Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:49, реферат

Описание работы

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.

Содержание

1. Введение………………………………………………3
2.Эпоха Возрождения……………………………..……4
2.1Общая характеристика эпохи…………………….…4
2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…….5
2.3 Эпоха Возрождения и Реформация………………..6
3. Натурфилософия. Пантеизм. Диалектика…………..7
4. Рационализм и эмпиризм…………………..…….…..9
5. Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо,
Ш. Монтескье, Д. Дидро)………………………..…...11
6. Заключение…………………………………………..12
7. Список литературы………………………………….14

Работа содержит 1 файл

Реферат(Возрождение, гуманизм).docx

— 54.15 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО  «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ГУМАНИТАРНЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

Реферат по философии 

на тему: «Философия эпохи Возрождения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Выполнил: Гарниза И.Н.

 

 

                                                                          Руководитель:   Лицук А.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нижневартовск 2011

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

1. Введение………………………………………………3

2.Эпоха Возрождения……………………………..……4

             2.1Общая характеристика эпохи…………………….…4

             2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…….5

       2.3 Эпоха Возрождения и Реформация………………..6

     3. Натурфилософия. Пантеизм. Диалектика…………..7

     4. Рационализм и эмпиризм…………………..…….…..9

     5. Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо,

        Ш. Монтескье, Д. Дидро)………………………..…...11

     6. Заключение…………………………………………..12

     7. Список литературы………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Введение

Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности.  Рассматривая эпоху  Средневековья как простой перерыв  в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф  итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и  зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства  Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции,  согласно которой Эпоха Средневековья  представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший  за гибелью блестящей  цивилизации  классической культуры, историки того времени  полагали,  что искусство  некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.  Термин "Возрождение" означал первоначально  не столько название всей эпохи, сколько  самый момент возникновения нового искусства, который приурочивался  обычно к началу XVI века.  Лишь позднее  понятие это получило более широкий  смысл и стало обозначать эпоху,  когда в Италии,  а затем  и  в  других странах сформировалась  и  расцвела оппозиционная феодализму культура. Энгельс охарактеризовал  Возрождение как "величайший прогрессивный  переворот из всех, пережитых до того времени человечеством".

Анализ  памятников культуры Возрождения свидетельствует  об  отходе от многих важнейших принципов  феодального мировоззрения. Средневековый  аскетизм и презрение ко всему  земному сменяются теперь жадным  интересом к реальному миру,  к человеку, к сознанию красоты  и величия природы. Непререкаемое  в средние века первенство богословия над наукой  поколеблено верой  в неограниченные возможности человеческого  разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес  к человеческому в противовес божественному,  представители новой  светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово  от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его  духовным  миром.  При  всей сложности и  неоднозначности  эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно  выделить абсолютизации  человеческой  личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства  Возрождения характерно идеализированное представление о  человеке как  о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с  беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано  в эстетике Возрождения и понимания  прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался  у теоретиков  Возрождения с  попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии  перспективы.  Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается  на человеческое восприятие как таковое  и на чувственно реальную  картину  мира. Эстетика Возрождения ориентирует  искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько  природа,  сколько художник,  который  в своей творческой деятельности уподобляется Богу.  В постепенно освобождающемся от церковной идеологии  создателе произведения искусства  больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. 

     Изобразительное искусство Возрождения  во многих отношениях представляет  контраст  средневековому. Оно знаменует  становление реализма надолго  определившего развитие  европейской   художественной  культуры. Это сказалось  не только в распространении  светских изображений, в развитии  портрета и пейзажа или новой,  иногда почти жанровой интерпретации  религиозных сюжетов,  но и  в радикальном обновлении всей  художественной системы.  В эпоху  Возрождения объективное изображение  мира было увиденное глазами  человека,  поэтому одной из  важных проблем,  ставших перед  художниками, была проблема пространства. Связь искусства и науки составляет  одну из характернейших особенностей  культуры Возрождения. Правдивое  изображение  мира  и  человека  должно было  опираться  на  их познание,  поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную  роль.  Естественно,  что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых,  среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

     Искусство античности  составляет  одну  из  основ художественной  культуры Возрождения. Известно, что античное наследие было  использовано и в средние века,  например, во времена каролингского  Ренессанса, в живописи оттоновского  периода в Германии,  в готическом  искусстве.  Но отношение к  этому наследию было различным.  В средние века воспроизводились  отдельные памятники и заимствовались  отдельные мотивы. А представители  Возрождения находят в античной  культуре то,  что созвучно  их собственным устремлениям,  - приверженность к реальности, жизнерадостность, преклонение перед красотой земного  мира,  перед величием героического  подвига.  Вместе с тем, сложившись  в иных исторических условиях, впитав в себя традиции романского  стиля и готики,  искусство   Возрождения несет в себе печать  своего времени. По сравнению  с искусством классической древности  духовный  мир  человека  становится  все  более сложным и многогранным.

          В отличие от средневековья,  когда главными заказчиками произведений  были церковь и крупные   феодалы,  теперь  значительно   расширяется круг заказчиков  и изменяется их социальный  состав.  Наряду с церковью  нередко заказы художникам дают  и цеховые объединения ремесленников,  и купеческие гильдии,  и   городские власти,  и частные  лица - как знать, так и бюргеры.  Наряду с  монументальными  все более широкое распространение  получают станковые формы - живопись  на дереве и холсте,  скульптура  из дерева, бронзы и майолики. Хронологические границы развития  искусства Возрождения  в   разных странах не вполне совпадают.  В силу исторических обстоятельств  Возрождение в северных странах  Европы запаздывают по сравнению  с  итальянским. И все же  искусство этой эпохи, при всем  разнообразии частных форм, обладает  важнейшей общей чертой - стремление  к правдивому  отражению реальности.  Эту  черту  в прошлом  столетии первый историк эпохи  Возрождения Якоб Буркхард определил  как "открытие мира  человечества". Искусство Возрождения  делится  на четыре этапа:  Проторенессанс (конец XIII - I половина XIV века), Раннее  Возрождение (XV век), Высокое Возрождение  (конец  XV  века первые три  десятилетия XVI века),  Позднее  Возрождение (середина и вторая  половина XVI века). В литературе о  Возрождении часто употребляют  итальянские наименования столетий:  дученто - XIII век, треченто XIV век,  кватроченто -  XVI век.

 

 

 

2. Эпоха Возрождения

      Важным этапом  развития философской мысли является  философия эпохи Возрождения.  В ней затронут широкий круг  вопросов, касающихся разных сторон природного и общественного бытия. Она оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии. Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало XVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Вряд ли правомерно отрицать самобытность этой эпохи, считая ее, по примеру голландского культуролога И. Хейзинги, «осенью Средневековья». Исходя из того, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения.

2.1. Общая характеристика эпохи

Сами деятели Ренессанса противопоставляли  новую эпоху Средневековью как  периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени  скорее составляет не движение цивилизации  против дикости, культуры -  против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.

Эпоха Возрождения — это переворот  в первую очередь в системе  ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает  убеждение в том, что человек  — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую  черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения  и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных  черт духовной атмосферы этого времени  стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становится общеевропейским явлением.

2.2. Гуманистическая мысль эпохи Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humanitas» (человечность), употреблявшегося еще в I в. до н.э. известным римским  оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для  него humanitas — это воспитание и  образование человека, способствующее его возвышению. В совершенствовании  духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали теоретической базой ренессансной культуры и получили название «studia humanitatis» (гуманитарные дисциплины). Родоначальником  гуманизма единодушно считается  поэт и философ Франческа Петрарка (1304—1374). В его творчестве — начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. В  трактате «О невежестве собственном  и многих других» он решительно отвергает  присущую Средневековью схоластическую ученость, по отношению к которой  демонстративно провозглашает свое якобы невежество, ибо считает  такую ученость совершенно бесполезной для человека его времени.

В упомянутом трактате проявляется  принципиально новый подход к  оценке античного наследия. По убеждению  Петрарки, прийти к новому расцвету литературы, искусства, науки позволит не слепое подражание мыслям замечательных  предшественников, а стремление подняться  до высот античной культуры и в  то же время переосмыслить и в  чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная Петраркой, стала ведущей в отношении  гуманизма к античному наследию. Первый гуманист считал, что содержанием  подлинной философии должны стать  науки о человеке, и во всем его  творчестве звучит призыв переориентировать  философию на этот достойный объект познания.

Своими рассуждениями Петрарка заложил основу формирования личностного  самосознания эпохи Возрождения. В  разные эпохи личность осознает себя по-разному. Средневековый человек  воспринимался тем ценнее как  личность, чем более его поведение  соответствовало нормам, принятым в  корпорации. Он утверждал себя через  максимально деятельное включение  в социальную группу, в корпорацию, в богоустановленный порядок  — такова общественная доблесть, требовавшаяся  от индивида. Человек эпохи Возрождения  постепенно отказывается от универсальных  средневековых понятий, обращаясь  к конкретному, индивидуальному. Гуманисты  вырабатывают новый подход к пониманию  человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Ценность человеческой личности для них определяется не происхождением или социальной принадлежностью, а личными заслугами и плодотворностью  ее деятельности. Ярким воплощением  этого подхода может служить, например, разносторонняя деятельность известного гуманиста Леона Батиста  Альберта (1404—1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов об искусстве, сформулировал принципы живописной композиции — равновесия и симметрии цвета, жестов и поз персонажей. По мнению Альберта, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью. «Легко побеждает тот, кто не желает быть побежденным. Терпит иго судьбы тот, кто привык подчиняться».

Информация о работе Философия эпохи Возрождения