Философия эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 22:26, контрольная работа

Описание работы

"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное сред

Работа содержит 1 файл

Величайшим прогрессивным переворотом.docx

— 14.30 Кб (Скачать)

"Эпохой Возрождения"  или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.  

Философская мысль  Возрождения создает новую картину  мира, основывающуюся на представлении  о том, что Бог растворен в  природе. Это отождествление Бога и  природы называется пантеизмом. При  этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей."Величайшим прогрессивным переворотом" явилась эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.  

Философия эпохи  Возрождения теснейшим образом  связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими  открытиями, с успехами в изобретении  новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря  чему научные наблюдения стали значительно  более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области  естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение  научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.  

Философия Возрождения  была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение  к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе  чертей) и заменой их свидетельствами  естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности  человеческой культуры. Если для средневековых  схоластов все уже было сказано  в Священном писании, то мыслители  новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и  вечными. Они считали, что изучать  природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоценризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.  

С точки зрения это  философии истинно не то, что считалось  истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или  Фомой Аквинским, а лишь то, что  представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.  

Таким образом, к  характерным чертам философии эпохи  Возрождения относятся:  

ü Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;  

ü Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;  

ü Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;  

ü Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.  

Основными направления  философии эпохи Возрождения  являлись:  

Ø Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;  

Ø Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;  

Ø Натурфилософское (XVI-нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Информация о работе Философия эпохи возрождения