Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?
Выходит, человек создан по образу и подобию свободы, он - дитя "Бога свободы". Такой подход, как нетрудно понять, хорош не только для человека, но и для Бога. Он снимает с последнего ответственность за зло, которое творится в мире. В самом деле, нельзя нести ответственность за чужие грехи, за "свободу греха" других. Заметим, речь идет именно о свободе греха, а не о грехе свободы. В исходном своем понимании свобода первична по отношению к добру и злу, она лишь обусловливает их возможность. Зло пришло в мир вместе с отпадением человека от Бога. Причину этого следует искать в своеволии и человеческой гордыне, в стремлении человека сравняться с Богом, став тем самым на его место.
Свобода, по Бердяеву, есть "положительная творческая мощь". Если же эта мощь приобретает отрицательное значение, то она становится произволом, свободой "от", а не свободой "для". Свобода не есть также осознанная необходимость. "Необходимость есть падшая свобода, свобода вражды и распада, свобода хаоса и анархии". Свобода полнится любовью, "любовь есть содержание свободы". Можно сказать и так: творчество есть любовь и, наоборот, любовь есть творчество.
Творчество для Бердяева есть также особая мораль, мораль или этика творчества. Она противопоставляется у него традиционной (христианской) морали, морали послушания и смирения, морали приспособления или оппортунизма, мещанского лицемерия и утилитарного страха. Морали, в которой нет окрыленности, героизма и борьбы, духа и жертвенности Прометея. Традиционная мораль проникнута "пафосом малых дел". "Пусть каждый скромно сидит на своем месте и терпеливо делает свое маленькое дело. Нехорошо слишком возвышаться над злом и уродством мира".
Мораль творчества направлена на созидание новой жизни, а не на приспособление к условиям наличного, данного, бытия. Она "хочет быть творчеством высшей правды жизни и высшего бытия". Творчество новой жизни, по выражению Бердяева, "проходит через тайну индивидуальности". Это движение от индивидуализма к индивидуальности, от средне-общего к самобытно-индивидуальному, от механического к органическому равенству и демократизму. Творческая мораль представляет собой мораль богатства и полноты человеческой природы, мораль призвания и стремления к какому-то горнему качеству.
Творчество, по Бердяеву, противостоит не только старой, традиционной морали, но и старой, ныне господствующей общественности, собственно общественной жизни. Эту последнюю нельзя определить иначе, как общность индивидуалистически разъединенных, распавшихся, атомизированных существ или особей. "Мы слишком общественны потому, - пишет Бердяев, - что слишком отъединены и отчуждены друг от друга". В такой общественности утеряна всякая связь человека с космосом, отрицается микрокосмичность, небесно-духовная возвышенность человека; все в ней застревает на поверхности и не идет дальше видимости подлинной жизни, т.е. органического человеческого общения - в экономике, политике и т.д. Это "общественность по необходимости, а не по свободе".
Бердяев считает, что все элементы разоблачаемой им общественности - хозяйство, государство, право - пребывают все еще в "дотворческой мировой эпохе". Новое, творческое общество, полагает русский мыслитель, может возникнуть или зародиться лишь естественным, органическим образом. Оно не создается революциями. Революция есть только "реакция против старого, а не творчество нового". Зло нужно изживать, т.е. внутренне и органически преодолевать, а не механически, внешне и мстительно разрушать. Переход к новой жизни. т.е. к осуществлению Божьей правды в "земной общественности", по Бердяеву, произойдет не в результате революций, а "через жертву безопасностью, гарантированной устроенностью", т.е. мещански-буржуазным существованием.
Творчество несовместимо, наконец, и с буржуазной (механической, уравнивающей, обезличивающей) цивилизацией. Технические силы цивилизации властвуют, господствуют над человеком, они подменяют подлинного, "внутреннего" человека, "внешним, автоматическим человеком". Овладение природой - а это главное в данной цивилизации - не может, по мысли Бердяева, "осуществиться через вражду и отчуждение от нее и вражду и отчуждение человека от человека"
Смысл новой эпохи, провозвестником которой Бердяев считал себя самого, состоит в том, что она наполняется откровением человека. "Итог мировой жизни и мировой культуры, - читаем мы у Бердяева, - постановка проблемы творчества, проблемы антропологического откровения". Обнажение этого итога, выявление его философских оснований и есть, видимо, самое главное в том вкладе, который внес Бердяев в русскую и мировую культуру. Можно по-разному оценивать этот вклад, но нельзя не признать, что бердяевское предчувствие новой эпохи, новой жизни, которая, конечно же, будет зависеть от нашего творчества, особенно близко и понятно сегодня, в конце второго тысячелетия от Рождества Христова.
