Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:31, курс лекций
Как только человек осознал свое особое положение в природе, ему захотелось выяснить ряд вопросов: Как уст¬роен мир и каково место человека в нем? Почему он смер¬тен? Смертна ли его душа? Как соотносится в человеке духовное и материальное (т.е. душа и тело)? Хаотичен ли мир или он упорядочен? Как соотносятся в нем устойчи¬вость и изменчивость, движение и покой, хаос и порядок? Что есть истина?
Чем же объяснить тот факт, что в столь отсталой в экономическом и политическом отношении стране оказался возможным столь высокий взлет философской мысли и всей духовной культуры?
Это объясняется следующими обстоятельствами:
1. Огромным воздействием Великой французской буржуазной революции 1789 года на подъем духовной культуры;
2. Накоплением во второй половине 18 века немалого фактического материала на основе развития естественных наук, который способствовал подъему рационального мышления;
3. Половинчатостью и трусостью немецкой буржуазии в ее отношении к феодальному строю.
Все это обусловило высокий взлет философской мысли в Германии и в то же время противоречивость, как отдельных философских учений, так и всей немецкой философии.
Родоначальником немецкой классической философии является Иммануил Кант (1724-1804). В его творческой деятельности различают два периода: первый - «докритический» (1746-1769) и второй - «критический» (1770 – 1797).
В первом периоде Кант основное внимание уделяет естественнонаучным проблемам и выступает как стихийный материалист и диалектик. Наиболее значительным произведением этого периода является его работа «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). В ней он сформулировал гипотезу о естественном происхождении солнечной системы в соответствии с законами Ньютона. Эта гипотеза наносила удар по религиозным представлениям о «сотворении мира» и давала толчок развитию научных представлений о происхождении небесных тел. В философском плане эта работа положила начало разрушению метафизического метода и развитию диалектического метода.
Во втором периоде Кант пишет ряд работ, в которых разрабатывает многие философские проблемы. Свою теорию познания он излагает в работе «Критика чистого разума» (1781), «Пролегомены» (1783); теорию этики – в «Критике практического разума» (1788); эстетическую теорию - в «Критике способности суждения» (1790). Он написал также философско-социологический трактат «О вечном мире» (1795) и ряд других произведений.
Основные усилия в этих работах Кант сосредоточил на критическом анализе познавательных способностей человека. Он задался целью решить вопросы: каковы границы человеческого познания, что является предметом науки, а также доказать несостоятельность материализма и атеизма и обосновать право религии на существование.
Кант исходит из того, что вне человека существует объективный мир, который воздействует на наши органы чувств и вызывает у нас ощущения. Познание человека, по Канту, проходит три ступени: ступень чувственности, ступень рассудка и ступень разума.
На ступени чувственности и рассудка априорные (доопытные) формы чувственности и априорные формы рассудка накладываются на хаос ощущений, упорядочивают их пространственно и по времени, выступают как причинно связанные между собой. В результате этого ощущения выступают как наглядные представления, как знания о мире. Но человек познает только явления. Каждое явление выступает как единство, с одной стороны, хаоса ощущений, приходящих из внешнего мира, но они являются второстепенными, с другой стороны - форм и закономерностей, которые вносятся чувственностью и рассудком; они же и являются главным. Таким образом, Кант, выступает как субъективный идеалист, ибо для него природа, мир – это совокупность явлений, то есть наших представлений, которые формируются под влиянием априорных форм чувственности и рассудка.
В то же врёмя И. Кант выступает как агностик, так как утверждает, что мир принципиально не познаваем. Границы познания Кант ограничивает миром явлений. Для человека недоступны многие проблемы: что такое мир, бесконечен ли он, сложен ли он или прост, имеет ли он начало и конец. ОН называет это «вещью в себе», Т.е. то, что недоступно для познания.
Заслугой И.Канта является то, что он, во-первых, положил начало крушению метафизического метода в философии и заложил основы диалектического взгляда на мир; во-вторых, поставил перед философией вопрос о сложности и противоречивости процесса познания, хотя сам и не мог его разрешить. Это способствовало дальнейшему развитию философской мысли, философского диалектического метода.
Всестороннюю разработку диалектического метода осуществил Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) крупнейший представитель немецкой классической философии, ее центральная фигура.
Гегель - объективный идеалист; Первичным он считает мировой разум (абсолютную идею). Это безличный оторванный от человека разум. Мировой разум (абсолютная идея) существует вечно и находится в процессе саморазвития, самодвижения и проходит различные стадии, все полнее и полнее раскрывая свое внутреннее содержание. Движение абсолютной идеи, а, следовательно, и всего предметного мира, по Гегелю, начинается в самой себе, затем она принимает форму природы, воплощается в человеческое общество, завершается ее развитие с возникновением философии Гегеля как якобы абсолютной истины
Таким образом, круг развития, восходящее движение в философии Гегеля прекращается, и дальнейший процесс движения может быть мыслим как простое повторение ступеней пройденного. В этом проявляется противоречие между диалектическим методом и философской системой Гегеля.
Заслугой Гегеля является то, что он всесторонне разработал диалектический метод (хотя и на идеалистической основе); впервые в истории философии сформулировал основные законы диалектики; серьезно подорвал господствующий в то время в науке и· философии метафизический метод. Благодаря диалектическому методу философия Гегеля заняла почетное место в истории философии.
Людвиг Фейербах (1804-1872) – первый немецкий философ, который подверг всесторонней критике с позиций материализма философскую систему и метод Гегеля.
Людвиг Фейербах был последовательным и глубоким материалистом и атеистом. Его учение оказало сильное воздействие на современников, особенно его работа «Сущность христианства». Людвиг Фейербах последовательно материалистически решал основной вопрос философии, безоговорочно признавал первичность природы (материи) и вторичность сознания. Человек с его сознанием (душой), по Фейербаху, есть продукт развития природы. Кроме природы и человека в реальной действительности ничего нет и быть не может. Фейербах стремился преодолеть механицизм 17 – 18 веков. Он решительно выступал против сведения всех форм движения к механическому движению. В теории познания Фейербах боролся с агностицизмом и продолжал развивать линию материалистического сенсуализма. Начальной, исходной ступенью познания он считал ощущения. Они выражают объективную связь человека с внешним миром и являются результатом воздействия внешнего мира на органы чувств человека. Он указывал на неразрывную связь чувственного познания и абстрактного мышления в процессе познания.
В то же время материализм Фейербаха имел существенные недостатки: не будучи уже механистическим, он оставался все еще метафизическим материализмом. Критикуя идеализм Гегеля, он не смог оценить должным образом гегелевского диалектического метода.
Его материализм был также антропологическим. В центре его философии подчеркнуто находился человек как «единственный универсальный и высший предмет философию». Проблема человека важна для философии, но не ограничивается только этим кругом вопросов. Да и в сущности человека Фейербах не разобрался. Он видел в человеке лишь биологическое существо, высшее проявление природы. Фейербах критиковал христианскую религию, но в то же время воздвигал по существу новую религию, основанную на любви. Он выдвинул утопическую идею превращения любви, как естественного свойства человека, во всеобщий принцип общественных отношений. Это позволит сделать всех людей счастливыми, читал он.
Крупнейшими представителями классической немецкой философии были Гегель и Фейербах. Ограниченность и недостатки их философии были преодолены в марксистской философии.
Тема 7. Изменение парадигм философствования в 19- начале 20 в.
1. Философия С. Керкегора как предтеча философии жизни.
2. Волюнтаристическая философия (А. Шопенгаур, Ф. Ницше).
3. Проблема социального времени в философии жизни (Дильтей, Бергсон).
4. Прагматизм.
Философия С.Кьеркегора занимает особое место среди философских концепций XIX века потому, что Кьеркегор впервые откровенно выступил против рационалистической системы Гегеля. Невероятная популярность гегелевских идей в XIX веке, с одной стороны, очень короткая жизнь Кьеркегора, с другой, и замкнутый характер, повлекший за собой долгое одиночество, даже затворничество, с третьей, не позволили Кьеркегору стать ни известным мыслителем при жизни, ни иметь каких-либо учеников для продолжения размышлений "в духе Кьеркегора" или развития его идей. А "дух Кьеркегора" имел свою неповторимую особенность: "Этот Единичный",- такой текст, сформулированный самим Кьеркегором, предложил он в качестве надгробной эпитафии задолго до смерти. На философию Кьеркегора, как на Эпикура и Ницше, серьезное влияние оказали физиологические отклонения от нормы - болезни с момента рождения до конца жизни. Как считал Кьеркегор, его рождение - результат преступления родителей, а потому он так и не получил божественной благодати.
"Единичность" Кьеркегора заключалась не только в резкой критике философского рационализма, который он не принял и которому противопоставил не столько систему, сколько цельность и непротиворечивость идеи веры.
Кьеркегор выдвигает идею веры в противоположность рационалистической традиции, но не отрицает возможностей разума, не умаляет познавательных склонностей и способностей человека. (Кьеркегор окончил теологический факультет Копенгагенского университета). Он только, как и Кант, ограничивает возможности разума в устройстве счастливой, подлинной жизни человека. Разуму есть место в жизни, но не разум является подлинно человеческим достоянием. Разум не в состоянии объяснить божественное чудо (чудо - единично), разум не способен охватить все богатство и уникальность единичной человеческой жизни. Разум скользит лишь по поверхности, он не в состоянии проникнуть вглубь жизни, постичь все грани ее духовности.
Кьеркегор ярко и однозначно уже в I половине XIX века выступил против всеобщих и объективных оснований человеческого бытия. Человек, в отличие от животного, не родовое, а экзистирующее существо. Родовые признаки - разум человека, являются вторичными уже потому, что человек сотворен по образу и подобию бога. (В конце анализа философии Кьеркегора мы отдельно остановимся на причинах религиозности датского мыслителя).
Поскольку жизнь у человека одна, неповторима и незаменима, постольку единичные стили и единичные образы жизни являются самым характерными свойствами "Я".
В критической литературе иногда проводят параллель философии Кьеркегора и Сократа. В отличие от Сократа, Кьеркегор главной задачей философии видит не рациональное обоснование религиозно-нравственной жизни, а, наоборот, во-первых, сверх-рациональное, даже иррациональное обоснование жизни, во-вторых, жизни не религиозно-нравственной, а сверх-нравственной, что не мешает сверх-нравственной жизни иметь основание в этике.
Разум не может служить основанием человеческой жизни уже потому, что разум универсален; он принадлежит роду человеческому и ни один человек на земле не в силах избавиться от разума, не в состоянии ослушаться разум, когда речь идет о потребностях человека, об условиях его жизни. Поэтому разум не в состоянии не то, чтобы объяснить чудо и даже уразуметь его.
Что действительно роднит философию Кьеркегора с философией Сократа - это призыв прислушаться к внутреннему голосу. Поскольку внутренний голос Кьеркегора это не сократовский "голос совести"- даймонион, а голос веры - "рыцаря веры". Внутренним голосом человека говорит сам бог [2; 6]. Иррациональная вера Кьеркегора позитивна, поскольку никогда и ни при каких обстоятельствах не может быть подвержена рациональной обработке, т.е. вера не может быть рационально оформлена. Вера не трансцендентальна (как в негативном иррационализме), но трансцендентна разуму. В этом плане Кьеркегор идет вслед за Августином Блаженным, именуя "откровение" Августина "верой", а себя - рыцарем веры.
Фридрих НИЦШЕ и Вильгельм ДИЛЬТЕЙ заложили основы "философии жизни" в Германии.
Среди основных идей ницшеанства выделяется учение, которое Ницше заимствовал непосредственно у Шопенгауэра - это учение о воле как первооснове всего сущего.
Это учение - ВОЛЮНТАРИЗМ - впервые у Шопенгауэра оформляется как самостоятельное направление в философии. Волюнтаристические идеи Шопенгауэра явились одним из источников философии Ницше.
"ВОЛЯ К ВЛАСТИ" - это одно из основных понятий ницшеанства. "Воля к власти" выступает у Ницше движущим началом мира.
Космологические принципы у Ницше являются тем фоном, на котором провозглашаются социально-политические и этические принципы, каковые, по мнению автора, приобретут больший вес, если предстанут как проявление вселенских, универсальных, космических сил.
Даже предположение о существовании мира "самого по себе" у Ницше есть "метафизика". Термин "онтология" по отношению к ницшеанству должен быть взят в кавычки. Вся "онтология" Ницше - это по сути только "аксессуары" его философствования.
Теория познания Ницше направлена прежде всего на создание благоприятного фона для проведения им социально-политических и этических принципов. По Ницше, в этом мире, где нет никакого постоянства и устойчивости "вещей", само познание обречено оставаться лишь средством полезной для субъекта выработки фикций, которые позволяют ему выжить и осуществить свою "волю к власти". "Познание работает как орудие власти", - пишет Ницше.
Тематика человека как социального существа у Ницше разработана куда более детально, чем его "натурфилософия". Однако здесь важно подчеркнуть, что этика Ницше детерминирована его социально-политическими установками, которые были реальной базой его картины мира.
Социально-политические идеи составляют ядро ницшеанства. "Космология" Ницше, представляющая собой некий комплекс "онтологических", "гносеологических" и "этических" идей (все эти термины приходится брать в кавычки в силу их недостаточной адекватности применительно к ницшеанскому философствованию) есть в конечном счете обоснование его социально-политических идеалов.
Мы выяснили, что важнейшим понятием ницшеанства является "воля к власти". Остановимся более подробно на идеях и концепциях Ницше.
Ницше решительно осуждает господствовавшую в Европе мораль, если, конечно, пытаться превратить ее в универсальное, для всех значимое условие деятельности. Она - "сумма условий сохранения бедных, полуудачных или полностью неудачных видов человека".
Ницше пишет: "Что справедливо для одного, вовсе не может быть справедливым и для другого; требование однообразной морали для всех ведет ко вреду для людей высшего порядка; существуют градации между людьми и, следовательно, между видами нравственности".
Это не отрицание морали, а ее релятивизация. Он пишет: "Я объявил войну малокровному христианскому идеалу не в намерении его уничтожить... Продолжение христианских идеалов относится к числу наиболее желательных вещей среди тех, которые имеются..."
Как реакцию на христианскую "мораль рабов" Ницше провозглашает новую "переоценку ценностей", возрождающую "мораль господ" в самой откровенной и жестокой форме.
СВЕРХЧЕЛОВЕК, по Ницше, является субъектом "новой морали". Он пишет: "Красота сверхчеловека явилась мне, как тень. О, братья мои! Что мне теперь боги!" Здесь - отказ от христианства, связанный с истолкованием его генезиса как религиозной санкции "морали рабов". На место христианской религии Ницше ставит миф о сверхчеловеке.
Ницше выступает против демократии, утверждая: "Так с неизбежностью образуется песок человечества: все очень одинаковые, очень маленькие, очень круглые, очень уживчивые, очень скучные". Демократия является для него адекватной формой господства "низкого" человеческого начала. Ницше писал: "...создайте себе понятие народа: для этого вам достаточно никогда не думать о благородном и высоком".
Ницше резко негативно относится к идеям социализма, утверждая, что социалисты "прокладывают посредственным натурам свободный путь", предлагают "додуманную до конца тиранию низших и глупейших".
Если демократизацию Европы Ницше считал неизбежной, то социализм, по Ницше, самое большее, "...может питать надежду просуществовать лишь короткое время крайне террористическими средствами... Поэтому он втихомолку готовится к господству ужаса".
Ницше считал социализм невозможным, потому что "собственников всегда будет более чем достаточно, что помешает социализму принять характер чего-то большего, чем приступ болезни: и эти собственники как один человек держатся той веры, что "надо иметь нечто, чтобы быть чем-нибудь", и это старейший и самый здоровый из всех инстинктов... Иметь и желать иметь больше, рост, одним словом, - в этом сама жизнь".
Ницше был рафинированным интеллигентом-гуманитарием, и в определенном смысле прав неокантианский историк философии Виндельбанд, усмотревший в философии Ницше протест против угнетения личности. Однако нельзя закрывать глаза на то, что Ницше не признавал за каждым человеком права быть личностью. Напротив, громадное большинство человечества для него - стадо, в массах видел он и главную угрозу для развития творческой личности. Во многих отношениях фашистским идеологам, использовавшим философию Ницше в своих целях, вовсе и не нужно было "извращать смысл" воззрений Ницше (хотя налицо были и тенденциозное редактирование поздних работ Ницше его сестрой, и практика избирательного цитирования его сочинений).
Информация о работе Философия как особенная форма общественного сознания