Анализ форм общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 23:43, контрольная работа

Описание работы

Цель работы — рассмотреть проблему общественного сознания в философии, его формы. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды и представления людей, политические, правовые, моральные и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….. 3
Философия политики………………………………………………………………..5
Философия права…………………………………………………………………..12
Философия науки ………………………………………………………………….16
Философия искусства……………………………………………………………...22
Философия религии………………………………………………………………..28
Философия образования…………………………………………………………...32
Философия экологии………………………………………………………………35
Философия экономики …………………………………………………………….44

Заключение…………………………………………………………………………….51
Список используемой литературы……………………………………………………53

Работа содержит 1 файл

на закачку.doc

— 268.50 Кб (Скачать)

        Оглавление:    

        Введение……………………………………………………………………………….. 3 

  1. Философия политики………………………………………………………………..5
  2. Философия права…………………………………………………………………..12
  3. Философия науки ………………………………………………………………….16
  4. Философия искусства……………………………………………………………...22
  5. Философия религии………………………………………………………………..28
  6. Философия образования…………………………………………………………...32
  7. Философия экологии………………………………………………………………35
  8. Философия экономики …………………………………………………………….44
 

           Заключение…………………………………………………………………………….51 

           Список используемой литературы……………………………………………………53 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение 

  Общественное  сознание представляет совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений в  которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением бытия, так как сознание возможно как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь только тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание. Общество и есть материально-идеальная реальность.

  Сознание  – это высшая, свойственная только человеку форма отражения  объективной действительности, способ его отношению  к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание состоит из чувственных образов, предметов являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупность ощущений, запечатлённых в памяти, и обобщений созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.

  Цель  работы — рассмотреть  проблему общественного  сознания в философии, его формы. Общественное сознание — духовная жизнь общества: взгляды  и представления  людей, политические, правовые, моральные  и другие теории. Общественное сознание определяется общественным бытием. Оно формируется социальными связями и отношениями, и его содержание всеобще.

  Задача  философии — дать методологический ключ к познанию тех  процессов, которые  происходят в сознании конкретных обществ. Чтобы эту задачу выполнить, философия должна создать некую идеальную модель общественного сознания, исследование которой и позволяет выработать методологические принципы подхода к его научному анализу. Общественное сознание является сложным, структурным явлением, состоящим из множества элементов, каждый из которых имеет свою специфику.

  Сознание  и бытие — наиболее общие философские  категории, трактовка  которых зависит  от решения основного  вопроса философии. Общественное бытие  и общественное сознание — две взаимосвязанные  стороны жизни  общества. Общественное бытие — это экономическая, материальная жизнь людей — производство материальных благ и те отношения, в которые вступают люди в процессе этого производства, а общественное сознание — отражение общественного бытия.

  Таким образом, сознание —  функция социальной системы, ее необходимый момент. Общество воспроизводит сознание в качестве элемента, очень важного для его существования. В результате сознание одновременно и условие существования общества, и обусловлено им.

  Для того чтобы иметь  представление о структуре общественного сознания, необходимо выделить элементы его структуры. Обычно выделяют следующие уровни — обыденное и теоретическое сознание, общественная психология и идеология, а также формы общественного сознания, к которым относятся политическое сознание, правосознание, мораль (нравственность), религия, искусство (эстетическое сознание), наука и философия. Сравнительно четкое разграничение форм общественного сознания можно проследить на его теоретико-идеологическом уровне, а на его обыденно-психологическом уровне такой четкости уже нет. 
 
 
 
 
 
 
 
 

   1.Философия политики

  Отцами-основателями западной политической философии считаются  Сократ, его ученик Платон, который, в  свою очередь, был  учителем Аристотеля. Традиция говорит, что  политика есть искусство, а не техника, и ориентировано оно на реализацию человеческой природы. Политическая философия, которая вырастала из политического искусства, разделила дела политические и все неполитическое. В области политической разум заменяется властью, власть заключается в договорах и разделяет благо по договору и естественное благо. Вот эти изначальные различия между природой и договором и, в конечном счете, между тем, что хорошо и что дурно, легли в основу греческой классической политический философии, которая была нацелена на продвижение к благу. Однако между философией и политикой столь же изначально возникло некоторое напряжение, хорошо проявленное в жизни и смерти Сократа. Платон, осмысливая жизненный опыт Сократа, не мог не отметить существенное несовпадение между политической философией  и философской. Древним было ясно, что власть следует отдавать лучшему. Отсюда неприятие демократии (особенно у Платона) как формы правления. Этот тип политического режима считался испорченным по своей структуре, поскольку наделял массу тем, что по праву должен принадлежать лишь избранным. Дальнейший ход рассуждений был прост: массы свободных людей (демос) в отсутствии преград своим причудам и хотениям, пользуясь искусственным (неприродным) равенством и необузданной свободой, неизбежно будут двигаться к хаосу, который столь же неизбежно приведет к тирании. Вопрос определения избранных для властвования, поставленный, но так и не решенный древними, волнует человечество до сегодняшнего дня. Достаточно вспомнить известные формы избранничества:

  • в иудаизме властвовать всем миром по воле своего Бога были призваны евреи;
  • Новый Завет поместил в позицию избранных всех христиан;
  • протестантская ветвь христианства также отдала решение вопроса об избранности во власть Бога, но критерии ввела чисто земные - стяжание личного успеха в жизни и делах через приобретательство и самоотверженный труд в любой богоугодной сфере жизнедеятельности, включая ростовщичество;
  • марксизм отдал решение вопроса на откуп Истории, которая на определенном этапе изберет наилучших (пролетариев) орудием своего прогрессивного самодвижения;
  • современный либерализм недвусмысленно считает избранной ту часть человечества, которая обитает в наиболее "продвинутых" странах прежде всего "северо-западного" человечества.

