Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 20:43, контрольная работа
Существенной причиной возникновения эпохи Возрождения считается причина экономическая, поскольку это был период бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Ренессанс начинается в Италии, где имелись наиболее развитые (с экономической точки зрения) города - Рим, Неаполь, Венеция. Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое подавали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия.
ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Причины возникновения Ренессанса.
Существенной причиной возникновения эпохи Возрождения считается причина экономическая, поскольку это был период бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов. Ренессанс начинается в Италии, где имелись наиболее развитые (с экономической точки зрения) города - Рим, Неаполь, Венеция. Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое подавали оторванные от жизненной практики схоластические построения томистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия.
Конечно же, кроме экономических причин были и другие причины, иначе трудно истолковать, почему Ренессанс возник именно в Западной Европе, а не в Восточной, почему именно в западной, а не восточной христианской религии.
Можно предположить, что не последнюю
роль в возникновении Возрождения
играет та специфическая форма
С другой стороны, как раз в католицизме философия развивалась в большей степени, чем в византийском или российском православии. Потому миросозерцание западного католического человека было более рассудительным, зачастую понятие Бога отделялось от человека. Бог становился не центром вселенной, не смыслом и целью жизни, а объектом теоретического познания, допускавшим разного рода сомнения. И они не замедлили появиться; позднее они перешли даже в отрицание Бога. Такое мировоззрение и подготовило то явление, которое мы называем Возрождением.
15 век - период распада феодального
строя и зарождения буржуазных
отношений. Крупнейшие
Особенности философии эпохи Возрождения.
"Возрождение" является
Решающими чертами философии Возрождения
являются стремление выйти из монашеской
кельи на простор природы, материалистические
тенденции, связанные с опорой на
чувственный опыт, индивидуализм
и религиозный скептицизм. Воскресает
интерес к материалистам
Философы Возрождения
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения.
Но и через первый, и через
второй периоды Возрождения проходит
платонизм, создавший определенный
духовный климат. Это не означает, что
платоновская мысль и его диалоги
стали любимой формой философствования.
Платонизм вошел в эпоху
Но самое главное - была сломлена диктатура церкви. Именно это явилось важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения.
Огромное влияние на развитие идей
гуманизма оказали
Выделяют четыре периода философии эпохи Возрождения: гуманистический, неоплатонический, натурфилософский и скептический. Рассмотрим каждый из них отдельно.
Гуманистический период (XIV - середина XV вв.).
Данте Алигьери(1265-1321) - великий поэт и мыслитель, предвестник эпохи Возрождения. Человек, по мнению Данте, в отличие от всех других сущностей, обладает т.н. "потенциальным интеллектом". Полностью реализовать этот возможный интеллект может лишь человечество в целом, поэтому для достижения полноты бытия необходимо создать мировое государство, империю, которая охватывала бы все человечество, а во главе которой стоял бы монарх. Задача монарха - заботиться о благополучии всех людей; он не должен быть алчным, искать выгоды для себя. Советником верховного правителя должен быть философ, а Церковь должна быть отделена от светского правления. Основные добродетели государства - свобода и справедливость.
Франческо Петрарка (1304–1374) - поэт, мыслитель, ученый, фигура общественная. Внёс огромный вклад в наступление новой эпохи открытия мира и человека, прозванной Ренессансом и основавший гуманистическое направление в ренессансной философии — то самое, которое является первым этапом в общепринятой ее классификации. Основные свои идеи он высказал в двух трактатах: «О своем и чужом невежестве» и «Моя тайна» («О презрении к миру»). Петрарка говорит, что, выступая против современной философии, он выступает не против Аристотеля как философа, жившего в Древней Греции, а против аристотеликов. Сам Петрарка считает себя христианином, хотя и указывает на необходимость гуманизации существующего христианства, его направленности на человека. Именно Петрарка впервые вводит термин «гуманизм» и является основоположником гуманистического направления в ренессансной философии и — в более широком плане — основоположником гуманизма вообще.
Ф. Лоренцо Валла (1407 - 1457) - римский философ-гуманист, знаменитый своим диалогом «О наслаждении». В отличие от Петрарки, возрождавшего этические взгляды стоиков, Л. Валла показывает в своем диалоге преимущества морали эпикуреизма и является одним из первых возобновителей эпикуреизма в Европе. Л. Валла реставрирует только этику эпикурейцев, но не атомистическое учение о природе. Элементы эпикурейской морали сочетаются с религиозно-идеалистическим взглядом на мир в целом. Но Валла не был враждебен христианству и интересовался церковно-богословскими вопросами, особенно в последний, римский период своей деятельности: он составил филологические поправки к принятому переводу Нового Завета, написал: «Беседу о таинстве пресуществления».
Неоплатонический период (середина XV - первая половина XVII вв.).
Николай Кузанский (1401-1464) - один из самых глубоких философов эпохи Возрождения. Немецкий кардинал, защитил докторскую диссертацию. Его считают родоначальником немецкой философии. Его воззрения не выходили за пределы религии, но идеи Кузанского о математическом познании истины были по сути антисхоластическими, антидогматическими, он предвосхищали дух естествознания грядущих времен.
1. Познание возможно при помощи
чувств, разума и интеллекта, однако
знание о конечных вещах
2. Человек – это также бог, но не в абсолютном смысле.
3. Абсолютной является лишь
Марсилио Фичино (1433—1499) - итальянский философ, глава флорентийской платоновской Академии. Переводчик текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту, Орфею, Зороастру (1463): Ф. полагал, что Платон в своем творчестве опирался именно на них. Опубликовал "корпус" герметических текстов. В 1474 Фичино принял сан священника. Увлекался магией. Метафизическая реальность рассматривалась Фичино как нисходящая последовательность пяти совершенств: Бог, ангел (образуют мир интеллигибельный); душа (триединый "узел соединения"); качество (форма), материя (конституирует мир физический).
Пико делла Мирандола (1463-1494)-итальянский мыслитель эпохи Возрождения, представитель раннего гуманизма. Современники называли Пико «божественным», видели в нем воплощение высоких устремлений гуманистической культуры. Его личность и его труды были известны всей образованной Европе. Философская антропология Пико обосновывает достоинства и свободу человека, как полновластного творца собственного «я». Вбирая в себя все, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий; сохраняя возможность нового выбора, он никогда не может быть исчерпан никакой формой своего наличного бытия в мире. Согласно Пико, мудрость, совечная Творцу, не связана никакими ограничениями и свободно перетекает из учения в учение, избирая для своей манифестации форму, соответствующую обстоятельствам.
Натурфилософский период (вторая половина XVI - начало XVII вв.).
Телезио Бернардино (1509-1588) – итальянский натурфилософ эпохи Возрождения. Изучал философию, математику, физические науки в Падуанском университете, где получил докторскую степень. Основал первое в Европе естественнонаучное общество («Телезианская академия»), ставившее своей целью изучение законов природы на основе чувственного опыта и независимо от книжных авторитетов. Учение Телезио принимает в качестве принципов пассивную материю и активные силы жара и холода, сухости и влажности. Материя пребывает в неизменном состоянии, тогда как между космическими силами идет вечная борьба, итогом которой явилось возникновение Солнца и Земли. Жизненный дух человека является той же материей, но утонченной, теплой и чувствительной; наряду с ним человек обладает бессмертной душой, вложенной в него Богом.
Патрици Франческо (1529 - 1597) - итальянский гуманист и философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Учился в Падуе. Преподавал философию в университетах Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). Развил учение о мире как становящейся бесконечности, одушевлённой органической целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органической связи и «родственности» всех вещей — свет, излучаемый божественным всеединством и пронизывающий весь мир.
Джордано Бруно (1548 — 17 февраля 1600 г.) - колосс эпохи Возрождения, великий философ, поэт, ученый и мистик. О нем часто говорят, что он родился раньше своего времени, так как лишь спустя 400 лет после его смерти наука, философия и искусство ХХ века стали принимать многие его предположения и учения как актуальные и истинные. Отверг догматическое авторитарное вмешательство религии в вопросы философии и науки, в проблемы общественных отношений и нравственности. Однако он допускал, что религия ожжет иметь влияние на примитивные народы. В будущем место религии должна занять «религия разума». Пантеистическая философия Бруно завершает развитие ренессансного мышления. Последующее развитие философии связано с эрой, в которой естествознание развивается на экспериментальных и материальных основах.
Кампанелла Томмазо (1568—1639) - итальянский философ, поэт, политический деятель, создатель коммунистической утопии. В возрасте 15 лет вступил в орден доминиканцев, за еретические взгляды и увлечение магией неоднократно подвергался судебным преследованиям. Был знаком с Г. Галилеем, испытал сильное влияние идей Б. Телезио. Занимался астрологией и магией. Несмотря на значительную образованность, критически относился к «книгам человеческим», призывая читать «книгу творений Бога». Кампанелла высоко оценивал и присущий человеку разум, позволяющий постичь в вещах те вечные идеи, в соответствии с которыми их создал Бог. Написал «Город Солнца» — своеобразный вариант коммунистической утопии.
Скептический период (начало XVII в.).
Эразм Роттердамский (1466 - 1536) - выдающийся гуманист эпохи Возрождения; друг Томаса Мора; был связан с флорентийской академией платоников. Отстаивал веротерпимость и в полемике, которая происходила по вопросу реформации, стоял вне партий. Основное сочинение: "Похвала глупости". Философия для него это мудрое понимание жизни, в особенности практическое благоразумие христианской жизни. Великая религиозная реформа для Эразма состоит в следующем: стряхнуть с себя все, что навязано силой церковного авторитета, оспаривать тех схоластиков, которые указывают на простоту евангельской истины, которую сами же запутывают и усложняют.
Монтень Мишель (1533 – 1588) - французский юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик. В своем главном сочинении "Опыты" выступает против схоластики и догматизма, рассматривает человека как самую большую ценность.