Тема 9 Украинская национальная философия: истоки, родниковая база и специфика.
1. Периоды развития украинского национального самосознания: дохристианский и христианский.
2. Этапы развития украинской национальной философии: докласичний и классический.
3. "Философия сердца" в трудах Г. Сковороди и П. Юркевича.
4. Особенности украинской наци горючей философии.
Истоки философской мысли в Украине восходят к славянскому языческому мировоззрению, однако бесспорно, что она произрастает из единого древа общей культуры Киевской Руси. Хотя изученность философского наследия этого периода явно недостаточна, можно условно выделить три группы источников по степени насыщенности философским содержанием .
Первая группа – это тексты с отчетливо выраженной философской проблематикой: некоторые статьи «Изборников» 1073, 1076 г., «Диалектика» Иоанна Дамаскина, «Диоптра» Филиппа Пустынника, ряд сочинений Максима Грека, Нила Сорского, Юрия Крижанича и др;
Вторая группа – это тексты с морально-назидательной направленностью, естественно-научные, космологические, публицистические сочинения, примыкающие к философской литературе: «Слово о законе и благодати» Имариона, «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника.
Третья группа – это тексты нефилософского содержания: деловая переписка, служебники, уставы, юридические акты и т.Д., которые представляют интерес в качестве объекта философско-лингвистического анализа.
Обращение к этим источникам позволяет сделать вывод о том, что философская мысль периода Киевской Руси давала ответ на мировоззренческие вопросы о сущности мира, его основах, его сотворении, его познаваемости.
Выдвигаются философско-исторические концепции.
Так, например, в «Слове о законе и благодати» Иллариона обосновывается идея равенства всех народов перед «благодатью», идея единства. А труды Иоанна Дамаскина, византийского автора, в частности, его «Диалектика», ее фрагменты, включенные в различные сборники, творчески дополнялись и перерабатывались авторами.
Идеи Платона, Сократа, Аристотеля, других древних мыслителей не просто копировались в Киевской Руси, а творчески воспринимались, дополнялись с учетом славянского мировоззрения и духовной культуры народа.
Некоторый спад философской мысли происходит в 13-15 вв. вследствие татаро-монгольского нашествия и колонизации украинских земель Великим княжеством Литовским. Но уже в 15 - начале 16 в. идет процесс ее возрождения, связанный с повышением национального самосознания украинского народа, распространением гуманистических идей. Наиболее видными деятелями украинской культуры этого периода были Юрий Дрогобич (1450- 1494), Станислав Ориховский-Роксолан (1513 – 1566) и др. Опираясь на античную философию, они утверждали, что человек, как часть природы, имеет право на удовлетворение своих земных потребностей, гармоническое развитие души и тела. Они связывали развитие общества с развитием просвещения, науки, отстаивали естественную теорию происхождения государства.
Насильственная колонизация украинского народа и его угнетение особенно усилившиеся после принятия Брестской унии (1596 г.), потребовали от украинских мыслителей новых мировоззренческих ориентиров относительно понимания мира, сущности смысла и назначения человеческого бытия. Существенную роль в ответе на эти вопросы сыграли Иван Вишенский (1550 – 1621 гг.) и Лаврентий Зизаний (1634) и др.
В объяснении мира И.Вишенский исходит из учения И.Дамаскина и неоплатоников. Он рассматривал мир как творение Бога. Бог - это вечное самостоятельное начало, абсолютная истина, идеал добра, мудрости, справедливости. Человек должен стремится к нему, а задача философии - научить человека праведной жизни, борьбе с неправдой и злом, формировать духовную стойкость.
Л.Зизаний признавал творение мира -богом из стихий, делил мир на четыре уровня: стихии, растения. животные, человек. Человек – высшее творение, состоит из души и тела. Душа бессмертна, однако проявляется только через действия разума и воли. Этим обуславливается свобода воли человека, его способность выбирать добро и зло, нести ответственность за свои поступки.
