Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 19:28, контрольная работа
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всём видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует социальному и хозяйственно – политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве.
1. Введение..............................................................................3-4
2. Особенности культуры и философии эпохи Возрождения..........5-8
3. Пантеистическая натурфилософия Возрождения...................9-12
4. Гуманизм (антропоцентризм) мыслителей Возрождения..............13-15
5. Заключение....................................................................................16-17
6. Список использованной литературы......................................................18
ИНСТИТУТ ПРАВОВЕДЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра гуманитарных и социальных дисциплин
«Философия»
На тему:
«Философия эпохи Возрождения»
студентка 821 группы 2 курса
заочного отделения
факультета управления
№ зачетной книжки 29826
Семенова Екатерина Александровна
Санкт-Петербург
Пушкин
2011
Содержание
1. Введение......................
2.
Особенности культуры и
3.
Пантеистическая натурфилософия Возрождения...................
4. Гуманизм
(антропоцентризм) мыслителей
5. Заключение....................
6. Список использованной
литературы....................
Введение
Средневековая философия глубоко и последовательно продумала принцип абсолютной личности, когда везде и во всём видели примат не природы, не человека, а Бога. Такого рода философское мировоззрение наиболее органично соответствует социальному и хозяйственно – политическому укладу средних веков, основывавшемуся на сельском хозяйстве. По мере перехода к городскому образу жизни и развития промышленности выявляется особая значимость человека, его своеобразия, его творческой активности. Стала ощущаться потребность в новых воззрениях, которые не заставили себя долго ждать. Само собой, новые воззрения развивались не на пустом месте, они сохранили очень тесную преемственность и со средневековьем, и с античностью. Многим мыслителям представлялось, что возрождается античное культурное наследие, которое в средневековье было предано забвению. Это представление дало название целой эпохе, эпохе Возрождения, или если использовать французское выражение, эпохе Ренессанса (приблизительно XIV-XVI вв.). В эпоху возрождения было выработано новое философское мировоззрение прежде всего благодаря творчеству таких выдающихся философов, как Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.
В странах Западной Европы огромный прогресс культуры в эпоху Возрождения приходится на последние столетия средневекового феодализма, на XV-XVI вв. Однако развитие культуры как материальной, так и духовной, конечно, невозможно заключить в точные хронологические рамки. То, что мы именуем культурой Возрождения, в Италии началось уже в XIV в., а в XV в. достигло рассвета. В XVI в. культура Ренессанса стала, можно сказать, общеевропейским, прежде всего западноевропейским явлением. Немалые достижения духовной культуры в эту эпоху широко известны, они давно стали предметом самого пристального внимания, восхищения, изучения, осмысления. И это понятно, ведь в этой культуре был отражён всесторонний прогресс человека. Отсюда огромный интерес к эпохе Возрождения и популярность
самого этого слова. Слово это означало возобновление тех великолепных достижений культуры греко – римской античности, которые были утрачены в эпоху Средневековья.
Теперь рассмотрим подробнее эпоху Возрождения и узнаем, каковы же основные принципиальные установки возрожденческой философии.
Особенности культуры и философии эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения (или Ренессанса), возникнув в Италии в конце XIV в., потом (XV-XVI вв.) превращается в явление общеевропейской культуры. Коренной перелом в духовной жизни европейских народов имел глубокие корни в социально-экономических изменениях, вызванных формированием раннебуржуазных отношений. Возрожденческое движение начинается в Венеции, Флоренции, Генуе (север Италии), где интенсивно развивалась торговля, происходили процессы первоначального накопления капитала, господствовали республиканские политические режимы.
