  поэма о природе. Он учил о неизменности бытия. В центре внимания вопрос об отношении бытия и небытия и вопрос об определении бытия и мышления.

Обе проблемы могут быть решены разумом, но на пути решения  их могут быть ловушки (ошибки).

” Бытие и небытие не тождественны. Бытие существует, а  небытие не существует”.

Он вводит подлинное доказательство своему тезису:

Небытие не существует потому, что его невозможно ни познать, ни выразить словами, потому что его нет—невыразимо словами и немыслимо. Парменид признаёт существующим то, что мыслимо и выразимо, что составляет предмет мысли.

второе доказательство: Небытие не существует потому, что оно немыслимо. А немыслимо оно потому, что сама мысль о небытии делает небытие бытиём в качестве предмета мысли, а этого допустить нельзя. Если мысль о небытии существует, то существует и то, что мыслится мысль о небытии. А это уже бытие.

Короче—Парменид не прав. Одно дело мысль о предмете, а другое—сам предмет.

Развитие по Пармениду—если небытие не существует, то бытие едино и неподвижно, т. к. разделить бытие на части может  только небытие, а его нет.

Зенон—ученик  Парменида, о его жизни ничего не известно. Аристотель назвал Зенона изобретателем субъективной диалектики. Рассуждения Зенона называются эпихейрема—краткое умозаключение, и апория—безвыходное положение. Зенон признавал реально  существующим лишь единое и неподвижное бытие, а множественность и движение не могут мыслиться без противоречий.

Бесконечное деление  пополам—доказывает явления о движении. Суть этой апории—тело не может  сдвинуться с места, т. е. начать движение, и не может закончить его. Т. е. не может быть перехода к движению и наоборот, т. к. предмет, движущийся к цели, должен пройти ½ пути к ней, а чтобы пройти его ½, надо пройти ещё ½ и так до бесконечности. Тогда тело не может достичь цели. Зенон движение представляет как сумму прерывных отрезков—это ошибка.

Вторая апория—Ахиллес и черепаха—нельзя пройти в конечное время бесконечное число половинных путей (невозможность движения).

Третья апория (стрела)—летящая стрела покоится, т. к. в любой момент времени стрела занимает место, равное ей по величине. Та же ошибка, что и раньше.

Элеаты осмысливают  понятие бытия:

  1. Бытие есть, небытия нет.
  2. Бытие едино и неделимо.
  3. Бытие познаваемо, а небытие нет.

 

 

  1. Демокрит был предан науке.

Отец был  богат, но Демокрит промотал состояние. Демокрит известен как философ Смеющийся в отличие от Гераклита Плачущего. Около 70 сочинений.

Информация о работе Философия как особая форма общественного сознания