Философия эпохи возрождения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 05:56, контрольная работа

Описание работы

Величайший прогрессивный переворот, каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила тиранов», была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV–XVI вв.

Содержание

Введение________________________________________________________2
1.Гуманистическая направленность и социально-философское содержание эпохи Возрождения._____________________________________________3-5
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.____________________________6-8
3. Возрождение идей античной философии, с которыми связана эпоха Ренессанса.____________________________________________________9-10
Заключение.__________________________________________________11-12
Список литературы.______________________________________________13

Работа содержит 1 файл

философия 2.doc

— 74.50 Кб (Скачать)

                             Содержание: 
 

Введение________________________________________________________2

1.Гуманистическая направленность и социально-философское содержание эпохи Возрождения._____________________________________________3-5

2. Натурфилософия эпохи Возрождения.____________________________6-8

3. Возрождение идей античной философии, с которыми связана эпоха Ренессанса.____________________________________________________9-10

Заключение.__________________________________________________11-12

Список  литературы.______________________________________________13 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    Введение. 

Величайший прогрессивный переворот, каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила тиранов», была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и многообразие философской мысли XIV–XVI вв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия явилась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим “великим системам” XVII столетия и эпохе европейского Просвещения. [ 1]

В своей  контрольной работе я хочу осветить наиболее важные аспекты философии  Возрождения, раскрыть содержание данной философии, показать сущность естественнонаучных взглядов философов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Гуманистическая направленность и социально-философское содержание эпохи Возрождения. 
 

Философию эпохи Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм или  гуманизм, неоплатонизм, связанный  с широкой постановкой онтологических проблем, и специфика натурфилософии.

Гуманизм  является составной частью философии  Возрождения. В широком смысле слова  гуманизм представляет собой образ  мышления, который провозглашает  идею блага человека главной целью  социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. Родоначальником гуманизма считается поэт и философ Франческо Петрарка. Своими рассуждениями он заложил основу формирования личностного самосознания эпохи Возрождения. Человек эпохи постепенно отказывается от универсальных средневековых понятий, обращаясь к конкретному, индивидуальному.  Гуманисты вырабатывают новый подход к пониманию человека, в котором огромную роль играет понятие деятельности. Яркое воплощение этого подхода Леон Батист Альберти (1404-1472) – архитектор, живописец, автор трактовок об искусстве и т.д. По мнению Альберти, человек способен одержать верх над превратностями судьбы лишь собственной активностью.

Подлинным гимном индивидуализму можно считать  творчество Лоренцо Валлы (1407-1457). В главном своем философском сочинении "О наслаждении” неотъемлемым свойством человека Валла провозглашает стремление к наслаждению.

Идея  достоинства личности, указывающая  на особые свойства человека по сравнению  с другими существами и особое его положение в мире, хорошо просматривается в творчестве Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) – "Речи о достоинстве человека”. [ 1 ] В рассуждениях Джанноццо Манети (1396-1472), Томмазо Кампанеллы (1568-1639) и др. проявилась важнейшая характеристика гуманистического антропоцентризма – тенденция к обожествлению человека. Творчество Т.Мора является ярким выражением гуманистического нравственного идеала, учением о достоинстве человека и его свободе. В своем главном произведении "Утопия” он рассуждает о социальных и политических проблемах эпохи. Мор и Кампанелла принадлежат к прогрессивным мыслителям, их социалистические утопии представляют собой идейно целое и плодотворное течение социально-политических концепций Ренессанса. В своем творчестве они развивают мелкобуржуазные идеалы эмансипации и гуманизма. В философском смысле они позитивно повлияли на дальнейшее развитие европейского рационального мышления, в частности философии Просвещения. [ 4 ]

Эпоха Возрождения для наиболее передовых  стран Европы – это эпоха зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, эпоха возвышения буржуазии в борьбе с феодальной реакцией, эпоха глубоких социальных конфликтов – Крестьянской войны в Германии, религиозных войн во Франции и Нидерландской буржуазной революции. Философская мысль Возрождения возникает в борьбе итальянских горожан за создание и укрепление независимых городов-республик; она развивается в эпоху возвышения абсолютизма, Реформации и католической реакции в Европе. Судьбы философских учений и участь самих философов нельзя понять вне социально-политических и идеологических конфликтов эпохи.