  Со времен Аристотеля центральным для античной политической мысли оставался вопрос, кто правит. Если звание военачальника соответствует самому отважному, должность судьи - самому справедливому, то политика имеет своей целью добродетель, и правление должно быть отдано самому мудрому. Древние были согласны с Платоном, что править должны цари-философы, у которых мало шансов убедить не философов и не только потому, что для этого они должны быть убеждены сами. Историческое направление в современной политической философии в отличие от либерального обещало нечто большее, чем высвобождение индивидуальной воли, а именно: в истории и через историю человечество через полное раскрытие своей подлинной человеческой сущности, одержит победу не только над природой, но и построит на Земле некий эквивалент Царства Божьего, правда уже без Бога. В самом общем плане политическая философия определяется как общая методологическая база политологических исследований. Она же определяет смысл различных политических концепций, раскрывает основные принципы и законы во взаимоотношениях человека, общества и власти, соотношение рационального и иррационального в политике, ее нравственные критерии и мотивы, определяет границы и принципы государственной власти. Затрагивая сферы осмысления мира в категориях философии, политическая философия является частью общей философии в собственном смысле и одновременно тесно связана с политической наукой и в отдельных своих аспектах входит в политологию в качестве самостоятельного подраздела. Политическая философия есть систематическое, детальное изучение политических последствий предложенных вариантов решения философских дилемм, равно как и неразрешимости этих дилемм. Вся известная классика политической философии и наиболее значительные современные работы пытались и пытаются представить эти последствия в трех фундаментальных планах: космологическом, онтологическом и гносеологическом. Связь политики с представлениями о мироздании, о Вселенной как едином целом является ровесницей политической философии. С тех пор как последняя существует, ее связи с философией морали столь же несомненны. Именно здесь рождались исследования природы человеческих суждений о ценностях. Разные представления философии о собственной природе и природе собственного знания постоянно вели и различному пониманию ее отношения к политической деятельности. До сих пор достаточно тех, кто склонен противопоставлять созерцательный характер философии и активный практический характер политической деятельности, полагая, что первая представляет собой освященный веками тип "высшей" активности интеллектуального характера, для которой воздействие "низкой" политической активности грозит поражением. Другие же, преимущественно из материалистического лагеря, постоянно стремились к последовательному философскому обоснованию своей политической практики. Именно в этом заключается, на наш взгляд, известная сентенция К. Маркса о том, что философы до сих пор лишь объяснили мир, тогда как дело заключается в том, чтобы его изменить. Именно соединение революционной теории с революционной практикой, как об этом принято было говорить в марксизме, является смыслом приведенного высказывания, а не какое либо стремление принизить значение достижений философской мысли. Развитие самой политической философии никогда не было беспроблемным. Возможно, что пик её развития прошел, и симптомы кризиса в политической философии были отмечены в горьких словах, произнесенных 50 лет назад: "Сегодня политическая философия пребывает в состоянии распада и, вероятно, разложения, если не исчезла вообще. Имеет место не только полное разногласие относительно её предмета, методов и функций; под вопросом оказалась сама возможность её существования в какой-либо форме. Единственно, в чём ещё соглашаются друг с другом преподаватели политической науки - это в том, что изучение истории политической философии может принести определенную пользу... Возникает различие между нефилософской политической наукой и ненаучной политической философией... Более того, значительная часть того, что раньше принадлежало политической философии... эмансипировалось под именем экономики, социологии и социальной психологии" 1.

        Первый удар по  политической философии  был нанесён позитивизмом, первые представители  которого ещё в  XIX в. надеялись  на трансформацию  социально-гуманитарных наук по образцу естествознания, а затем в ХХ в. обосновали фундаментальные различия между ценностями и фактами; суждения о последних только и были удостоены пребывания в компетенции подлинной науки. Этот удар политическая философия перенесла, выделив из себя политическую науку. Но проблема осталась в виде позитивистского требования "освобождения от ценностей", "этической нейтральности". Быть до конца нейтральной в конфликтах добра и зла, впасть в состояние моральной бесчувственности политической философии и политическим философам не дано. Но ведь политическая философия никогда и не претендовала на это. Этот упрек и эта критика обращены к науке, они бьют мимо цели до тех пор, пока политическая философия остаётся философией. Более того, существует система доказательств, которая представляется логически безукоризненной, что политической философии и не следует в силу её философского характера стремиться к абсолютной стерильности от морали. Имея дело с политической властью (а не всякая власть политическая), следует учитывать, что любые предметы конституируются в качестве политических лишь тогда, когда они оказываются в модальности долженствования, т.е., когда они могут быть оценены в категориях добра и зла, порядка и хаоса, свободы и произвола, должного и недолжного, справедливого и несправедливого и тем самым неизбежно оказываются в смысловом поле моральных оценок2. Так что политическая философия скорее жива, чем мертва, и будет жить до тех пор, пока живёт философия. На примере не угасающего интереса к политической философии во всем мире и в нашей стране можно предположить, что свой кризис политическая философия преодолевает, уточняя и во многом конкретизируя поле собственных интересов, оставаясь по природе своей дисциплиной философской. Основной формой политической регуляции стало государство, по мере становления которого формировался новый тип социальных отношений, где каждый из его участников ощущал принудительную и доминирующую силу государства. Именно государство смогло выступить в качестве того регулятора, который обеспечил не только социальную целостность и стабильность, но и возможность реализации различных групповых интересов. Государство, представляющее собой наиболее мощное политическое образование, и государственная власть стали выступать и как основной политический институт, и как главная цель для деятельности различных социальных групп.   

            Государство является  основным субъектом  политики и основным, интегрирующим и  организующим общество, политическим институтом. Оно организует  и формализует  мир политического, являясь носителем институционализированной формы политической власти и именно в этом качестве реализуя властные отношения. Для регуляции и управления обществом государство концентрирует политическую власть, ограничивает индивидуальные и групповые интересы, тем самым обеспечивая контролируемую и упорядоченную свободу перед лицом возможного злоупотребления силой, хаоса и беспорядков3. Государство - это политический институт, организующий совместную жизнь индивидов на определенной территории и обеспечивающий там социальный порядок3. В обществознании существуют различные трактовки происхождения государства. Основными являются теории: естественного происхождения государства, божественного происхождения, договорная, насильственного происхождения, марксистская трактовка. Согласно естественной теории происхождении государства, оно возникает как естественное стремление и к взаимному общению, и к достижению общего блага. Государство представляет собой "общество, состоящее из нескольких селений, …достигшее… в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни"4. Божественная теория возникновения государства была распространена вплоть до Нового Времени. В данной интерпретации государство рассматривалось как часть и результат Божественного плана. Такое понимание предопределяло абсолютность власти и полномочий любого правителя (вне зависимости от его личных качеств или проводимой политики), поскольку утверждалось, что именно Бог выбирает короля. Теории общественного договора предусматривают естественное равенство людей, равенство прав и возможностей каждого индивида относительно социальных благ, что предполагает наличие перманентных конфликтов. Для прекращения данного состояния и регламентации общественной жизни, народ, как главный источник государственного суверенитета, договаривается с властителями об определенных обязательствах друг перед другом. Насильственная теория происхождения государства рассматривает последнее как социальное зло, поскольку оно было создано путем захвата и насилия сильных над слабыми. "Государство… именно и значит насилие, господство посредством насилия, замаскированного, если можно, а в крайнем случае бесцеремонного и откровенного"5. Согласно марксисткой интерпретации, государство как новый социальный институт возникло в результате внутреннего развития общества. Экономическое развитие общества приводит к возникновению частной собственности и классов. Непримиримость классовых антагонизмов приводит к эксплуатации и, чтобы их борьба не уничтожила существующие порядки и общество в целом, возникает государство. "Государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. И наоборот: существование государства доказывает, что классовые противоречия непримиримы"6. Несмотря на различные объяснения происхождения государства, сущность государства есть формирование и поддержание норм и правил совместной социальной жизни. Как социальное образование государство имеет ряд признаков, отличающих его от других политических институтов. Прежде всего, государство обладает строго очерченной территорией, представляющей собой фиксированное и охраняемое политическое и правовое пространство. На данной территории, вне зависимости от ее размеров, действуют общепринятые нормы и законы, издаваемые и устанавливаемые государством. Государство имеет право заставлять подчиняться данным нормам и законам всех, кто постоянно или временно живет на данной территории. Таким образом, государство обладает высшей властью (суверенитетом) на занимаемой территории. Государство представляет собой публичный политический институт. Публичная власть включает в себя государственный аппарат, профессионально занимающийся регуляцией общественных отношений, армию, обязанную защищать границы и территориальную целостность государства, полицию и пенитенциарную систему, следящие за общественным порядком и безопасностью граждан. Для содержания публичной власти, осуществления различного рода социальных программ, материального обеспечения общественно жизни государство обладает исключительным правом собирать налоги и сборы. Ключевая роль государства в мире политического проявляется и в том, что оно выражает интересы всего общества, поэтому оно призвано обеспечивать целостность и единство институтов, выполняющих управленческие и организационные функции. Поэтому вокруг государства и происходит основная конкуренция между различными группами, претендующими на государственную власть. Отмеченные признаки являются фундаментальными для всех типов государств, хотя их удельный вес может варьироваться в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств.

Информация о работе Анализ форм общественного сознания