Философия эпохи Возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 19:25, реферат

Описание работы

Слово Возрождение вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс вечного неизменного воскрешения. А словосочетание эпоха Возрождения даже у недостаточно знающего историю человека ассоциируется с ярким и самобытным периодом. Эти ассоциации в целом верны. Эпоха Возрождения — время с XIV по XVI в. в Италии (переходная эпоха от средневековья к новому времени) насыщена неординарными событиями и представлена гениальными творцами.

Содержание

Введение. ……………………………………………………………….стр. 3



Основная часть:



1. Отличительные черты эпохи Возрождения. …………………..стр. 4.



2. Философия эпохи Возрождения:

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения…………………………………………….стр. 6.

2.2. Представители гуманистического направления

в философии Возрождения и их учения. …..…………стр. 7.



3. Художественная культура Ренессанса. …………………………стр.11.



4. Возрождение, и как эпоха социокультурного кризиса. ………стр. 14.





Заключение. …………………………………………………………….стр.18.







Список использованной литературы. ……………..…………………стр. 19

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 150.50 Кб (Скачать)


                      ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

                                       САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ

         ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА И ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                               РЕФЕРАТ.

 

       

                    по дисциплине:  Философия.

                 

                               на тему: Философия эпохи Возрождения.

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                 Выполнила:

                                                                                Студентка заочного отделения

                                                                                1 курса. Спец. _____________

                                                                                 _________________________

                                                                                 Шифр зачётной книжки_____

 

                                                                                 Проверил:

                                                                                 __________________________

                                                                                 __________________________

 

 

 

 

 

 

                                                   

 

                                                    г. Череповец

                                                          2007 год

                                                  СОДЕРЖАНИЕ.

 

 

      Введение.  ……………………………………………………………….стр. 3

 

      Основная часть:

        

1.      Отличительные черты эпохи Возрождения. …………………..стр. 4.

 

2.      Философия эпохи Возрождения:

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения…………………………………………….стр. 6.

2.2.  Представители гуманистического направления

             в философии Возрождения и их учения. …..…………стр. 7.

                 

         3. Художественная культура Ренессанса. …………………………стр.11.

 

         4. Возрождение, и как эпоха социокультурного кризиса.  ………стр. 14.

 

 

Заключение. …………………………………………………………….стр.18.

 

  

 

      Список использованной литературы. ……………..…………………стр. 19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          Введение.

 

Слово Возрождение вызывает в памяти образ сказочной птицы Феникс, которая всегда олицетворяла процесс веч­ного неизменного воскрешения. А словосочетание эпоха Возрождения даже у недостаточно знающего историю че­ловека ассоциируется с ярким и самобытным периодом. Эти ассоциации в целом верны. Эпоха Возрождения — время с XIV по XVI в. в Италии (переходная эпоха от сред­невековья к новому времени) насыщена неординарными событиями и представлена гениальными творцами.

В самом общем смысле под Возрождением принято понимать на­правленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. Идея обраще­ния к античности сложилась еще в позднем средневеко­вье. Деятеля той эпохи не думали о слепом подражании эпохе античности, а считали себя продолжателями искус­ственно прерванной античной истории. К XVI в. содержа­ние понятия сузилось и воплотилось в термине, предло­женном Вазари, означая возрождение античности как идеального образца.

В дальнейшем содержание термина Возрождение эво­люционировало, включая эмансипацию науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианс­кой этике, зарождение национальных литератур, стремле­ние человека к свободе от ограничений католической цер­кви. Эпоха Возрождения фактически отождествилась с началом эпохи гуманизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Отличительные черты эпохи Возрождения.   

 

Расцвет культуры Возрождения приходится на XIV—XVI вв. Воз­рождение (по-французски — Ренессанс) — не только особая эпоха, но и специфический феномен западноевропейской культуры, имею­щий мировое значение.

