Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2012 в 22:18, контрольная работа
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Общая характеристика эпохи.
Антропоцентризм философии Возрождения. Натурфилософия и проблема человека и общества.
Выдающиеся мыслители Возрождения: Н. Кузанский, Д. Бруно, М. Монтень, Б. Паскаль, Э. Роттердамский и др. (один по выбору)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»
Центр дистанционного образования
Самостоятельная работа
по дисциплине: Философия
Философия эпохи Возрождения
Вариант 5
Исполнитель: студент
группа__Ук 11 Пр
Ф.И.О Тимченко И.В.
Проверил: Толкачев Ю.А.
Екатеринбург
2012
Тема 5. Философия эпохи Возрождения
1. Общая характеристика эпохи.
Эпоха Возрождения для наиболее развитых европейских стран явилась временем зарождения капиталистических отношений, складывания национальных государств и абсолютных монархий, глубоких социальных и религиозных конфликтов, бурного развития естествознания и великих географических открытий. Поэтому одной из причин возникновения Ренессанса является причина экономическая, так как это было время бурного развития ремесел, возникновения и укрепления городов (недаром Возрождение начинается именно в Италии, где существовали такие города-полисы, как Рим, Неаполь, Венеция, Флоренция, наиболее развитые с экономической точки зрения). Экономически свободные люди для оправдания и обоснования своей деятельности требовали нового мировоззрения, отличного от того, какое давали оторванные от жизненной практики схоластические построения атомистов и поздних номиналистов или аскетические трактаты католических священнослужителей, монахов и ранних отцов Церкви. Требовалась другая, более деятельная и ориентированная на земные цели философия, каковая и не замедлила появиться.
Не последнюю роль в
возникновении Возрождения
Эпоха Возрождения (Ренессанса), охватывающая период с XIV по начало ХVII вв., приходится на последние столетия средневекового феодализма. Голландский культуролог И. Хейзинги так и прозвал ее «осенью Средневековья». Исходя из этого, что эпоха Возрождения является периодом, отличным от Средневековья, можно не только различать эти две эпохи, но и определить их связи и точки соприкосновения. Эпоха Возрождения оказала большое влияние на дальнейшее развитие культуры и философии.
Эпоха Возрождения – это переворот в первую очередь в системе ценностей, в оценке всего сущего и отношении к нему. Возникает убеждение в том, что человек – высшая ценность. Такой взгляд на человека обусловил важнейшую черту культуры Ренессанса – развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни.
Одной из характерных черт духовной атмосферы этого времени стало заметное оживление светских настроений. Светский характер присущ и такому яркому явлению культуры Возрождения, как гуманизм. В широком смысле слова гуманизм представляет собой образ мышления, который провозглашает идею блага человека главной целью социального и культурного развития и отстаивает ценность человека как личности. В такой трактовке этот термин употребляется и в наше время. Но как целостная система взглядов и широкое течение общественной мысли гуманизм возник в эпоху Возрождения.
Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец для современности. Эпоха Возрождения обращается к античности, особенно к наполненным идеями человечности позднеантичным учениям. Античный мир оценивал индивида не в его качестве индивида, но как носителя чего-то универсального, например добродетели, а возрожденная античность увидела в индивиде как индивиде уникальное выражение Вселенной, т.е. нечто неповторимое, незаменимое и бесконечно значимое. Представление о человеке как малом космосе выражено у Анаксимена, Гераклита, Демокрита, Платона. Но человек у греческих философов не равен и не тождественен космосу. Он скорее часть космического порядка.
Философская мысль в целом настраивается оппозиционно католической идеологии, однако атеизма нет, отрицается не христианство и Бог, а выражается неудовольствие деятельностью церкви, проявляющей излишнюю властность в обществе. Переосмысливаются многие положения христианского богословия, в том числе место и положение человека в мире. Человек – не только важнейший объект философского рассмотрения, но и центральное звено космического бытия. Если в средневековой философии человек рассматривался прежде всего с греховной стороны, то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобие. Разум, творчество, красота, свобода и т.д. – эти черты присущи человеку не сами по себе, они являются отражением Бога в человеке. Таким образом, главной чертой философии эпохи возрождения является ярко выраженный антропоцентризм, имеющий глубоко христианские корни. Человек восхваляется и предельно возвышается как вершина мироздания, призванный к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробном мире, но и в земной жизни. Основной проблемой в области метафизики в это время становится вопрос о соотношении Бога и мира: создан ли мир Богом, или он существует от века? И если в средневековье Бог и природа, материя и форма резко противопоставляются, то в возрожденческой философии наблюдается их сближение, а в некоторых концепциях начинает преобладать пантеизм, где Бог лишается свободы, не творит мир из ничего, но является совечным миру и сливается с законом естественной необходимости. В результате этих процессов в философии Возрождения вырабатывается новая, пантеистическая в своей основе картина мира, приводящая как к отождествлению Бога и природы, так и к обожествлению самого человека. Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом место стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование. В этом и заключается ещё одна особенность Ренессансной культуры и философии – секуляризация (освобождение от церковного влияния). Проблемы государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму теологии, эти области бытия обретают самостоятельное существование, законы которого должны изучаться светскими науками. В этот период поворота интереса к природе возникают и развиваются естественные науки.
Следствием возросшего интереса к классической культуре стало также изучение античных текстов и использование языческих прототипов для воплощения христианских образов, собирательство камей, скульптур и прочих древностей, а также восстановление римской традиции портретных бюстов. Возрождение античности, собственно, дало название всей эпохе, ведь «ренессанс» и переводится как «возрождение».
Обучение и научные исследования больше не были исключительно делом церкви. Возникли новые школы и университеты, проводились естественно-научные и медицинские эксперименты.
В архитектуре ведущую роль стали играть светские сооружения, общественные здания, дворцы, городские дома. Используя ордерное членение, стены, арочные галереи, колоннады, своды, купола, архитекторы (Брунеллески, Альберти, Брамманте, Палладио в Италии, Леско Делом во Франции) придали своим постройкам величественную ясность гармоничность и соразмерность человеку.
Художники и скульпторы стремились в своем творчестве к естественности, к реалистичному воссозданию мира и человека. Изучались классические статуи и анатомия человека. Художники начали использовать перспективу, отказавшись от плоскостного изображения. Объектами искусства стали человеческое тело (в т.ч. обнаженное), классические и современные сюжеты, а также религиозные темы. Прославленными художниками Ренессанса являются Донателло, Мазаччо, Пьеро дела Франческа, Рафаэль, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Веронезе в Италии; Ян Ван Эйк, Брейгель в Нидерландах; Нитхард, Хольбейн, Дюрер в Германии.
В музыке, проникающейся гуманистическим мироощущением, развивается вокальная и инструментальная полифония. Появляются новые жанры светской вокальной и инструментальной музыки. Эпоха завершается появлением новых музыкальных жанров – сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших утверждению гомофонии.
В Италии зарождались капиталистические отношения, и дипломатия стала использоваться как инструмент в отношениях между городами-государствами. Научные и технические открытия, такие, как изобретение книгопечатания, способствовали распространению новых идей. Постепенно новые идеи овладели всей Европой.
Гуманизм переменил точку зрения. Человек был поставлен в центр как существо, подобное богу в результате его собственных творческих способностей.
2. Антропоцентризм
философии Возрождения.
Основной характерной чертой философии Возрождения стал антропоцентризм, признание человека главным объектом мироздания, его центральной точкой. Теперь учёные, философы и деятели искусства стремились постичь именно человека, а предметы универсума изучались в их отношении к человеку. Само мироздание рассматривалось как макрокосм, аналогичный микрокосму – человеку. Наиболее явственно антропоцентристская установка проявлялась в гуманистическом движении, приобретшем преобладающее влияние в раннем итальянском Возрождении.
Человек, понятый как земное воплощение Бога, становится на некоторое время основным предметом изучения философии, судьёй и владыкой мира. Философия эпохи Возрождения в большинстве своём антропоцентрична. Причём, человек понимается в качестве некоего «свободного и славного мастера», наделённого гигантскими творческими возможностями, сравниться с которыми может только Бог. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему все по плечу, он может всё.
У истоков нового мировоззрения
стоят великие поэты и
Предметом философии становится земная
жизнь человека, его деятельность.
Задачей философии является не противостояние
духовного и материального, а раскрытие
их гуманистического единства. Место конфликта
занимают поиски согласия. Это относится
как к природе человека, так и к положению
человека в окружающем мире — мире природы
и общества. Ценностям Средневековья гуманизм
противопоставляет ценности земного мира.
Следование природе провозглашается обязательным
условием. Аскетический идеал рассматривается
как лицемерие, состояние, противоестественное
природе человека.
Формируется новая этика,
основанная на единстве души и тела, равноправии
духовного и телесного. Заботиться об
одной душе нелепо, ибо она следует природе
тела и не может действовать без него.
Человеческое в человеке — это всего лишь
возможность, заложенная в нем Богом. Для
своего осуществления она требует от человека
существенных усилий, культурной и творческой
деятельности.
В процессе жизнедеятельности природа
дополняется культурой. Единство природы
и культуры обеспечивает предпосылки
возвышения до того, по чьему образу и
подобию он сотворен. Творческая деятельность
человека является продолжением и завершением
Божественного творения. Благодаря творчеству
человек может подняться до заоблачных
высот, стать земным богом.
Мир и человек — творение
Бога. Религиозное мировоззрение не отрицалось
творцами эпохи Возрождения, оно лишь
видоизменялось в сторону признания предназначения
человека. Не в пассивном наслаждении
божественных дел, а в творческой жизнедеятельности
есть истинное человеческое предназначение.
Только в творческом деянии человек обретает
возможность наслаждаться этим миром.
Идеалом Возрождения является универсальная
личность, не признающая никаких границ.
Творчество такой личности не ограничивается
рамками науки или искусства, оно приобретает
всеобъемлющий характер, превращаясь
в позицию универсального жизнетворчества.
Эта эпоха нуждалась в титанах и рождала
титанов.
С антропоцентризмом связан
характерный для Возрождения
культ красоты, и не случайно как
раз живопись, изображающая, прежде
всего, прекрасное человеческое лицо и
человеческое тело, становится в эту
эпоху главным видом искусства.
У великих художников - Боттичелли,
Леонардо да Винчи, Рафаэля мировосприятие
Ренессанса получает наивысшее выражение.
В эпоху Возрождения, как никогда
раньше, возросла ценность отдельного
человека. Ни в античности, ни в средние
века не было такого жгучего интереса
к человеческому существу во всем
многообразии его проявлений. Выше
всего в эту эпоху ставится
своеобразие и уникальность каждого
индивида. Изощренный художественный
вкус везде умеет распознать и
подчеркнуть это своеобразие; оригинальность
и непохожесть на других становится
важнейшим признаком великой
личности. Нередко поэтому можно
встретить утверждение, что именно
в эпоху Возрождения вообще впервые
формируется понятие личности как
таковой. И в самом деле, если мы
отождествим понятие личности с
понятием индивидуальности, то такое
утверждение будет вполне правомерным.
Однако в действительности понятие
личности и индивидуальности следует
различать. Индивидуальность - это категория
эстетическая, в то время как личность
- категория нравственно-
Исходя из всего вышесказанного,
можно заключить, что основным отличием
антропоцентризма от теоцентризма является
переход от религиозных объяснений
происходящих в природе явлений
к естественно-научным их толкованиям.
Благодаря этому переходу наука
и искусство получили второе дыхание,
перейдя из-под лона церкви в светский
мир. Антропоцентризм послужил толчком
к развитию таких неотъемлемых для
нашего нынешнего бытия дисциплин
как гуманизм, плюрализм и так
далее. Даже психология в своем расцвете,
в какой то мере обязана антропоцентризму,
так как именно благодаря ему
произошло переключение интересов
деятелей науки и искусства с
проблем божественных на проблемы человеческие.
На то, как человек осознаёт себя,
как взаимодействует с социумом
вокруг себя и как добиться наилучшей
синхронизации этого