Философия как особенная форма общественного сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций

Описание работы

Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?

Работа содержит 1 файл

Философия лекции.doc

— 582.00 Кб (Скачать)

Таким образом, появление механистического: ме­тафизического материализма было исторически неизбежно и закономерно. В это же время стал заметно активизиро­ваться идеализм, который использовал ограниченность и непоследовательность этого материализма. Идеалисты но­вого времени пытались любыми средствами спасти пошатнувшийся престиж религии. В этот период также продолжается борьба двух основных философских направлений:

материализма и идеализма.

Родоначальником механистического метафизического материализма был английский филосоФ Френсис Бэкон (1561 – 1626). Еще в молодые годы он задумал написать энциклопедический труд под названием "Великое востановление наук» И хотя ему не удалось полностью выполнить свой замысел, он много сделал для того, чтобы поднять роль науки. Из всех его трудов наибольшее значе­ние приобрел «Hовый Оргaнoн». В названии этого труда отразилось стремление Ф.Бэкона противопоставить свое учение «Органону» Аристотеля.

В «новом Органоне» Ф.Бэкон решительно и аргументированно выступает против схоластики, защищает права научного исследования и разрабатывает крайне необходимый для того времени индуктивный метод познания, основанный, прежде всего, на опытных данных, полученных посредством чувственного восприятия окружающе­го мира. Индуктивный метод (индукция) должен послужить компасом кораблю науки. Учение об индукции должно стать новым органоном (методом) исследования, сделаться новой, а не аристотелевской, логикой, которая позволит открыть новые истины. Он разрабатывает приемы индук­ции, которые призваны помочь разуму обобщать опытные данные, раскрывать паричины явлений природы и зависимость одних явлений от других. Вышей целью науки Ф.Бэкон считал господство человека над природой. Для этого человек должен познать законы природы и согласовывать с ними свою деятельность.

Во взглядах на мир Ф.Бэкон был материалистом. Природа существует объективно, независимо от нашего сознания. Материя, природа является источником наших ощущений, является объектом научных поисков.

В природе, считает Ф.Бэкон, не существует полного покоя, а все находится в вечном движении. В духе стихий­ной диалектики Ф.Бэкон признает существование разно­образных видов движения (19 видов).

В своих социальных исканиях, изложенных в рабо­те «Новая Атлантида» (1604), Ф. Бэкон большие надежды возлагал на просвещение, развитие науки и техники. Он предсказывал появление летающих машин, подводных ко­раблей. Он верил в грядущий «золотой век человечества», который наступит благодаря развитию науки и техники. Недаром он говорил, что знание – сила.

Продолжателем бэконовского материализма явился Томас Гоббс (1588 - 1679) – английский философ – мате­риалист. Он стремился дать всеохватывающую философ­скую систему, изложив свои взгляды в труде «Элементы философии» в трех частях: «О теле» (1655); «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642). Непосредственно к последней части примыкает по содержанию книга под названием «Левиафан» ( 1651 ).

По Гоббсу мир (природа) - вечен, не сотворим ни­кем, и представляет собой совокупность отдельных матери­альных тел, объективными свойствами которых являются протяженность и фигура, выраженные в геометрических определениях. Этому условию не удовлетворяют ангелы, духи и прочие религиозные образы. И они, следовательно, не существуют.

Движение Гоббс понимал весьма упрощенно. Дви­жение – это просто перемещение тел в пространстве. Он считал, что движение и покой равнозначны. Движение у Гоббса – это не внутренне присущий материи атрибут (неотъемлемое свойство), а нечто существующее наряду с ма­терией. Он придерживался материалистического взгляда на пространство и время, считая, что пространство есть выражение объективного свойства протяженности тел, а Время – выражение их движения.

В своей теории познания Гоббс считает ощущения основой всех наших знаний о телах. Ощущения есть давле­ние предметов на органы чувств, передающееся глубинным частям организма. Реакция организма на действия внешних предметов создает образ этих предметов. С ощущениями связана память. Различные органы чувств, отражая внеш­ние предметы, вместе с памятью создают разнообразие об­разов, в результате чего мы различаем вещи. В целом в тео­рии познания Гоббс развивает эмпирическое учение Ф.Бэкона, соединяя это с рационализмом в большей степе­ни, чем Бэкон. Для Гоббса индукция и дедукция – это два метода, применяемые независимо друг от друга, первый в физике, второй – в геометрии.

Т.Гоббс явился основателем «договорной теории» происхождения государства, которая затем получила широкое распространение. Эта теория раз и навсегда снимала божественное покрывало с организации государства и по­казывала земную основу этой организации.

Дальнейшее развитие материализм получил в фило­софии Джона Локка (1632 – 1704). Основной его труд –  «Опыт о человеческом разуме», над которым он работал Почти 20 лет (с 1671 по 1690 год).

