Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 17:49, реферат
Термин "Возрождение" (Ренессанс) появился в XVI веке древности. Рассматривая эпоху Средневековья как простой перерыв в развитии культуры. Еще Джордано Вазари - живописец и первый историограф итальянского искусства, автор прославленных "Жизнеописаний" наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих (1550 г.) писал о "возрождении" искусства Италии. Это понятие возникло на основе широко распространенной в то время исторической концепции, согласно которой Эпоха Средневековья представляла собой период беспросветного варварства и невежества, последовавший за гибелью блестящей цивилизации классической культуры, историки того времени полагали, что искусство некогда процветавшее в античном мире, впервые возродилось в их время к новой жизни.
1. Введение………………………………………………3
2.Эпоха Возрождения……………………………..……4
2.1Общая характеристика эпохи…………………….…4
2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…….5
2.3 Эпоха Возрождения и Реформация………………..6
3. Натурфилософия. Пантеизм. Диалектика…………..7
4. Рационализм и эмпиризм…………………..…….…..9
5. Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо,
Ш. Монтескье, Д. Дидро)………………………..…...11
6. Заключение…………………………………………..12
7. Список литературы………………………………….14
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ
Реферат по философии
на тему: «Философия эпохи Возрождения»
Нижневартовск 2011
Содержание
1. Введение………………………………………………3
2.Эпоха Возрождения……………………………..……4
2.1Общая характеристика эпохи…………………….…4
2.2 Гуманистическая мысль эпохи Возрождения…….5
3. Натурфилософия. Пантеизм. Диалектика…………..7
4. Рационализм и эмпиризм…………………..…….…..9
5. Философские идеи Просвещения (Ж.-Ж. Руссо,
Ш. Монтескье, Д. Дидро)………………………..…...11
6. Заключение…………………………………………..12
7. Список литературы…………………………………
Термин
"Возрождение" (Ренессанс) появился
в XVI веке древности. Рассматривая эпоху
Средневековья как простой
Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения. Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы. Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины. Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humanitanis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу. В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер.
Изобразительное искусство
Искусство античности составляет
одну из основ художественной
культуры Возрождения.
В отличие от средневековья,
когда главными заказчиками
2. Эпоха Возрождения
Важным этапом
развития философской мысли
Сами деятели Ренессанса противопоставляли новую эпоху Средневековью как периоду темноты и невежества. Но своеобразие этого времени скорее составляет не движение цивилизации против дикости, культуры - против варварства, знания — против незнания, а проявление другой цивилизации, другой культуры, другого знания.
Эпоха Возрождения — это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек — высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса — развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Козимо Медичи — некоронованный правитель Флоренции — говорил, что упадет тот, кто на небе ищет опоры для лестницы своей жизни, и что он лично всегда укреплял ее на земле. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное наследие. Следствием возросшего интереса к классической культуре стало изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе (ведь Ренессанс и переводится как возрождение). Особое место в духовной культуре этого времени занимает философия, и ей присущи все те черты, о которых было сказано выше. Важнейшая особенность философии Возрождения — антисхоластическая направленность взглядов и сочинений мыслителей этого времени. Другая ее характерная черта — создание новой пантеистической картины мира, отождествляющей Бога и природу. Наконец, если философия Средневековья теоцентрична, то характерная особенность философской мысли Возрождения — антропоцентризм. Человек — не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено всей цепи космического бытия. Обращение к человеку и его земному существованию знаменует начало новой эпохи, которая зародилась в Италии, а на рубеже XV—XVI вв. становится общеевропейским явлением.
Термин «гуманизм» происходит от латинского
«humanitas» (человечность), употреблявшегося
еще в I в. до н.э. известным римским
оратором Цицероном (106—43 до н. э.). Для
него humanitas — это воспитание и
образование человека, способствующее
его возвышению. В совершенствовании
духовной природы человека основная
роль отводилась комплексу дисциплин,
состоящему из грамматики, риторики, поэзии,
истории, этики. Именно эти дисциплины
стали теоретической базой
В упомянутом трактате проявляется
принципиально новый подход к
оценке античного наследия. По убеждению
Петрарки, прийти к новому расцвету
литературы, искусства, науки позволит
не слепое подражание мыслям замечательных
предшественников, а стремление подняться
до высот античной культуры и в
то же время переосмыслить и в
чем-то превзойти ее. Эта линия, намеченная
Петраркой, стала ведущей в отношении
гуманизма к античному
Своими рассуждениями Петрарка
заложил основу формирования личностного
самосознания эпохи Возрождения. В
разные эпохи личность осознает себя
по-разному. Средневековый человек
воспринимался тем ценнее как
личность, чем более его поведение
соответствовало нормам, принятым в
корпорации. Он утверждал себя через
максимально деятельное включение
в социальную группу, в корпорацию,
в богоустановленный порядок
— такова общественная доблесть, требовавшаяся
от индивида. Человек эпохи Возрождения
постепенно отказывается от универсальных
средневековых понятий, обращаясь
к конкретному, индивидуальному. Гуманисты
вырабатывают новый подход к пониманию
человека, в котором огромную роль
играет понятие деятельности. Ценность
человеческой личности для них определяется
не происхождением или социальной принадлежностью,
а личными заслугами и