Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание работы

Существенной причиной возникновения эпохи Возрождения считается причина экономическая, поскольку это был период бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Ренессанс начинается в Италии, где имелись наиболее развитые (с экономической точки зрения) города - Рим, Неаполь, Венеция. Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое подавали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия.

Работа содержит 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.docx

— 24.22 Кб (Скачать)

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

 

Причины возникновения  Ренессанса.

Существенной причиной возникновения эпохи Возрождения считается причина экономическая, поскольку это был период бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Ренессанс начинается в Италии, где имелись наиболее развитые (с экономической точки зрения) города - Рим, Неаполь, Венеция. Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое подавали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия.

Конечно же, кроме экономических причин были и другие причины, иначе трудно истолковать, почему Ренессанс возник именно в Западной Европе, а не в Восточной, почему именно в западной, а не восточной христианской религии.

Можно предположить, что не последнюю  роль в возникновении Возрождения  играет та специфическая форма христианства, которая бытовала в Западной Европе. Не случайно именно Италия послужила  центром первоначального Возрождения. Во-первых, чисто внешняя сторона  католической жизни служила немалым  толчком для возникновения свободомыслия  ренессансных философов. Знаменитое Авиньонское  пленение пап, появление разного  рода антипап порождали в головах  людей сомнения в правильности имевшихся  нравственных устоев. Появились вольнодумцы, которые отрицали католические (и в целом – христианские) идеалы.

С другой стороны, как раз в католицизме философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Потому миросозерцание западного католического человека было более рассудительным, зачастую понятие Бога отделялось от человека. Бог становился не центром вселенной, не смыслом и целью жизни, а объектом теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И они не замедлили появиться; позднее они перешли даже в отрицание Бога. Такое мировоззрение и подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.

15 век - период распада феодального  строя и зарождения буржуазных  отношений. Крупнейшие открытия  и изобретения следуют одно  за другим, для развития промышленности  и торговли требовался прогресс  техники и науки. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания.

 

Особенности философии  эпохи Возрождения.

"Возрождение" является термином, который в качестве историко-географического  понятия вошел в употребление  в 19 веке для обозначения периода  в развитии стран юга Европы 15-16 веков. Прелюдия эпохи Возрождения  начинается в 14 веке с личности  Франческо Петрарки, эпилог приходится  на начало 17 века, на период творчества  Кампанеллы - последнего представителя  эпохи Возрождения.

Решающими чертами философии Возрождения  являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм  и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения  тесно связана с естествознанием.

Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально  в иных целях, чем схоласты. Гуманисты  обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать  философы 13-14 веков.

Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее  разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых  авторитетов, не имели широкого хождения.

Но и через первый, и через  второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что  платоновская мысль и его диалоги  стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями в виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь племика "превосходства" Платона над Аристотелем.

Но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось  важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма оказали замечательные  итальянские живописцы, скульпторы и архитекторы Леонардо да Винчи  и Микеланджело Буонарроти. Свои творения - произведения живописи, скульптуры и  архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии Леонардо да Винчи  посвящает человеку, его величию. Как автор "Тайной вечери", "Джоконды" и ряда других всемирно известных  шедевров, он оказал могучее влияние  на гуманистические принципы эстетики эпохи Возрождения.

Выделяют четыре периода философии эпохи Возрождения: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский и скептический. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Гуманистический период (XIV - середина XV вв.).

Данте Алигьери(1265-1321) - великий поэт и мыслитель, предвестник эпохи Возрождения. Человек, по мнению Данте, в отличие от всех других сущностей, обладает т.н. "потенциальным интеллектом". Полностью реализовать этот возможный интеллект может лишь человечество в целом, поэтому для достижения полноты бытия необходимо создать мировое государство, империю, которая охватывала бы все человечество, а во главе которой стоял бы монарх. Задача монарха - заботиться о благополучии всех людей; он не должен быть алчным, искать выгоды для себя. Советником верховного правителя должен быть философ, а Церковь должна быть отделена от светского правления. Основные добродетели государства - свобода и справедливость.

Франческо Петрарка (1304–1374) - поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная. Внёс огромный вклад в наступление новой эпохи открытия мира и человека, прозванной Ренессансом и основавший гуманистическое направление в ренессансной философии — то самое, которое является первым этапом в общепринятой ее классификации. Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»). Петрарка говорит, что, выступая против современной философии, он выступает не против Аристотеля как философа, жившего в Древней Греции, а против аристотеликов. Сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии и — в более широком плане — основоположником гуманизма вообще.

Ф. Лоренцо Валла (1407 - 1457) - римский философ-гуманист, знаменитый своим диалогом «О наслаждении». В отличие от Петрарки, возрождавшего этические взгляды стоиков, Л. Валла показывает в своем диалоге преимущества морали эпикуреизма и является одним из первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла реставрирует только этику эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Элементы эпикурейской морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом. Но Валла не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими вопросами, особенно в последний, римский период своей деятельности: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета, написал: «Беседу о таинстве пресуществления».

 

Неоплатонический  период (середина XV - первая половина XVII вв.).

Николай Кузанский (1401-1464) - один из самых глубоких философов эпохи Возрождения. Немецкий кардинал, защитил докторскую диссертацию. Его считают родоначальником немецкой философии. Его воззрения не выходили за пределы религии, но идеи Кузанского о математическом познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими, он предвосхищали дух естествознания грядущих времен.

1. Познание возможно при помощи  чувств, разума и интеллекта, однако  знание о конечных вещах всегда  выходит за свои пределы.

2. Человек – это также бог,  но не в абсолютном смысле.

3. Абсолютной является лишь бесконечность.

 

Марсилио Фичино (1433—1499) -  итальянский философ, глава флорентийской платоновской Академии. Переводчик текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, Орфею, Зороастру (1463): Ф. полагал, что Платон в своем творчестве опирался именно на них. Опубликовал "корпус" герметических текстов. В 1474 Фичино принял сан священника. Увлекался магией. Метафизическая реальность рассматривалась Фичино как нисходящая последовательность пяти совершенств: Бог, ангел (образуют мир интеллигибельный); душа (триединый "узел соединения"); качество (форма), материя (конституирует мир физический).

Пико делла Мирандола (1463-1494)-итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам.

Натурфилософский  период (вторая половина XVI - начало XVII вв.).

Телезио Бернардино (1509-1588) – итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Изучал философию, математику, физические науки в Падуанском университете, где получил докторскую степень. Основал первое в Европе естественнонаучное общество («Телезианская академия»), ставившее своей целью изучение законов природы на основе чувственного опыта и независимо от книжных авторитетов. Учение Телезио принимает в качестве принципов пассивную материю и активные силы жара и холода, сухости и влажности. Материя пребывает в неизменном состоянии, тогда как между космическими силами идет вечная борьба, итогом которой явилось возникновение Солнца и Земли. Жизненный дух человека является той же материей, но утонченной, теплой и чувствительной; наряду с ним человек обладает бессмертной душой, вложенной в него Богом.

Патрици Франческо (1529 - 1597) - итальянский гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Учился в Падуе. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). Развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органической целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органической связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божественным всеединством и пронизывающий весь мир.

Джордано Бруно (1548 — 17 февраля 1600 г.) - колосс эпохи Возрождения, великий философ, поэт, ученый и мистик. О нем часто говорят, что он родился раньше своего времени, так как лишь спустя 400 лет после его смерти наука, философия и искусство ХХ века стали принимать многие его предположения и учения как актуальные и истинные. Отверг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия ожжет иметь влияние на примитивные народы. В будущем место религии должна занять «религия разума». Пантеистическая философия Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и материальных основах.

Кампанелла Томмазо (1568—1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. В возрасте 15 лет вступил в орден доминиканцев, за еретические взгляды и увлечение магией неоднократно подвергался судебным преследованиям. Был знаком с Г. Галилеем, испытал сильное влияние идей Б. Телезио. Занимался астрологией и магией. Несмотря на значительную образованность, критически относился к «книгам человеческим», призывая читать «книгу творений Бога». Кампанелла высоко оценивал и присущий человеку разум, позволяющий постичь в вещах те вечные идеи, в соответствии с которыми их создал Бог. Написал «Город Солнца» — своеобразный вариант коммунистической утопии.

Скептический  период (начало  XVII в.).

Эразм Роттердамский (1466 - 1536) - выдающийся гуманист эпохи Возрождения; друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Основное сочинение: "Похвала глупости". Философия для него это мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни. Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем: стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указывают на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют.

Монтень Мишель (1533 – 1588) - французский юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик. В своем главном сочинении "Опыты" выступает против схоластики и догматизма, рассматривает человека как самую большую ценность.


Информация о работе Философия эпохи Возрождения