Эти идеи во многом способствовали формированию духовности человека, идеи собственного достоинства, патриотизма и любви к Родине. Все это оказало влияние на развитие национальной культуры, философии, просвещения в целом. Это влияние выходило за рамки собственно Украины, и в сказывалось и в России.
Следует отметить, что наиболее значительную роль в развитии философской мысли сыграла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская коллегия ( с 1701 г. - академия). Ее ocнователь Петр Могила (1596-1647), преобразовав существовавшую ранее братскую школу при Богоявленском монастыре, ввел курс наук, взяв за образец систему преподавания Краковского университета. Философия изучалась в течение трех лет и включала три части: логику, физику, метафизику.
В составе преподавателей академии были видные профессора Иосиф Кононович-Горбацкий, Лазар Баранович, Феофан Прокопович и др. В философских курсах этих преподавателей наряду с исходными теологическими установками пробивает себе дорогу учение о двойственности истины, пантеизм и деизм.
В споре об универсалиях киевские философы разделяют позиции номиналистов. А в философском курсе Ф.Прокоповича можно видеть и идеи Г. Галилея, Ф.Бэкона, Б.Спинозы. Надо отметить, что выпускники академии составили в последующем костяк деятелей отечественной культуры. В развитии философской мысли в Украине в 18 в. особое место занимает Григорий Саввич Сковорода (1722 – 1794), получивший прозвание украинского Сократа, т.к. последние 30 лет своей жизни он вел образ жизни странствующего философа. Жизнь среди народа и с народом не могла не отразиться на мировоззрении философа. Угнетенное положение народа и его борьбу за освобождение, его мечту о счастье, свободе, духовные качества человека труда, его доброту и благородство отразила философия Г.Сковороды.
Г.Сковорода по-своему решает онтологические, гносеологические и социальные вопросы.
Всю окружающую действительность он рассматривает как три взаимосвязанных мира:
- первый мир – это природа, «макрокосмос», или «мир обитальный»;
- второй мир – это общество и человек или «микрокосмос»;
- третий мир – это мир символов, или Библия. Смысл этой теории - утверждение неразрывной связи человека и природы. Все неживое и живое на небесах и земле подчиняется единым естественным законам. Сковорода - пантеист. Бог у него - это «истинная причина в природе».
Каждый из этих миров имеет внутреннюю (духовную) и внешнюю (материальную) природу (нaтуpy). В теории познания Сковорода отстаивает концепцию самопознания. «Если мы хотим измерить небо, землю, море, то мы должны прежде измерить себя собственной нашей мерой». В учении об обществе Сковорода исходит из своего учения о «трех мирах» и «двух нaтурax», вырабатывает свой идеал «горней республики», в которой господствует любовь, равенство и общественная собственность.
Развитие философии в конце19 - начале 20 века украинскими философами
В начале 19 в. в Украине получают распространение философские идеи И.Канта, И.Фихте, Г.Гегеля, идет их критическое переосмысление. Положение философии в России (и в Украине, соответственно) в этот период было очень сложным. Царское правительство в 1809 г., а затем в 1850 г. запрещало преподавание философии в вузах, сведя ее к курсам логики. Преподавание велось главным образом лицами духовного звания. В 1806 г. был открыт Харьковский университет, а в 1819 г, вместо Киево-Могилянской академии открыта Киевская духовная академия. В преподавании философии господствует учение Шеллинга и Вольфа, то есть объективно-идеалистические идеи. Хотя в преподавании философии Т. Осиповского и А. Потебни в Харьковском университете утверждается материалистическая позиция. Так, например, А. Потебня отстаивает первичность материи и вторичность сознания, принцип детерминизма, высказывает мысль о роли труда и орудий производства в становлении человека, отстаивает право каждого народа развивать свою культуру и духовные способности.
В конце 19 в. – начале 20 в. процесс развития философии в Украине наряду с самобытностью не избежал влияния западной философии, увлечения новыми философскими идеями позитивизма, махизма, марксистской философии.
Видным представителем философии объективного идеализма является С.С.Гогоцкий (1813 – 1889). Он написал произведения по философии И. Канта, Г.Гегеля, а также «Философский лексикон» (4 тома) - первый труд в России по истории философии. Он утверждает, что «все высшие истины и законы деятельности, облагораживающие жизнь, доступны только идеализму» («Философский лексикон», т. 2, с. 766).
Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания