Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:18, контрольная работа

Описание работы

Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.

Содержание

Общая характеристика эпохи.
Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества.
Выдающиеся мыслители Возрождения: Н. Кузанский, Д. Бруно, М. Монтень, Б. Паскаль, Э. Роттердамский и др. (один по выбору)

Работа содержит 1 файл

философия самост раб.docx

— 47.64 Кб (Скачать)

Высшим достижением философской  мысли эпохи Возрождения является итальянская натурфилософия ХVII вв., вобравшая в себя разнообразные, порой противоречивые традиции. Связи  натурфилософов с современным им естествознанием был глубоки  и многообразны. Несмотря на общую  тенденцию натурфилософской мысли, ее характерной особенностью являются индивидуальные отличия и стремление каждого мыслителя создавать  собственный вариант картины  мира.

К наиболее значительным ее представителям можно отнести Дж. Кардано (1500-1577), Б. Телезио (1509-1588), Ф. Патрици (1529-1593), Т. Парацельса (1493-1541), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639). Под натурфилософией эти мыслители понимали не только философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как книжному знанию схоластов, так и теологическим построениям.

Можно отметить общие черты, присущие всем натурфилософским концепциям Возрождения. Важнейшей из них является пантеизм ренессансной философской  мысли. Хотя Бог и сохраняется  в качестве творческого принципа, направляющего жизнь природы  и человека, однако он мыслится при  этом в тесном единстве с ними. Следующей  важной чертой натурфилософии является органический взгляд на мир, сущность которого состоит в аналогии между  организмом и природой, в понимании  природы как живой и изменяющейся. В качестве третьей черты натурфилософии можно назвать идею тождества  микрокосма и макрокосма, согласно которой человек, являясь частицей космоса, отражает его в себе. И, наконец, четвертой, хотя, может быть, и не последней чертой можно назвать  страстное стремление передовых  людей эпохи к овладению силами природы. Это породило их увлечение  магией, «тайным магическим искусством»  воздействия на природу, включавшим в себя занятия алхимией, кабаллистическую и пифагорейскую игру в цифры  и т.п.

Основателем натурфилософии эпохи Возрождения считается  Б. Телезио, устраняющийся от церкви и берущий природу в качестве своей единственной путеводной нити. Его предшественником был Д. Кардано, указавший философии на познание природы, на внутреннюю связь всех явлений  и на всепроникающее единство живой  и одушевленной природы. Свою натурфилософскую систему Телезио изложил в  книге «О природе вещей согласно ее собственным началам». Отвергая все авторитеты древности, включая  Аристотеля, он выступает против схоластического  псевдообъяснения природы путем  нагромождения замысловатых терминов. Если природа - единственный объект познания, то чувства, по мнению Телезио, являются его главными руководителями.

В центре натурфилософии находится  учение о силах природы и предположение  о единстве этих сил. Он считает, что  в природе все нужно объяснять  из вещества и силы, из материи и  присущих ей сил, действие которых состоит  в распространении и сокращении. Теплота уже не вещество, а движение или причина движения, следствием ее являются огонь, воздух и вода. Устранив теологические и религиозные  вопросы при изучении природы, система  Телезио становится вполне монистической  и натуралистической.

Задачу натурфилософии Телезио  видит в выявлении подлинных, действительных свойств вещей и  извлечении этих свойств «из самих  вещей» с учетом чувственной очевидности. Такими выведенными из самой природы  началами вещей он считает материю  и бестелесные активные силы - тепло  и холод.

Высшим достижением философской  мысли эпохи Возрождения является пантеистическая натурфилософия Д. Бруно. К его основным произведениям  относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Свои теоретические  интересы Бруно сконцентрировал  на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии состоит  в познании природы. Основой для  ее достижения являлось разделение предметов  веры и разума, не допускающее вмешательства  религии в философскую и научную  область.

Последним крупным натурфилософом эпохи Возрождения явился Т. Кампанелла, основными сочинениями которого были «Метафизика», «Об ощущении вещей  и магии», «Город Солнца». Он боролся  против схоластики, отвергал авторитет  Аристотеля и призывал к опытному изучению природы. Задачу философии  и науки Кампанелла усматривал в  их увеличении могущества человека над  природой. В трактате «Против языческой  философии» он излагает учение о «двух  книгах», из которых мы черпаем истину. Живую книгу природы человек  познает с помощью разума и  ощущений, этим занимаются философия  и наука. Вторая книга - Священное  писание, - предметом которой является наставление в вере. При таким подходе к решению проблемы истины достигалась полная независимость философии и науки от религии и богословия при формальном провозглашении их согласия.

 

Николай Кузанский

 

Родоначальником ренессансного  платонизма был Николай Кузанский (настоящая фамилия Кребс) (1401-1464) - мыслитель, выдающийся немецкий философ, теолог, крупный ученый в области  математики, астрономии, географии  и других науках.

 Николай Кузанский родился в селении Куза в Южной Германии. По месту своего рождения он и получил прозвание — Кузанский или Кузанец. Отец его был рыбаком и виноградарем, а сам Николай подростком бежал из родного дома. Его приютил граф Теодорик фон Мандершайд. Николай учился в школе “братьев общей жизни” в Девентере (Голландия). Затем он продолжил обучение в Гейдельбергском университете (Германия) и в школе церковного права в Падуе (Италия). В 1423 г. Николай получил звание доктора канонического права. Вернувшись в Германию, он занимался богословием в Кельне. В 1426 г., вскоре после того как он получил сан священника, Николай становится секретарем папского легата в Германии кардинала Орсини. Через некоторое время он стал настоятелем Церкви св. Флорина в Кобленце.

В эти годы Николай Кузанский  впервые знакомится с идеями гуманистов, которые оказывают на него определенное влияние. Недаром он оказался среди  тех римско-католических священников, которые выступали за ограничение  власти римского папы и усиление значения церковных соборов. В своем первом сочинении “О согласии католиков” он, кроме того, высказывал сомнение в истинности “Константинова дара”, а также провозгласил идею народной воли, имеющей равное значение для Церкви и государства. В 1433 г. эти идеи он высказывал на Базельском соборе. Но уже к концу собора Николай перешел на сторону папы, видимо усомнившись в возможности осуществления реформы.

Вскоре Николай Кузанский  поступил на службу в папскую курию, участвовал в посольстве в Константинополь, где познакомился с учениями византийский мыслителей.

В 1448 г. Николай был возведен в сан кардинала, а уже в 1450 г. — епископом Бриксена и папским  легатом в Германии. В 50-е гг. XV века Кузанец много путешествует, стремится примирить различные  христианские течения Европы, в частности, гуситов с католической Церковью.

В 1458 г. Николай вернулся в Рим и качестве генерального викария пытался проводить реформы  Церкви. Он рассчитывал на успех, ибо  новым папой Пием II стал друг его  юности Пикколомини.

Николай Кузанский автор  многих философских и богословских сочинений, написанных в разных жанрах — диалоги, трактаты, размышления: “Об  ученом незнании”, “О предположениях”, “Об искании Бога”, четырех диалогов под общим названием “Простец”, “О согласии веры”, “О видении Бога”, “О вершине созерцания” и др. Кроме того, ему принадлежат сочинения  по математике. В частности, интересен  его диалог “Об опыте с весами”, в котором Кузанец предлагал  введение количественных мер для  более точного познания природных  явлений. Неоспоримы и заслуги Николая  Кузанского в истории естествознания — он первым составил географическую карту Европы, предложил реформу  юлианского календаря (проведенную  спустя 150 лет). По мнению исследователей, идеи Николая в области космологии стали одним из источников учения Джордано Бруно о бесконечности  Вселенной.

Философские и богословские воззрения Николая Кузанского могут  служить ярким примером кардинального  свойства всей философии эпохи Возрождения  — стремления примирить в русле  одного учения разнообразные научные  и религиозные течения. В науке  отмечается, что на развитие мировоззрения  Кузанца оказали влияние античные учения Пифагора, Анаксагора, Прокла, работы неоплатоников. Сильное воздействие  имели античные и позднеантичные мистические учения, а также мистическое  учение немецкого мыслителя XIV в. Иоганна (Мейстера) Экхарта. Из патристической литературы Кузанец отдавал явное  предпочтение “Ареопагитикам” (сочинениям Дионисия Ареопагита). Внимательно  он относился и к размышлениям предшествующих и современных ему  византийских мыслителей-неоплатоников. В то же время вполне заметно критическое  восприятие Кузанским идей схоластики, в частности, Фомы Аквинского.

В методологическом плане  базой всего учения Николая Кузанского послужила идея совпадения противоположностей, которую он использовал и в  теоретическом аспекте, и стремился  применить на практике, в качестве обоснования политики объединения  всех верующих ради прекращения войн и раздоров.

По мнению Кузанца, весь мир  соткан из противоположностей. Например, живую противоположность представляет сам человек, ибо он конечен в  качестве телесного существа и бесконечен в высших стремлениях своего духа к постижению божественного абсолюта.

Из идеи совпадения противоположностей Николай Кузанский выводил все  другие свои положения о единстве и бесконечности вселенной, и, прежде всего, положение о единстве и  бесконечности Бога. Бог присутствует во всех конкретных вещах, иначе говоря, вновь утверждал совпадение противоположностей — единство бесконечного Бога и  мира конечных вещей. Недаром он многократно повторял платоновскую, а, в принципе, восходящую еще к орфическим учениям, формулу о божественной триаде: Бог — это начало, середина и конец всех вещей. По мнению многих современных исследователей в данном случае можно вести речь о пантеизме: “Бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге” — говорил Николай Кузанский.

Следовательно, Николай Кузанский  выступает сторонником абсолютной предопределенности развития реального мира.

Божественное присутствие  в мире обеспечивает единство всего  мира. В работах Николая Кузанского неоднократно можно встретить рассуждения  об “удивительном единстве вещей”, которое является следствием единства, целостности мира. Размышляя над  этим важнейшим качеством природы, Николай Кузанский, использовавший в своей философии математические модели, пришел к выводу, что вселенная  представляет собой космическую  “машину мира”, которая как бы имеет повсюду центр и нигде  окружность, ибо “ее окружность и центр есть Бог, который всюду  и нигде”.

Неотъемлемой частью природы, созданной Богом, является и человек. Размышления о сущности человека у Николая Кузанского наполнены  истинным гуманистическим пафосом, стремлением к обожествлению  самого человека. По его мнению, человек  — это “малый мир”, “микрокосм”, в котором сочетаются все качества “макрокосма”: “Человеческая природа, вознесенная над всеми созданиями Бога и немного уступающая ангелам, свертывает в себе и разумную и  чувственную природы, сочетает внутри себя все в мире и за то справедливо  именуется древними философами микрокосмом, малым миром”. Таким образом, Кузанский  отступает от традиционного христианского  понимания сущности человека, подчеркивая  популярную в эпоху Возрождения  идею о единстве духовного и плотского  начал в человеке.

Важнейшим свойством человека является “ум”, который Кузанский  считал “образом Божественного ума”, простейшим “среди образов Божественного свертывания”. Поэтому ум есть “первообраз Божественного свертывания, охватывающего в своей простоте и силе все образы свертывания”. Ум человека обладает разными способностями познания, главными из которых являются три: чувство, рассудок и разум. В отличие от предшествующей схоластической традиции, как впрочем, в отличие и от неоплатонизма, Кузанский большое значение придает чувственному познанию. Чувственные ощущения играют роль своего рода инициатора познания, ибо чувственные представления приводит в действие силы ума. Недаром он говорил, что “в рассудке нет ничего, чего раньше не было в ощущении”.

На основе рассудочных (рациональных) рассуждений, человек способен к  научному познанию мира вещей, универсума. Из всех наук сам Кузанец придавал особое значение математике, которая  для него была самой достоверной  из наук, ибо число возникает как  “развертывание рассудка”. Кстати, именно на силе рассудка, по мнению мыслителя, основана и вся схоластическая философия.

Но высшей формой познавательных способностей человека является разум. От чувств и рассудка разум отличается двумя важными качествами: во-первых, разум не связан со сферой чувственно-телесного, “не принадлежит ни времени, ни миру, будучи абсолютно свободным от них”; во-вторых, разум “постигает только всеобщее, нетленное и постоянное”. Таким образом, разум — это  способность человека познавать  божественное, бесконечное, абсолютное и тем самым приближаться к  Богу.

По сути дела, разум, в  понимании Николая Кузанского, представляет собой способность к мистическому озарению, или — интуицию. Это  загадочная, таинственная и вместе с тем глубинная сила, дарованная Богом человеку. Именно в разуме, т.е. интуитивно, человек может познать  главное качество мира — совпадение противоположностей. Рассудочное, рациональное мышление, наоборот, неспособно справиться с противоположностями и стремится устранить их. Собственно говоря, иначе как с помощью мистической интуиции невозможно и приближение к Богу, ведь Бог — принципиально непознаваем. В этом отношении, Кузанец полностью следует за учением об апофатической теологии, изложенным в “Ареопагитиках”.

Впрочем, исходя из общего методологического  убеждения в совпадении противоположностей, Николай Кузанский приходит к  выводу о творческом взаимодополнение друг друга разных познавательных свойств  человека. Если чувства служат основой  рассудочного познания, то и рассудок является неким посредником между  чувствами и разумом. В свою очередь, если рассудок должен господствовать над чувствами, управлять ими, то и разум должен направлять рассудок.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения