Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 11:17, контрольная работа
Мысль эпохи Возрождения была направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. И это нагляднее всего проявилось в живописи. Так, в "Крещении" А.Верроккьо, по словам искусствоведа Вельфлина, Христос выглядит как скромный учитель. "Бегство в Египет" - это и бегство, и путешествие в неведомые края. "Тайная вечеря" - это торжественная трапеза, за которой обнаруживается предательство одного из присутствующих. Постоянные сюжеты картин "Распятие", "Снятие с креста", "Оплакивание" - это неумолимая жестокость смерти, ее постоянное присутствие в жизни, горе близких, нежное сострадание женщин.
ВВЕДЕНИЕ
1.Характерные черты и этапы философии Возрождения ……….. 2.Ренессансный платонизм ………………………………………………..
3.Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения ………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...............
НОУВПО «СЕВЕРНЫЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА»
Кафедра ЮРИСПРУДЕНЦИИ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине __Философия___
на тему «Философия эпохи Возрождения»
студента 1 курса
№ контакт.тел._ _
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ__
Регистр.№______________
Дата сдачи работы______________
РЕЦЕНЗИЯ______________________
______________________________
АРХАНГЕЛЬСК
2012 г
СОДЕРЖАНИЕ
Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения
ВВЕДЕНИЕ
1.Характерные черты и этапы
философии Возрождения ………..
3.Натурфилософия и скептицизм эпохи Возрождения ………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ……………………............
Введение
XIV-XVI вв. - переходная
эпоха от феодализма к
Новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили очень тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение( renaisgance – возрождение, ренессанс), эпохе Ренессанса. В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение.
Мысль эпохи Возрождения была направлена на постижение самого человека в его взаимоотношениях с миром. Божество не отрицалось, но земное заслонило его. И это нагляднее всего проявилось в живописи. Так, в "Крещении" А.Верроккьо, по словам искусствоведа Вельфлина, Христос выглядит как скромный учитель. "Бегство в Египет" - это и бегство, и путешествие в неведомые края. "Тайная вечеря" - это торжественная трапеза, за которой обнаруживается предательство одного из присутствующих. Постоянные сюжеты картин "Распятие", "Снятие с креста", "Оплакивание" - это неумолимая жестокость смерти, ее постоянное присутствие в жизни, горе близких, нежное сострадание женщин.
Специфическая черта философии Возрождения - деперсонализация Бога. Либо он растворен в природе ("природа есть Бог в вещах", - повторял Дж. Бруно), либо мир погружен в Бога (Н. Кузанский). Такой пантеизм и гилозоизм наделял природу способностью к бессознательному творчеству, ее собственным "языком", понимание которого вселяло надежду на познание и изменение этого мира. Отсюда появляется "натуральная магия", весьма популярны астрология, алхимия.
Пантеизм и призыв к опытному знанию, сенсуализм и магия, обожествление природы и психологизм представляют собой черты единой традиции философии Возрождения.
Характерные
черты и этапы философии
Эпоха Возрождения - переходная от Средневековья к Новому времени. Ее мыслители, с одной стороны, находятся под влиянием уходящего теоцентрического мировоззрения, а с другой - закладывают фундамент нового здания философии и науки. Эта "близость" к уходящей эпохе нашла отражение как в терминологии, так и концепциях всех представителей эпохи Возрождения. Так, Кампанелла пытался соединить теологию, метафизику, магию и утопию, Галилей составлял гороскопы для двора Медичи, Коперник был не только астрономом, но и астрологом, а Кеплер проводил аналогию между гармонией Солнца, неподвижных звезд и пространства, с одной стороны, и троицей Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух - с другой.
Философия эпохи Возрождения (от франц. renaisgance - возрождение, ренессанс) охватывает период с ХIVв. по I-ю пол. XVIIв. В это время в Западной Европе происходил переход от средневековья к Новому времени, зарождались капиталистические отношения и складывались национальные государства. Наряду с этим возникает городская светская культура, связанная, во-первых, с возрождением интереса к античной культуре и, во-вторых, с зарождением новой культуры западно-европейских народов.
Каковы же характерные черты философии эпохи Возрождения, делающие ее своеобразным периодом в развитии европейской философии и отличающие от философии средневековья и Нового времени? Во-первых, ренессансная философия перестает быть служанкой теологии и приобретает светское содержание, мирно сосуществуя с религией. Во-вторых, она отрицает “книжную мудрость” и словопрения на основе исследования самой природы, что проявляется в ее теснейшей связи с современным ей естествознанием и великими географическими открытиями. В-третьих, ей присущ ярко выраженный антропоцентризм, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, утверждающий в процессе творческой деятельности свою индивидуальность и независимость.
В эволюции философии эпохи Возрождения можно выделить четыре основных этапа:
- гуманистический (XIV - сер. XV вв.) - Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Л. Валла;
- неоплатонический (сер.XV - первая пол. XVII вв.) - Н. Кузанский, М. Фичино, П. Мирандола;
- натурфилософский
(вторая пол.XVI - нач. XVII вв.) - Б. Телезио,
Ф. Патрици, Д. Бруно, Т.
- скептический (нач. XVII в.) - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
Деление это носит не столько хронологический, сколько типологический характер, поскольку имеются в виду главенствующие тенденции философской мысли каждого хронологического периода.
Ренессансный платонизм
Родоначальником ренессансного платонизма считается Н. Кузанский (1401-1464), написавший такие работы как «Об ученом незнании», «Апология ученого незнания», «О бытии-возможности». Интересы Кузанского концентрируются вокруг двух фундаментальных философских проблем. Первая из них касается отношения бога к природе и места в ней человека. Вторая связана с новым решением вопросов теории познания.
Центральная проблема Кузанского - соотношение Бога и мира. Он отвергает ортодоксальную дуалистическую креационистскую концепцию творения мира «из ничего», считая что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге». Эта пантеистическая позиция подрывает личностную трактовку Бога и настаивает на его безличности и всеприсутствии. Характеризуя переход от Бога к миру, Кузанец пишет, что этот процесс «развертывания» из Бога того, что содержится в нем в «свернутом виде». Бога он последовательно именует в духе неоплатонизма «абсолютным максимумом», природу как «ограниченный максимум». Из принципа зависимости мира от Бога Кузанский выводит его безграничность, но мир не бесконечен, так как в таком случае он был бы равен Богу. Бог есть «окружность и центр, так как он везде и нигде». Тем самым в космологии Кузанца Земля лишается своего привилегированного положения центра Вселенной. Здесь нет прямого предвосхищения коперниканского гелиоцентризма, но расшатывая традиционное представление о мире, он открывает путь к десакрализации космологии. Космология Кузанского вела к признанию материального единства земной и «небесной» субстанции.
Природный мир
представлялся ему живым
Человек, по мнению Кузанского, это бесконечное существо, соединяющее в своей природе земное и божественное. Он представляет собой микрокосм, малый космос, отражающий весь мир, его природа «заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всю Вселенную». Кузанский обожествляет человека, называя его «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богом». Если Бог есть творчество, то и человек подобно Богу представляет собой творческое начало. Тем самым говорится о творческой сущности человека, об обладании им полной свободы воли.
Уподобление человека Богу, по мнению Кузанского, осуществимо на путях познания мира. Возможность познания заложена в самой природе человеческого разума. Являясь «благородным подобием Бога», человеческий ум именно в своей познавательной деятельности осуществляет свое предназначение. Если Бог «развертывает» из себя мир, то человеческий разум развертывает из себя «предметы рассудка». Осуществить прирожденную человеку способность суждения он может только при соприкосновении с миром природы - этой божественной книги, в которой бог раскрыл себя человеческому знанию. Подчеркивая непознаваемость Бога как верховного бытия, абсолютного максимума, Кузанский доказывает возможность достижения частных адекватных истин относительно природы.
Человеческий ум, по мнению Кузанца, является сложной системой способностей, включая три главных: чувства, рассудок и разум. В отличие от чувства и рассудка разум «постигает только всеобщее, нетленное и постоянное», приближаясь тем самым к сфере абсолютного, божественного. Разум преодолевает догматичность рассудка, способствуя пониманию истины как процесса.
С пантеизмом Кузанского связан вопрос о соотношении веры и разума. Вера есть путь постижения Бога в нем самом в «свернутом» виде. Познание «развернутого» мира есть дело разума. Автор «Ученого незнания» ставит веру выше знания и согласен с теми, кто утверждает, что «с веры начинается всякое понимание». Разум направляется верой, а вера раскрывается разумом. Таким образом, процесс познания есть единство противоположностей, противоположных моментов - познаваемой природы и непознаваемого Бога.
Новый этап освоении ренессансной философией наследия Платона и неоплатонизма связан с деятельностью М.Фичино (1433-1499) и возглавляемой им Флорентийской платоновской Академии. Флорентийские платоники логически завершили учение Кузанского о человеке, абсолютизируя его свободную творческую сущность, и выдвинули идею антропоцентризма. Среди наиболее значительных произведений Фичино следует назвать такие, как «Платоновская теология о бессмертии души», «О христианской религии», «О жизни».
Философия у него не «служанка» богословия, а «сестра» религии, некая «ученая религия», открывающая разуму вечные истины, заключенные в вере. Бог, рассматриваемый как первопричина и источник бытия, схватывает собою и поглощает весь мир. Зависимость мира от Бога понимается как процесс нисхождения от божественного единства к множественности природы. Представление о тождестве Бога со «всеобщей природой вещей», о его присутствии «везде» и «во всем» еще не ведет к пантеистическим выводам. Фичино отвергает пантеистическое учение, из которого следовало бы, что «Бог есть разум всех тел и материя всех душ».
Фичино создает иерархическую
структуру мироздания, в которой
происходят два взаимосвязанных
противоположных процесса – «нисхождение»
от высшего к низшему и «
Мировая душа и душа человека, по Фичино, тождественны и поэтому человек занимает исключительное положение, являясь связывающим звеном между Богом и миром. Поскольку мощь человека почти подобна божественной природе, человек подчиняет себе стихии, являясь как бы исполнением воли Бога на земле.
Основой познания, по Фичино, является созерцание красоты и наслаждение красотой. Высшая ступень созерцания - мистическое созерцание, слияние с Богом.
Дальнейшее развитие идеи флорентийского платонизма получили в творчестве Пико делла Мирандолы (1463-1494). Его основными произведениями являются «Речь о достоинстве человека», «О сущем и едином», «Рассуждения против астрологии». Он представляет мироздание в качестве иерархии трех миров - ангельского, небесного и элементарного. Человек составляет особый, четвертый мир. Чувственный мир возникает от высшего бестелесного начала, которое единственно и сотворено Богом. Мир, по Пико, прекрасен и его красота противоречива. Единство и связь космической иерархии объясняется теологически - стремлением вещей к Богу как источнику и цели своего бытия. Бог выявляется в мире как единство во множестве, а его внутреннее совершенство заключено в несовершенстве мира.