В узком смысле термин "возрождение" означал активное использование литераторами, философами, учеными богатых традиций античного наследия. В широком — стал синонимом новой европейской культуры. Ее существенным признаком становится антропоцентризм — напряженный интерес к конкретному человеку, его деятельности, месту в мире, предназначению, внутреннему и внешнему облику, нуждам. Индивидуализм как принципиальная установка при рассмотрении человека становится средством обоснования его самоценности, необходимости освобождения от социально-политических и духовных оков средневековья. Возрастание личностного фактора находит свое выражение и в социальной психологии, что, например, проявляется в отношении к фактору времени. Именно в тот самый срок на башнях итальянских городов-государств появляются первые механические часы. Виднейший гуманист Дж.Манетти утверждал, что всемогущий бог, подобно банкиру, раздает людям час как денежки, а потом строго спрашивает с каждого о целесообразности его использования. Время становится активным фактором личностной, индивидуальной деятельности.
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный
скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности — ионийцам.
Философия
эпохи Возрождения тесно
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.
Скепсис Монтеня расчищал дорогу новым идеям, новому знанию. Этим был подготовлен второй период философии Возрождения - натурофилософский.
Бернардино Телезио (1509-1588) возрождал материализм ионийцев. В основе мира лежит единая материя, наделенная внутренними противоположностями - теплого и холодного. В борьбе возникают четыре стихии, и из их сочетания состоит все многообразие вещей.
Работами Бернардино Телезио и Николая Коперника было подготовлено создание учения Джордано Бруно - естественнонаучного материалиста, диалектика, оптимиста.В 16 веке произошло возрождение философии медицины Гиппократа.
Продолжала существовать натурофилософия магико-мистического типа.
Лидером ее был Парацельс - выдающийся врач-практик, хирург и терапевт.
Исходной его идеей было утверждение, что всякая реальность имеет свое правило, так называемое "архе жизни" - активную духовную жизненную силу, в которой содержится ключ к природе, и кто его познает, тот приобретет способ, как действовать (мистическим образом) на природу и преобразовывать ее. В сущности, все искусство врача, по Парацельсу, зависит от освоения этого способа.
Но и через первый, и через второй периоды Возрождения проходит платонизм, создавший определенный духовный климат. Это не означает, что платоновская мысль и его диалоги стали любимой формой философствования. Платонизм вошел в эпоху Возрождения с многовековыми наслоениями с виде неоплатонизма, христианских наслоений. Что касается философского содержания возрожденного платонизма, то следует отметить, что особых оригинальных элементов эпоха Возрождения не внесла. Значение имеет лишь племика "превосходства" Платона над Аристотелем. Но грандиозный расцвет платонизма состоялся благодаря работам Николая Кузанского. Он был предшественником итальянской натурофилософии, первопроходцем современного мышления, которое начало складываться на рубеже средневековья и Ренессанса.
Эпоха Возрождения породила предшественников утопического социализма - Томаса Мора и Томмазо Кампанеллу - автора "Города солнца".
Особенности культуры эпохи Возрождения состоят в том,что средневековье ставило в центр своего мировоззрения и всей духовной жизни Бога, было, как говорят, Теоцентричным; а Возрождение вместо Бога в центр поставило Человека, было, как говорят, Антропоцентричным. Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой Гуманизма.
Духовная культура масс в период Средневековья формировалась устною проповедью церковников. Господствовала сплошная неграмотность. Преобладающее большинство священников воспринимали от своих
умудренных иерархов и богословов содержание религиозного учения на слух,
поскольку и сами были неграмотными. В 1445 году немецкий изобретатель Йоган Гутенберг (1399-1468) создал печатный станок, на которой отпечатал текст Библии. Церковь - и православная, и католическая - проклинала книгопечатание, сжигала отпечатанные Библии вместе с ее владельцами. Средние века не случайно были прозваны веками темноты и мракобесия. Средневековому бескультурью и неграмотности Возрождение противопоставило просвещение. А поэтому Возрождение называют еще эпохой Просвещения. Деятели Просвещения, кроме Библии, издают сочинения античных философов, курсы своих лекций, пишут и распространяют на национальных языках свои произведения.
Возрождение прославилось расцветом Реалистического искусства, которое пришло на смену иконописного, условного и мистифицированного, искусства Средневековья. Возрождение дало человечеству таких гениев живопись, как Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микельанджелло, Ботичелли; таких писателей, как Бокаччио, Франсуа Рабле, поэта Петрарка и других непревзойденных художников.
И наконец. Возрождение было культурой Оптимизма в противоположность средневековой культуре — Пессимизма.
Пантеистическая натурфилософия Возрождения
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является итальянская натурфилософия ХVII вв., вобравшая в себя разнообразные, порой противоречивые традиции. Связи натурфилософов с современным им естествознанием был глубоки и многообразны. Несмотря на общую тенденцию натурфилософской мысли, ее характерной особенностью являются индивидуальные отличия и стремление каждого мыслителя создавать собственный вариант картины мира.
К наиболее значительным ее представителям можно отнести Дж. Кардано (1500-1577), Б. Телезио (1509-1588), Ф. Патрици (1529-1593), Т. Парацельса (1493-1541), Дж. Бруно (1548-1600), Т. Кампанеллу (1568-1639). Под натурфилософией эти мыслители понимали не только философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства, противостоящий как книжному знанию схоластов, так и теологическим построениям.
Можно отметить общие черты, присущие всем натурфилософским концепциям Возрождения. Важнейшей из них является пантеизм ренессансной философской мысли. Хотя Бог и сохраняется в качестве творческого принципа, направляющего жизнь природы и человека, однако он мыслится при этом в тесном единстве с ними. Следующей важной чертой натурфилософии является органический взгляд на мир, сущность которого состоит в аналогии между организмом и природой, в понимании природы как живой и изменяющейся. В качестве третьей черты натурфилософии можно назвать идею тождества микрокосма и макрокосма, согласно которой человек, являясь частицей космоса, отражает его в себе. И, наконец, четвертой, хотя, может быть, и не
последней чертой
можно назвать страстное
Основателем натурфилософии эпохи Возрождения считается Б. Телезио, устраняющийся от церкви и берущий природу в качестве своей единственной путеводной нити. Его предшественником был Д. Кардано, указавший философии на познание природы, на внутреннюю связь всех явлений и на всепроникающее единство живой и одушевленной природы. Свою натурфилософскую систему Телезио изложил в книге «О природе вещей согласно ее собственным началам». Отвергая все авторитеты древности, включая Аристотеля, он выступает против схоластического псевдообъяснения природы путем нагромождения замысловатых терминов. Если природа - единственный объект познания, то чувства, по мнению Телезио, являются его главными руководителями.
В центре натурфилософии находится учение о силах природы и предположение о единстве этих сил. Он считает, что в природе все нужно объяснять из вещества и силы, из материи и присущих ей сил, действие которых состоит в распространении и сокращении. Теплота уже не вещество, а движение или причина движения, следствием ее являются огонь, воздух и вода. Устранив теологические и религиозные вопросы при изучении природы, система Телезио становится вполне монистической и натуралистической.
Задачу натурфилософии Телезио видит в выявлении подлинных, действительных свойств вещей и извлечении этих свойств «из самих вещей» с учетом чувственной очевидности. Такими выведенными из самой природы началами вещей он считает материю и бестелесные активные силы - тепло и холод. Материя придает вещам телесность и массу, тепло и холод дают им свойства и формы. Борьба противоположных начал проявляется в противостоянии двух «великих тел» космоса - неба и Земли. Небо есть материя,
в которой действует теплое начало, Земля находится в обладании холода. Материальная субстанция неба и Земли едина и небо столь же телесно, как и Земля.
Высшим достижением философской мысли эпохи Возрождения является
пантеистическая натурфилософия Д. Бруно. К его основным произведениям относятся «О причине, начале и едином», «О бесконечности, Вселенной и мирах», «О героическом энтузиазме». Свои теоретические интересы Бруно сконцентрировал на решении натурфилософских проблем, считая, что цель философии состоит в познании природы. Основой для ее достижения являлось разделение предметов веры и разума, не допускающее вмешательства религии в философскую и научную область.
Проблема соотношения природы и Бога решается Бруно с позиций последовательного натуралистического пантеизма, т.е. растворения Бога в природе. Бог, совпадающий с природой, заключен «в вещах». Он не противостоит природе как творец и создатель, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало. Максимальное сближение Бога и природы имеет следствием своеобразную реабилитацию материи, которая есть не что иное как «божественное бытие в вещах». Бруно уравнивает Землю и Солнечную систему со всеми бесконечными звездными системами и кладет начало преодолению аристотелевско-схоластического дуализма земного и небесного.
Последним крупным натурфилософом эпохи Возрождения явился Т. Кампанелла, основными сочинениями которого были «Метафизика», «Об ощущении вещей и магии», «Город Солнца». Он боролся против схоластики, отвергал авторитет Аристотеля и призывал к опытному изучению природы. Задачу философии и науки Кампанелла усматривал в их увеличении могущества человека над природой. В трактате «Против языческой философии» он излагает учение о «двух книгах» , из которых мы черпаем истину. Живую книгу природы человек познает с помощью разума и ощущений, этим занимаются философия и наука. Вторая книга - Священное писание, -
предметом которой
является наставление в вере. При
таким подходе к решению
великих открытий.
Понимая сотворение мира, Кампанелла вместе с тем дал такое решение проблемы отождествления природы и Бога, которое оставляло мало места непосредственному божественному вмешательству в жизнь Вселенной. Дав миру общие законы бытия и движения Бог не заботится о частностях.
Гуманизм (антропоцентризм) мыслителей Возрождения.
Гуманизм связан со смещением акцента в культуре с Бога на человека. И в искусстве, и в философии презрение к земному естеству заменяется признанием причастности человеческого естества к высшему смыслу и гармонии мироздания. Реабилитируется не только тело человека, его чувства, но и разум, который принижался средневековыми теологами: вера ставилась выше разума. Гуманизм связан с открытым провозглашением и оправданием стремления человека к счастью при жизни, наравне с загробным царством. Все эти темы безусловно присутствуют в античной культуре, которая была телесной, чувственной, материально наполненной, в сравнении с аскетической культурой средних веков. Представление о человеке как источнике огромной творческой мощи, является одним из проявлений возрожденческого индивидуализма. Но в том-то и дело, что подобного взгляда не могло возникнуть ни в античности, ни в средние века. Да, античность с уважением смотрит на человека-творца. Но источник творческой силы человека, с точки зрения античности, - это Космос. А человек эту мощь только проявляет. И точно так же в средние века источник способностей человека - это внешняя сила, т. е. Бог. Только в эпоху гуманизма источником творчества становится сам человек, его активность, его индивидуальность. И в этой установке на индивидуализм, на личность как на главную движущую силу человеческого мира - неповторимое своеобразие культуры Возрождения. Недаром обоснованием индивидуализма заняты лучшие умы этой эпохи.5
Яркой фигурой в ней был Пико делла Мирандола (1463-1494). Красавец-аристократ, граф Мирандолы и синьор Конкордии, он очень рано стал поражать современников одаренностью и ученостью. Начиная с четырнадцати лет, Пико изучает в Падуанском университете средневековую теологию, там же знакомится с учением Аверроэса, арабских и еврейских мыслителей. В ходе поездки в Париж в 1485 году Пико приобщается к дискуссиям поздней схоластики. Кроме того, он интересуется каббалой и мистическими учениям
Древнего Востока. Столь многосторонняя образованность становится поводом для создания его собственного учения. В результате в декабре 1486 года двадцатитрехлетний граф Мирандола публикует 900 тезисов, которые он намеревается защищать на диспуте в Риме. Значительная часть тезисов была составлена на основе учений Платона и Аристотеля, а также арабской философии и каббалы, поскольку во всех этих учениях он находил важные идеи. Но 500 тезисов выражали собственную позицию Пико по поводу устройства мира и места в нем человека. На диспут приглашались ученые всей Европы, которым Пико собирался оплатить поездку в оба конца. В начале диспута он намеревался выступить со своей «Речью о достоинстве человека». Но диспут не состоялся, так как римская инквизиция заподозрила ересь. Оправдываясь, Пико сочиняет «Апологию», после чего его позиция была уже официально осуждена. Спасаясь от инквизиторов, Пико вынужден бежать во Францию, но там его хватают и заключают в башню Венсенского замка.
Заступничество Лоренцо Великолепного спасло графа Мирандолу. Последние годы он провел во Флоренции. Его ранняя кончина в 31 год была загадочной. Поговаривали, что его отравили. Жизнь Пико вскоре обросла легендами, включая историю страстной любви и похищения возлюбленной, а также погони и сражения по дороге. В кругу флорентийской Академии Пико воспринимали как равного, несмотря на его молодой возраст. Еще в 1486 году он написал «Толкование» на «Канцону о любви» одного из членов Академии Джироламо Бенивьени. В ней он выразил взгляды, еще более свободные от христианской ортодоксии и еще более близкие к пантеизму. В конце жизни Пико написал трактат о семи днях творения под названием «Гептапл» и работу, согласовывающую учения Платона и Аристотеля, под названием «О сущем и едином».
Пико размышляет об иерархии бытия, в котором выделяет три уровня - ангельский, небесный и элементарный. Он не приписывает Богу атрибут красоты, поскольку, по мнению Пико, в ней содержится элемент
несовершенства.
Гармония и красота мира, считает
он, порождается соединением
Здесь Пико воспроизводит мысль, приписываемую Гермесу Триждывеличайшему. Но Пико уточняет и развивает эту мысль об универсальной природе человека. Формируя самого себя как «свободный и славный мастер», учит Пико, человек полагает законы своего собственного существования. Исходя из таких законов, Пико разворачивает критику «ложных наук», и, прежде всего, астрологии. В обширном трактате «Против прорицательной астрологии» он доказывает бессмысленность объяснения природных процессов и человеческой жизни общими и отдаленными причинами. От исследования движения небесных светил, указывает он, нужно обратиться к собственной природе вещей и человека. Исследованием именно этих «ближайших причин», согласно Пико, должна заниматься натуральная магия, в которой он видит противоположность суеверной магии.6
Заключение
Таким образом, Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность;
2. светский характер (против церкви);
3. гуманистическое мировоззрение;
4. обращение
к культурному наследию
Термин "Возрождение" тесно связан с термином и феноменом гуманизма, представляющем совокупное выражение подлинного духа данной исторической эпохи. Именно понятие "гуманизм" есть определение того "поворота к человеку", который как можно думать и является основным показателем динамики изменений, затронувших сущность не только культуры Возрождения, но и историко-философской традиции, логика поствозрожденческого развития которой была во многом предопределена антропологическим поворотом.
Хронологически Гуманизм и Возрождение занимают два века: XV и XVI, но некоторые исследователи расширяют временные рамки Возрождения, соответственно, до XIV и XVII веков. Тем самым, первым представителем движения Возрождения является Франческо Петрарка (1304-1374), а последним - Томаззо Кампанелла (1568-1639).
Эпoxa Boзpoждeния характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени. Пoэтoмy именно эпоха Boзpoждeния дала миру ряд выдающихся индивидyaльнocтeй, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделявшихся среди людей своей волей,
целеустремленностью, огромной энергией.
Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности, движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.
Культура эпохи Возрождения характеризуется глобальной сменой общемировоззренческих позиций. В центре возрожденческого мировосприятия оказывается уже не Космос античности и не Бог средневековья, а Человек.
Список использованной литературы