Главный вклад Д. Локк внес в разработку материа­листической теории познания. Учение Локка о внешнем мире как первоисточнике наших чувств, о первичности чувственной стороны познания получило название мате­риалистического сенсуализма (от лат. sеnsеs – восприятие, чувство, ощущение). Он доказывал, что все познание рож­дается в опыте и из опыта, что в интеллекте нет ничего, че­го не бьто в ощущениях, чувствах. Он решительно высту­пил против теории «врожденных идей», выдвинутой таки­ми философами, как Декарт и Лейбниц. «Душа» (разум) человека, по Локку, при рождении есть «tabula rasa» - чис­тая доска, на которой природа выводит свои узоры.

Однако Д.Локк не был последовательным материа­листом. Большие уступки идеализму он делает при рас­смотрении и трактовке качеств предметов. Все качества он делил на «первичные» (объективные) и «вторичные» (субъ­ективные). К первичным качествам Д. Локк относил про­тяжение, фигуру, движение, покой, то есть все то, что мо­жет быть выражено математическим способом. Существо­вание«вторичных качеств» (цвет, запаха, звука, вкуса) Д.Локк связывает с функционированием органов чувств человека и относит ИХ, по существу, к субъективным явле­ниям. Этим самым он делал значительную уступку идеа­лизму. В целом же материализм в учении Д.Локка занимал доминирующее положение. Его материалистическая теория познания имела большое значение для дальнейшего разви­тия мировой философской и естественнонаучной мысли.

Французский философ Рене Декарт (1596 – 1650) явился родоначальником новой философии и новой науки, обращающейся к разуму и самосознанию человека.

Философское мировоззрение Декарта сложно и противоречиво. С одной стороны, это стихийный материа­лизм, вытекающий из учения о природе (его физики, кос­мологии, физиологии, космогонии). Он явился творцом аналитической геометрии, системы координат, создателем алгебраических обозначений. Он был новатором в космо­гонии. Он выдвинул идею о естественном развитии солнечной системы, возникшей благодаря закономерному движению разнородных частиц космической материи. Та­ким образом, учение Декарта о природе было в своей осно­ве материалистическим и в определенной мередиалектиче­ским. Оно объективно противоречило религиозным догмам о сотворении мира и вступало в решительную борьбу со схоластикой.

С другой стороны, Декарт выступает идеалистом и защитником религии. Он пытается обосновать наличие в мире двух независимых друг от друга первоначал: 1) мате­риальной субстанции с ее основным свойством – протяже­нием; 2) нематериальной (духовной) субстанции с ее ос­новным свойством _ мышлением. Таким образом, он вы­ступает как философ-дуалист (от лат. dualis - двойствен­ный). Дуализм Декарта не является третьей линией в фило­софии, он примыкает к лагерю идеализма. С позиций идеа­лизма рассматривает Декарт и человека. Человек, по мнению Декарта, есть сочетание телесного механизма с разумной душой, обладающей волей и мышлением.

Теория познания Декарта крайне рационалистична и проникнута духом субъективизма. Исходным тезисом познания он выдвинул сомнение в истинности общеприня­того знания. Эта идея сама по себе плодотворна. Но Декарт доводит этот тезис до абсурда, делает из него субъекrивно­идеалистический вывод: «Я мыслю, следовательно, Я существую».

Декарт является основоположником теории «врожденных идей» (идеи бога, идеи материальной и духовной субстанции и т.д.)

Критерием истинности суждений, по Декарту, является ясность и отчетливость мысли. Как крайний рационалист Декарт раздувал роль дедукции и недооценивал индуктивный метод, опирающийся на Опытные знания.

Несмотря на Двойственность мировоззрения Декар­та; его естественнонаучные знания и философские искания, в конечном счете, были направлены на всемерное возвы­шение человеческого разума, против религиозно-идеалистической схоластики, проникнуты глубокой верой в торжество науки.

Материалистические стороны декартовского учения получили дальнейшее развитие в философии голландского мыслителя Бенедикта Спинозы (1632 – 1677).

Внешне Спиноза не отрицал Бога. В своем главном труде «Этика» он почти все определения, аксиомы и теоре­мы, посредством которых излагает свои взгляды, начинает с указания на Бога как источник всего и всякого.

Однако по существу философия Спинозы является механистическим материализмом и атеизмом. «Под субстанцией я разумею то, - писал Спиноза, - что Существует само в себе и через себя мыслится или понимается, то есть то; понятие чего не нуждается в понятии другой вещи, из которого оно должно было бы образоваться». Таким обра­зом, природа и Бог – это единая вечная и бесконечная суб­станция. Она есть и причина, и следствие, и сущность, и существование. Субстанция, указывает Спиноза, характе­ризуется двумя атрибутами – протяжением и мышлением. При этом он полагает, что мышление, как атрибут материи, присуще в различной степени всем предметам: от камня до мозга человека. Такое учение называется гилозоизмом (от греч. hуlе – вещество и zoe – жизнь), т.е учением о всеоб­щей одухотворенности материи.