Термин Renissance (Возрождение) был введён Дж. Вазари – известным живописцем, архитектором и историком искусства для обозначения периода итальянского искусства с 1250 по 1550 г.В самом общем смысле под Возрождением принято понимать на­правленность культуры к воскрешению («возрождению») античности. В этой связи культура Ренессанса рассматривается как отрицание сред­невековья, как антитеза средневековой схоластике. Такова самая об­щая (в значительной мере поверхностная) характеристика Ренессан­са.  Термин «Возрождение» употребляет­ся для того, чтобы обозначить стремление ведущих дея­телей этого времени возродить ценности и идеалы ан­тичности. Однако в этом значении термин «Возрожде­ние» следует трактовать весьма условно. Возрождение на деле означало поиск нового, а не реставрацию старого. В истории невозможно повернуть назад, возвратиться в какую-либо прошлую эпоху. Пережитое, накопленный и культурный потенциал не выбросишь и не преодолеешь. Он все равно будет оказывать свое воздействие, по­скольку именно этот капитал является той экономиче­ской и культурной средой, в которой приходится дейст­вовать людям, ориентированным на его преодоление.

Таким капиталом, наследием для мыслителей и дея­телей Возрождения было Средневековье. Хотя, Возрож­дение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а  потому несет на себе много ее  черт. Объективно эпоху Возрождения следовало бы характеризовать как эпоху Перехода, потому, что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего, в сфере эконо­мики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формирует­ся идеология секуляризма и гуманизма.

Шаповалов В.Ф. в [5] выделяет следующие отличительные черты эпохи Возрождения:

—  индивидуализм практический и теоретический, означающий, что в центр своего мировоззрения и жизненной практики деятели Возрождения поставили человеческую индивидуальность;

— культ светской (т.е. нецерковной) жизни с подчеркнутым стрем­лением к чувственным удовольствиям;

— светский дух религии с тенденцией к язычеству. Под «светским духом религии» следует понимать то, что, оставаясь религиозными людьми (христианами), представители Возрождения стали меньше придавать значения обрядовой и культовой стороне религиозной жиз­ни, сосредоточив свое внимание на ее внутренней, духовной стороне. Для осмысления христианских ценностей они широко привлекали идеи, содержащиеся в дохристианских античных (т.е. языческих) ре­лигиозных учениях;

—  освобождение от власти авторитетов, означавшее иное отно­шение к авторам и учениям, признанным   средневековой схоласти­кой. Деятели Возрождения смело критиковали, например, Аристоте­ля, чего, как правило, не могли допустить себе схоластические мыс­лители;

—  особенное внимание к прошлому, к древности. Античная гре­ко-римская культура стала предметом самого внимательного изуче­ния, преклонения и подражания;

—  чрезвычайный вкус к искусствам.

Данные отличительные черты культуры Возрождения стали изве­стны в результате трудов исследователей XIX в. Не будет преувеличе­нием сказать, что историки XIX в., прежде всего известный немец­кий исследователь Я. Буркгардт, открыли Возрождение для современ­ности, выявив ряд характерных признаков этого замечательного явления. Вместе с тем наука XIX в. неправомерно абсолютизировала ряд черт Возрождения, не обратив должного внимания на другие. В частности, был преувеличен разрыв между Возрождением и средни­ми веками. Длительное время идея «разлома», или «поворота» исто­рии, подразумевавшая резкую оппозицию Возрождения средневеко­вью, господствовала в научных представлениях, приобретя силу усто­явшейся догмы. Однако сегодня наука не поддерживает тезис о «разломе» между двумя периодами, как, впрочем, и логически про­тивоположный тезис о «непрерывности». «Правильным будет третий тезис. Теория разлома допускает оппозицию двух периодов; теория непрерывности постулирует существенную однородность. Но между понятиями противоречия и однородности существует понятие «раз­личия». Говоря, что эпоха Возрождения является периодом, «отлич­ным от средневековья, можно не только различать и противопостав­лять две эпохи, но легко определить их связи и точки касания...» [5].

Возрождение не противоположно средневековью, но «иное» по сравнению с ним. Поэтому неправомерно рассматривать данные эпо­хи по критериям «выше—ниже», «прогрессивнее—отсталее» — они различны. Каждая из них по-своему выражала ценности единой тра­диции западноевропейской культуры. Для незападных культур, в том числе для российской, имеют значение, как средние века, так и Возрождение. При том, конечно, условии, что признание их ценнос­ти неравнозначно слепому преклонению перед ними.

Важно иметь в виду отличия Ренессанса не только от предшеству­ющей, но и от последующей эпохи. Открывает ли Возрождение Новое время? Иначе говоря, является ли оно началом современности, т.е. времени, в котором живем мы? Современность нельзя не связывать с научно-техническими достижениями. Наука и техника являются теми факторами, без которых немыслима жизнь современного общества. Без преувеличения можно сказать, что влияние научно-технического прогресса распространяется в современном обществе на все стороны жизни. Такая ситуация характерна для индустриальной и постиндуст­риальной эры. Господство науки и техники открывает эпоха, следую­щая за Ренессансом, — эпоха Нового времени. Ее начало принято относить к XVII в. Ренессанс же есть эпоха не научно-техническая, а художественно-эстетическая по преимуществу. Центр интересов дея­телей Возрождения лежит в сфере художественно-эстетической. На­ука в современном понимании интересует их лишь постольку, по­скольку она может иметь значение для художественного творчества и для эстетического развития личности. Более того, само понятие науки в современном смысле здесь еще не сложилось. Так, некоторые пред­ставители Ренессанса относили живопись к науке, а Леонардо да Винчи считал ее главной из наук.

Важнейшей отличительной чертой мировоззренче­ской ориентации эпохи Возрождения является ориен­тация на человека. Если в центре внимания филосо­фии античности была природно-космическая жизнь, а в средние века — религиозная жизнь — проблема «спасения», то в эпоху Возрождения на передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения сча­стья человека в этой жизни, на Земле. Философия по­нимается как наука, обязанная помочь человеку най­ти свое место в жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.

 

Философское мышление этого периода можно оха­рактеризовать как антропоцентрическое.                  

В средневековой Европе господствовало убеждение, что земная жизнь человека не обладает самостоятельной ценностью. Она только готовит нас к жизни загробной, и эта подготовка осуществляется под руководством католической церкви. Все земные дела, чувства и инте­ресы лишь отвлекают человека от любви к богу и служения ему, от искупления своих грехов и спасения души.

В эпоху Возрождения начинает формироваться новое мировоззрение, которое ставит в центре мира не бога, а человека. Бог начало всех вещей, а че­ловек — центр всего мира. Общество не продукт божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограни­чен. Ему все по плечу, он может все. Эпоха Возрожде­ния характеризуется новым уровнем самосознания чело­века: гордость и самоутверждение, сознание собствен­ной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового че­ловека того времени. Поэтому именно эпоха Возрожде­ния дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, об­ладающих ярким темпераментом, всесторонней Образо­ванностью, выделявшихся среди людей своей волей, це­леустремленностью, огромной энергией.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит яр­ко выраженный гуманистический характер. Поэтому по­лучило название гуманизм (от лат. hото — человек и hитаnis — челове­ческий). Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное су­щество, творец самого себя и окружающего мира. Мыс­лители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, при­знавали его первотворцом мира и человека. Сотворив мир и человека, Бог, по их мнению, дал человеку сво­бодную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается не на помощь божию — «благодать», а на собственные силы человека. Оптимизм, вера и безграничные возможности человека присуща философии этой эпохи.

Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности.  В эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в ан­тичности или в средние века. У древних греков физиче­ский труд и даже искусство ценились не высоко. Гос­подствовал элитарный подход к человеческой деятель­ности, высшей формой которой объявлялись теоретиче­ские искания — размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материаль­ная деятельность погружается в переходящий мир мне­ний. Христианство высшей формой деятельности счита­ло ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, вы­полнение богослужебных ритуалов, чтение Священного Писания. В целом, все эти виды деятельности носили пассивный характер, характер созерцания.

Информация о работе Философия эпохи Возрождения