Философская мысль Возрождения создает новую, пантеистическую в своей главенствующей тенденции картину мира, тяготея к отрицанию божественного творения, к отождествлению бога и природы, к обожествлению природы и человека. При этом дело не сводилось к формальному отождествлению бога и природы, речь шла о коренном пересмотре философского содержания этих понятий. Бог философии Возрождения – не бог ортодоксальной религии, не бог схоластического богословия. А природа из служанки и творения бога превращается в обожествленное, т. е. наделенное всеми необходимыми силами, первоначало вещей. Наивысшим и наиболее последовательным выражением этой тенденции становится натуралистический и близкий к материализму пантеизм Джордано Бруно. [ 1 ]

Эстетика  Ренессанса обязательно есть гуманизм. В отличие от теоретического неоплатонизма мы понимаем гуманизм как практическую систему свободомысленных убеждений в области морали, общественности, политики, педагогики и вообще исторического прогресса. В сущности говоря, все возрожденческие неоплатоник и тоже были гуманистами, включая и тех, которые были ближе всего к средневековой ортодоксии. Очень многие гуманисты тоже были и пифагорейцами, и платониками, и неоплатонизмами, и каббалистами, и вообще пантеистами, представителями магии. 
      Однако с исторической точки зрения ничто не мешает различать для эпохи Ренессанса неоплатонизм и гуманизм. Точнее будет сказать, что оба этих направления мысли могли и бесконечно близко сходиться одно с другим, вплоть до полного тождества, и довольно значительно расходиться, вплоть до их полного противопоставления. В глазах историка эстетики это скорее не тождество, но и не противопоставление, а только вполне естественное различие теоретического и практического образа мышления. В целом социально-философская мысль эпохи Возрождения не свободна от противоречий, она насыщена утопиями, но несомненная заслуга мыслителей в том, что они увидели в политике одну из объективных форм общественного сознания и в сложнейшем анализе попытались открыть ее закономерности. [ 2 ]
 
 

                    2.Натурфилософия эпохи Возрождения 

На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы). Именно она оказала определяющее влияние на развитие философии и естествознания Нового времени. Натурфилософия зачастую носила пантеистический характер, т.е., прямо не отрицая существования Бога, она отождествляла его с природой. Натурфилософия, явившись высшим результатом философской эволюции эпохи Возрождения, исчерпывает специфическое содержание философской мысли этой эпохи и уступает место философии нового времени, которая, хотя и наследует главнейшие достижения ренессансной философии, возникает вне завершившей свое развитие философии Возрождения – будучи связана с зарождением нового математического и экспериментального естествознания, прежде всего классической механики, и с созданием новой механистической картины мира. Подобную натурфилософию развивали Бернардино Телезио ( 1509—1588), основавший в Неаполе академию для опытного изучения природы, и ближайший советник Папы Пия II, кардинал, ученый, философ Николай Кузанский (1401—1464).

Н. Кузанского исследователи его творчества считают  первым выдающимся представителем пантеистической  философии эпохи Возрождения. Он сближает Бога с природой, приписывая последней божественные атрибуты и  прежде всего бесконечность в  пространстве; он также выступает против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и сотворенности ее во времени, хотя и оговаривается, что мир не является бесконечным в том смысле, в котором является Бог как «абсолютный максимум». Но все же «нельзя считать его и конечным, потому, что он не имеет границ, между которыми заключен». Н. Кузанский высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы: он увидел единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Глубокие идеи были высказаны им в теории познания. Он обосновал понятие научного метода, проблему творчества — безграничность возможностей человека, особенно в сфере познания. Вместе с тем и в познании проявляется его пантеизм: Бог заранее есть все, что только может быть. Начало просвечивает во всем, а человек способен мыслить бесконечно, преодолевая любые противоположности. Философские воззрения Николая Кузанского оказали воздействие на последующую натурфилософскую мысль эпохи Возрождения.

Одним из величайших гениев эпохи Возрождения был Джордано Бруно (1548— 1600). Он отбросил все церковные догматы о сотворении мира, о якобы имевшем место начале мира и грядущем его конце; развил гелиоцентрические идеи Коперника, утверждая, что существует бесконечное множество миров Вселенной. В работе «О бесконечности. Вселенной и мирах» он заявлял: «Я провозглашаю существование бесчисленных отдельных миров, подобно миру этой Земли. Вместе с Пифагором я считаю ее светилом, подобным Луне, другим планетам, другим звездам, число которых бесконечно. Все эти небесные тела составляют бесчисленные миры. Они образуют бесконечную Вселенную в бесконечном пространстве...» Вместе с тем Дж. Бруно много писал о Боге.

Натурфилософские  взгляды Бруно соединяются с  элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпает из античных источников. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, а континенты в моря. Интересны его рассуждения о человеке как микрокосме и его связи с макрокосмом (природой). Человек — часть природы, его безграничная любовь к познанию бесконечного, сила его разума возвышают его над миром

Немаловажное  философское значение имеют труды  Галилео Галилея (1564—1642). Он разглядел бесчисленные скопища звезд, образующих Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им телескопу, пятна на Солнце и т.п. Занимаясь вопросами механики, Галилей открыл некоторые ее фундаментальные законы, которые свидетельствовали о том, что существует естественная необходимость. Эта идея была усилена открытыми Кеплером законами движения планет вокруг Солнца. Галилей призывал отбросить все фантастические построения и изучать природу опытным путем, искать естественные, собственно природные причины объяснения явлений. С его точки зрения, все явления можно свести к их точному количественному соотношению. А поэтому, полагал он, математика и механика лежат в основе всех наук. Галилей в научную методологию вводит количественный анализ, опытно-индуктивный и абстрактно-дедуктивный способы исследования природы. Бог выступает у Галилея как перводвигатель, который сообщил движение планетам. Дальше природа стала обладать своими собственными объективными закономерностями, которые должны изучать науки. Таким образом, Галилей одним из первых сформулировал деистический взгляд на природу, который затем встречался у мыслителей XVII и XVIII вв. [ 5 ]  
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Возрождение идей античной философии, с которыми связана эпоха Ренессанса.     
 

Ренессанс обычно характеризуется как возрождение  античных наук и искусств. Это правильно. Однако сводить Ренессанс только на одну античность - это значило  бы не уловить в Ренессансе самого главного. Тут непонятно и то, с какой стороны воспроизводилась античность в Ренессансе; непонятно и то, какую античность надо иметь в виду. Говорят, что античность играла здесь роль земной опоры при отходе возрожденческого человека от средневековой твердыни. Однако в античности кроме земного было очень много и неземного, а возрожденческий человек в одних отношениях действительно отходил от средневековья, а в других отношениях пока еще вовсе не отходил. Возрождение классической древности, давшее наименование эпохе, определило решающую роль античного философского наследия в формировании философских воззрений мыслителей XIV–XVI вв. 
Эстетика Ренессанса есть, прежде всего, неоплатонизм, но не античный, который был бы для нее слишком нечеловеческим и слишком космологическим, и не средневековый, который был бы для нее слишком надчеловеческим и слишком теологическим. Это был антропоцентрический неоплатонизм, который потому-то и использовал антично-средневековые формы неоплатонизма, что они были переводом абстрактно-всеобщих форм старого идеализма на язык интимного переживания как в области слишком жестких законов природы, так и в области слишком аскетических форм внутренней жизни человека. Неоплатонизм Ренессанса придавал его эстетике возвышенный, оживленный, всегда поэтический и часто даже веселый, художественно-игривый и жизненно-радостный, почти богемный характер. При этом неоплатонизм эстетики Ренессанса сохранял свою специфику и в сравнении с античностью, и в сравнении со средними веками. В формировании ренессансного мышления огромную роль сыграло античное культурное  наследие. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Но само понимание человечности существенно перетолковываются. Античный мир оценивал индивида не в его качестве  индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Человек, словно микрокосм, сам по себе является источником знания, что в  нем содержатся некоторые врожденные идеи, ли как-то, что человек содержит в себе самом все потенции собственного развития. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.  Возрожденцы удивительным образом умели объединять самые возвышенные, самые духовные, часто даже платонические и неоплатонические идеи с таким жизнерадостным, жизнеутверждающим, веселым и игривым настроением, которое иначе и назвать нельзя, как светским и даже земным. Как объединить неоплатонизм Флорентийской академии с царившим в ней беззаботным, привольным, порою игривым настроением - этот вопрос редко кому приходит в голову. А ведь флорентийцы - самые настоящие возрожденцы, которых часто называют и гуманистами. [ 3 ]

Информация о работе Философия эпохи возрождения