От субстанции как необусловленного бытия, Спи­ноза отличал мир конечных, обусловленных вещей или совокупность так называемых модусов (от лат. modus – мера, образ способ). Модус – это то, что существует не само по себе, а как «состояние субстанции или то, что существует в другом, через что оно мыслится или понимается». Модусы, по мнению Спинозы, относятся, к субстанции, как бесчис­ленные точки, лежащие на одной прямой, к самой прямой.

Теория познания Спинозы крайне рационалистична. Процесс познания он делит на чувственное познание, даю­щее беспорядочное, недостоверное знание; на умственное познание, получаемое посредством логических доказательств и дающее отчетливые, достоверные знания и, нако­нец, на интуитивное познание, представляющее собой непо­средственное созерцание ума. Последняя ступень познания, по мнению Спинозы, является высшей ступенью познания.

Несмотря на определенную историческую ограни­ченность материализма Спинозы, его учение принадлежит к числу выдающихся достижений духовной культуры.

Против материалистических идей выступили из­вестные идеалистически мыслящие философы того време­ни Г.В.Лейбниц, Д.Беркли и Д.Юм.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 - 1716) ­немецкий мыслитель и объективный идеалист. Как естест­воиспытатель и ученый он внес большой вклад в развитие естественнонаучных знаний и пр06лем диалектики.

Основными философскими сочинениями Лейбница являются «Новые опыты о человеческом разуме», назван­ные в противовес «Опытам» Л.Локка, и «Монадология», в которой он излагает сущность своей философии.

Лейбниц утверждал, что материя не может быть субстанцией, первоосновой мира, так как она протяженна, и, следовательно, делима. Самое простое, по Лейбницу, должно быть неделимым и потому непространственным.

Субстанция как исходное начало всего сущего, утверждал он, должна отличаться простотой, неделимостью и самостоятельностью. Такой исходной точкой, духовной едини­цей бытия является Монада. Вещи, предметы окружающего мира являются лишь отражением монад, тенями монад. Многообразие мира обусловлено иерархией монад. В мире не существует абсолютно сходных монад и потому нет иде­ально сходных вещей, предметов. Лейбниц, по существу, возрождал идеализм Платона в несколько иной форме, в то же Время он в определенной степени предвосхищал учение Гегеля.

В теории познания Лейбниц был сторонником тео­рии «врожденных идей». Он не игнорировал полностью роль чувственного познания, но в то же время считал, что эмпирическое познание не дает истины, а служит всего лишь неким толчком для активизации врожденных идей. Критерием истины он считает закон противоречия и другие законы аристотелевской логики.

Активным и последовательным противником материализма был английский епископ и философ Джордж Беркли (1685 – 1753). В главном своем философском произведении «Трактате об основах человеческого Познания» (1710) он пытался развенчать учение о материи и тем са­мым разбить основу материалистического мировоззрения.

Беркли считал, что вещи реальны не сами по себе, а только как определенный комплекс наших ощущений, восприятий. Главный тезис его философии гласит: «Существовать – значит быть воспринимаемым». У Беркли ощущения человека, то есть сознание субъекта, выступает как первичное, а природный мир вещей как вторичное, производное от сознания субъекта.

На позициях субъективного идеализма и агности­цизма находился и другой английский философ Давид Юм (1711 – 1776). В своем главном философском произведении «Исследование о человеческом познании» он отвергает как представления о материальной, так и о божественной суб­станции мира. Юм считает, что человеческий ум не в со­стоянии дать сколько-нибудь достоверные знания о них. Мы не можем утверждать о внешнем мире ни того, что он есть, ни того, что его нет. Он пишет, что люди инстинктив­но предполагают внешний мир, который не зависит от на­шего восприятия. На самом деле человек имеет дело лишь со своими ощущениями, переживаниями, за пределы кото­рых он выйти не может, следовательно, он не может ничего знать о внешнем мире. «Наши восприятия - говорит Юм, ­наши единственные объекты». Таким образом, Давид Юм является субъективным идеалистом, так как существование внешнего мира сводит к переживаниям, ощущениям субъ­екта, и агностиком, так как высказывает сомнение в суще­ствовании внешнего мира и утверждает невозможность его познания.

 

Тема 6. Немецкая философия Нового времени.

1.  Общая характеристика немецкой философии  Нового времени.

2.  Философия И. Канта и ее дуалистический характер.

3.  Философия И. Г. Фихте.

4.  Философия тождественности В. Ф. Шеллинга

 

Немецкая классическая философия

В то время как по многим странам Западной Евро­пы пронеслись очистительные ветры буржуазной револю­ции, разрушившие феодальные отношения, Германия про­должала оставаться в условиях политической и экономиче­ской отсталости. Для нее были характерны феодальная раз­дробленность, политическое господство монархии и дво­рянства. Нарождавшаяся немецкая буржуазия была эконо­мически слаба и политически бесправна.

Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания